«Тайваньский вариант» и «молдавский склероз»
12.05.2008.
Ольвия-пресс (Тирасполь)
Сегодня в России ведутся дискуссии на тему
«тайванизации» отношений с Приднестровьем. Мол, признание с 1949 года
гоминдановского правительства на Тайване идёт со скрипом. Даже лучшие
друзья генералиссимуса Чан Кай Ши и его последователей – Соединённые Штаты и то
не спешат с официальным дипломатическим признанием острова. Гоминдановцы -
друзья, но истина в лице материкового Китая – дороже. И, тем не менее,
отсутствие дипмиссий в Тайбее не помеха развитию отношений с Тайванем. Даже
Китайская Народная Республика, которая никогда и ни при каких
обстоятельствах не признает «другой» Китай, тем не менее, пытается
сотрудничать с ним. Причём на взаимовыгодных условиях… Может быть, и громко
будет сказано, но московские политики своими предложениями о переложении
«тайваньского опыта» на приднестровскую почву ничего нового не открыли.
Ещё 8 мая 1997 года высшие руководители России, Украины,
Молдовы и Приднестровья поставили свои подписи под документом, который
автоматически «тайванизировал» Приднестровскую Молдавскую Республику.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе этот документ приняла, что
называется, на «ура», и под ним появилась подпись тогдашнего действующего
Председателя ОБСЕ. Московский Меморандум «Об основах нормализации
отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанный 8
мая 1997 года, и стал тем самым документом, который закрепил то, о чём
ныне рассуждают в Москве.
Итак, на свет появился документ, о котором столь же
непризнанные тайваньцы и мечтать даже не могут. Взять, к примеру, статью третью
Меморандума, которая гласит: «Приднестровье принимает участие в
осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного
права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам
принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно
устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической,
научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию
сторон». Да, статус субъекта международного права нам никто не предоставлял.
Ссылаются при этом на принцип «нерушимости границ в Европе». Он, правда, не
соблюдается, но есть…. И, тем не менее, по смыслу данной статьи Меморандума,
Приднестровская Молдавская Республика имеет право вето на любое решение
Республики Молдова в её внешнеполитической деятельности. Ведь, найти во внешней
политике соседнего с нами государства вопроса, который бы напрямую или косвенно
не затрагивал бы интересы Приднестровья, просто невозможно. Если бы данный
документ исполнялся, то, к примеру, из аббревиатуры ГУАМ исчезла конечная литера
«М». Любой бы визит, будь то президента Республики Молдова или министра
иностранных дел этого государства и прочих «лиц с положением», не просто
бы согласовывался с приднестровской стороной. Нас вынуждены были бы
брать «прицепом». Но, увы, с молчаливого согласия ОБСЕ и стран-гарантов,
завизировавших документ, нас не только не приглашают поучаствовать в выработке
решений по внешнеполитическим вопросам, но и вовсе сделали «невыездными» с
приднестровской стороны тех, от кого зависит исполнение данной статьи.
О том, как Приднестровье имеет право устанавливать и
поддерживать международные контакты в экономической области, мы убедились
воочию на примере истории с таможенными печатями, экономической и транспортной
блокадами. Меморандум не был бы международно-правовым договором, если бы
не содержал пунктов о гарантиях его исполнения. Статья 10, в частности, гласит:
«В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны вправе обратиться к
гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации
ситуации». Обращались и не раз, но, увы и ах… Официальный Кишинев остаётся глух
к репликам в его сторону, исходящим от стран-гарантов. Более того, Украина не
просто присоединилась к экономической блокаде Приднестровья, но и сыграла в ней
главенствующую роль, забыв о собственном статусе страны-гаранта.
Вообще, если государство не желает по тем или иным
причинам выполнять взятые на себя обязательства – оно официально объявляет об
отзыве подписи и денонсации международного документа, противоречащего его
национальным интересам. Не будем дискутировать на тему - соответствует ли
Московский меморандум государственным интересам Республики Молдова, но он ею не
денонсирован. Хотя подобные попытки уже предпринимались. В мае 2006 года
депутаты молдавского парламента Валерий Косарчук и Виталия Павличенко внесли в
высший законодательный орган Республики Молдова законопроекты о денонсации
Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в
приднестровском регионе Республики Молдова и Московского Меморандума. В начале
своей пояснительной записке к законопроекту его авторы недвусмысленно заявляют,
что ситуация на приднестровско-украинской границе после введения Украиной
новых таможенных правил заставляет Молдову пересмотреть своё отношение к
Меморандуму. Что ж, по крайней мере, честно.... Из уст двух молдавских
парламентариев прозвучало то, что не желало признавать руководство Республики
Молдова, а именно грубое нарушение молдавской стороной условий Меморандума.
Далее в пояснительной записке Косарчука и Павличенко к законопроекту говорилось:
«В результате подписания Кишиневом Меморандума-1997 под давлением, оказанным как
со стороны России, так и со стороны некоторых сил, предусматривалось, в
принципе, обеспечение политических, геостратегических и экономических интересов
тираспольского сепаратистского режима и Российской Федерации. Этот документ
рассматривается приднестровскими и российскими властями как имеющий статус,
равноценный международным соглашениям, предоставляя приднестровской стороне
право на независимую внешнеэкономическую деятельность».
Так и хочется задать вопрос авторам законопроекта: «А
как иначе, чем международное соглашение, можно рассматривать документ,
подписанный главами трёх признанных международным сообществом государств и
руководителем международной организации?». К тому же, что это за силы, под
давлением которых Кишинёв пошёл на подписание меморандума? ОБСЕ, что ли? Далее
ещё интереснее: «Девятилетний срок, истекший после подписания Меморандума,
выявил его ненужность для быстрого разрешения конфликта, признанного в настоящий
момент «замороженным». А Меморандум-1997 не может быть применен к «замороженным
конфликтам»».
Согласно данному перлу двухгодичной давности молдавских
парламентариев, Меморандум применим либо к уже разрешённому конфликту,
либо к «размороженному».
Может быть, и считали депутаты молдавского парламента
условия Меморандума 1997 года, противоречащими государственным интересам
Республики Молдова, но, тем не менее, проголосовали против данного
законопроекта. Ещё бы, приняв его, они бы согласились бы и со всей, мягко
говоря, алогичностью изложенного в пояснительной записке.
Возможно, что в дальнейшем молдавской стороной ещё будут
предприняты попытки торпедировать Меморандум. Пока же Молдова заняла позицию
«государственного склероза». Мол, помним что-то в мае 1997 года мы подписали, а
что именно – не помним. И те, кто в молдавском руководстве считает, что подобная
позиция выигрышна, глубоко заблуждаются. Ведь иметь дело с «забывчивыми» в
политике чревато последствиями. Мало ли что они ещё поподписывают….
|