Будет ЦАС, но не сейчас. Зачем нужен Союз неравных?
02.05.2008. Новое
поколение (Казахстан)
Ботагоз Сейдахметова
Идея объединения пяти бывших советских республик -
Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана - в
Центрально-Азиатский союз витала в воздухе давно и является естественной по
многим причинам. Во-первых, потому что нас объединяет общая история, во-вторых -
схожесть менталитетов и культур, в-третьих - географическая близость,
в-четвертых - взаимосвязанные системы водного хозяйства и энергетики, в-пятых -
общие вызовы безопасности.
Все эти причины логически привели еще в 2002 году
четырех лидеров Центрально-Азиатских государств - Узбекистана, Казахстана,
Киргизии и Таджикистана - к мысли о создании новой организации
"Центрально-Азиатское сотрудничество" (ЦАС), которая придет на смену
Центрально-Азиатскому экономическому сообществу
На деле процесс более глубокой интеграции между странами
Центральной Азии пока не приобрел той необходимой скорости, о которой мечтает
наш президент. На словах его довольно активно поддерживают все коллеги, однако
воз и ныне там - каждая страна региона развивается в меру своих возможностей,
ревниво оберегая от соседей свой суверенитет.
Аргументы тех, кто не торопится переходить от слов к
конкретным делам, очень просты. Страны нашего региона находятся на разных
стартовых позициях как по экономическим показателям, так и по степени
внешнеполитических амбиций.
При этом часто при рассмотрении перспектив регионального
союза ссылаются на опыт Европейского союза, который однозначно можно назвать
положительным. Между тем у меня всегда было ощущение, что история возникновения
Европейского союза большинству политиков нашего региона известна "на троечку",
потому как иные из них рьяно утверждают, что-де европейцам было легче, они были
одинаково богатыми.
На самом деле, Союз угля и стали, с которого начался ЕС,
был союзом государств, которые желали сообща восстановить разрушенную Второй
мировой войной экономику, восстановить разбомбленные заводы и предприятия.
Сделать это эффективно можно было только совместными усилиями. Так что вначале
вожделенный многими восточно-европейскими странами Европейский союз начинался
как союз неодинаково бедных.
Почивший ныне Советский Союз оставил после себя так
называемый СНГ, эффективность которого весьма символична. Однако СНГ - это
вывеска, которая объединяет страны по многим общим критериям и проблемам.
Вывеска, которая сохранила пусть и слабое подобие региональной интеграции, но
может служить отправной точкой для объединения по интересам.
Так, в отдельную группу стран постсоветского
пространства аналитики включают Таджикистан, Армению, Молдову и Кыргызстан, как
страны, лишенные опоры на значительные сырьевые запасы, со всеми признаками
"устойчивой нестабильности". Эта категория стран, которая пережила модификацию
политических режимов, которая травмировала каждую по-своему.
Во вторую группу можно включить такие постсоветские
страны, как Узбекистан, Туркменистан, Беларусь и Азербайджан, где относительная
стабильность обеспечена за счет административного давления. Это страны, где
политические режимы практически не подверглись реставрации, а социальные
проблемы остаются глубоковнутренними, не заметными со стороны.
Третью группу стран эксперты относят к лидерам СНГ и
делят на две пары. Первая пара: Россия - Казахстан. Вторая пара: Украина -
Грузия. Первую пару объединяет сырьевой фактор роста экономики, в частности,
богатые запасы нефти и газа. Кроме того, Казахстан и Россия практически
одновременно проводят различные реформы, в том числе политической системы. По
мнению экспертов, в этих странах политическая стабильность обеспечивается за
счет самой политической системы.
Вторую пару объединяет отсутствие сырьевых ресурсов, но
выраженное стремление к интеграции в западные структуры, такие, как НАТО и
пресловутый ЕС. Украина и Грузия пережили цветные революции, цели которых были
тоже общие - демократизация политической системы. Впрочем, пока
постреволюционные политические системы Грузии и Украины периодически
дестабилизируют общественную жизнь.
Что касается пяти бывших среднеазиатских республик,
включая Казахстан, то нас объединяет многое. Выше я уже перечислила логическую
цепочку, которая должна способствовать активизации интеграции в нашем регионе.
Так или иначе, некие интеграционные процессы между странами происходят. В
частности, мы просто вынуждены собираться на сезонные встречи для решения самого
больного для региона вопроса - водно-энергетического. Увы, пока все на уровне
деклараций.
На мой взгляд, развитию ситуации в позитивном русле
мешает некое азиатское упрямство, замешенное на амбициях лидеров региона. Явное
лидерство Казахстана, с одной стороны, раздражает наших соседей, с другой - и
нам добавляет ненужного снобизма, который только мешает процессу интеграции в
регионе.
Так, по мнению Виталия Волкова, редактора русской службы
"Немецкой волны", у Казахстана масса пробелов во внешней политике. Во-первых,
нет реального подхода к проблеме Афганистана. Запад скоро уйдет из Афганистана,
и все его проблемы лягут на плечи Казахстана, считает немецкий эксперт.
Во-вторых, надо учитывать кризис Таджикистана и тот факт, что Узбекистан
находится на перепутье.
Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин, выступая
на недавнем Евразийском международном медиа-форуме в Алматы, сказал, что
интеграционные процессы всегда были, есть и будут. В связи с этим он напомнил о
недавнем официальном визите президента Узбекистана в Казахстан. В отношении идеи
нашего президента Нурсултана Назарбаева о создании Центрально-Азиатского союза
Ислам Каримов высказал мнение о том, что для начала необходимо создать свободную
экономическую зону между странами региона и только потом говорить о создании
политического союза. Министр считает, что на самом деле всякий интеграционный
процесс начинается с экономической интеграции, просто в данном случае речь идет
о разночтении.
Марат Тажин: "Любое объединение начинается с
экономической интеграции"
Марат Тажин перечислил три главных принципа интеграции.
Первый принцип - сугубая добровольность. Второй принцип - сугубая
прагматичность. И третий принцип - не только элитная, но и социумная поддержка
(проще говоря, поддержка простого народа).
Все лидеры нашего региона прекрасно понимают
необходимость интеграционных процессов. Есть ли новые механизмы интеграционных
процессов? Марат Тажин напомнил восточную притчу о Ходже Насреддине. Когда
Насреддина спросили, где лучше быть, когда несут гроб: сзади гроба или спереди?
Он ответил: где угодно, но не посередине.
Так вот, видение Казахстана на то, как реализовывать
процесс интеграции, состоит в том, чтобы работать предметно по конкретным
вопросам, потому что 80 процентов договоров не работает и осталась на уровне
деклараций.
Президент Казахстана предлагает ежегодно рассматривать
какую-то одну проблему. В частности, сейчас на рассмотрении стран региона вопрос
о железнодорожной колее, необходимость перехода на европейские стандарты. По
мнению министра, за решением этого вопроса стоит геополитическая и
геостратегическая проблемы, которые определят всю транспортную политику
региона.
"Иногда мы телегу ставим впереди лошади и видим политику
там, где ее нет", - говорит Тажин. У Казахстана самая протяженная сухопутная
граница с Россией. Географический аспект может быть основой для интеграционных
процессов. Конечно, СНГ никогда не будет таким же союзом, как ЕС. Это вопросы из
области прикладных и практических.
Сирийский журналист задал вопрос по проблеме разделения
Каспийского моря, где решение зависит не только от стран СНГ, но также от Ирана
и США, которые имеют в каспийской зоне свои военные силы. Он напомнил, что часто
говорят, что Каспий пахнет кровью.
Марат Тажин выразил надежду, что Каспий все же пахнет
нефтью, а не кровью. Министр напомнил, что страны, вовлеченные в каспийскую
проблему, периодически встречаются, принимают совместные документы. В октябре
прошлого года в Тегеране прошел саммит Прикаспийских стран. Там, по сути, стоят
две главные проблемы. Первая - ширина береговой линии. И вторая -
транспортировка грузов по Каспию.
То бишь совершенно конкретные планы, без политики.
Посол Казахстана в США Ерлан Идрисов, который также
принял участие в Евразийском медиа-форуме, выразил мнение о том, что для стран
региона необходимо строить здоровую экономику и здоровое общество. Можно ли при
этом ставить знак равенства между демократией и стабильностью, насколько
стабильность в нашем регионе соответствует западным ожиданиям, это другой
вопрос. Странам СНГ, считает посол, важно вместе противостоять общим
вызовам.
|