КАЗАХСТАН
Друг без друга им нельзя
"Эксперт Казахстан"
№17 (165)/28 апреля 2008
Татьяна Николаева
Для успешного развития сотрудничества приграничных
регионов Казахстана и России необходимо гармонизировать нормы законодательства
двух стран и разработать долгосрочные стратегические программы на региональном
уровне
Жизнь казахстанских и российских приграничных
тер-риторий тесно взаимосвязана: родственники ездят друг к другу в гости, жители
приграничных городов и поселков торгуют на сопредельных территориях. Связи
многообразны: например, жители Уральска возят своих домашних питомцев к
оренбургским ветеринарам. Еще в недавнем прошлом, совершая подобные поездки,
часто приходилось делать большой крюк: из-за немногочисленности пунктов перехода
5?километровый путь удлинялся подчас в 10 раз. В прошлом году эта проблема была
решена: были созданы новые пункты упрощенного перехода, на которых отсутствует
таможенная служба. Но коммерческие грузы через них провозить нельзя. Жизнь
предпринимателей должно облегчить новое соглашение о сотрудничестве, подписанное
таможенными службами двух стран 18 апреля в Астане: введение совместного
контроля сократит время прохождения границы в три раза.
Заинтересованность обеих стран в создании комфортных
условий для жителей приграничья легко объяснима: слишком высока
взаимозависимость соседних трансграничных регионов, взаимодополняющих друг друга
в сфере экономики. Но одних мер по упрощению таможенного режима недостаточно для
успешного развития сотрудничества в дальнейшем. Нужна гармонизация систем
налогообложения компаний, занятых в приграничной торговле, и выработка
долгосрочных стратегий сотрудничества на уровне регионов.
Что есть, тем и торгуем
По данным Комитета таможенного контроля Министерства
финансов РК (КТК МФ РК), доля России во внешнеторговом обороте Казахстана уже
несколько лет стабильно составляет около 20%. Для большинства приграничных
регионов эта цифра заметно выше (см. график). В процентном соотношении
приграничные регионы значительно больше продают и покупают товаров в России, и
наиболее сильно эта тенденция заметна в северных областях Казахстана, у которых
давняя история экономического взаимодействия с российскими регионами.
Как и страна в целом, приграничные регионы РК поставляют
российским соседям в основном сырье и зерно. Также в Россию отправляются челноки
с китайским ширпотребом (на российских толкучках он стоит в разы дороже, чем в
Казахстане). Сами россияне приезжают к нам за дешевой водкой и бензином – но это
только для себя, много не вывезешь. В обратном направлении идет продукция
высоких переделов – машины и оборудование, продукты питания. Из России в
Казахстан везут молоко, сливки и сахар, а еще стройматериалы, удобрения,
косметику и одежду, только уже российского производства.
Предпосылки для появления именно такой структуры
торговли были заложены еще в советские времена, когда казахстанское сырье
поставлялось на предприятия РСФСР. "Глупо строить на своей территории новый
металлургический комбинат или искать новую сырьевую базу, когда можно
договориться с соседом о взаимовыгодных поставках", – неоднократно повторял в
различных интервью губернатор Омской области Леонид Полежаев. Например, на
Оренбургском ГПЗ перерабатывается газ с Карачаганакского месторождения.
"Уральская сталь", "Новотроицкий завод хромовых соединений" (оба – Оренбургская
обл.) и Магнитогорский меткомбинат (Челябинская обл.) ориентированы на
казахстанскую руду.
Соответственно, с обеих сторон участниками
внешнеэкономической деятельности являются практически все крупные предприятия
приграничных областей. В приграничных регионах Казахстана создается большое
количество совместных предприятий с российским участием. Впрочем, российские
предприниматели объясняют эту тенденцию просто – иначе на казахстанский рынок не
войти. Казахстанские игроки тоже заходят в Россию – на базе того же
Оренбургского ГПЗ "Газпром" и "КазМунайГаз" создали СП.
Перешли границу у реки
И российская, и казахстанская статистика сходятся в том,
что в целом товарооборот между РФ и РК в 2007 году составил больше 16 млрд
долларов (на приграничные регионы пришлось больше 7 млрд), однако по данным
России эта цифра – 16,575 млрд, а по данным Казахстана – 16,286 млрд долларов.
"В международной практике 10?процентная величина расхождений считается не
выходящей за пределы статистической погрешности, так как такие расхождения, как
правило, обусловлены не нарушениями законодательства, а методологическими
факторами", – разъяснили в КТК МФ РК.
При этом динамика товарооборота стабильна. "Ни прорывов,
ни каких-либо провалов не наблюдается", – так оценивает ситуацию в
российско-казахстанской приграничной торговле заведующий отделом Средней Азии и
Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. И добавляет: "Судить, насколько
позитивны изменения в данной сфере, достаточно сложно, просто потому, что
значительная часть трансграничного сотрудничества приходится на неконтролируемый
товарообмен, и реальный оборот между российскими регионами и областями
Рес-публики Казахстан не всегда находит четкое отражение на страницах
соответствующих статистических сборников".
Замки на границе
Значительная часть товарооборота попросту ускользает от
контролирующих органов. И в российских обладминистрациях, и в казахстанских
акиматах в один голос говорят, что самая болезненная проблема в приграничном
сотрудничестве – борьба с контрабандой. Нелегально по обе стороны границы
поставляется все что угодно: от наркотиков и китайских товаров до продуктов
питания.
Есть проблемы и у игроков, занимающихся легальным
бизнесом. В Торгово-промышленной палате Северо-Казахстанской области отмечают:
"Для российских экспортеров, предоставляющих казахстанским покупателям нулевую
ставку НДС, большой проблемой является нарушение сроков возврата НДС налоговыми
органами РФ. Одна из самых острых проблем, существующих на сегодняшний день у
казахстанских импортеров, – различия в казахстанском и российском перечнях
продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации". По мнению г-на
Грозина, партнерству России и Казахстана не хватает четко выстроенной стратегии:
"Цельной программы, которая была бы просчитана на пару десятилетий, не
существует ни у одного российского региона и, насколько я могу представить, у
казахстанских регионов тоже". Он считает, что сейчас все более значимым будет
становиться сотрудничество именно местных властей. Поскольку на уровне Астаны и
Москвы многие вопросы уже решены, и теперь предстоит их реализация на
региональном уровне.
Однако более жесткая, чем в России, вертикаль между
республиканскими и областными органами власти в РК может привести к тому, что
вопросы, которые российские губернаторы могут решать на областном уровне, будут
решаться на уровне правительства Казахстана, и эта волокита затянет решение
проблем приграничного сотрудничества.
"Ишим" пересох
05.05.2008.
Газета
Евгений Беляков Казахстан отказался от амбициозного космического
проекта
Россия и Казахстан сокращают космическое сотрудничество.
Казахстан полностью отказался от проекта "Ишим", который предполагал
использование российских истребителей МиГ-31Д, доставшихся Казахстану в
наследство после распада СССР, для доставки на орбиту легких космических
аппаратов. Проект признан нецелесообразным как по техническим, так и
экономическим причинам. В Казахстане уже завели уголовное дело по факту
неэффективного расходования бюджетных средств по проекту "Ишим". Счетный комитет
Казахстана оценил потери бюджета в 2,8 млрд тенге (560 млн рублей).
Нерыночный продукт
Проект российско-казахстанского космического запуска был
с самого начала сомнителен. "У меня сразу были сомнения в отношении
реализуемости данного проекта", - признается первый казахстанский космонавт
Токтар Аубакиров. По его словам, для реализации проекта нужен другой самолет,
либо должны появиться какие-то новые космические ракеты воздушного базирования.
Есть и другие причины. "Мы должны, к сожалению, закрыть этот проект из-за слабой
маркетинговой проработки и невозможности выхода на рынок", - заявил глава
Казкосмоса Талгат Мусабаев.
Система воздушных пусков - действительно экзотика. Она
существует только в США. Там уже запускают ракеты АСАТ "воздух - космос",
которые предназначены для поражения орбитальных систем с высоколетящих
истребителей. Тем не менее гражданского рынка для этой продукции пока не
существует.
Признание ГЛОНАССа
Российский навигатор Glospace SGK-70 завоевал золотую
медаль на прошедшем в Женеве Международном салоне изобретений и новой техники.
Его конкурентное преимущество: он может принимать сигналы сразу двух спутниковых
систем - не только американской GPS, но и российского ГЛОНАССа. Кроме того,
оставлен и задел на будущее, который может быть заполнен либо европейской
Galileo (запуск ожидается в 2013 году), либо китайской Compass. "Навигатор
позволяет ориентироваться в городе, просматривать фильмы и прослушивать цифровые
записи, смотреть фотографии, подключать внешние устройства и карты памяти, а
также играть во встроенные игрушки", - перечисляет возможности Glospace директор
НИИ космического приборостроения (НИИ КП) Юрий Королев. Навигатор снабжен
7-дюймовым сенсорным дисплеем со всем необходимым для управления
устройством.
Несмотря на признание, в розничной продаже навигатор
появится не скоро. "Сейчас в НИИ КП ведется подготовка производственных
помещений размером около 20 тысяч квадратных метров, где будет размещен
конвейер. К концу года там планируют выйти на мощность 500 тысяч изделий в
месяц", - пообещали корреспонденту "Газеты" в Роскосмосе.
"Теоретически тенденция к тому, чтобы масса аппаратов
снижалась, есть. Уже есть аппараты наблюдения весом меньше 100 кг, а научные
спутники доходят до массы меньше 1 кг, - поясняет эксперт "РОЭЛ Консалтинг"
Андрей Ионов. - Однако заказчиками таких аппаратов являются научные или
исследовательские институты, которые не могут заказать полноценный пуск, они
отправляют свои спутники в качестве попутной нагрузки - совместно с каким-нибудь
другим аппаратом".
Возможно, это не дешевле запуска с истребителя, однако
гораздо надежнее. По словам Ионова, стоимость при запуске космических аппаратов
часто играет роль лишь финансового ограничения, однако главный фактор - это
надежность запуска. "Если спутник делается несколько лет, то уверенность в том,
что аппарат окажется на орбите, это основной аргумент", - подчеркивает
эксперт.
"Байтерек" вместо
"Ишима"
Несмотря на то что проект "Ишим" разрабатывался
Казахстаном совместно с Россией (основной разработчик - Московский институт
теплотехники), в Роскосмосе к инициативе казахстанской стороны отнеслись с
пониманием. "Для Казахстана и России лучше биться в одном русле - над проектом
"Байтерек", - заявили корреспонденту "Газеты" в Роскосмосе.
Программа "Байтерек" - база российско-казахстанского
космического сотрудничества. В январе 2004 года президент РФ Владимир Путин и
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали соглашение об эффективном
использовании комплекса "Байконур". Срок аренды Россией космодрома "Байконур"
продлили до 2050 года. В ответ Россия обязалась создать новый, экологически
более безопасный космический ракетный комплекс. Им и должен стать "Байтерек", он
будет действовать на базе ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара", которая
создается в России.
Однако разработка проекта "Байтерек" затягивается. Глава
Роскосмоса Анатолий Перминов в марте заявил, что пока завершается лишь эскизная
и техническая проработка, только к концу этого года стороны определят стоимость
и сроки строительства. Возможно, неторопливость российской стороны и стала одной
из причин отказа от проекта "Ишим". Ведь в условиях, когда экономика Казахстана
переживает не лучшие времена, связанные с кризисом ликвидности, ипотечным
кризисом и разгоном инфляции, еще одного космического долгостроя Казахстан не
выдержит.
К нам едет "продукт Путина"
01.05.2008. Литер (Казахстан)
Досым Сатпаев
Начало мая будет довольно интересным, так как к нам на
огонек, совсем скоро, заглянет новый президент России Дмитрий Медведев, который,
как в свое время выражались некоторые казахстанские чиновники, является
"продуктом Путина".
Конечно, многое будет зависеть от того, какие личные
отношения Медведев выстроит с Назарбаевым, так как здесь уже присутствует
существенная разница в возрасте, в ментальности и в политическом опыте. Если
Владимира Путина еще приняли как ставленника опытного советского аппаратчика
Ельцина, которого хорошо знал сам Назарбаев, то Медведев совсем из другого
поколения. Поэтому какое-то время уйдет на притирку в их отношениях. Не стоит
забывать, что, особенно в странах Центральной Азии, приоритеты внешней политики
определяются президентами нередко исходя из личных симпатий и антипатий.
Вот только непонятно, в Казахстан Медведев заедет по
дороге в Китай, куда также собирается, или же с вполне конкретной целью –
показать всему миру и другим постсоветским государствам, кто Москве все-таки
ближе? Скорее всего, что второе. Ведь от бывшего президента Дмитрий Медведев
получил в наследство не только жестко прагматичную внешнюю политику, но также
набор друзей и недоброжелателей. В таких условиях старый партнер дороже новых
двух. Кстати, для нашей республики, с точки зрения того же самого прагматизма,
конфронтация России с Западом принесет больше выгод, чем потерь.
Если исходить из того, что трения с Западом у России, по
мере роста ее геополитических амбиций, будут усиливаться, потребность в
сохранении партнерских связей с Казахстаном у Москвы сохранится. В этом случае с
Кремлем легче будет договариваться. А договариваться есть о чем. Взять хотя бы
резиновую проблему с увеличением объема прокачки нефти по КТК. Дошло до того,
что нежелание России увеличивать мощности КТК заставило компанию Chevron заявить
о том, что она выступает за развитие транспортных мощностей на южном
направлении, прежде всего через систему Баку – Тбилиси – Джейхан, так как
задержка с расширением КТК заставляет усомниться в долгосрочных перспективах
роста объемов транспортировки нефти в северном направлении. Или же проблема
создания единого таможенного пространства. В прошлом году Россия, Казахстан и
Беларусь соглашение вроде бы подписали. Даже наднациональный орган создали. А
конкретных движений еще нет. Каждый опять тянет одеяло на себя. В частности,
последние ограничения на импорт сахара в Казахстан уже вызвали негативную
реакцию в России, которая увидела в этом невыполнение Казахстаном своих
обязательств по созданию этого пространства. Не стоит забывать и об усилении
экономической конкуренции российских и казахстанских компаний на рынках
государств дальнего и ближнего зарубежья. В таких условиях надо добавить
динамичности ЕврАзЭС. Ведь, кроме России и Казахстана, этим вряд ли кто-то
займется. Тем более что между двумя государствами общих точек соприкосновения
больше, чем конфронтационных зон.
Медведев займется китайской иммиграцией
13.05.2008. КМ
ру
Визит Дмитрия Медведева в Казахстан продлится по 23 мая.
В тот же день президент России отправится в Китай, где пробудет до 24 мая.
22 мая Дмитрий
Медведев отправляется в свой первый международный визит — в Казахстан.
А сразу после этого глава российского государства вылетит в Китай. Новый
президент РФ, таким образом, недвусмысленно обозначает восточноазиатский вектор
внешнеполитического курса России как один из самых главных.
Если до начала 2000-х гг. Москва демонстрировала
отчетливо прозападную ориентацию, то сейчас ситуация изменилась.
Многовекторность российской дипломатии, которая неоднократно декларировалась,
постепенно воплощается в осязаемые шаги.
Начало этого процесса было положено еще предыдущим
президентом страны Владимиром Путиным.
Сейчас эта политика получает очевидное продолжение в действиях Дмитрия Медведева.
Чего ждать от первых
внешнеполитических шагов нового президента? Какие вопросы будут обсуждаться в
ходе предстоящих визитов? С этими вопросами журналист KM.RU обратился к
заместителю председателя Общества российско-китайской дружбы Сергею Санакоеву и
заведующему Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрею
Грозину.
Андрей Грозин:
- Поездка в Казахстан и Китай прекращает все разговоры о
некоем мифическом либерализме и прозападной ориентации нового президента.
Подобного рода шаги во многом имеют демонстрационный характер.
Для Казахстана первый зарубежный визит Медведева — это большой аванс. Казахстан хотя и
занимает ведущие позиции в регионе, но это не держава уровня России или Китая.
Так что для Казахстана это подарок. При президенте Путине Казахстан занимал особое место в российской
политике по отношению к ближнему зарубежью. Теперь и при новом главе нашего
государства прежние подходы сохранятся, что и подчеркивает этот визит. Астана
должна четко понимать, что Россия демонстрирует очень высокий уровень отношений,
и очень многие страны дорого бы дали за такой визит.
Пока казахи, к сожалению, иногда пытаются отстаивать
собственные национальные интересы в ущерб российским. Это и фактическое
присоединение Казахстана к трубопроводной системе Баку-Тбилиси-Джейхан, и очень
масштабное финансирование Грузии. Туда идут вложения и со стороны частных
компаний, банков, и со стороны государственных структур Казахстана. Кроме того,
надо вспомнить, что Казахстан проигнорировал призыв России снять экономические
ограничения на связи с так называемыми непризнанными республиками. Как будет
решаться эта проблема — покажет ближайшее будущее, но роль России для Казахстана
в экономическом плане просто несопоставима с ролью Грузии — у нас товарооборот
приближается к $18 млрд. Думаю, что в ходе визита Медведева будут решаться вопросы, связанные с
энергетической политикой.
Кстати, раньше обсуждались различные формы объединения
России и Казахстана, говорили о конфедерации, например, но все это в прошлом.
Хотя еще в середине 90-х такие идеи могли бы быть как-то реализованы, поскольку
экономика Казахстана катилась вниз. Но сейчас цены на нефть повысились, а у
Казахстана нефть есть. Так что, пока элиты Казахстана не почувствуют угрозу
потери управления над страной, никакого сближения с Россией не будет.
Сергей
Санакоев:
- В мировой политике всегда очень показательным является
первый зарубежный визит нового главы государства. Поэтому поездка в Китай
является знаковым визитом. Визит серьезно готовится, и в Китае российскому
президенту окажут высшие почести, какие только возможны в рамках протокола.
Новый глава России непосредственно возглавлял оргкомитет мегапроекта
«Национальные годы» — «Год Китая в России» и «Год России в Китае» — и прекрасно
знает все вопросы российско-китайских отношений. Россия подтвердит в ходе визита
свое отношение к ряду ключевых вопросов международных отношений. Это проблема
сепаратизма Косово, Тибета, Тайваня. Кроме того, могут быть затронуты проблемы
Ближнего Востока, Ирана. Россия и Китай по всем важнейшим вопросам, обсуждаемым
в рамках ООН, придерживаются единой позиции, и это политическое единство в
очередной раз будет подтверждено.
Что касается двусторонних отношений, то будут затронуты
вопросы развития Дальневосточного района России и северо-восточных районов
Китая. В частности, речь идет о взаимных инвестициях. Наверняка будут затронуты
вопросы китайской иммиграции в Россию. Но тут надо учесть, что для китайцев
Россия — очень суровый регион с климатической точки зрения, и потому, на мой
взгляд, предпосылок угрозы китайской иммиграции нет. Отметим, что у России и
Китая уже нет взаимных территориальных претензий: на самой протяженной границе в
мире, которой является российско-китайская граница, нет спорных участков.
Кстати, в этом году ВЦИОМ сделал опрос, который показал, что россияне считают
Китай самой дружественной страной. Россия тоже прилагает усилия для того, чтобы
и в Китае росли дружественные отношения к России.
Китай, со своей стороны, заинтересован в российском
рынке для китайских товаров. Есть ряд субъективных и объективных факторов,
препятствующих выходу, например, китайских автомобилей на наш рынок. Наша
позиция здесь должна быть прозрачна. Субъективные факторы мы должны устранять, а
вот если у нас существуют объективные ограничения, то это - совсем другое!
Рейтинг у казахстанской экономики хороший - только падает
02.05.2008. Новое
поколение (Казахстан)
Юлиана Жихорь
Предпраздничная неделя была омрачена неприятным
известием из Лондона - Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s
снизило прогнозный рейтинг Казахстана по долговым обязательствам со
"стабильного" на "негативный". Казахстанские экономисты этого не просто не
ожидали, они выразили свое "категорическое несогласие"
Напомним: в октябре прошлого года, в самый пик инфляции
в Казахстане, Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило
суверенный рейтинг Казахстана: рейтинг обязательств страны в иностранной валюте
был снижен с ВВВ до ВВВ-, самой низкой ступени инвестиционного уровня. (Standard
& Poor’s - одно из трех влиятельных рейтинговых агентств мира, имеет
репутацию самого консервативного из троицы.)
Вслед за этим Fitch Ratings снизило долгосрочные
рейтинги Банка развития Казахстана, БТА, Народного банка и Казкома с
"позитивного" на "стабильный". Среди причин снижений рейтинга тогда назывались
повышение рисков, связанных с дефицитом ликвидности, давлением цен на
недвижимость в сторону понижения "в результате осложнения кредитной среды, что
может повлиять как на прибыльность строительного сектора и сектора недвижимости,
так и на достаточность обеспечения, которое банки имеют по существующим
корпоративным и розничным кредитам.
На сей раз ситуация оказалась еще хуже. Недавно Standard
& Poor’s снизило рейтинги ряда наших банков со "стабильного" на
"негативный". И 29 апреля в 18.00 по времени Лондона подтвердило это решение:
"Казкоммерцбанк" ("негативный"), Народный банк Казахстана ("негативный"), БТА
("негативный"), "АТФБанк" ("стабильный"), "Темирбанк" ("негативный"),
"БТА-Ипотека" ("негативный"), "Нурбанк" ("негативный"), "Евразийский банк"
("негативный"), "Лариба-банк" ("стабильный"), "Цеснабанк" ("стабильный"),
"Казинвестбанк" ("стабильный"), "Альянс-банк" ("негативный").
Страновой прогноз по рейтингу был тоже понижен со
"стабильного" на "негативный".
Министр финансов не согласен с негативной оценкой, но
настаивает на секвестре бюджета
Цепной реакцией изменений рейтинга страны стало снижение
прогнозного рейтинга и ряда казахстанских компаний с участием государства. Со
"стабильных" на "негативные" были пересмотрены прогнозы АО "KEGOC", АО
"КазМунайГаз" и его "дочки" АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз", АО "КазТрансГаз",
Банк Развития Казахстана, АО "Аграрная кредитная корпорация", АО "Казахстанский
фонд гарантирования ипотечных кредитов", АО "Казпочта".
"Негативный" прогноз по рейтингам этих компаний отражает
такой же прогноз по рейтингу Казахстана и учитывает сохраняющуюся вероятность
получения ими экстренной поддержки от государства в случае возникновения
финансовых трудностей", - поясняется в сообщении S&P.
Правительство не согласно с такой оценкой. На следующий
день после опубликования отчета Standard & Poor’s Министерство экономики
заявило, что S&P не объективно пересмотрело прогноз рейтингов Казахстана.
МЭБП считает, что Standard&Poor’s исходит из самых скептических ожиданий
краткосрочного развития ситуации, не учитывая среднесрочные факторы,
свидетельствующие о потенциале дальнейшего устойчивого роста экономики
Казахстана. "Прогноз агентства относительно роста казахстанской экономики не
совпадает с прогнозом правительства и с текущим трендом - по предварительной
оценке, рост ВВП в первом квартале текущего года составил 5,3 процента. Прогнозы
международных финансовых институтов относительно роста ВВП Казахстана на 2008
год превышают 5 процентов, что соответствует прогнозу МЭБП".
Ссылаясь на международные финансовые институты,
Минэкономики, видимо, имеет в виду мнение недавно побывавших в Казахстане
экспертов МВФ. "Наш прогноз по перспективам развития экономики Казахстана
совпадает с прогнозами официальных органов страны", - заявил исполняющий
обязанности главы миссии МВФ по Казахстану Николь Лафрамбуаз. По мнению МВФ,
инфляция в Казахстане снизится к концу года до уровня ниже 10 процентов, а темп
роста ВВП Казахстана в реальном выражении составит 5 процентов. При этом
представители МВФ, как говорится в распространенном правительством пресс-релизе,
"дали высокую оценку действиям руководства Казахстана в обстоятельствах мирового
кризиса".
Столь разные оценки экономической ситуации одного
государства не могут не поражать. В этой ситуации порой даже экономисты
затрудняются: какому эксперту больше верить - представителю всемирной бочки с
золотом (МВФ) или независимому оценщику (Standard & Poor’s). По словам
министра финансов Болата Жамишева, "все рейтинговые агентства оценивают ситуацию
с банками как вполне прогнозируемую и не вызывающую каких-то особых сложностей".
Как при этом объяснить столь негативные прогнозы?
Как философски заметил глава Минфина, "любые решения
независимых рейтинговых агентств нужно воспринимать такими, какие они есть".
Плохо лишь то, что эти оценки - ориентиры для инвесторов. Но, как полагает
Жамишев, "рейтинги по Казахстану уже в краткосрочном периоде существенно
изменятся, поскольку макроэкономическая ситуация в Казахстане в целом достаточно
стабильная. И нет никаких оснований говорить о том, что ситуация может иметь
какую-то тенденцию к ухудшению".
Новый срок Кашагана. Итальянские инвесторы откладывают добычу на 2-3 года
13.05.2008.
Ведомости
Вера Сурженко
Иностранные акционеры консорциума Agip KCO предлагают
перенести старт промышленной добычи на Кашагане на 2-3 года
О планах иностранных участников консорциума сообщил
"Интерфакс" со ссылкой на министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана
Сауата Мынбаева. "У них [иностранных участников] разные сценарии - на 2012 или
2013 г.", - заявил Мынбаев. Первоначально планировалось, что промышленная добыча
на месторождении начнется в 2008 г., но в августе 2008 г. Eni объявила, что
из-за сложных условий разработки добыча начнется лишь в 2010 г., а смета проекта
может вырасти с $57 млрд до $136 млрд. Это спровоцировало конфликт: Казахстан
обвинил Eni в ущербе почти на $10 млрд и пригрозил, что оператор проекта может
поменяться.
В декабре 2007 г. стороны урегулировали конфликт.
Консорциум инвесторов договорился заплатить Казахстану $2,5-4,5 млрд в качестве
компенсации за задержку в разработке месторождения. Стоимость компенсации будет
зависеть от цены на нефть - $2,5 млрд при $55 за баррель и до $4,5 млрд при $85
за баррель. Западные компании согласились продать пропорционально часть своих
долей "Казмунайгазу", доля которого в консорциуме увеличится в 2 раза до 16,8%.
Операционный контроль на проекте сохранится за Eni. Представитель Eni от
комментариев отказался. Получить комментарии "Казмунайгаза" и казахских
чиновников не удалось.
В мире только две трети проектов осуществляется вовремя,
остальные сдвигаются на год и более, говорит Максим Шеин из
"Брокеркредитсервиса". Причинами отсрочки реализации проекта на Кашагане могут
быть непредвиденные затраты, запаздывание инфраструктуры, разногласия между
акционерами. Откладывать проект бесконечно невозможно, не исключено, что в
случае новых задержек участники консорциума начнут продавать свои доли,
предупреждает Шеин.
Казахстан: Астана намерена разорвать энергоэкспортные путы, связывающие ее с Россией
03.05.2008.
Eurasianet
Джоанна Лиллис Работы
над транскаспийским трубопроводом, который положит конец энергоэкспортному
господству России в этом регионе, медленно, но верно продвигаются.
В последние месяцы немало внимания уделялось сооружению
газопровода через Каспий. Но может статься, что по первой ветке, проложенной по
дну моря, будет прокачиваться нефть, и подключена она будет к трубопроводу
Баку-Тбилиси-Джейхан. После того, как в конце апреля сенат Казахстана
ратифицировал энергоэкспортное соглашение с Азербайджаном, все больше внимания
уделяется именно нефтетранспортному маршруту. Многие полагают, что подпись под
этим документом президента Нурсултана Назарбаева – простая формальность.
Соглашение определяет условия транспортировки
казахстанской нефти на западные рынки по маршруту в обход России, которая в
данный момент контролирует экспорт энергоносителей из Центральной Азии.
Ратификация этого договора также ознаменовала старт амбициозного проекта
стоимостью 3 млрд. долларов под названием Казахстанская каспийская система
транспортировки (ККСТ) по строительству инфраструктуры для транспортировки нефти
через Каспийское море. Первая очередь проекта предполагает строительство
трубопроводной ветки, которая соединит завод по подготовке нефти в Ескене с
каспийским портом Курык. Помимо этого, казахстанское правительство готово
выделить еще до 10 млрд. долларов на создание энергоэкспортного узла в
прибрежном городе Актау на западе страны, сообщает РИА-Новости. Строительство
этого объекта может занять до пяти лет.
Казахстанские чиновники обозначили, что экспортные
объемы для системы БТД в Азербайджане сначала будут транспортироваться
танкерами. Но Астана выразила намерение изучить осуществимость прокладки и
подводного трубопровода. "Строительство нового подводного нефтепровода – сложным
процесс, и нужно для этого принятие [сложного] технического решения", – отметил
в ходе своего визита в Баку в конце апреля заместитель министра энергетики
Казахстана Дуйсенбай Турганов, сообщает ИА "Тренд".
"Этот вопрос еще открыт и прорабатывается. Это будет
зависеть от технических возможностей в нефтяной отрасли. Поскольку это серьезное
сооружение, то нужен всесторонний подход", – добавил Турганов.
Источники в Казахстане предполагают, что правительство
пожелает взять на себя обязательства по прокачке через систему БТД 23 млн. тонн
нефти в год, а после создания ККСТ – увеличить объемы до 38 млн. тонн. Согласно
ожиданиям, запуск системы состоится после ввода в эксплуатацию кашаганского
проекта, который после ряда проволочек ожидается теперь в 2011 году.
После многочисленных предположений и домыслов о том,
присоединится ли Казахстан к маршруту в обход России, он официально подключился
к проекту БТД в 2005 году – накануне торжественного открытия трубопровода.
Ратифицированное парламентом соглашение было подписано Назарбаевым и его
азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым в 2006 году. "Трудно переоценить
значение только что подписанного соглашения, – сказал тогда Назарбаев. – Мы
получили альтернативный третий путь для реализации наших углеводородов".
Казахстан надеется удвоить к 2015 году свою добычу нефти
и войти в десятку ведущих производителей энергоресурсов мира. Соответственно,
Астана энергично изыскивает возможности расширения своих экспортных маршрутов.
На данный момент большая часть казахстанской нефти транспортируется через
трубопроводную систему КТК с месторождения Тенгиз в Западном Казахстане в порт
Новороссийск. Меньшая часть нефти поступает на восток в Китай по нефтепроводу
Атасу-Алашанькоу, открытому в 2005 году. Ежегодная пропускная способность первой
очереди этого трубопровода составила 10 млн. тонн, второй очереди – 20 млн.
тонн.
Казахстан давно продвигает идею увеличения более чем два
раза экспортной мощности контролируемого Россией Каспийского трубопроводного
консорциума, пропускная способность которого на данный момент составляет около
30 млн. тонн. Соглашение о его расширении, подписанное в 2005 году, буксует на
месте, также как и соглашение, достигнутое в прошлом году между Назарбаевым и
президентом России Владимиром Путиным о доведении мощности трубопровода до 40
млн. тонн в год.
По имеющимся оценкам, в 2007 году в Казахстане было
добыто 67 млн. тонн нефти, из которых около 60 млн. тонн было направлено на
экспорт. Ожидается, что в этом году объемы экспорта нефти превысят 70 млн. тонн.
После начала добычи на кашаганском месторождении экспортные поставки должны
резко возрасти.
По словам экспертов, главным камнем преткновения на пути
расширения КТК является Россия. Кремль явно добивается значительного увеличения
своей доли прибыли в обмен на согласие увеличить мощность трубопровода.
В марте этого года акционеры отвергли инициативу
компании "Шеврон" начать финансирование работ по расширению мощности данного
трубопровода. Компании "Шеврон" принадлежит 50 процентов в предприятии
"Тенгизшевройл", занимающемся разработкой Тенгизского нефтяного месторождения,
Эта неудача, похоже, и активизировала деятельность Казахстана по разработке
новых экспортных путей и, возможно, послужила катализатором ратификации сенатом
соглашения о БТД.
Транскаспийская система транспортировки углеводородов
является компромиссом, поскольку Россия не оставила большого выбора в плане их
транспортировки", – говорит аналитик Института Экономических Стратегий –
Центральная Азия Мария Дисенова.
"Предстоит проделать большую работу, но главное состоит
в наличие экономической заинтересованности в этом проекте и желании его
продвигать, в отличие от КТК", – полагает Дисенова. Она назвала соглашение по
БТД "прорывом" для Казахстана, поскольку Астана, скорее всего, обнаружит большие
выгоды в сокращении своей энергоэкспортной зависимости от России.
Азербайджан форсирует укрепление связей с Казахстаном.
Так, например, 1 мая президент Алиев издал указ о создании азербайджанского
консульства в Актау. В стремлении укрепить интерес Астаны к азербайджанскому
экспортному маршруту, посол этой страны в Казахстане Лятиф Гандилов объявил о
возможности экспортировать казахстанскую нефть и по нефтепроводу Баку-Супса,
сообщило ИА "Тренд".
На настоящий момент Казахстан устраивает неспешный
подход к данному вопросу. По мнению Дисеновой, потенциальное строительство
транскаспийского нефтепровода будет зависеть от эффективности ККСТ. "Я думаю,
что осуществимость транскаспийского нефтепровода будет зависеть от того, как
зарекомендует себя транскаспийская система транспортировки углеводородов, –
отмечает она. – Если последняя будет работать хорошо и будет справляться с
дополнительными объемами нефти из Казахстана, тогда в трубопроводе не будет
необходимости. Если же она не будет работать, тогда, возможно, сооружение
трубопровода окажется экономически оправданным".
Рахмон нашел в Астане поддержку
13.05.2008. Немецкая
волна
Зарина Козыбаева Важнейший вопрос - строительство Рогунской ГЭС
В Казахстане с официальным визитом побывал президент
Таджикистана Эмомали Рахмон. Главы двух государств обсудили ряд политических
вопросов и подписали несколько совместных документов.
В Астане Эмомали Рахмон нашел поддержку, которую искал -
как в вопросе Рогунской ГЭС, так и в сфере усиления наркоконтроля и привлечения
инвестиций.
Важнейший вопрос - строительство
Рогунской ГЭС
Один из основных вопросов, которые обсуждали главы двух
государств, является строительство Рогунской гидроэлектростанции. Таджикистан,
переживший минувшей зимой жесточайший энергетический кризис, намерен в
кратчайшие сроки закончить строительство Рогунской ГЭС. И это, несмотря на
возражения Узбекистана, власти которого уверены, что возведение грандиозного
объекта неминуемо вызовет экологическую катастрофу. Прибыв в Астану, Эмомали
Рахмон предложил Астане решить спорный вопрос:
"При наличии заинтересованности можно найти пути
реализации этой идеи. При этом необходимо, чтобы этот механизм в равной степени
учитывал интересы всех участников. Таджикистан ни при каких обстоятельствах не
будет реализовывать проекты, которые бы шли во вред соседям".
Астана поддержала бы Рахмона так
или иначе
Казахстанские политологи отмечают, что Астана в любом
случае оказала бы поддержку Душанбе. Во-первых, Казахстан заинтересован в
импорте дешевой таджикской электроэнергии. Во-вторых, отказ от участия в
строительстве крупнейшей в Центральной Азии гидроэлектростанции противоречил бы
политике Астаны, направленной на расширение экономического влияния Казахстана на
весь регион. Кроме того, реализация этого проекта позволит придать новый импульс
идее Нурсултана Назарбаева о создании Центрально-Азиатского союза.
Визит Эмомали Рахмона в Астану не был случайным или
неожиданным, отмечает казахстанский политолог Эдуард Полетаев. Он был оговорен
еще месяц назад, а в создавшемся вакууме после неудачного визита президента
Узбекистана г-н Рахмон играет довольно значительную роль:
"Он нивелирует для Астаны щелчок по носу, который был
получен от Каримова, который во время своего последнего визита усомнился в
необходимости создания Центрально-Азиатского союза. Это, на мой взгляд, сильно
ударило по амбициям Астаны. И Рахмонов, и Бакиев, они все-таки признают
лидерство Астаны в интеграционных вопросах, и этот визит показал определенную
жизнеспособность Центрально-Азиатского союза".
Водно-энергетический консорциум
и другие идеи интеграции
Согласившись помочь Душанбе со строительством новой
гидроэлектростанции, казахстанский лидер отметил, что Астана примет в этом
проекте участие и в качестве акционера, и в качестве инвестора. Более того,
возможность покупать более дешевую гидроэлектроэнергию Таджикистана подогревает
интерес Казахстана в строительстве электролинии через Киргизию. А учитывая
проблемы в водном вопросе, Астана пообещала помочь и в строительстве
Каракумского водохранилища. С точки зрения Нурсултана Назарбаева, все проблемы,
омрачающие взаимоотношения соседей, можно преодолеть, создав
водно-энергетический консорциум.
"Я доволен тем, что Эмомали Шарипович всегда все эти
годы положительно рассматривал тесную интеграцию Центрально-Азиатских
государств. Мы будем продолжать совместную работу по созданию совместного
консорциума Центрально-Азиатских государств".
Астана откликнулась и на другую просьбу Душанбе –
укрепить границы с Афганистаном. По словам Эмомали Рахмона, Таджикистан крайне
заинтересован в скорейшей политической стабилизации Афганистана. Другая проблема
касается ежегодного увеличения производства наркотиков и их контрабанды. В связи
с этим Эмомали Рахмон попросил главу казахстанского государства оказать
посильную помощь таджикским пограничникам, в частности, в подготовке
специалистов и в борьбе с контрабандой наркотиков. Между тем, отмечая вопрос о
программе по восстановлению Афганистана, политолог Эдуард Полетаев в интервью
"Немецкой волне" заметил:
"Слишком больших ожиданий от эффективности и успешности
проекта, условно говоря, "Казахстан-Афганистан", не стоит ожидать. Чтобы
заинтересовать казахский бизнес – нужна какая-то политическая поддержка
ему".
Положительная динамика торговых
отношений
Тем временем, по словам Нурсултана Назарбаева, Казахстан
намерен оказывать поддержку Таджикистану, поставляя пшеницу и оговаривая
возможности поставки нефтепродуктов. Надо сказать, что товарооборот двух стран
заметно увеличивается. В прошлом году он составил свыше 300 млн. долларов. В
этом году Астана и Душанбе договорились о создании общего инвестиционного фонда
с уставным капиталом до 100 млн. долларов. В перспективе взаимную торговлю
облегчит новое транспортное сообщение.
По мнению обозревателей, это хороший сигнал для
казахстанского инвестиционного бизнеса, с интересом смотрящего на возможности
как в Таджикистане, так и в Киргизии. Дело в том, что несмотря на сопротивление
местных бизнесменов, Душанбе и Бишкек поощряют приход казахстанских инвестиций в
страну. Как заметил политолог Эдуард Полетаев:
"Я убежден, что если ничего форс-мажорного не случится,
не поменяются политические лидеры и соответственно курс, то первая высшая линия
интеграции будет проходить по оси Астана – Бишкек – Душанбе".
"Дорожная карта" казахстанской геополитики
10.05.2008.
Эксперт-Казахстан
Звездой казахстанского медиафорума, прошедшего в Алматы
в конце апреля, стал Збигнев Бжезинский – американец польского происхождения,
самый прославленный геополитик современности. Этот мощный 80?летний старик до
сих пор заставляет своих оппонентов брызгать от злости слюной, яростно споря с
ним. Но никто из оппонентов не может сравниться с ним по силе воздействия на
широкую аудиторию.
В своем, пожалуй, самом знаменитом труде "Великая
шахматная доска" титан мысли и один из апологетов современного американского
империализма напророчил Казахстану не слишком радужное будущее. Этническая
разнородность населения страны позволила ему отнести Казахстан к странам
"евразийских Балкан" – потенциальному "котлу этнических противоречий". Правда,
при этом он отметил, что президент Нурсултан Назарбаев выбрал "умеренный и
прагматичный вариант евразийства", лишенный мистического содержания и
миссионерских устремлений, характерных для многих российских евразийцев.
Собственно от евразийства нам никуда не деться. Оно –
наша судьба исторически и геополитически. Умеренный же и прагматичный его
характер диктуется трезвым взглядом на экономико-географический статус
Казахстана. С начала продолжающейся до сих пор эпохи расцвета морской торговли
страны, далекие от морских путей, оказались на обочине мирового исторического
процесса. Сырьевой характер национальной экономики при достаточно умеренных, в
мировых масштабах, ресурсах, не позволяет надеяться на то, что наша страна в
обозримом будущем сможет диктовать другим странам свою политическую волю,
используя, как наши соседи по континенту, экономический шантаж. Про военное
влияние даже говорить не приходится. Вот и старик Бжезинский в своем труде
уверенно исключил Казахстан из числа геополитических центров (по крайней мере
"на данном этапе").
Но это же географическое евразийство, задвинувшее
среднеазиатские государства на "внутреннюю обочину" мировой политики, способно
стать основой для формирования новой модели экономических и политических
взаимоотношений Казахстана со странами Евразийского континента. Сегодня развитие
средств транспорта и инфраструктуры впервые со времен средневековья дает
возможность сделать наземные перевозки конкурентными перевозкам по морю.
Океанические трассы перестают справляться со все возрастающей нагрузкой,
грузовые корабли так и не научились передвигаться со скоростью грузовых
автомобилей и железнодорожных составов. Построить пару логистических центров и
подвести к ним рельсы намного проще и дешевле, чем соорудить новый терминал в
порту. Да еще и не каждый порт подойдет для крупного терминала. Разумеется, не
стоит ждать, что автомобильные компании и железнодорожники "убьют" бизнес
морских транспортных компаний, но то, что они будут перетягивать на себя все
большую долю прироста грузопотоков в мировом масштабе, – более чем вероятно.
Поэтому с каждым годом все интереснее выглядят проекты
трансконтинентальных транспортных коридоров, которым должно пересечь Евразию.
Самые оптимальные маршруты – что с востока на запад, что с севера на юг –
пролегают через Казахстан. Прямой путь через центр всегда короче кружного.
Роль узлового центра на транспортных артериях сулит
Казахстану головокружительные перспективы, в том числе в геополитическом плане.
В истории много примеров того, как обретение контроля над грузовыми магистралями
приводило к расцвету государств, а их утрата – к упадку. Появление государств
крестоносцев в Палестине и возникновение устойчивой торговли между арабами и
европейцами, которую обеспечивали североитальянские города, привело к
перемещению центров экономической жизни Европы в Геную и Венецию. Последняя
особенно выиграла, получив контроль над торговыми путями через Босфор после
завоевания крестоносцами Константинополя. Правда, перемещение основных
транспортных магистралей в океаны после открытия морских путей в Америку и Индию
привело к их упадку. Можно вспомнить и более близкую нам историю подъема и
падения государств, лежавших на Шелковом пути.
Столетия сменяются, но контроль над транспортом
по-прежнему остается важнейшим геополитическим фактором. Не зря евразийцы
российского розлива столь много размышляли об исторической миссии России как
связующего звена между Востоком и Западом. России так и не удалось стать
подобным мостиком – скорее, эту функцию исторически взяла на себя Византия, а
потом – оттоманская Порта. А к моменту появления евразийцев Запад и Восток давно
уже сошлись без посредников, наведя мосты по морю – как торговые, так и
культурные. В XXI веке Казахстану выпадает шанс стать если не мостом, то
ключевым звеном нового моста, сухопутного. Не упустить бы его.
А хеджированием рисков изменения транспортных схем в
отдаленном будущем (сиречь диверсификацией сферы производства) пусть займутся
металлурги и машиностроители. Время у них есть.
|