Друг без друга им нельзя
"Эксперт Казахстан"
№17 (165)/28 апреля 2008
Татьяна Николаева
Для успешного развития сотрудничества приграничных
регионов Казахстана и России необходимо гармонизировать нормы законодательства
двух стран и разработать долгосрочные стратегические программы на региональном
уровне
Жизнь казахстанских и российских приграничных
тер-риторий тесно взаимосвязана: родственники ездят друг к другу в гости, жители
приграничных городов и поселков торгуют на сопредельных территориях. Связи
многообразны: например, жители Уральска возят своих домашних питомцев к
оренбургским ветеринарам. Еще в недавнем прошлом, совершая подобные поездки,
часто приходилось делать большой крюк: из-за немногочисленности пунктов перехода
5?километровый путь удлинялся подчас в 10 раз. В прошлом году эта проблема была
решена: были созданы новые пункты упрощенного перехода, на которых отсутствует
таможенная служба. Но коммерческие грузы через них провозить нельзя. Жизнь
предпринимателей должно облегчить новое соглашение о сотрудничестве, подписанное
таможенными службами двух стран 18 апреля в Астане: введение совместного
контроля сократит время прохождения границы в три раза.
Заинтересованность обеих стран в создании комфортных
условий для жителей приграничья легко объяснима: слишком высока
взаимозависимость соседних трансграничных регионов, взаимодополняющих друг друга
в сфере экономики. Но одних мер по упрощению таможенного режима недостаточно для
успешного развития сотрудничества в дальнейшем. Нужна гармонизация систем
налогообложения компаний, занятых в приграничной торговле, и выработка
долгосрочных стратегий сотрудничества на уровне регионов.
Что есть, тем и торгуем
По данным Комитета таможенного контроля Министерства
финансов РК (КТК МФ РК), доля России во внешнеторговом обороте Казахстана уже
несколько лет стабильно составляет около 20%. Для большинства приграничных
регионов эта цифра заметно выше (см. график). В процентном соотношении
приграничные регионы значительно больше продают и покупают товаров в России, и
наиболее сильно эта тенденция заметна в северных областях Казахстана, у которых
давняя история экономического взаимодействия с российскими регионами.
Как и страна в целом, приграничные регионы РК поставляют
российским соседям в основном сырье и зерно. Также в Россию отправляются челноки
с китайским ширпотребом (на российских толкучках он стоит в разы дороже, чем в
Казахстане). Сами россияне приезжают к нам за дешевой водкой и бензином – но это
только для себя, много не вывезешь. В обратном направлении идет продукция
высоких переделов – машины и оборудование, продукты питания. Из России в
Казахстан везут молоко, сливки и сахар, а еще стройматериалы, удобрения,
косметику и одежду, только уже российского производства.
Предпосылки для появления именно такой структуры
торговли были заложены еще в советские времена, когда казахстанское сырье
поставлялось на предприятия РСФСР. "Глупо строить на своей территории новый
металлургический комбинат или искать новую сырьевую базу, когда можно
договориться с соседом о взаимовыгодных поставках", – неоднократно повторял в
различных интервью губернатор Омской области Леонид Полежаев. Например, на
Оренбургском ГПЗ перерабатывается газ с Карачаганакского месторождения.
"Уральская сталь", "Новотроицкий завод хромовых соединений" (оба – Оренбургская
обл.) и Магнитогорский меткомбинат (Челябинская обл.) ориентированы на
казахстанскую руду.
Соответственно, с обеих сторон участниками
внешнеэкономической деятельности являются практически все крупные предприятия
приграничных областей. В приграничных регионах Казахстана создается большое
количество совместных предприятий с российским участием. Впрочем, российские
предприниматели объясняют эту тенденцию просто – иначе на казахстанский рынок не
войти. Казахстанские игроки тоже заходят в Россию – на базе того же
Оренбургского ГПЗ "Газпром" и "КазМунайГаз" создали СП.
Перешли границу у реки
И российская, и казахстанская статистика сходятся в том,
что в целом товарооборот между РФ и РК в 2007 году составил больше 16 млрд
долларов (на приграничные регионы пришлось больше 7 млрд), однако по данным
России эта цифра – 16,575 млрд, а по данным Казахстана – 16,286 млрд долларов.
"В международной практике 10?процентная величина расхождений считается не
выходящей за пределы статистической погрешности, так как такие расхождения, как
правило, обусловлены не нарушениями законодательства, а методологическими
факторами", – разъяснили в КТК МФ РК.
При этом динамика товарооборота стабильна. "Ни прорывов,
ни каких-либо провалов не наблюдается", – так оценивает ситуацию в
российско-казахстанской приграничной торговле заведующий отделом Средней Азии и
Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. И добавляет: "Судить, насколько
позитивны изменения в данной сфере, достаточно сложно, просто потому, что
значительная часть трансграничного сотрудничества приходится на неконтролируемый
товарообмен, и реальный оборот между российскими регионами и областями
Рес-публики Казахстан не всегда находит четкое отражение на страницах
соответствующих статистических сборников".
Замки на границе
Значительная часть товарооборота попросту ускользает от
контролирующих органов. И в российских обладминистрациях, и в казахстанских
акиматах в один голос говорят, что самая болезненная проблема в приграничном
сотрудничестве – борьба с контрабандой. Нелегально по обе стороны границы
поставляется все что угодно: от наркотиков и китайских товаров до продуктов
питания.
Есть проблемы и у игроков, занимающихся легальным
бизнесом. В Торгово-промышленной палате Северо-Казахстанской области отмечают:
"Для российских экспортеров, предоставляющих казахстанским покупателям нулевую
ставку НДС, большой проблемой является нарушение сроков возврата НДС налоговыми
органами РФ. Одна из самых острых проблем, существующих на сегодняшний день у
казахстанских импортеров, – различия в казахстанском и российском перечнях
продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации". По мнению г-на
Грозина, партнерству России и Казахстана не хватает четко выстроенной стратегии:
"Цельной программы, которая была бы просчитана на пару десятилетий, не
существует ни у одного российского региона и, насколько я могу представить, у
казахстанских регионов тоже". Он считает, что сейчас все более значимым будет
становиться сотрудничество именно местных властей. Поскольку на уровне Астаны и
Москвы многие вопросы уже решены, и теперь предстоит их реализация на
региональном уровне.
Однако более жесткая, чем в России, вертикаль между
республиканскими и областными органами власти в РК может привести к тому, что
вопросы, которые российские губернаторы могут решать на областном уровне, будут
решаться на уровне правительства Казахстана, и эта волокита затянет решение
проблем приграничного сотрудничества.
|