К нам едет "продукт Путина"
01.05.2008. Литер (Казахстан)
Досым Сатпаев
Начало мая будет довольно интересным, так как к нам на
огонек, совсем скоро, заглянет новый президент России Дмитрий Медведев, который,
как в свое время выражались некоторые казахстанские чиновники, является
"продуктом Путина".
Конечно, многое будет зависеть от того, какие личные
отношения Медведев выстроит с Назарбаевым, так как здесь уже присутствует
существенная разница в возрасте, в ментальности и в политическом опыте. Если
Владимира Путина еще приняли как ставленника опытного советского аппаратчика
Ельцина, которого хорошо знал сам Назарбаев, то Медведев совсем из другого
поколения. Поэтому какое-то время уйдет на притирку в их отношениях. Не стоит
забывать, что, особенно в странах Центральной Азии, приоритеты внешней политики
определяются президентами нередко исходя из личных симпатий и антипатий.
Вот только непонятно, в Казахстан Медведев заедет по
дороге в Китай, куда также собирается, или же с вполне конкретной целью –
показать всему миру и другим постсоветским государствам, кто Москве все-таки
ближе? Скорее всего, что второе. Ведь от бывшего президента Дмитрий Медведев
получил в наследство не только жестко прагматичную внешнюю политику, но также
набор друзей и недоброжелателей. В таких условиях старый партнер дороже новых
двух. Кстати, для нашей республики, с точки зрения того же самого прагматизма,
конфронтация России с Западом принесет больше выгод, чем потерь.
Если исходить из того, что трения с Западом у России, по
мере роста ее геополитических амбиций, будут усиливаться, потребность в
сохранении партнерских связей с Казахстаном у Москвы сохранится. В этом случае с
Кремлем легче будет договариваться. А договариваться есть о чем. Взять хотя бы
резиновую проблему с увеличением объема прокачки нефти по КТК. Дошло до того,
что нежелание России увеличивать мощности КТК заставило компанию Chevron заявить
о том, что она выступает за развитие транспортных мощностей на южном
направлении, прежде всего через систему Баку – Тбилиси – Джейхан, так как
задержка с расширением КТК заставляет усомниться в долгосрочных перспективах
роста объемов транспортировки нефти в северном направлении. Или же проблема
создания единого таможенного пространства. В прошлом году Россия, Казахстан и
Беларусь соглашение вроде бы подписали. Даже наднациональный орган создали. А
конкретных движений еще нет. Каждый опять тянет одеяло на себя. В частности,
последние ограничения на импорт сахара в Казахстан уже вызвали негативную
реакцию в России, которая увидела в этом невыполнение Казахстаном своих
обязательств по созданию этого пространства. Не стоит забывать и об усилении
экономической конкуренции российских и казахстанских компаний на рынках
государств дальнего и ближнего зарубежья. В таких условиях надо добавить
динамичности ЕврАзЭС. Ведь, кроме России и Казахстана, этим вряд ли кто-то
займется. Тем более что между двумя государствами общих точек соприкосновения
больше, чем конфронтационных зон.
|