Сенсация: Запад готов предать Грузию!
КМ.RU,
27.06.08
Территориальная целостность Грузии, оказывается, не
такая уж «священная корова» для Запада. И Тбилиси вполне может лишиться
поддержки Запада в этом вопросе, несмотря на все заявления американцев и их
сателлитов, если та же Южная Осетия, например, объединится с Северной и они
вместе выйдут из состава России.
К такому выводу приводит анализ возросшей за последнее
время активности Запада на осетинском направлении. Нет, сами западники пока в
потаенной мечте об отрыве от России Осетии, разумеется, не признаются, во всяком
случае, на официальном уровне. Но вот на неофициальном…
В этом плане весьма показателен доклад, появившийся 5
июня сего года на сайте International Crisis Group («Международная антикризисная
группа» - МАГ), который процитировал в своей статье «Южная Осетия 2008: Евросоюз
и «третья сила», опубликованной информагентством REGNUM, обозреватель Андрей
Битаров.
Перед тем, как перейти к этому документу, сразу же стоит
отметить, что хотя доклад посвящен лишь грузино-абхазскому конфликту,
рекомендации, которые его авторы адресуют Тбилиси, вполне могут быть
распространены и на взаимоотношения Грузии с Южной Осетией.
А рекомендации эти, надо сказать, заметно отличаются от
официальной позиции того же Вашингтона, который (во всяком случае, на словах)
демонстрирует твердую приверженность принципу сохранения территориальной
целостности Грузии. МАГ же в своем докладе дает официальному Тбилиси несколько
иные «советы»:
• «прекратить всякие приготовления для проведения
военной операции, а также воинственную риторику (включая лживые сообщения в
СМИ)»;
• «показать уважение самоопределению Абхазии»;
• отложить на неопределенное время обсуждение
политического статуса Абхазии в составе грузинского государства;
• вывести из Кодорского ущелья вооруженные формирования;
• принести официальные извинения Абхазии за имевшие
место в начале 1990-х годов события;
• заняться выстраиванием с Сухуми дружеских,
горизонтальных и абсолютно равноправных отношений, подписав безо всяких условий
Договор о ненападении и неприменении силы.
Согласитесь, непосвященный может подумать, что перед
нами – чуть ли не официальная позиция самой Абхазии. Но на самом деле «кризисные
менеджеры» МАГ отнюдь не являются «агентами Сухуми». Они представляют Западную
Европу, и в этой связи вышеприведенные цитаты являются самой настоящей
сенсацией.
Как отмечает в своей статье Андрей Битаров, та же МАГ
уже давно рекомендует Евросоюзу подключиться к урегулированию конфликтов на
Южном Кавказе. При этом европейское экспертное сообщество, пишет автор, в целом
единодушно рекомендует Брюсселю сосредоточиться на:
• определенных дипломатических усилиях по недопущению
вооруженной эскалации конфликта;
• поддержке процессов «долгосрочной трансформации» и
создания в Южной Осетии «условий, благоприятствующих политическому разрешению
конфликта», под которыми подразумевается «вовлечение сторон конфликта в
конструктивные взаимоотношения» в области образования, обмена информацией,
соблюдения международных стандартов в области СМИ, экономического развития,
торговли, среднего и мелкого бизнеса;
• активизации деятельности в Южной Осетии т. н.
«третьего сектора», различного рода общественных и неправительственных
организаций, действенной финансовой поддержке групп гражданского общества,
объединенных в союзы или крупные организации «сетевого типа»;
• повышении способности «групп граждан требовать от
властей внимания к своим нуждам» при непосредственной поддержке международных
правительственных и неправительственных организаций;
• акцентировании внимания широкой общественности Южной
Осетии не на определении политического статуса, а на решении внутриполитических
проблем, таких, как коррупция, отсутствие демократических институтов и развитие
гражданского общества;
• дальнейшей экономической реабилитации зоны конфликта и
создании условий для развития мелкого и среднего бизнеса, из которого
впоследствии должна сформироваться социальная среда, способная также оказывать
влияние на протекающие в регионе политические процессы;
• изменении формата переговоров, перевод их в рамки
грузино-осетинского диалога с участием в нем России, ОБСЕ и ЕС в качестве
наблюдателей;
• создании совместной структуры охраны правопорядка с
участием компонента международной полиции с постепенным свертыванием
деятельности Смешанных сил по поддержанию мира и замены их «гибким антикризисным
механизмом».
Почти все указанные положения, продолжает Битаров, были
озвучены в ходе прошедшего 15 октября 2007 года в Париже семинара на тему «ЕС и
урегулирование конфликтов в Грузии» и легли в основу документа «Меры по
построению доверия в Грузии». Уже в декабре 2007 года указанный документ был
представлен специальным представителем ЕС на Южном Кавказе Питером Семнеби
властям Южной Осетии и Абхазии, а в 2008 году заложенные в нем положения вошли в
программу Европейской комиссии по Грузии «Неправительственные субъекты и местные
власти в процессе развития». Согласно данной программе, в 2008 году ЕС планирует
выделить на финансирование неправительственных организаций в Южной Осетии и
Абхазии сумму в 600 тыс. евро (500 тыс. для Абхазии и 100 тыс. - для Южной
Осетии).
И примечательно, отмечает Битаров, что сразу же после
парижского семинара как в Южной, так и Северной Осетии активизировались
прозападно настроенные общественно-политические силы, которые не просто взяли на
вооружение наработки европейских экспертов, но прямо заявили о необходимости
диверсификации внешней политики Южной Осетии, о неизбежности «глубоких
демократических преобразований» и «развития в Южной Осетии гражданского
общества» (на западные, естественно, деньги); о реализации экономических
проектов, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, с последующим
вовлечением представителей НПО и бизнеса в переговорный процесс и о смене
переговорного формата и формата миротворческой операции.
При этом одними разговорами дело не ограничилось,
отмечает Битаров. Уже в ноябре 2007 года в Ереване инициативной группой было
заявлено о создании т. н. «Осетино-грузинского гражданского форума» (ОГГФ),
неправительственной организации сетевого типа. Спонсором проекта выступила
голландская неправительственная организация IKV PAX CHRISTI.
Примерно с декабря 2007 по март 2008 года в
североосетинской прессе и ряде электронных изданий как Северной, так и Южной
Осетии начинают широко публиковаться материалы осетинских прозападно настроенных
общественных деятелей. Во всех этих материалах как сквозные проходят темы о
слабости политического руководства России, его неспособности пойти на признание
Южной Осетии и Абхазии – даже после косовского прецедента, о допущенной
руководством Южной Осетии внешнеполитической ошибке, под которой понимается
пророссийский курс ее руководства, об институциональной слабости политической
системы Республики Южная Осетия, о неизбежности ухода России с Северного Кавказа
и необходимости строительства в связи с этим «независимого демократического
осетинского» государства. При этом в наиболее радикальных материалах, например,
таких, как «Дуплексное мирное соглашение в грузино-югоосетинском конфликте»
В.Дзуцева, допускается возможность реализации такого сценария урегулирования
грузино-осетинского конфликта, при котором Северная Осетия (РСО-А) должна будет
объединиться с Южной Осетией и выйти из состава РФ. При этом вовлечение в
процесс урегулирования конфликта в том или ином виде ЕС и США рассматривается
практически всеми авторами как единственная возможность «гарантировать Южной
Осетии соблюдение ее национальных интересов».
В общих контурах, продолжает автор статьи, выдвинутая
осетинскими западниками «новая концепция» урегулирования грузино-осетинского
конфликта выглядит следующим образом.
1. Южная Осетия отказывается от пророссийской ориентации
и заявляет Западу о политико-правовых основаниях своей независимости.
2. Южная Осетия выходит из Дагомысских соглашений
и начинает прямой диалог с Грузией по поводу своего политического статуса.
3. На время переговоров Южная Осетия переходит под
международный протекторат ООН или ЕС, признается «временно независимой» и на ее
территорию вводятся международные полицейские силы.
4. Под их прикрытием к власти в Южной Осетии приходит т.
н. «третья сила», которая провозглашает курс на полное сближение с Западом и, на
первых порах, строительство с Грузией «совместного государства грузин и осетин».
Грузия объявляет о решении конфликта и вступает в НАТО.
5. После этого Южная Осетия, используя косовский
сценарий, а также проводимую в ЕС «геополитическую революцию» по демонтажу
национально-государственных образований как таковых, при прямой поддержке США
начинает движение в сторону независимости, строительства «демократического
осетинского государства», одновременно раскручивая тезис о разделенном народе и
инициируя сепаратистские настроения в Северной Осетии.
6. Северная Осетия выходит из состава России,
объединяется с Южной Осетией, вместе они создают «осетинское демократическое
государство», подчиняющееся, как и Косово, напрямую Вашингтону и Брюсселю. НАТО
приходит на Северный Кавказ.
Словом, работу на осетинском направлении (как, впрочем,
и на абхазском) Запад в последнее время явно активизировал. Да и цели свои он не
скрывает. «Вопрос о том, может ли регион между Черным морем и Каспием на деле
присоединиться к Европе и ее институтам, решается уже сейчас», - заявил 18 июня
в конгрессе США помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид.
Урегулирование конфликтов в Грузии и Молдавии является
приоритетом для Евросоюза, вторил ему сегодня представитель ЕС по внешней
политике и безопасности Хавьер Солана.
Последний, кстати, находится сейчас в Ханты-Мансийске,
где принимает участие в открывшемся сегодня саммите ЕС-Россия. И среди наиболее
значимых тем, которые там будут обсуждаться, значатся как раз вопросы
урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
|