Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №195(07.07.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ



А. Докучаева. Русские романтики на постсоветскомпространстве

 Ruvek.ru, 30.06.03

Александра Докучаева,  зав. отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ

15 лет назад, 23 мая 1993 года, Республиканское славянское движение «Лад» в Казахстане получило официальную регистрацию. Девять месяцев Минюст республики волокитил с утверждением документов учредительной конференции «Лада», прошедшей под Павлодаром в сентябре 1992 года. Накануне проведения конференции «вдруг» было отказано в помещении, которое заранее было арендовано, поэтому «Лад» учреждался под открытым небом, «на диком бреге Иртыша» - на территории заброшенного портового склада.

Делегаты от 10 областей Казахстана и столицы – Алма-Аты собрались тогда, чтобы, объединившись в общественно-политическую организацию, отстаивать достоинство русского, славянского населения в Казахстане, защитить свое право на сохранение русской культуры, русского языка, противостоять этнической дискриминации, призывы к которой зазвучали из среды активистов-националистов, провозглашавших «Казахстан - для казахов». Кровавые конфликты в соседних азиатских республиках не оставляли славянам иллюзий на благостное развитие ситуации, оставалось только одно - всем миром встать на свою защиту.

Объединения славян боялись. Им пугали казахстанцев, распространяя небылицы о якобы агрессивных намерениях ладовцев. Но что же «страшного» в Уставе «Лада»? Основой объединения стали четыре принципа:

- деятельность по сохранению русской и славянских культур народов, проживающих в Казахстане;

- поддержание дружеских, союзнических отношений Казахстана с Россией;

- требование равноправия для всех граждан Казахстана, независимо от национальности;

- установление государственного статуса для русского языка, наравне с казахским.

Под этими лозунгами создавался «Лад», от этих позиций он не отказывается и сейчас. А каковы же итоги прошедших 15 лет?

То, что русская, славянская культура в Казахстане жива, нельзя оспорить. И вклад «Лада» в это – самый непосредственный. Десятки коллективов русской песни, танца, поддерживаемых «Ладом», живут и радуют своими концертами. Дни славянской культуры и письменности стали общереспубликанским праздником благодаря многолетним совместным усилиям ладовских и других русских организаций по всему Казахстану. Уважительное отношение к православной традиции, сделавшее Рождество Христово государственным праздничным днем в Казахстане, закрепилось также и потому, что «Лад» в тесном сотрудничестве с православной церковью вынес Рождество, Масленицу, Пасху за пределы церковной ограды, сделал их яркими праздниками на площадях городов, благотворительными акциями для ветеранов и обойденных судьбой людей.

«Лад», объединяющий граждан Казахстана, по праву является организацией российских соотечественников. Как поется в песне, автором которой является руководитель кургальджинский организации «Лада» И. Деева, в сердцах у нас две половины - «Мой Казахстан и ты, Россия». Ладовцы последовательно выступают за укрепление союзнических отношений с Россией. В конце девяностых годов «Лад» провел сбор подписей за присоединение Казахстана к Союзу Белоруссии и России. Свыше 240 тысяч Казахстанцев поддержали «Лад». Тогда на «Лад» обрушились обвинения в покушении на суверенитет Казахстана. Очевидно, что обвинения – абсурдные. В Казахстане, где Президент сам является инициатором многих интеграционных инициатив, подобные обвинения звучат нелепо. Но не будем преувеличивать роль «Лада» в сохранении добрососедских отношений России и Казахстана. Определяющее значение в этом, очевидно, имеют геополитические и экономические интересы руководства наших стран. Но, слава Богу, что это так. Целям и желаниям ладовцев отвечает тот курс на дружбу с Россией, что держит Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. С его именем большинство русских в Казахстане связывают дружеский вектор в отношениях с Россией. Это было главным аргументом, когда «Лад» выступил с активной поддержкой действующего Президента в последней избирательной кампании. Для всех было ясно, что любая оппозиционная фигура отвернула бы Казахстан от России. «Цветные революции» в Грузии и на Украине – не оставляли сомнений в таком развитии событий, в случае смены главы республики..

Безоговорочная поддержка руководством «Лада» Президента Казахстана в прошедшей избирательной кампании вызвала немалое смущение у многих ладовцев. Действительно, разве устранены диспропорции в органах власти, где преобладают представители титульной нации? Нет – они налицо. Разве русский язык, не вытесняется в бытовую сферу в ходе тотального перевода делопроизводства на государственный язык? Это происходит. И именно это вызывает ту неуверенность в будущем, которая является основной причиной выезда русских из Казахстана – об этом свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения последних лет. Много острых вопросов остаются к Гаранту Конституции Казахстана. И «Лад» не снимает их с повестки дня. Но есть и объективное, политическое понимание того, что с другим руководителем республики – их решение было бы еще более проблематичным.

Ладовцы ведут правозащитную работу, защищая своих соотечественников в судах, ходатайствуя за них в органах власти разных уровней. Лад настойчиво требует исполнения конституционных норм в функционировании русского языка – официального использования во всех органах власти и местного самоуправления. Надо вспомнить, что сама эта конституционная норма была сформулирована в новой конституции Казахстана при непосредственном участии ладовцев – депутатов 13 созыва Верховного Совета Казахстана. Тогда в Верховном Совете действовала депутатская группа представителей «Лада», которую возглавлял В.П.Михайлов. Он входил в группу по подготовке проекта новой конституции и представлял там ладовскую позицию по статусу русского языка.

Важнейшим делом «Лада» стала его газета. Газета «Лад» была единственным информационным окном, рассказывающем правду о «Ладе», о проблемах русских в Казахстане. Сейчас эту миссию несет и известный интернет-портал «Русские в Казахстане».

Сейчас, 15 лет спустя, по-прежнему остаются актуальными задачи, которые ставил «Лад» при своем создании. Какой же из этого сделать вывод? Может, уйти с общественной сцены, самоликвидироваться? Нет – говорят большинство ладовцев. И я понимаю и поддерживаю их.

Разве проблемы, объединившие нас 16 лет назад, имеют свое окончательное решение? Разве поддержка русской славянской культуры когда-нибудь перестанет быть актуальной, пока в Казахстане живут русские и славяне? Разве развитие добрососедских отношений с Россией – перестанет быть жизненно важным обстоятельством для русских граждан Казахстана? Разве в реальном мире исчезнет необходимость помогать попавшим в беду и не имеющим защиты от зла и насилия? Разве равенство прав всех граждан, независимо от национальности, в условиях стран, вставших на путь рыночной конкуренции, не будет постоянно нарушаться под разными предлогами, и в первую очередь по этническим предпочтениям? И вопрос о статусе русского языка в Казахстане, отвечающего его реальной востребованности в обществе, не имеет скорого решения, но без его защитников он не будет решен никогда.

«Лад» нужен русским людям в Казахстане, всем, кто связывает себя с Россией, русской культурой.

Будем помнить всех, кто был у его истоков и кого уже нет с нами: Ю.Макарова, руководителя Павлодарской «Славии», собравшей первую, учредительную конференцию «Лада», Я.Белоусова - ладовского ветерана, участника Великой Отечественной войны, журналиста и интеллектуала, депутатов, представлявших «Лад» в Верховном Совете Казахстана: М.Головкова из Усть-Каменогорска и А. Лебедева из Рудного, В.Глушкова – первого редактора газеты «Лад».

Будем помнить тот чистый порыв к правде и справедливости, который собрал нас в 1992 году и который движет по сей день участников движения «Лад». Желаю «Ладу плодотворной жизни, успехов и побед в работе по осуществлению целей движения. Всем членам «Лада», всем, кто его поддерживает – крепкого здоровья, сил и оптимизма на благородном поприще единения казахстанского славянства, сохранения русской культуры и русского языка.




М. Александров. Граница Грузии и Абхазии закрыта.Что дальше?

Прайм-ТАСС, 01.07.08

Власти Грузии и Абхазии приписывают друг другу организацию терактов. Прогремевшие 29 и 30 июня взрывы в Гаграх и Сухуми вынудили власти Абхазии временно закрыть с 1 июля границу с Грузией до окончания курортного сезона. Тбилиси явно "сбивается" в версиях последних инцидентов в Абхазии, заявляя, что, с одной стороны, теракты следует трактовать как криминальные разборки местных преступных группировок, но, с другой стороны, высказывают глубокомысленные предположения с намеками на присутствие "российского следа" в последних двух взрывах, прогремевших в двух самых крупных городах Абхазии. Кому выгодна эскалация конфликта между Абхазией и Грузией и кто стоит за взрывами в Сухуми и Гаграх – с такими вопросами ПРАЙМ-ТАСС обратился к заведующему отделом стран Закавказья Института СНГ Михаилу Александрову.

По его мнению, последние взрывы в Абхазии следует рассматривать через призму грузинской политики в ее комплексном понимании: в течении длительного времени Тбилиси пытается дестабилизировать ситуацию на границах Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Напомним, что в середине июня взрывы прогремели в Южной Осетии, после чего Грузия объявила о закрытии своих границ с этой непризнанной республикой. М.Александров делится предположениями о том, что к терактам в Сухуми и Гаграх причастны грузинские силы. По его мнению, Тбилиси ведет в отношении непризнанных республик такую политику, которая сводится к тому, чтобы " не дать простым людям спокойно жить, заставить их находится под страхом постоянных взрывов, чтобы власти непризнанных республик стали заложниками такой обстановки и, в конце концов, согласились на присоединение своих территорий к Грузии". "Прямой агрессии в отношении Сухими Тбилиси начать не может, но пребывание в состоянии террора может заставить, по мнению Грузии, абхазов отказаться от независимого статуса", - продолжает эксперт.

Между тем, руководство Абхазии пошло на радикальные меры, решившись закрыть границы с Грузией в разгар курортного сезона. Такой шаг, по словам С.Багапша, сделан в интересах пребывающих в республику отдыхающих, прежде всего, туристов из России. Однако не исключено, что блокирование грузино-абхазской границы может вызвать обратный эффект и привести к оттоку отдыхающих. С экономической точки зрения это самый плохой сценарий для Абхазии, бюджет которой главным образом пополняется за счет доходов от туризма. "Граница между Грузией и Абхазией плохо контролируется, а террористы могут легко просачиваться на территорию непризнанной республики. Смогут ли абхазские силы контролировать ситуацию на границе, и есть ли у них достаточное количество людей для этого?", - задается вопросами М.Александров.

Вообще, в грузино-абхазском конфликте по-прежнему много нерешенных проблем. "Никакие вопросы при нынешнем грузинском режиме, режиме Саакашвили, не решатся, ничего не изменится в характере отношений между Грузией и непризнанными республиками", - полагает М.Александров. Между тем, стремление Грузии стать членом НАТО возможно только при двух условиях: это договоренности по присоединению Абхазии и Южной Осетии к Грузии или, наоборот, юридическое признание их независимости. "Западу близок второй вариант. Ему, в общем-то, не нужна Абхазия, ему нужно получить транзитный коридор в Азербайджан, на Каспий, доступ в Центральную Азию", - полагает М.Александров. При этом он обращает внимание на то, что в Тбилиси уже звучат заявления о том, что вступление Грузии в НАТО не является абсолютной задачей, главная цель – это территориальная целость страны.

По мнению М.Александрова, "оптимальной политической моделью могло бы стать образование "договорной Федерации" как этого было в 1925 году". Речь идет о единой Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике, в которой была сохранена самостоятельность входивших в нее Грузии, Армении и Азербайджана. Федерация существовала до тех пор, пока нужна была большевикам, стремящимся закрепиться в Закавказье, позже, в 30-е годы, ее упразднили. В 90-е годы /прошлого века/ Абхазия предлагала вернуться к обсуждению такой модели - конечно, без участия Армении и Азербайджана, напоминает М.Александров. Но, Грузия, как известно, отказалась, а вскоре между ними началась война. "Создание "договорной Федерации" возможно только в том случае, когда между сторонами будет налажено политическое и экономическое сотрудничество. Когда стороны балансируют на грани войны, это невозможно", - уверен М.Александров. При этом он не исключает того, что взрывы и теракты в той же Абхазии в ближайшее время прекратятся.

Со своей стороны добавим, что, несмотря на очевидность того, что о стабилизации ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта должны непосредственно договариваться Тбилиси и Сухуми, не прекращаются попытки посредников "замирить" противоборствующие стороны. Отметим, что последние взрывы в Абхазии прозвучали как раз в канун открытия 30 июня в Берлине встречи представителей Группы друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, которая объединяет Францию, Германию, США, Россию и Великобританию. Как считают в Тбилиси, западные страны должны убедить Россию согласиться на замену миротворцев полицейскими силами Евросоюза. Абхазия же категорически против этого предположения.

В свою очередь, помощник командующего коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта подполковник Александр Новицкий заявил, что закрытие границы не приведет к каким-либо изменениям в действиях российских миротворцев, которые по-прежнему могут пересекать мост через Ингури /реку, разделяющую Абхазию и Грузию/ по мере необходимости.

Смогут ли последние теракты в Абхазии как-то прояснить ситуацию вокруг грузино-абхазского конфликта и сдвинуть обсуждение к одному знаменателю - будь то процесс образования единой Грузии или, наоборот, признание независимости непризнанных республик Закавказья? Это вопрос, на который пока нет ответа ни у кого. Не менее интересно понять, заинтересована ли Россия в обретении Абхазией и Южной Осетией долгожданной независимости в обмен на вступление в НАТО Грузии со всеми вытекающими отсюда геополитическими изменениями в данном регионе? Но это уже тема другой статьи.




Р. Харабуа: О перспективах вхождения Грузии в НАТО

01.07.08

Руслан Харабуа, ст. н. сотр. Отдела стран Закавказья Института стран СНГ.

Для грузинских властей, основным внешнеполитическим приоритетом остаётся вопрос вступления Грузии в структуры НАТО. Незыблемость позиции Грузии относительно её вступления в НАТО очевидна. Грузинское руководство всё громче и громче стучится в двери альянса и для руководства страны вступление в организацию не имеет альтернативы. Как заявил Михаил Саакашвили, в своем выступлении на инаугурации, пути внешнеполитического развития, соответствуют уже ранее озвученным приоритетам Грузии. Главная задача – вхождение в состав НАТО. По его словам "естественное место в Грузии - в Европе и страна выбрала ориентацию на НАТО". Тому подтверждением стал референдум, проведённый 5 января, где по официальным данным 72,5% населения Грузии высказалось за вхождение Грузии в НАТО. Однако осуществление внешнеполитических амбиции Грузии наряду с внутриполитической ситуацией всё ещё остаются клубком неразрешенных проблем и на данном этапе, очевидно, что вопрос вхождения в организацию находится под вопросом.

Решение Бухарестского саммита НАТО в апреле об отсрочке присвоения Грузии MAP, хоть и стало неким временным препятствием, власти Грузии курс на интегрирование с альянсом менять не станут. Официальные власти Грузии считают происшедшие в Бухаресте события залогом новых достижений, вместе с тем представители парламентского большинства объясняют отсрочку получения MAP внешними факторами, а именно – негативным влиянием России.

На взгляд грузинского руководства их позиция, относительно вступления страны в военный блок, в полной мере соответствует интересам Грузии. По мнению властей, стремление вступить в НАТО будет способствовать демократическому пути развития государства, кроме того, как заявил председатель парламентского комитета по внешним сношениям Котэ Габашвили предыдущего созыва, это позволит «присоединиться к той огромной оборонной системе, которая называется НАТО». Вместе с тем представители Грузии считают, что «если Грузия вступит в НАТО, тогда Россия не сможет запугивать Грузию и распространять здесь свое влияние». Грузинские политики считают, что со стороны России существует прямая военная угроза против неё. В тоже время, по мнению Котэ Габашвили, вступление в НАТО «единственный путь к укреплению территориальной целостности Грузии».

Первые серьёзные замыслы Запада и энергоресурсы Каспия, во второй половине 90-х годов приобрели для Грузии особое значение. По мнению грузинских экспертов, отказаться от этих проектов Грузия не могла. Именно в тот период, когда вступил в действие заключенный в связи с проектом Баку-Джейхан первый контракт, были сделаны первые реальные шаги по сотрудничеству с НАТО, подписано соглашение между Евросоюзом и Грузией. А в 2002 году на саммите НАТО Шеварднадзе поставил вопрос о вступлении Грузии в этот альянс. По словам бывшего посла Грузии в Российской Федерации Зураба Абашидзе, Грузия пошла в обход России потому, что Россия оттолкнула ее.

На сегодняшний день, по мнению грузинского политолога Сосо Цинцадзе, Грузия не откажется от курса на вступление в НАТО. В грузинском обществе, равно как и среди политической элиты, независимо от их внутриполитических взглядов, существует твердое убеждение, что вступление Грузии в НАТО позволит ей окончательно оторваться от влияния России, приобрести в лице организации надёжного покровителя и защитника и самое главное восстановить свою территориальную целостность. Что касается представителей оппозиции относительно вступления в НАТО подавляющее большинство оппозиционеров выступает за интеграцию Грузии в Североатлантический альянс и ЕС, и заявляют, что отказ НАТО в предоставлении стране Плана действий по вступлению в НА-ТО (MAP) на Бухарестском саммите был обусловлен не только фактором России, но и низким уровнем демократии в Грузии. Оппозиция называет основной причиной вердикта лидеров стран НАТО, внутренние проблемы.

В случае если Грузия, по каким-либо причинам не сумеет стать членом альянса, по мнению авторитетной грузинской газеты «Резонанси» для Грузии это может иметь катастрофические последствия.

Вместе с тем, говорить о том, что грузинские власти пребывают в твёрдой уверенности в том, что в декабре на министериале НАТО, когда будет решаться вопрос представления МАР Грузия ещё на шаг приблизиться к стандартам НАТО, было бы не совсем справедливо. Из слов министра иностранных дел Грузии Екатерины Ткешелашвили, после встречи 18 июня в Брюсселе с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером, совершенно не ясно получит Грузия план действия по членству или же вновь будет предложено подождать. Министр выразила осторожный оптимизм в том, что Грузия увидит результаты своих усилий по вступлению в НАТО.

И всё же Тбилиси не теряет надежду и уверен в том, что сумеет найти ключи подхода к тем европейским странам, которые на данном этапе, не желают предоставлять Грузии план ПДЧ. Президент Грузии Михаил Саакашвили в своём очередном западно-европейском турне, 25 июня, провёл встречу в Германии с федеральным канцлером Ангелой Меркель. Не секрет, что для грузинского лидера подобная встреча была очень важна. Германия на апрельском саммите НАТО в Бухаресте выступила противником преждевременного присоединения Тбилиси к Плану действий по членству в альянсе. Михаил Саакашвили, не уверен в том, что Германия в очередной раз не выступит в качестве оппонента против Грузии, и потому ему необходимо было заручиться, если не поддержкой Ангелы Меркель, то хотя бы выяснить мнение страны, от которой во многом зависит будущее Грузии. Однако каких-либо обнадёживающих заявлений грузинскому лидеру со стороны федерального канцлера сделано не было. Ангела Меркель заявила, что Москва и Тбилиси должны достичь прогресса в урегулировании ситуации вокруг Абхазии прежде, чем Грузия начнет процесс интеграции в НАТО, что в очередной раз демонстрирует позицию Германии, которая навряд ли на предстоящем министериале поддержит Грузию. Однако она напомнила, что "еще в Бухаресте Германия четко зафиксировала свою позицию относительно того, что Грузия обязательно объединится в альянс". Вместе с тем сроки принятия Грузии в НАТО канцлер Германии не конкретизировала, отметив, что это не "столь уж далекая перспектива". В то же время канцлер высказалась в поддержку присутствия в регионе российских миротворцев и поиска альтернативных путей решения конфликта, заявив при этом, что разделяет тревогу Тбилиси по поводу «шагов, предпринятых российской стороной» в отношении непризнанных республик на территории Грузии. Немецкие парламентарии также не дали президенту твёрдых га-рантии того, что Грузия получит, столь желаемый ею план МАР.

Между тем не следует считать, что всё грузинское общество и политическая элита столь однозначно положительно оценивают значимость вхождения Грузии в НАТО. Не все грузинские политики в восторге от проводимой грузинскими властями целенаправленных действий в отношении вступления Грузии в НАТО. Те, кто выступает против вхождения Грузии в НАТО, высказывают различные точки зрения, однако они все уверены в том, что вступление в альянс может привести к непредсказуемым последствиям для страны.

Как известно 5 января в Грузии был проведён референдум относительно вхождения страны в организацию. Результаты плебисцита, скорее всего, как и результаты президентских выборов, как заявляют некоторые представители оппозиции, были сфальсифицированы. Как заявила лидер партии «Имеди» («Надежда») Ирина Саришвили наряду с президентскими выборами, властями были фальсифицированы и результаты плебисцита по вступлению страны в НАТО. Она считает, что в действительности, большинство избирателей зафиксировали свое негативное отношение к НАТО.

Это мнение разделяет президент Конгресса национальных объединений России профессор Владимира Хомерики. "Я считаю, что эти результаты были натянуты, сфальсифицированы. Первоначально объявлялось порядка 60% - очевидно, это максимум, который они могли реально собрать, да и этого процента не было. Несмотря на то, что в Грузии есть тенденция и общий настрой к стремлению в НАТО, продиктованный надеждой на то, что Североатлантический альянс якобы поможет Грузии решить вопросы территориальной целостности, я считаю, что то, что первоначально заявлялось, - это максимальный процент. Нынешние цифры нарисованы для пущей убедительности, чтобы Саакашвили получил от Америки больше поддержки, так как результаты президентских выборов были полностью сфальсифицированы. Поэтому он решил доба-вить сюда дополнительный процент, чтобы заявить свою лояльность", - сказал Владимир Хомерики.

Даже если учесть, что референдум прошёл в соответствии с международными стандартами и на их окончательный итог не было оказано влияние при подсчете голосов и подобный результат не вызывает сомнений, тем не менее следует учесть другие факторы. Как известно, по данным ЦИК Грузии, на избирательные участки 5 января во время выбо-ров президента Грузии, пришло 1 млн. 982 тыс. 318 избирателей. 33 тыс., в то время как общее число избирателей в Грузии составляло 3 млн. 527 тыс. 964 человека, по данным ЦИК, общее количество избирателей согласно единому списку составило 3 млн. 352 тыс. 448 человек. Исходя из данных ЦИК, получается, что чуть менее 50% населения Грузии не явилось на избирательные участки, соответственно они не высказывались никак в отношении вхождения Грузии в НАТО, а если учесть, что и среди проголосовавших около 30% выразили негативное отношение к вхождению в состав альянса, картина для грузинского руководства и среди тех, кто незамедлительно желает получить членство в организации не столь радужная. Кроме того, не все политические партии и движения Грузии готовы на то, чтобы Грузия, не урегулировав конфликтные вопросы, стала членом североатлантического альянса. С объявлением итогов опроса по НАТО сразу же возникла незабываемая тема нейтралитета. В период проведения президентских выборов эту идею активно поддерживал «Национальный форум» входящий в состав Объединенной оппозиции, депутат Гоча Джоджуа и руководительница «Фонда Игоря Гиоргадзе» и лидер партии «Имеди» («Надежда») Ирина Саришвили.

Более того, Ирина Саришвили выступила с инициативой о проведении референдума по вопросу сохранения Грузией нейтралитета во внешней политике. 21 февраля, парламент Грузии, накануне саммита глав государств СНГ в Москве, дал разрешение партии "Имеди" на сбор подписей по поводу запрета на перемещение по территории страны Вооруженных сил иностранных государств и размещение в Грузии иностранных военных баз.

Бывший министр внутренних дел Грузии Темур Хачишвили, который был осужден за участие в теракте против Эдуарда Шеварднадзе в августе 1995 года, считает, что решение всех стоящих перед Грузией проблем пролегает через ее нейтралитет. По его словам, вступление в НАТО еще больше ухудшит отношения Грузии с Россией.

После прошедших президентских выборов 5 января и признания международным сообществом их итогов, в Грузии, впервые за последние годы изменилось отношение к Америке, а ведь США твёрдо настаивают на включении Грузии в НАТО. Такая позиция среди некоторых грузинских политиков вызывает неприятие. Как заявил лидер Союза традиционалистов Грузии Акакий Асатиани «нет бескорыстных и самоотверженных друзей. В межгосударственных отношениях дружбы не бывает. Это исключено. Именно такая иллюзия привела нас к катастрофе в 1801 году, когда предполагали, что единоверная Россия обязательно поможет нам. Но потом убедились, что Москва преследует только собственные интересы. Идентичную ситуацию мы имеем и в связи с США. Они нам помогают, но, оказывается, делают это исходя из собственных интересов, а не для нас.» Сын первого президента страны Звиада Гамсахурдиа, политик и политолог Цотнэ Гамсахурдиа придерживается той же позиции, более того он считает, что «сложилась ситуация, когда США являются единственным игроком на грузинской политической сцене и безраздельным хозяином положения». Он также отметил, что «США, как правило, предпочитают иметь дело с небольшой кликой, будь то династия или диктаторский режим, вместо того, чтобы интересоваться мнением народа. В особенности, если американские интересы идут вразрез с национальными интересами».

В Грузии, в последнее время всё чаще задаются вопросом, что получит Грузия от вступления в альянс? Подобные вопросы возникали и ранее, когда грузинское руководство стремительно выстраивало отношения с руководством НАТО. В частности после прошлогоднего февральского визита Михаила Саакашвили в Брюссель, грузинская пресса вполне справедливо задалась этим вопросом. Как отмечалось в «Ахали таоба» в грузинском обществе, относительно вступления в НАТО, присутст-вовал, впрочем он и сейчас не исчез, «дефицит информации». Тот же вопрос возникает у владелеца самой влиятельной в Грузии русскоязычной газеты «Свободная Грузия» учредителя холдинга «Кавказ-медиа» Иосифа Угрелидзе. «почему информационный характер НАТОвской темы недостаточно доведен до граждан страны, в особенности на региональном уровне. Думается, не лишено основания предположение о том, что это следует отнести к сознательным действиям и откровенному подыгрыванию адептам альянса. Явно «непросветительская» работа в этом направлении может дорого обойтись нам и надолго оставить Грузию в статусе « неполноценного территориально государства». Тем более, что и попытки так называемого наведения мостов с нашим северным соседом неуклюжими жестами и лишенными логики действиями носят явно деструктивный характер».

В действительности большинство населения не ведает, что представляет собой НАТО, какие страны являются участниками этого альянса, что он сулит своим членам. Однако все эти вопросы не столь сущест-венны, перед основной глобальной проблемой, поможет ли НАТО Грузии в восстановлении территориальной целостности, а ведь именно решение этой задачей заняты все представители грузинского руководства страны. На данном этапе, очевидно, что власти Грузии хотят возложить свои неразрешимые территориальные проблемы на плечи мощной и в то же время прагматичной организации, которая не станет использовать силу, которая может помешать осуществлению других не менее важных, в первую очередь для США, проектов. С другой стороны не в интересах НАТО принимать в свои ряды такую страну, которая ради интеграции в альянс потеряет собственные территории и потом, вследствие этих процессов, постоянно будет в конфликтном положении. Следует учитывать и тот факт, что члены организации все свои решения принимают едино-гласно. Другое дело, если отдельные члены НАТО, по собственной инициативе, в случае принятия Грузии в альянс, выскажутся за оказание помощи Грузии в восстановлении их территориальной целостности. Не исключено, что давление и авторитет НАТО будет использован в качестве давления и на саму Грузию. Ведь влияние России на территориях не-контролируемой Грузией всё более возрастает и усиливается и соответственно желание членов НАТО вступать в спор с Россией минимизируется. Но это отнюдь не значит, что Грузия и её сторонники в тот час же отступят от своих намерений и принципов, и тем не менее. Подобные рассуждения в последнее время в Грузии стали появляться всё чаще. Однако, как заявляют сами представители власти, в частности заместитель председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Ника Руруа прошлого созыва, «вступление Грузии в НАТО с урегулированием конфликтов напрямую не связано».

Своё критичное отношение к плану вхождения Грузии в состав альянса высказывает Иосиф Угрелидзе. По его мнению, чем ближе власти Грузии будут подтягивать страну к альянсу, тем ближе и реальнее признание независимости отторженных территорий, где большинство населения – граждане России, и, мягко говоря, отнюдь не жаждет в Северо-атлантический блок. Кроме того он считает, что «милитаризация абхазского региона » еще раз подтверждают то обстоятельство, что Грузия с намеченным на декабрь получением «паспорта» на вступление в НАТО так и не преодолеет статус несостоявшегося в территориальном отношении государства. Вполне вероятно, что «НАТОвский зигзаг» действительно приведет грузинский суверенитет и независимость в защищенную гавань западных стран, зато, увы, окончательно подведет черту под восстановление территориальной целостности Грузии. США и Россия по этому поводу, понятно, не будут затевать мировую войну. И по многим другим вопросам, Иосиф Угрелидзе, высказывает сомнение и опасения относительно вхождения Грузии в состав северо-атлантического блока.

С другой стороны не следует сбрасывать со счетов тот факт, что Грузия всё ещё остаётся членом СНГ и, не выйдя из организации, Грузия вряд ли станет полноправным членом НАТО, в тоже ей могут предоставить план ПДЧ. Ранее Грузия неоднократно заявляла, что собирается выйти из состава СНГ, однако грузинское руководство реально осознаёт, что подобный шаг приведёт к полной и безвозвратной потери Абхазии и Южной Осетии, которые де-факто являются независимыми территория-ми, впрочем, членство в альянсе не станет тем фактором, который позволит вернуть утерянные территории, в противном случае большая Кавказская война обеспечена. На данном этапе Грузия, через существующие механизмы и рычаги, всё ещё способно, мало-мальски, оказывать какое-то влияние на неподконтрольные территории. И потому, навряд ли, власти Грузии окончательно решат выйти из Содружества.

Очевидно, что на данном этапе Грузия стоит перед серьёзным выбором – смириться с потерей территорий и вступить в НАТО или объявить нейтралитет с твердой гарантией, что впоследствии им будут возвращены, на их взгляд, их территории. Несмотря на то, что Грузия сделала решительный шаг в направлении альянса, некоторые члены организации также оказались перед сложным выбором. Представление Грузии плана МАР, для этих стран – значит основательно подпортить отношения с Россией. Окончательный положительный ответ со стороны членов альянса, несомненно, ещё более ухудшит отношения между членами альянса и Россией. На этом фоне делать однозначные утверждения о том, что Грузия, несмотря на её желание быть членом альянса, в скором будущем войдет в состав организации было бы не совсем справедливо. Не исключено, что грузинское руководство, на каком-то этапе, для решения территориальных вопросов, возможно, откажется от вхождения в состав организации.




В.Жарихин: «Украинские власти сами себя разоблачают»

KM.RU, 02.07.08

Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ

На днях состоялся визит премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Москву, где прошла ее встреча с Владимиром Путиным. Многие комментаторы поспешили назвать это мероприятие «президентскими смотринами» Тимошенко. Я не согласен с такой оценкой, потому что еще не факт, что Юлия Владимировна станет президентом Украины. Хотя ее рейтинг падает медленнее, чем у Ющенко, но он тоже падает. Если говорить об итогах встречи украинского премьера с Владимиром Владимировичем Путиным, то об этом очень интересно написано в украинской «Правде». Ее корреспондент Виктор Чивакуня слетал с Тимошенко в Москву, а потом поделился своими впечатлениями. Для особо дотошных наших читателей я дам следующую ссылку на статью, которую будет очень полезно почитать: www.pravda.com.ua/ru/news/2008/6/30/78006.htm.

Вообще, складывается такое впечатление, что господин Чивакуня прилетел в Москву не из Киева, а по крайней мере из Кувейта. Об этом можно судить по немного покровительственному тону по отношению к российскому премьеру и вообще Москве. Например, он пишет, что Путин не повез Тимошенко в Белый дом. Уж больно там скромный, совковый интерьер. Дескать, поэтому он встречался с ней в Доме приемов на Арбате. Видимо, господин Чивакуня не был в российском Белом доме лет эдак 15-17. То есть с 1991 года. А, может быть, даже с 1993 года, когда наш парламент горел. Назвать интерьеры Белого дома «скромными» может лишь человек с очень нескромными притязаниями. Может быть, кувейтский принц, но никак не скромный журналист из скромной украинской «Правды».

Впрочем, все это мелочи. Главное в другом. Так получается, что украинские власти сами себя разоблачают. Много говорят о том, что Тимошенко приехала обсуждать широкий спектр вопросов, связанных с сотрудничеством по всем направлениям. А вот в самолете она, как выясняется, сказала своим журналистам: «Я еду обсуждать газ, газ и еще раз газ». Вот все, что ее интересует в Москве. А все «завитушки» по поводу совместных авиакосмических проектов - это так, для внешнего эффекта и «до кучи». Итак, Тимошенко предложила, чтобы Россия и Украина совместно вели переговоры с Центральной Азией и выторговывали приемлемую для Украины цену. Но – вот незадача! - мы на это не согласились. Было прямо сказано: цена на газ для Украины в руках центральноазиатских руководителей. А уж если последние публично заявили о своем намерении перейти на европейские цены, то не думаю, что они отступят от своей позиции. Их не волнуют «судьба демократии» на Украине и президентские амбиции Юлии Владимировны. Так что свой главный вопрос Тимошенко так и не решила.

Много идет разговоров о том, что поскольку Ющенко оказался русофобом, то не поиграть ли нам с Юлией Владимировной. То есть с другим, более прагматичным русофобом. Видя «железобетонную» позицию чиновников Госдепа США, выраженную в указах президента Украины, иногда действительно возникает мысль, а не поиграть ли нам с Юлией Владимировной. Поскольку Ющенко - настолько упертый политик, который уже даже не думает ни о каком газе. Ему лишь бы какого-нибудь Шухевича наградить, снести памятник Екатерине II в Севастополе и вступить в НАТО. Его не волнует даже собственный рейтинг, который уже снизился до пяти процентов.

Однако, на мой взгляд, это ошибочная логика. В конце концов, мы же хотим изменения антиукраинского (а значит, и антироссийского тоже) курса руководства Украины, а не более усовершенствованного «кучмизма» (мы движемся на Запад, но при этом произносим «ласковые речи» в восточном направлении). Да, мы можем услышать ласковые речи от Юлии Владимировны. Она прекрасно понимает: для того, чтобы стать президентом, нужно получить больше 50% голосов. А для этого нужно заморочить голову востоку и югу Украины. Так что Тимошенко с удовольствием будет играть в эти игры. Но я абсолютно уверен, что никакого реального движения в сторону России со стороны руководства Украины не будет. Спонсоры-то за бугром, причем с той стороны «бугра», а не с этой. Я не думаю, что российское руководство не принимает в расчет все эти соображения. Другое дело, что какие-то договоренности с Тимошенко (но только написанные на бумаге) заключать действительно легче, чем с Ющенко, которому безразличны как судьба Украины, так и судьба его избирателей.     




В. Лосев. Цветастая «пустышка»

03.07.08

Владислав Лосев, Институт стран СНГ

Еще пять лет назад, выступая на семинаре руководящих работников по идеологической работе,  Александр Лукашенко сделал заявление, которое при его реализации могло повлечь за собой серьезные изменения в положении Белоруссии на международной арене.

Белорусский лидер заявил тогда ни много ни мало, как о  притязаниях Республики Беларусь на         «великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации». Трудно сказать, что такое восточноевропейская цивилизация, да и вряд ли Белоруссия может претендовать на какое-то духовное водительство, к примеру, венгров или румын. По-видимому,  имелся ввиду все же славянский мир.

Но мало о чем-то заявлять. По части сотрясения воздуха у белорусской власти все в порядке. Беда в том, что дальше пустой рисовки перед публикой дело как правило не идет. Взять хотя бы отношения с Сербией и балканский кризис в целом. Белорусское общество в подавляющем большинстве своем было на стороне сербского народа. Общественность пыталась хоть как-то помочь сербам. В республике был создан  Комитет солидарности с сербами и черногорцами, основной задачей которого было не только проведение  публичных акций в поддержку сербского народа и Союзной республики Югославии, но  и стремление подвигнуть власти к  каким-то реальным действиям в поддержку СРЮ и помощи сербам.

А вот с этим-то  все оказалось совсем не просто. Ведь одно дело высокопарно рассуждать о славянском братстве и совсем другое – оказывать реальную помощь вопреки мнению мирового сообщества конкретному славянскому народу, попавшему благодаря этому самому «сообществу» в тяжелейшее положение.

А ведь белорусский официоз, несмотря на внешнюю пикировку с США и Евросоюзом на деле чрезвычайно чувствителен к мнению западных политических кругов. К примеру, когда представители общественности обратились к руководству Белорусского фонда мира с предложением оказать гуманитарную помощь находившейся в блокаде, в том числе и со стороны Белграда, Республике Сербской в Боснии, то получили отказ.

Данное решение мотивировалось возможной (всего лишь возможной!) отрицательной реакцией неких западных партнеров. При этом неофициально было сказано, что это и позиция Администрации президента  РБ. И можно не сомневаться, что было именно так, ибо Белорусский фонд мира является абсолютно карманной организацией, руководство которого каждый (даже минимальный) свой шаг согласовывает с властью.

Конечно, впоследствии, в апреле 1999 года, был знаменитый полет Лукашенко  в обстреливаемый НАТО Белград и небольшой гуманитарный конвой из Белоруссии в Югославию. Все это выглядело может и эффектно, но не получило никакого дальнейшего развития.

Более того, после прекращения военной агрессии НАТО белорусская власть практически утратила интерес к сербским событиям, а государственные СМИ стали писать и рассказывать о Сербии не как о славянской православной стране, а как о каких-нибудь Филиппинах или Арабских Эмиратах.

Сербское направление белорусской политики оказалось цветастой  «пустышкой», направленной на политическую рекламу одного лица. И это совсем не преувеличение. Ведь белорусско-сербские деловые и культурные связи находятся, как отметил посол Сербии в Белоруссии Сречко Джукич, на уровне статистической погрешности.

Действительно, несмотря на то, что между Сербией и Белоруссией существует безвизовый режим,  товарооборот между двумя странами составляет ничтожную сумму в 50 миллионов долларов, а Соглашение о свободной торговле уже 10 (!) лет все согласовывается, переписывается и никак не вступит в силу. Более того, между Минском и Белградом даже нет прямого авиасообщения.

Очевидно, белорусским властям это не очень-то и надо. Минская верхушка (и это отнюдь не Лукашенко) все надеется понравиться, а может и войти (чем черт не шутит?) в круг европейской элиты, а тут какая-то Сербия, которая до сих пор брыкается с этим Косово. Поэтому выстраивание реальных отношений с Сербией может стоить кое-кому в Минске «европейской перспективы». Вот и вся разгадка отсутствия интереса официального Минска к Белграду. Не хочется верить в это, но реалии упорно толкают к такой мысли.

В отличие от «элиты»,  сербская тема по прежнему волнует белорусскую общественность и не только потому, что в отношении сербского народа Запад проводит политику несправедливую и жестокую. Сербы для белорусов кровные и духовные славянские братья, а брату принято помогать, тем более, если он в беде.

Этой теме был посвящен, состоявшийся в Минске накануне Дня памяти Косовской битвы белорусско-сербский научно-практический семинар «Белоруссия – Сербия: исторические связи и будущее», в котором приняли участие представители сербского посольства в Белоруссии, белорусские ученые, писатели, политологи, журналисты и общественные деятели.

Разговор получился весьма острый, так как были подняты не только вопросы современных белорусско-сербских отношений, но и проблемы нынешних взаимоотношений между славянскими государствами в целом, которые, к сожалению, во многих случаях очень далеки от братского идеала.

Итогом обсуждений стал документ, в котором участники семинара поддержали справедливую борьбу Сербии за свою территориальную целостность, а также позицию Белоруссии, России и других стран, не признавших «независимость» Косово, которое сегодня на деле является под контрольной территорией США и НАТО. Остается только надеяться, что этот жест белорусской власти не будет всего лишь декларацией,

Участники семинара резко осудили неправомерную позицию Гаагского трибунала по бывшей Югославии, который односторонне рассматривает события, имевшие место на Балканах, преследуя только сербов и уклоняясь от расследования преступлений албанских боевиков из так называемой армии освобождения Косово.

В документе также высказано мнение о необходимости формирования единого информационного, культурного и экономического пространства Белоруссии, России и Сербии с целью создания предпосылок для последующего образования союза этих славянских государств.

Документ направлен белорусским, российским и сербским властям и может быть внесет определенную лепту в дело единения наших славянских народов.

 




К. Фролов. Перспективы антироссийского альянса

03.06.08

Кирилл Фролов, зав. отделом Украины Института стран СНГ

Во вторник вечером в Батуми завершился очередной саммит Организации за демократию и экономическое развитие   ГУАМ, объединяющей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию.

Главы стран-участниц ГУАМ собрались в Батуми  без президента Молдавии Владимира Воронина, вновь заверили друг друга в верности демократическим идеалам, посетовали на международный терроризм и застарелые конфликты, и договорились крепить транспортно-энергетическую безопасность.  В переводе с канцелярского на русский это означает солидарность в борьбе с пророссийскими "непризнанными государствами" и с российскими проектами диверсификации потоков энергоносителей, а  также попытки реализации проектов транспортировки энергоносителей в обход России.

Девизом встречи, начавшейся несколькими часами ранее, стало: "ГУАМ объединяет восток Европы". По официальным сообщениям, в общей сложности на саммите присутствовали делегации 25 стран, в том числе Грузии, Украины, Азербайджана, Польши, Литвы, Чехии, Японии.

В Батуми прибыли также политические инвесторы проекта - представители Госдепа США. Но радужные перспективы антироссийского геополитического альянса испорчены отсутвием президента Молдавии -  Владимир Воронин третий год подряд форум игнорировал   он прислал вместо себя министра внутренних дел страны Валентина Межинского и замминистра иностранных дел Валерия Осталепа.

По итогам встречи президенты Грузии, Украины, Азербайджана, Литвы и Польши подписали Батумскую декларацию, сообщила пресс-служба украинского президента. Документ свидетельствует о приверженности подписантов "демократическим принципам, правам и свободам человека, верховенству закона, духовному и культурному наследию своих народов и укреплению духа толерантности".

О "демократии" и "толерантности" в языковой сфере на Украине мы знаем слишком хорошо и много.

Подписавшие декларацию подтвердили намерение и далее развивать региональное сотрудничество и выразили обеспокоенность "угрозами, порожденными затянувшимися конфликтами, агрессивным сепаратизмом, экстремизмом, международным терроризмом и подтвердили готовность ГУАМ совместно противодействовать этим угрозам", сообщает "РБК-Украина".Это- камень в огород "непризнанных государств", придерживающихся пророссийской ориентации.

Экономическая часть саммита завершилась принятием заявления Совета глав государств-членов ГУАМ об использовании транспортного потенциала и развитии транспортного коридора ГУАМ. Как сообщается, "документ призван содействовать полному использованию транспортного потенциала государств-членов, территории которых являются природным коридором между Европой и Азией. В документе еще раз подчеркивается необходимость ускорить создание зоны свободной торговли, разработать концепцию транспортной политики Организации, а также поддержать конкретные проекты по усовершенствованию инфраструктуры транспортного коридора ГУАМ".

Как заявил по окончании саммита президент Украины Виктор Ющенко, стороны также договорились об участии в проекте Евроазиатского нефтетранспортного коридора. "Это базовый ключевой фундаментальный проект, реализация которого в ближайшее время будет обеспечена",   уверен Ющенко. Также оптимистично украинский президент высказался и о проекте "Викинг" (проект комбинированных перевозок, охватывающий маршрут Ильичевск   Клайпеда. Реализуется с февраля 2004 г., участники   Украина, Белоруссия и Литва). "Мы полны политической воли и решимости реализовать в полном объеме проект "Викинг", который должен получить свое продолжение в Молдову, Грузию, Азербайджан и до Центральной Азии",   цитируют Ющенко украинские СМИ.

 Стоит отметить, что изначально предполагалось, что в ходе саммита Грузия даст официальное согласие на вступление Азербайджана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако пока такой информации не поступало.

 Это -также антироссийские ходы, предпринимаемые вопреки объективным законам экономики.

Не оправдались пока и ожидания, связанные с обсуждением инициативы украинской стороны о создании единого Международного диспетчерского центра по контролю за качеством и количеством газа, поставляемого из России в Европу через территорию Украины. Предполагалось, что учредителями центра, помимо стран ГУАМ, могли бы выступить Польша и прибалтийские государства, а сам центр своего рода рычагом критики России.

 Также отсутствуют сообщения о возможности создания в рамках ГУАМ собственного миротворческого батальона.

 Теперь под вопросом оказалось и участие Молдавии.

 В последнее время отношения между Москвой и Кишиневом заметно потеплели, а вот ГУАМ, заявил накануне открытия батумского саммита председатель молдавского парламента Мариан Лупу, для Молдавии привлекательность утратил: "В этой организации особый интерес представляли вопросы экономического характера, которые сейчас отодвинуты на второй план",   цитирует молдавского спикера "Интерфакс". Стоит отметить, что за день до начала батумского саммита в Кишиневе прошло заседание российско-молдавской межпарламентской комиссии. По окончании встречи с российскими коллегами Лупу назвал Россию "одним из важнейших наших партнеров", "основным поставщиком энергоносителей" и "важным торгово-экономическим партнером, представляющим собой крупнейший рынок сбыта для молдавской продукции". В ходе встречи представители двух стран подписали соглашение, предусматривающее увеличение квот для привлечения молдавских рабочих в Россию, а также активизацию регионального сотрудничества между двумя странами. "Молдавия рассчитывает на поддержку российскими парламентариями официальной позиции Российской Федерации относительно обеспечения территориальной целостности Молдавии путем поиска жизнеспособного решения приднестровского конфликта",   заявил Лупу.

 Таким образом , ГУАМ теряет Молдавию.

 Явно антироссийский характер ГУАМ дает России аргумент признать Нагорный Карабах. Или ввести визовый режим и ограничить квоты для гастарбайтерроов из Азербайдджана.

  Это будет холодным душем для Азербайджана. Что тогда останется от ГУАМ?




Михаил Александров: «Сегодня требуются люди нового мышления, нового призыва».

МиК, 07.07.08

Михаил Александров, зав. отделом Закавказья Института стран СНГ.

Я считаю, что Дмитрий Медведев сейчас всячески пытается проявить себя как самостоятельный политик. Как человек, которому не чужды собственные идеи и представления о том, как должна строиться внешняя политика страны.

Для меня, например, очень важно, что он недавно встретился с Багапшем. Раньше Путин  избегал таких встреч, все перепоручал Министерству иностранных дел.

Важно также, что Медведев позвонил Саакашвили, когда захватили российских миротворцев, и устроил ему, мягко говоря, втык. Потом было заявление Министерства обороны о том, что мол, мы не можем гарантировать, что и дальше российские миротворцы будут соблюдать спокойствие в таких ситуациях. Это тоже довольно симптоматичное заявление. При Путине таких заявлений не делалось.

С другой стороны, Медведев активно работает и на западном направлении. Не дает прижать Россию ни на переговорах с западными политиками, ни с Европейским союзом, ни по вопросу вокруг Ирана. Во внешнеэкономической сфере появились новые инициативы. В  частности, о превращении рубля в региональную валюту, которая пока блокируется старыми кадрами из путинского окружения, в том числе, Кудриным. От которых, по большому счету, руководству страны нужно освобождаться.

Посмотрим, насколько Медведев окажется сильным, чтобы избавиться от этого балласта, даже не путинского, а еще ельцинского призыва, который Путин сохранил у власти.

А в плане внутренней политики никаких симптомов  ожидаемой многими либерализации я не вижу. Продолжаются репрессии против  русских патриотических организаций, продолжаются выходки всяких антифашистов и организаций прокремлевской направленности, спонсируемых Сурковым и Ко.  Так что в этом вопросе по-прежнему есть неясность.

Конечно, нельзя все решать одновременно. Посмотрим, как Медведев дальше будет двигаться. Возможно, он пойдет на какие-то изменения в сторону демократизации России, поняв, что опираться на старые кадры и двигаться вперед одновременно невозможно. Сегодня требуются люди нового мышления, нового призыва, как было в тридцатых годах, когда Сталин выдвигал совершенно новое поколение политиков, которые выиграли войну.

А России предстоят очень тяжелые времена, как и всему миру, кстати говоря, с учетом надвигающегося экономического коллапса американской и всей западной экономики.

Не исключено, что будет очередная проба мировых сил, и страна должна войти в этот период подготовленной, мобилизованной, готовой встретить любые вызовы. А для этого нужны совершенно новые кадры.

Поэтому перед Медведевым стоит большая интересная работа, и хотелось бы, чтобы он был достоин тех вызовов, которые стоят перед Россией.




А. Грозин. «Центральноазиатская» составляющая визита Дмитрия Медведева

07.07.08

Андрей Грозин, зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Российский президент Дмитрий Медведев, после посещения Баку, где российский лидер Ильхаму Алиеву лично и публично предложил продавать азербайджанский газ РФ по «европейским ценам», совершил весьма значимые визиты в Туркменистан и Казахстан. Итоги этого первого масштабного «азиатского турне» нового президента России можно считать успешным.

В Ашхабаде переговоры российского и туркменского президента увенчались рядом важных договоренностей. Основной из них стали вопросы энергетического партнерства России и Туркмении.

Глава Туркмении подтвердил свои обязательства по поставкам газа в Россию. Как заявил по итогам переговоров туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов, «мы подтвердили свою неизменную приверженность взятым на себя обязательствам, отраженным в соглашении по поставкам туркменского газа до 2025 года в Россию». Таким образом, на уровне обещаний президента Туркменистана Россия, во-первых, сохранила возможности закупать туркменский на нынешнем уровне и, во-вторых, подтвердила планы увеличить его закупок в дальнейшем. То, что у Москвы имеются намерения реализовать ранее (весна 2005 г.) заключенные контракты в сфере приобретения «голубого топлива» Туркмении, подтвердил в Ашхабаде глава «Газпрома» Алексей Миллер. Отвечая на вопрос журналистов, каковы ежегодные объемы закупок туркменского газа «Газпромом», он сообщил, что «каждый раз мы увеличиваем объемы закупок, будет больше и в следующем году». «Мы увеличиваем объемы закупок из квартала в квартал», - сказал глава «Газпрома».

Сейчас Россия ежегодно закупает в Туркмении более 40 млрд кубометров газа. Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет было заключено Россией и Туркменией 10 апреля 2003 года. В рамках этого соглашения «Газпром экспорт» и «Туркменнефтегаз» заключили долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа на период действия соглашения.

Перед приездом в Ашхабад российского лидера делегация "Газпрома" во главе с А.Миллером побывала на переговорах с президентом Туркменистана. Ни о каких конкретных результатах объявлено не было и ряд российских изданий поспешили отозваться о этих переговорах, как о не увенчавшихся успехом. Поэтому именно с визитом Медведева и связывались надежды, что по итогам его беседы с Бердымухамедовым все «разночтения» будут сняты.

С глазу на глаз Медведев и Бердымухамедов беседовали дольше запланированного часа.

"Прежде всего мы подтвердили приверженность к традиционным узам дружбы и преемственности установившегося курса на укрепление стратегического сотрудничества, опирающегося на незыблемые приоритеты независимого развития и духовно-историческую общность", - подвел итоги встречи туркменский лидер.

"Нынешняя встреча - серьезный этап в перспективном развитии дружественных отношений между Россией и Туркменистаном", - заявил со свое стороны президент РФ. «В ближайшее время во всех странах должны быть завершены внутригосударственные процедуры, касающиеся соглашения по Прикаспийскому газопроводу, - сообщил Дмитрий Медведев. - И мы продолжим работу по соглашению, касающемуся реконструкции существующих газопроводов».

До конца текущего года Туркмения и Россия договорились устанавливать фиксированную цену на туркменский газ каждые полгода исходя из мировой конъюнктуры. С 01.01.2008 она была повышена на $30 - до $130 за тысячу кубометров. С 1 июля цена была поднята до $150 за тысячу кубометров. Что касается перспектив 2009 года, то в марте нынешнего года Ашхабад (совместно с Астаной и Ташкентом) предупредил Москву о намерении устанавливать цену, исходя из рыночных принципов, то есть с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры на мировом рынке. Судя по всему, «Газпром» не смущает рост цен на туркменский газ – российский концерн намерен, как было озвучено его руководством, увеличивать закупки газа у Ашхабада.

Эта ситуация сложившаяся во взаимоотношениях Туркмении и России соответствует интересам двух стран: Ашхабад нацелен на наращивание доходов от экспорта своих невозобновляемых ресурсов, а «Газпром», идет навстречу туркменской стороне только из понимания того факта, что оно в своей основе справедливо, но и ориентируется на простой факт: прозрачный, понятный всем порядок ценообразования лишает смысла всякого рода «серые» схемы и альтернативные (бумажные) российским маршруты доставки туркменского газа конечным потребителям в Европе.

Москва и Ашхабад заявили, что отдают приоритет Прикаспийскому газопроводу, который позволит увеличить поставки туркменского газа в Россию. Россия и Туркмения намерены уделить приоритетное внимание реализации проекта этого газопровода. «Высокий уровень партнерства существует между субъектами ТЭК двух стран, которые осуществляют и проектируют строительство важных объектов трубопроводной инфраструктуры», - говорится в принятом совместном заявлении президентов двух стран. «Особое внимание в этой связи было уделено вопросам реализации проекта строительства Прикаспийского газопровода, с вводом в эксплуатацию которого планируется значительно увеличить объемы поставок природного газа из Туркмении в РФ», - говорится в документе.

В дополнение к этому заявлению глава России сообщил, что Россия, Казахстан и Туркмения уже в ближайшее время завершат внутригосударственные процедуры для строительства Прикаспийского газопровода. «В топливно-энергетическом комплексе существует хорошее сотрудничество между Россией и Туркменистаном», - подтвердил Д.Медведев. По его словам, «в ближайшее время во всех странах должны быть завершены внутригосударственные процедуры, межправительственное соглашение по Прикаспийскому газопроводу, а также соглашение по реконструкции существующих газопроводов».

Исходя из итогов визита главы РФ в Ашхабад можно согласится с мнением о том, что любые «альтернативные России» труборпроводы из Центральной Азии по прежнему обречены оставаться на виртуальном уровне.

Кроме того, президенты России и Туркмении в совместном заявлении указали на то, что они намерены содействовать созыву третьего саммита глав Прикаспийских государств. «Стороны выразили твердую решимость последовательно осуществлять принятые решения (состоявшихся каспийских саммитов), и тем самым создать предпосылки для созыва третьего саммита глав Прикаспийских государств», - подчеркивается в документе.

Таким образом, можно констатировать, что главным итогом визита Дмитрия Медведева в Туркменистан стало то, что он добился от Гурбангулы Бердымухамедова "неуклонной приверженности обязательствам" по соглашению о поставках газа в Россию.

В Казахстан Д.Медведев прибыл уже второй раз за время своего президентства. С одной стороны, большая разница в возрасте и, главное, в опыте нахождения на высших властных постах двух президентов могла бы осложнить общение, однако, ничего подобного не наблюдается.

За Дмитрием Медведевым стоит вся мощь российского государства, несоизмеримая даже со всеми странами Центральной Азии вместе взятыми. В каком-то смысле при визите в любую страну за российским лидером находится проекция этой силы – и в финансовом, и в оборонном смысле и т.д. Это очень большой бонус российского президента при общении с лидерами других государств.

С другой стороны – и Нурсултан Назарбаев человек в мировой политике более чем искушенный.

Когда Владимир Путин стал президентом, также задавались вопросы в связи с его молодостью и не очень большим опытом нахождения на высших постах. Но и у бывшего и у нынешнего глав России с казахстанским лидером выстраиваются весьма плодотворные, даже, дружеские, отношения.

В минувшие выходные в Казахстане отмечали сразу два праздника. Столице республики Астане исполнилось 10 лет, а заодно свой день рождения отметил и президент Нурсултан Назарбаев.

На праздники в Казахстан приехали несколько глав других государств. Помимо российского лидера Дмитрия Медведева приглашения приняли президенты Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Грузии, Армении, Турции, король Иордании.

«Десять лет прошло с того памятного дня, когда всему миру прозвучало имя Астана, - напомнил Н.Назарбаев. - Обретение новой столицы стало для нас моментом истины. В нашем случае перенос столицы вызван геополитическими интересами нации". Со слов главы Казахстана получается, что именно Астана дала импульс развитию всей республики. "Астана - символ, который вывел самосознание нации на новый уровень", - заявил глава РК.

"Десять лет по историческим меркам - это совсем небольшой срок, - заметил Д.Медведев. - Но за это время на древней земле успел вырасти суперсовременный и комфортный для жизни город, город, задающий темп, ритм жизни всего Казахстана. Здесь буквально на глазах формируется новое лицо страны и пишется ее новейшая история".

Президент России отметил и то, что особое геополитическое положение Астаны определяет саму философию ее развития, связанную с идеей евразийства. Город, с одной стороны, отражает национальную самобытность республики, а с другой - ее открытость миру, восприимчивость ко всему новому.

В Астане президент России также провел несколько двусторонних встреч. Д.Медведев в принципе так или иначе побеседовал со всеми коллегами. И даже с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

Пресс-служба Кремля сообщила, что в ходе разговора с Саакашвили Медведев обратил внимание на недопустимость нагнетания обстановки в регионе, а также подчеркнул необходимость продолжения переговорного процесса со всеми вовлеченными сторонами. Поводом для такого замечания стало обострение обстановки вокруг Южной Осетии, где в результате столкновений уже имеются жертвы.

«Казахстанские» итоги визита Медведева следует признать очень успешными. Многие говорили, что он будет носить ознакомительный, «церемониальный» характер, но в действительности, насколько известно автору, обсуждалась масса практических вопросов и были достигнуты определенные договоренности. Речь идет о расширении сотрудничества в космической сфере, модернизации трубопроводной системы «Средняя Азия - Центр», активизации проекта Прикаспийского трубопровода.

Подводя итог «туркмено-казахстанской» части «азиатского турне Дмитрия Медведева, стоит подчеркнут один принципиально важный момент (нашедший отражение в ходе общения российского лидера с его туркменским и казахстанским коллегами): в современных условиях нельзя добиться односторонних уступок. Нужно давать определенные преференции, и России следует это понимать. Это понимание руководство РФ и демонстрирует на наших глазах.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ