Константин Затулин: Территориальная целостность Грузии не является священной коровой
LentaCom.ru,
13.08.08
При всей конкретности документа о прекращении огня в
зоне грузино-югоосетинского конфликта, все его пункты в ряде случав можно
толковать по-разному в зависимости от того, какое содержание толкователь
вкладывает в тот или иной пункт. Например, «вооруженные силы Грузии возвращаются
в места их постоянной дислокации». Это может означать для Саакашвили, что,
поскольку он определил как место для дислокации для целого ряда ударных
подразделений грузинской армии Горийский район, непосредственно примыкающий к
Южной Осетии, то вот они и вернутся туда. Будет ли это соответствовать целям
операции по принуждению к миру? Безусловно, нет. Саакашвили хорошо это понимает
и будет бороться именно за такую интерпретацию. Затем, миротворческие механизмы,
о которых речь идет в будущем времени в соответствующем пункте договоренности. Я
убежден, что сейчас и Запад, и Саакашвили вместе будут отстаивать принцип,
который предполагает изменение формата действующей миротворческой операции,
увеличение контингента за счет придания ему интернационального характера и
включения в него контингентов тех стран Запада или их союзников, которые будут
выполнять в данном случае в большей мере пожелания грузинского президента. Я
убежден, что сама эта договоренность является промежуточной. И не случайно такую
попытку делал и Саакашвили, и Саркози во время пребывания в Москве на
переговорах с Медведевым.
Сейчас основной упор делается на святость, незыблемость
территориальной целостности. При этом суверенитет Грузии отождествляется с ее
территориальным составом и границами бывшей Грузинской ССР. Как верно было
замечено, это не одно и то же, и мы, безусловно, должны сегодня уходить от
тезиса территориальной целостности Грузии, потому что этот тезис является
оправданием, основанием для агрессии Грузии против Южной Осетии и Абхазии.
Только что мы были свидетелями этого. Поэтому сама по себе территориальная
целостность Грузии не является священной коровой. Государства и побольше Грузии
распадались, Советский Союз например, и при этом в России никто не выдвигает в
качестве условия признание территориальной целостности России в границах бывшего
СССР. Почему, если Россия отказалась от границ советского периода, то Грузия на
них настаивает, при этом считая весь советский период периодом оккупации, а
Советский Союз – империей зла? Когда еще в истории Грузия имела такие внутренние
и административные границы, как те, которые были у нее весь советский период?
Абсолютно неисторические границы, и тем более в данном случае речь идет не о
каких-то просто территориальных приращениях или, напротив, изъятиях. Речь идет о
самоопределении людей, которые не хотят быть крепостными в Грузии, которых
вместе с землями присоединяют или каким-то образом ими распоряжаются помимо их
воли.
В этом вопросе, безусловно, самый острый контрапункт в
осуществлении этих договоренностей. Сейчас Запад и Саакашвили пытаются делать
вид, как будто бы ничего не произошло. Ну постреляли, разошлись. Правда,
Саакашвили сопровождает это эскападами в адрес России, объявляя ее агрессором,
заявлениями о выходе из СНГ и тому подобными вещами, которые свидетельствуют о
том, что мир не может даже с точки зрения Грузии быть таким же, каким он был 6
августа, накануне военной агрессии Грузии против Южной Осетии. Поэтому если
Грузия не может быть в СНГ, если Грузия не готова ни к каким реальным шагам,
кроме военного нападения на Южную Осетию в попытке вернуть ее, то в этом случае
нечего держаться за умершую много лет назад территориальную целостность Грузии.
В самих принципах этот вопрос российской стороной обойден, и это правильно, но
теперь мы видим, как грузинский президент выделяет его и требует его признания в
расчете на то, что он здесь не ошибается, что Запад будет ему всячески в этом
вопросе ассистировать. Мы должны занять в этом вопросе твердую позицию: мы не
обсуждаем состав этих пунктов.
Старая метода ведения переговоров со стороны Грузии -
что при Саакашвили, что до Саакашвили - заключалась в том, что они сначала
достигают желаемого, говорят, что прекратить огонь - это все, что они сейчас
требуют. Как только они этого достигают, они сразу же начинают разбавлять
договоренности новыми и новыми условиями. Я сам прошел через это, когда в свое
время пытался посредничать в переговорах между Грузией и Абхазией - тогда, когда
эти вопросы вел Евгений Примаков. Был такой период, когда Грузия выдвинула целый
ряд требований к Абхазии, требований к документам, которые должны были быть
подписаны в 1996 году обеими сторонами. Абхазия после сомнений, определенного
противодействия в конце концов согласилась с этими пунктами, и что же произошло?
Грузия тут же свои требования взвинтила. И договоренность в 1996 году так и не
состоялась, потому что Грузия фактически ушла от самой идеи предложенного
документа.
Надо понять, что эта страна первых европейцев, во главе
которых стоит такой дипломированный, американизированный европеец, как Михаил
Саакашвили, является в сущности восточно-азиатской страной по ментальности
своего политического класса и понимает в конечном счете только те аргументы,
которые были продемонстрированный Российской Федерацией в ответ на нападение
Грузии на Южную Осетию. Вот это является для них фактором, и стало ясно, чего
стоит и хваленая грузинская армия, и помощь ее союзников, на которых она так
уповала. Нам нужно сосредоточиться на том, чтобы напоминать Грузии об этом и
уходить сегодня от тем миротворчества с грузинской стороной. Так же как и от
обсуждения тем территориальной целостности.
Мы должны понять, что никакой миротворческий формат в
сегодняшней ситуации недостижим. Он будет для России ущербен, потому что от нас
будут требовать согласиться на увеличение воинского контингента и включение в
него военнослужащих других стран, что для нас неприемлемо, как неприемлемо и для
Южной Осетии и Абхазии. От нас будут требовать сотрудничества, например, в
рамках урегулирования грузино-осетинского конфликта, с так называемыми
миротворцами из Грузии, которые стреляли в спины нашим солдатам. Вот как,
скажите на милость, можно фактически достичь того, чтобы те же самые российские
военнослужащие с теми же самыми военнослужащими грузинскими сотрудничали в
рамках миротворческой миссии после всего, что произошло в Южной Осетии? Поэтому
миротворчество на этом этапе надо оставить в стороне и сосредоточиться на
требованиях создания демилитаризованного пояса на грузинской территории вдоль
Абхазии и Южной Осетии. И в эти места дислокации никакие вооруженные силы Грузии
входить не должны. Там вообще должны находиться только милиционеры с
пистолетами. Это максимум, что можно было бы разрешить из огнестрельного оружия,
включая, может быть, еще охотничьи ружья.
А наш воинский контингент должен продолжать находиться
на территории Южной Осетии и Абхазии в качестве приглашенных абхазской и
югоосетинской сторонами. Мне кажется, что это должно быть взаимосвязано с
признанием независимости этих республик. Дальше откладывать этот вопрос,
создавать таким образом иллюзию, что когда-нибудь Грузия сможет-таки поудачнее
напасть на Абхазию и Южную Осетию, когда мы отвернемся или изменится ситуация в
мире, мне кажется, было бы контрпродуктивно и даже опасно.
|