Юбилей Архиепископа Августина и празднование семисотлетия Галицкой митрополии вылились в мощнейшую демонстрацию Православия в Галиции.Кирилл Фролов
Галицийские униаты
пытались испортить юбилей православного архиепископа Львова Августина
(Маркевича).
23 сентября Украинская Православная
Церковь Московского Патриархата праздновала 700-летиеГалицкой православной
митрополии и десятилетие служение архиепископа Августина на Львовской кафедре.
Как известно, православие в Галиции впервые подверглось мощному разгрому после
Брестской унии 1596 года.
Феномен Галичины невозможно понять, не
разобравшись в феномене униатства. Под давлением Речи Посполитой в 1596 г.
киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было
подписано соглашение о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно
предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими
подписантами право на сохранение православной обрядности. Православный народ
Западной Руси отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не
принял их, считая «недокатоликами», требуя полной ассимиляции. Таким образом,
униатизм стал буфером между православно-русским и польско-католическим
культурно-цивилизованными типами.
Именно греко-католический феномен (ни
русский, ни поляк – а «самостийник», «украинец») стал в основе украинской
идентичности, украинской идеи. Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и
политического украинства. В этом процессе огромную роль сыграл львовский
греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший
сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко,
деятелей типа М. Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь Ватикана
позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке
мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались
как оккупанты и насильники (достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 – 1914
гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих
им галичан. Следует отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей
Галичины тяготело к православию и русофильству, однако ослабленный австрийским
террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский
лагерь был «добит» большевиками). После насильственного подавления Советской
властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический
ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды». В этой связи необходимо
отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия
победившей стороны – СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского
процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду,
значительная часть галичан во главе с известным богословом о. Гавриилом
Костельником перешла в РПЦ добровольно.
Естественно, легализация Украинской
греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной. Однако ситуацию,
возникшую после печально известной встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом
Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя. Именно реванш униатства
1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию
на Украине.
В течение 1989-1991 гг. в Галиции
были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе
было более 600 «горячих точек», в настоящее время – около 350. Захваты
производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения
православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи
избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской
Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными – ведь десятки
тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало рейды и
московское духовенство. Тогда было возможно создать ситуацию затяжного
противостояния, «запереть» воинствующее украинство в пределах Галичины, получить
выигрыш во времени и не допустить полного отделения Украины. Однако Русская
Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным
противником, имеющим и финансовую и политическую поддержку. Финансирование УГКЦ
осуществляется через ряд католических фондов таких, как «Помощь Церкви в беде»
(ФРГ), причем весьма интенсивно – любой сельский священник имеет возможность не
только восстановить свой храм, но и поехать в Ватикан, в «Коллегиум-руссикум»,
чтобы получить престижное образование.
В настоящее время УГКЦ насчитывает около
3,5 тысяч приходов, Духовные академии и Институт истории Церкви во
Львове, несколько десятков периодических издания. Активными практикующими
греко-католиками является основной костяк антирусской интеллигенции. УГКЦ
ближайшей своей целью ставит создание «Украинской Поместной Церкви Киевского
Патриархата», находящейся в юрисдикции Римского папы. В «Киевский Патриархат»,
по мысли идеологов этого проекта, должны войти и православные христиане и
раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели подчинена религиозная политика
Украины. Официальные представители УГКЦ – фактически управляющей ей архиепископ
Любомир Гузар, и его викарий Василь Медвид неоднократно публично приветствовали
раскольническую авантюру президента Кравчука по созданию т.н. «Киевского
Патриархата». Греко-католики возглавляли комиссию по духовности и делам
религиозных организаций ВР Украины первого и второго созывов, лоббировали
законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви Московского
Патриархата, такие, как принятые ВР поправки к Закону о свободе совести от
15.02.1993 г. о поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины
разных конфессий. Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на
имеющийся православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется
конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а
униатская 50. Если православные не соглашаются но поочередное богослужение,
вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается
униатам. Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало
создание в Верховной Раде второго созыва депутатской группы «За единую Поместную
Церковь». Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала
инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.
Архиепископ Августин приехал в
разгромленную епархию. За десять лет, вопреки сопротивлению властей, он
восстановил ее структуру, собрал 70 общин, сеть братств, занимающихся
миссионерской деятельностью, создал филиал московского Свято-Тихоновского
Богословского Института, наладил тесное взаимодействие с русскими организациями.
Если все это возможно в униатской Галдиции, то тем более все это необходимо в
русских Крыму и Новороссии.
Архиепрископа Августина поздравили
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, Митрополит Смоленский
и Калининградский Кирилл, блаженнейший митрополит Киевский Владимир, множество
епископов, священников и мирян. На торжества прибыла большая
делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Волоколамским и
Юрьевским Питиримом. Архиепископ Августин отслужил панихиду по убитому в 1946
году бандеровцами о. Гавриилу Костельнику и заявил о необходимости канонизации
этого исповедника Православия наших дней.
Конечно же, униаты не могли не попытаться
испоритить православный праздник. В селе Баня Лисовицкая Стрыйского района
Львовской области была предпринята попытка захвата единственного на четыре
ближайших района православного храма. К захвату призывал местный униатский
ксендз Михаил Коцуровский. Однако мощный «информационный контрудар» УПЦ
Московского Патриархата, активная позиция ее пресс-службы (www.
orthodox.org.ua) позволили мобилизовать общественное мнение на Украине и
за рубежом. Униаты пытались собрать сессию местного совета, но она не набрала
кворума. Это еще одна победа Православия. Нет никаких оснований смиряться с
итогами кровавого погрома, учиненного греко-католиками в Галиции в последние
пятнадцать лет. Все незаконно аннексированное должно быть возвращено законному
владельцу. Описанное выше свидетельствует, что только наступательная политика
Православия приносит свои плоды. Мы поздравляем Архиепископа Августина с юбилеем
его епископской хиротонии и служения на этой «фронтовой» кафедре. Он уже
выстоял. Теперь он должен победить.
|