В Баку снова подставили Москву
Сегодня.ру,
15.12.08
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник
министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики.
Власти Азербайджана готовы применить по Нагорному
Карабаху ядерное оружие. Пока в теории
Несмотря на то, что 2 ноября этого года Азербайджан
подписал Московскую декларацию, в которой практически в каждом пункте
подчеркнута необходимость урегулирования азербайджано-карабахского конфликта
политическим мирным путем, продолжения диалога и оздоровления ситуации на Южном
Кавказе, президент Азербайджана сделал заявление, что не исключает военного пути
решения конфликта.
26 ноября Ильхам Алиев заявил итальянскому телеканалу
«RAI International», что документ, подписанный им совместно с президентом России
Дмитрием Медведевым и президентом Армении Сержем Саргсяном, не лишает Баку права
решить этот конфликт военным путем. Алиев отметил: «В декларации никто не увидит
обязательств, касающихся отказа Азербайджана от военного пути… Мы постоянно
должны быть готовы к любым другим мерам. Военный путь урегулирования с целью
восстановления территориальной целостности нашей страны здесь не исключается,
никогда не исключался и не может быть исключен. Мы в значительной степени
укрепили свои силы».
Владимир Казимиров, заместитель председателя Ассоциации
российских дипломатов, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России,
который в 1992-1996гг. возглавлял посредническую миссию по Нагорному Карабаху,
комментируя заявление азербайджанского президента, отметил: «Весьма любопытное
толкование международного документа и собственной подписи под ним! Иначе говоря,
декларировать можно что угодно, а делать – совсем наоборот. Разве мирное
урегулирование конфликта не исключает военного пути? Можно ли эдаким
«разъяснением» и подобным образом действий способствовать оздоровлению
обстановки, безопасности и стабильности в регионе, поощрить меры доверия?
Познается реальная цена каждой подписи».
Таким образом, цель азербайджанских властей, о чем
неоднократно заявляли бакинские официальные лица, остается неизменной и
традиционной – стереть с лица земли Нагорный Карабах. Азербайджанские власти
систематически игнорируют Хельсинские принципы, в том числе и мирное разрешение
споров, и неприменение силы или угрозы силой.
Россия, также как и другие сопредседатели Минской группы
ОБСЕ – США и Франция, выступает за исключение возможности силового решения
азербайджано-карабахского конфликта, и это провокационное заявление президента
Азербайджана направлено не только против НКР, но также и против России, США и
Франции. Баку в очередной раз фактически отказался от своей подписи под
международным документом и оказывает давление на мировое сообщество, соизмеримое
с Мюнхенским диктатом нацистской Германии.
Первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с
соотечественниками Константин Затулин отметил: «Меня крайне удивило последнее
выступление президента Ильхама Алиева о том, что декларация не исключает
возможности военного решения карабахской проблемы. Считаю, что это заявление
сделано на потребу определенной части общества в Азербайджане и не красит
президента. Мы не наивные люди и понимаем, что мир – более серьезная вещь, чем
просто подпись под декларацией. Но Азербайджан, как и Армения, взял на себя
серьезные обязательства решать карабахскую проблему мирным путем».
Как известно, в Московской декларации Азербайджан,
Армения и Россия согласились с тем, что достижение мирного урегулирования должно
сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями. В ходе
переговоров необходимо на первом этапе добиться подписания юридически
обязывающего договора о неприменении военной силы против НКР, включающего
международные гарантии. Нельзя забывать, что Нагорный Карабах, Армения, Россия,
Франция и США имеют дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое
постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку
вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать
вероломную агрессию. Политика азербайджанских властей основана на турецкой
половице «договоры и клятвы – на кончике моей сабли».
Стоит также напомнить, что еще не просохли чернила
подписей под Московской декларацией, а Азербайджан 17 ноября 2008г. устроил
серьезную военную провокацию против НКР. Ранее, в ходе азербайджано-карабахской
войны 1991-1994гг. Азербайджан неоднократно нарушал договоренности о прекращении
огня, отказывался выполнять 4 резолюции ООН о прекращении военных действий.
Азербайджан систематически и целенаправленно срывал все
договоренности и соглашения о прекращении военных действий в январе 1993г., июне
1993г., июле 1993г. При содействии России 18 августа 1993г. Нагорный Карабах и
Азербайджан прекратили огонь на 5 дней, но Азербайджан и на этот раз сорвал
перемирие. Президент Азербайджана Гейдар Алиев тогда же публично признал, что
азербайджанские войска не раз нарушали прекращение огня. В конце 1993г. было
согласовано прекращение огня с 17 декабря, но и оно было вскоре нарушено
Азербайджаном. В апреле 2001г. бакинские власти сорвали намеченные
договоренности по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта в Ки-Уэсте
(США). В декабре 2007г. Азербайджан попытался предпринять попытку ревизии
«Рамочного соглашения о мирном процессе» - Дартмутское соглашение 2005г.,
согласованное в рамках российско-американской Дартмутской конференции по
Нагорному Карабаху, проходящей с 2001г. в трехстороннем формате Нагорный Карабах
– Азербайджан – Армения.
Азербайджан также не исключает возможности использовать
против НКР ядерного оружия. Недавно Азербайджан присоединился к международной
конвенции «О борьбе с ядерным терроризмом» с оговорками, предусматривающими
отказ от применения требований этого документа против Нагорно-Карабахской
Республики. Первый вице-спикер Милли Меджлиса Азербайджана Зияфета Аскерова
заявила о том, что «Азербайджан присоединился к этой конвенции с условием и
отдельным заявлением, предусматривающим отказ от претворения в жизнь требований
настоящего документа на оккупированных Арменией территориях Азербайджана...
Азербайджан не в состоянии дать гарантию обеспечения требований этой конвенции
до освобождения оккупированных территорий».
Российскую инициативу по встрече президентов Армении и
Азербайджана и подписание Московской декларации нужно приветствовать, но не
преувеличивать по трем причинам. Во-первых, данный документ не является
юридически обязывающим соглашением. Это только декларация намерений. Во-вторых,
азербайджанские власти традиционно готовы отказаться от договоренностей с
Россией и подставить ее. В-третьих, под ней не стоит подпись Нагорно-Карабахской
Республики. А основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются
Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.
Зная повадки бакинских властей, считающих договоры и
соглашения пустой бумажкой, мировое сообщество не имеет оснований верить им на
слово. Безопасность народа Нагорного Карабаха, неоднократно подвергавшегося
широкомасштабной террористической интервенции со стороны Азербайджана, должна
основываться на системе мер и гарантий: скорейшем окончательном юридическом
признании международным сообществом государственной независимости НКР, возврате
к юридически закрепленному трехстороннему формату переговоров
Азербайджан–Нагорный Карабах–Армения, восстановлении территориальной целостности
Нагорного Карабаха и исключении его анклавности, международных и собственных
гарантиях безопасности.
Прорыв в переговорах возможен исключительно после
признания независимости НКР, после чего будет намного легче решить на взаимной
основе наиболее сложные вопросы: территории, беженцы, границы.
В Московской декларации и в совместном заявлении в
Хельсинки глав МИД стран-Сопредседателей МГ ОБСЕ от 4 декабря указывается на
необходимость мер доверия. Уверен, что большое значение в цивилизованном
урегулировании сыграли бы меры доверия: укрепление режима прекращения огня и
прекращение Азербайджаном провокаций на границе, прекращение Азербайджаном
антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования, признание Азербайджаном
концепции мирного сосуществования двух суверенных государств – НКР и
Азербайджана, отказ Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный
Карабах и Армению, вывод азербайджанских войск с оккупированных земель НКР,
покаяние руководства Азербайджана за геноцид и этнические чистки.
Азербайджану следовало бы брать пример с Дании,
руководство и граждане которой приветствует стремление Гренландии к
независимости, выраженное на референдуме 26 ноября 2008г. Аналогичной
цивилизованной позиции Дания придерживается и в отношении независимости
Фарерских островов. Очевидно, что традиции политической культуры в Азербайджане
сильно отличаются от Дании.
|