БЕЛОРУССИЯ
Президент Беларуси выразил соболезнования в связи со смертью Патриарха Алексия II
БЕЛТА.
05.12.08
Президент Беларуси Александр Лукашенко от имени
белорусского народа и себя лично выразил соболезнования Священному Синоду
Русской православной церкви, всем православным в связи с тяжелой утратой -
смертью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Об этом БЕЛТА сообщили в
пресс-службе белорусского лидера.
"Эта невосполнимая утрата для православного мира
наполнила наши сердца глубокой скорбью.
Вся жизнь его Святейшества была отдана служению Богу и
людям. Патриарх Алексий II - величайшая историческая личность, человек искренней
веры и молитвы, особо почитаемый Предстоятель Церкви для миллионов православных
верующих. За свои самоотверженные труды, силу духа, отзывчивость и любовь к
ближнему он снискал всеобщее уважение священнослужителей и мирян.
Его Святейшество с отеческим вниманием относился к
Беларуси, был для нас духовным наставником и верным другом. Огромную потерю,
постигшую Русскую православную церковь, разделяет весь белорусский народ.
С теплотой и сердечной признательностью я вспоминаю наши
многолетние дружеские отношения и последнюю встречу в Минске месяц назад.
Пастырское слово Святейшего, его поддержка и молитвы всегда были для меня
опорой.
В народной памяти Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II останется мудрым пастырем, человеком большой доброты и
бесконечной преданности Церкви. Царство ему небесное и вечный покой", -
говорится в соболезновании.
Глава белорусского государства выразил также
соболезнования Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву и всем
россиянам.
"Беларусь пользовалась особым пастырским вниманием
Алексия II, с благословения которого совершено много богоугодных дел на нашей
земле. Мы потеряли искреннего друга, внесшего неоценимый вклад в дело упрочения
белорусско-российского единства.
В эти скорбные и тягостные дни горечь невосполнимой
утраты объединяет наши сердца. Белорусы навсегда сохранят светлую память об
Алексии II", - отмечается в соболезновании.
Белорусский цейтнот
respublikabelarus.com, 08.12.08
Иван Щербаков
Возникла какая-то неловкая пауза после срыва заседания
ВГС СГ 1 декабря. Даже всплывшая информация о введении российского рубля на
территории РБ не наделала много шума. В чем же дело?
Какие-то предположения уже делались относительно причин
срыва. Однако ничего вразумительно-конкретного сказано не было. Выдвину свою
гипотезу, так как это имеет самое прямое отношение к белорусской экономике и ее
будущему.
Если вкратце, то произошел идейный конфликт переговорных
позиций:
Российская позиция: «Если Вы хотите, Вы приходите. Мы за
Вами бегать не будем. Точка». Белорусам давно пора забыть про равноправные
отношения РФ и РБ. Поезд уехал. Надо было в Силичах договариваться в прошлом
году. Это был пик переговорной позиции РБ. Сейчас от нее ничего не осталось.
Белорусская позиция: «Мы тут такие хорошие, нужные и
важные сидим и ждем, кто же придет и предложит нам счастье».
Противоречие налицо. А теперь поподробнее.
Сценарный план развития событий был описан сразу, как
только уехала ноябрьская миссия МВФ: «Вполне вероятно, что Россия может и не
сделать встречных шагов в декабре. Проблемы сейчас у Белоруссии и нет никакого
резона торопить события. Самая выгодная стратегия для России на данный момент –
подождать. Белоруссии деваться некуда». У России сейчас очень крепкая
международная позиция и нужда в РБ не такая значительная, как может показаться.
Однако видимо, белорусское понимание вопроса несколько
иное. Характеризуется оно словами белорусского политолога Юрия Шевцова, об
успехах страны, которыми он прокомментировал срыв ВС: «С белорусской точки
зрения, Россия недооценивает усилившийся в последние месяцы международный вес
Белоруссии: она быстро примиряется с Западом. На столе у Лукашенко лежат
предложения даже о приобретении за копейки примерно половины мощностей порта
Вентспилса и строительство за копейки же 10?миллионного белорусско-латвийского
нефтяного порта в Риге. Есть также множество иных потенциально очень выгодных
для Минска проектов со странами ЕС. Впереди возможность примирения с США. Кроме
того, экономика пока не испытывает никаких серьезных проблем, связанных с
мировым кризисом, – по итогам десяти месяцев рост ВВП свыше 10% и рост
промышленного производства свыше 12%».
Обращает на себя внимание сослагательность риторики Ю.
Шевцова: потенциально, возможно, лежат предложения (даже не проекты), пока не
испытывает. Никакой конкретики и, следовательно, никакой переговорной ценности!
Пустые слова и набивание цены.
Не знаю, кто такой политолог Юрий Шевцов, но знаю, что
его публикации в значительной мере взаимосвязаны с позицией и поступками
белорусских властей. Это я к тому, что по высказываниям этого политолога можно с
определенной степенью достоверности судить о том, что твориться в головах нашего
руководства.
Вкратце можно перефразировать Ю.Шевцова: Белоруссия такая
замечательная и нужная страна, а Россия недооценивает этого.
Понятно, что именно белорусская сторона недостоверно
оценила переговорную позицию России, на чем последняя и сыграла. Это как в
шахматах, кто на большее число ходов просчитает, тот и выиграл. Белорусы до сих
пор думают, что занимают чуть ли не центральное место в российской политике, и
потому Россия будет идти на уступки. Однако это не так.
В надежде на очередные уступки в свете оживления
интеграционных процессов белорусская сторона воспаряла духом и стала просить
дополнительных экономических преференций: дешевый газ (по внутрироссийским
ценам) и отмену нефтяных пошлин, да и просто денег в виде предоставления второго
транша еще до конца 2008 года. А планируемое введение российского рубля
предполагает определение курса пересчета белорусских в российские рубли, что
также является достаточно острым вопросом.
Понятно, что повестка была согласована, и соглашение о
единой ПВО ждало только проставления подписей. И тут за несколько дней до ВС
появились высказывания белорусских чиновников о том, что было бы неплохо одним
махом пересмотреть еще парочку соглашений, мы же интегрируемся, чего мелочиться,
ведь речь идет о СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ (большими буквами, с восклицательным
знаком, и произносить только с придыханием).
А так как Россия в свою очередь смотрит на этот вопрос
как на один из многих других международных вопросов, то есть рассматривает всего
лишь просто союзное государство (маленькими буквами и без эмоций), Россия
ответила отказом на эмоциональный панибратский порыв Белоруссии. Видимо именно о
таком отказе говорил «источник», намекая, что можно и переписку опубликовать.
Однако никто ничего не опубликовал, ибо отказ был расширять повестку, а не отказ
от заседания.
Осознав тщетность надежд и то, что встречных
экономических шагов со стороны России не будет, белорусы отреагировали крайне
эмоционально. Банально вспылили. На что россияне видимо ответили: «Ну нет, так
нет». А это уже был шок. Днем в понедельник по БТ начали клеймить Россию в срыве
заседания ВГС СГ.
В итоге белорусская сторона, попытавшись изменить
повестку, сыграла против себя. Вроде бы «безобидная» просьба привела к такой
«жесткой» реакции России. Никто ничего сходу и не понял, что же произошло. И
появление публикации в «Коммерсанте» - это не происки врагов, как утверждает
газета «Республика», а четкая отработка ситуации с российской стороны. В России
сейчас не та ситуация, чтобы опубликовать такой материал просто так.
«Коммерсант» знал, что и для чего пишет (достаточно вспомнить судьбу газеты,
которая опубликовала сплетню про свадьбу Путина и Кабаевой).
Хочется также отметить, что если бы состоялся ВГС по
согласованной повестке, то это было бы в пользу обеим странам. Учитывая
экономические реалии, Белоруссия попала в фатальную воронку и выхода из нее вне
российского вектора пока не просматривается.
Еще раз повторю, что стратегия России на данный момент –
подождать. Беларуси деваться некуда. Конечно, может приехать миссия МВФ и
расщедриться на кредит. Однако все знающие люди понимают, что значит взять
кредит МВФ. Это значит подписать секретные договоренности. Следовательно,
отрезать себе путь к «льготной» России. РБ на это не пойдет. А все знающие люди
в РБ понимают, что кредита МВФ хватит на несколько месяцев и дальше жизнь (в
смысле – предприятия) без российской поддержки «остановится».
Конечно, белорусы из создавшейся ситуации отчаянно ищут
выход. Хотели как лучше, а получилось абы как. В Белоруссии образовался
информационный вакуум относительно срыва ВГС СГ. После громких заявлений в
понедельник днем, белорусские СМИ уже к вечеру стали проблему замалчивать. В
вечерних новостях уже никто ничего не сказал.
Спустя некоторое время одна из центральных газет
«Республика» рукой Дарьи Сологуб написала, что ничего страшного не произошло,
что это всего лишь происки неких «врагов». И что «если скандал с переносом даты
Госсовета приведет к перекраиванию повестки заседания или к откладыванию
намеченных планов, это будет серьезной неудачей российской внешней политики на
западном (белорусском) направлении.» То есть Белоруссия согласна вернутся за
стол переговоров даже по прежней повестке. И в кратчайшие сроки!
В полном тексте статьи от Дарьи Сологуб повторяется
позиция Ю. Шевцова: «Сегодня, в условиях нестабильности мировой экономики, мы
наблюдаем, как финансовые и экономические проблемы толкают страны постсоветского
пространства, в том числе Белоруссию, к плотному взаимодействию с более сильной
Россией. Оттолкнуть эти страны сейчас было бы не просто неверным шагом, а
стратегической ошибкой со стороны Москвы».
Д.Сологуб дает явный прямой намек на разворот РБ в
сторону Запада, если Россия не предпримет активных действий. То есть опять явная
ошибка оценки российской позиции. Россия никого не отталкивает, но и тянуть не
собирается. Кто хочет - милости просим. Об этом пресс-служба российского
Президента написала еще в понедельник.
Российская позиция ясна: «Идите, куда хотите. Только все
дальнейшие разговоры – на общих основаниях». Понятно, что в условиях
надвигающейся экономической бури уйти в свободное плавание это сомнительное
решение с сомнительным удовольствием. Рассчитывать на то, что «погуляв на
стороне» удастся вернуться назад без потерь – глупо. Публикация в «Республике»
как раз свидетельствует, что белорусы одумались.
Думаю, что время поучать Москву и набивать себе цену
прошло. Москва играет в свою игру. Кто хочет – может к игре присоединиться. Кто
не хочет – может идти на все четыре стороны, но со всеми вытекающими
последствиями.
Вот и возникает в белорусских головах когнитивный
диссонанс. Что же делать? Кто даст денег? С кем дружить? И хочется, и колется. А
тут еще Европа своим «Восточным партнерством» соблазняет. МВФ кредиты обещает.
И речь уже идет не о демократизации и европеизации. В
стране скоро нечем будет платить зарплату. Сейчас стоит вопрос, кто больше даст
денег. А еще лучше чтобы денег дали все. Но помочь может только Россия. Россия
заинтересована, чтобы у нас было тихо и спокойно. А МВФ (США) заинтересовано,
чтобы у нас был бесконечный кризис. Вот и весь выбор. Те кто путает МВФ с
благотворительной организацией глубоко заблуждаются.
Белоруссия была жестко поставлена в рамки выбора:
или-или. Или РБ с РФ, или идите куда хотите. И это не тактический выбор, а
стратегический. К приезду миссии МВФ надо определиться. Времени на принятие
решения – 1 неделя (плюс время самих переговоров). Если Белоруссия возьмет
деньги у МВФ – это конец СГ со всеми вытекающими.
Смею предположить, что снижение зарплат – это вовсе не
попытка выполнить условия МВФ, а попытка показать России, что Белоруссия готова
пойти на уступки МВФ, чтобы Россия начала делать встречные шаги. Сейчас в
Белоруссии все усилия брошены на нормализацию отношений с Россией. Только вот
понимание «нормализации» в белорусских умах принципиально отличается от
аналогичного понимания в Кремле.
Еще раз повторю, набивание себе цены не поможет. Только
конкретные шаги. Россия может позволить себе подождать с решением любых
вопросов. И навязывать себя Россия не будет. А в РБ цейтнот. До приезда МВФ –
одна неделя. До экономического краха – одно неверное решение.
Тем более в РБ с течением времени тают не только ЗВР, но
и испаряется переговорная позиция с Россией. Чем позже будут приниматься
решения, тем меньшая роль будет отведена РБ во взаимоотношения с Россией.
P.S. Подъем стоимости транзита нефтепродуктов по
территории РБ - это еще один из способов набить себе цену и намекнуть на то,
что, мол, РБ сидит на трубе.
Евросоюз проверяет реальность желаний Беларуси
Белорусские новости.
08.12.08
Евросоюзу в ближайшее время предстоит выяснить, на самом
ли деле у Беларуси есть интерес к сближению с ЕС. Развеять сомнения в
оправданности решения о приостановлении санкций в отношении белорусских
чиновников и повышении уровня контактов могут только белорусские власти.
В интервью белорусской программе "Радио Швеция" глава
отдела стран Восточной Европы МИД Швеции Юхан Фриселль заявил, что сейчас
Евросоюз "предстоит выяснить, на самом ли деле у Беларуси есть интерес к
сближению с ЕС и желание развивать двухсторонние отношения".
Представитель МИД Швеции прокомментировал участие
Беларуси в политике Восточного партнерства, которая была инициирована в мае
Польшей и Швецией и официально запущена Еврокомиссией 3 декабря.
"Беларуси предложена роль полноценного участника
политики. <…> ЕС должен иметь пути и возможности взаимодействовать с
Беларусью, вне зависимости от политической системы в стране, насколько она
соответствует нашим стандартам демократии и прав человека. <…> Наоборот,
одна из задач политики Восточного партнерства - улучшать условия развития
демократии и защиты прав человека, поэтому здесь нет противоречия", - заявил
Фриселль.
По словам шведского дипломата, Беларусь участвует в
политике Восточного партнерства "без всяких скобочек".
Фриселль отметил, что эта программа в рамках Европейской
политики добрососедства имеет долгосрочные перспективы и не исключает членство в
ЕС. Она ориентирована на шесть постсоветских стран, которые, "так сказать,
традиционно входят в сферу интересов России". При этом он подчеркнул, что
отдельные направления этой европейской политики "теряют всякий смысл, если не
будут поддержаны Россией".
2 декабря в рамках белорусско-шведских межмидовских
консультаций Стокгольм посетил замминистра иностранных дел Беларуси Валерий
Воронецкий. Как рассказал Фриселль, обсуждались "вопросы взаимного интереса в
области торговли и промышленности".
Белорусские представители подняли вопрос об упрощении
визовых процедур и снижении размера консульского сбора за шенгенские визы. Со
своей стороны представители МИД Швеции предложили обсудить "ситуацию в Беларуси,
условия, при которых белорусские власти готовы идти по пути демократизации и
прав человека". "У нас получилась хорошая дискуссия именно по вопросам
расширения сотрудничества между Беларусью и ЕС", - рассказал дипломат.
Фриселль напомнил о решении министров иностранных дел
стран ЕС о частичном приостановлении на полгода санкций в отношении белорусских
чиновников. 13 октября они также решили поднять уровень взаимодействия, который
с 1997 года ограничивался уровнем замминистров. Кроме того, было поддержано
развитие технического сотрудничества между Брюсселем и Минском в области
взаимных интересов.
"Если Беларусь не сделает тех шагов, на которые мы
рассчитываем, то, конечно, мы рассмотрим вопрос, было ли сближение с Беларусью
правильным политическим курсом", - заверил глава отдела Восточной Европы МИД
Швеции. Он подчеркнул, что "объединенная Европа и Швеция, как ее часть, сделали
шаг навстречу Беларуси и теперь ждут ответа белорусской стороны".
Вопрос о решительности намерений белорусских властей или
даже безальтернативности нашего сближения с Европой остается актуальным.
Аналитики говорят о том, что о готовности сотрудничать с Брюсселем в ближайшей
перспективе расскажут те четыре месяца, которые остались до апреля - до
истечения "испытательного срока" и повторного рассмотрения вопроса о
приостановлении санкций.
Серьезным сигналом станет суд над активистом оппозиции
Александром Борозенко. Сделав его новым политическим заключенным, белорусские
власти рискуют перечеркнуть все предыдущие свои шаги навстречу Европе.
Беларуси и России необходимо сохранить динамику развития торгового сотрудничества
БЕЛТА.
11.12.08
Беларуси и России необходимо сохранить динамику развития
торгового сотрудничества. У стран нет никаких оснований "воевать" за
продовольственный рынок. Об этом заявил сегодня журналистам министр сельского
хозяйства РФ Алексей Гордеев по итогам совместной коллегии Минсельхозпрода
Беларуси и Минсельхоза России.
"Нам нельзя утратить достигнутую динамику сотрудничества,
необходимо обеспечить ускорение за счет увеличения экспорта продукции. Это наша
главная задача", - сказал он.
Между Беларусью и Россией создана солидная правовая база,
которая позволяет динамично сотрудничать в различных сферах. В настоящее время
действует более 120 межгосударственных и межправительственных договоров и
соглашений. С целью соблюдения баланса интересов белорусских и российских
производителей с 1997 года ежегодно составляются прогнозные балансы спроса и
предложения по важнейшим видам продукции.
Алексей Гордеев подчеркнул, что "впервые Беларусь и
Россия подписали пятилетний баланс по самым чувствительным видам товаров - мясу,
молоку и сахару". Этот баланс является ориентиром для представителей аграрного
бизнеса двух стран и позволит снять проблемные вопросы во взаимной торговле,
уточнил он.
Министр сельского хозяйства РФ отметил, что Россия
заинтересована в увеличении поставок продовольственных товаров из Беларуси и
может рассмотреть вопрос о расширении ассортимента и увеличении объемов
поставок.
Ограничений на поставки белорусских продуктов питания в
Россию нет. Вместе с тем, по его словам, есть вопросы, касающиеся "как Беларуси,
так и России". "Речь идет о несоответствии нормам качества, безопасности
продуктов на ряде предприятий", - сказал российский министр. Эти вопросы и
необходимо решать двум сторонам, в частности службам ветеринарного контроля
Беларуси и России.
Очень важно, чтобы "предприятия понимали эти требования,
а ветеринарные службы четко осуществляли контроль". Остается добиваться того,
чтобы каждое предприятие Беларуси и России было высокотехнологичным и
производило абсолютно безопасную продукцию для наших потребителей, подчеркнул
Алексей Гордеев.
Беларусь и Россия идут одинаковым путем - развития
крупного комплексного производства, включающего весь производственный цикл - от
поля до продажи товара. При таком подходе у хозяйств есть возможность
диверсифицировать производство, увеличить ассортимент выпускаемой продукции. Это
создает условия для достаточно устойчивого развития. "Это абсолютно правильный
путь", - подчеркнул российский министр.
Он высоко оценил технологическую базу птицефабрики
агрокомбината "Дзержинский", которую посетил. Это предприятие выпускает
качественную продукцию, здесь хорошо выстроена экономика, что позволяет
выплачивать работникам высокую заработную плату, которая в настоящее время
составляет $600 в эквиваленте.
По мнению Алексея Гордеева, "путь, который выбрали
Беларусь и Россия в развитии агропромышленного комплекса, в перерабатывающей
промышленности - правильный". "Мы будем учиться друг у друга", - сказал он.
Развитие общего аграрного рынка - это хорошая перспектива, которая укрепит и
позволит более активно развиваться предприятиям двух стран. Алексей Гордеев не
исключил, что к этому рынку может присоединиться и соседняя Украина, что также
пойдет на пользу всем странам. Хотя рынок Беларуси и России имеет более прочную
основу: он развивается без границ, и эту тенденцию необходимо укреплять.
Беларусь и Россия считают необходимым создать единую ветеринарную службу Союзного государства
БЕЛТА.
11.12.08
Татьяна Лобас
Беларусь и Россия считают необходимым создать единую
ветеринарную службу Союзного государства, сообщил корреспонденту БЕЛТА главный
государственный ветеринарный инспектор РФ, заместитель руководителя
Россельхознадзора Николай Власов.
Необходимость формирования единого органа продиктована
тем, что Беларусь и Россия намерены создать общий аграрный рынок. "После
реализации мероприятий, намеченных по дальнейшей интеграции экономик Беларуси и
России, действующая ветеринарная нормативная база в суверенных государствах
перестанет работать, так как возникнет новое, достаточно уникальное образование,
которое фактически не имеет внутренних, но имеет государственные границы", -
отметил Николай Власов.
Беларусь и Россия предлагают гармонизировать ветеринарное
законодательство двух стран, создать концепцию развития взаимоотношений.
Ключевым моментом будет перенос внутреннего ветеринарного и фитосанитарного
контроля на внешнюю границу Союзного государства. "В настоящее время в России и
Беларуси действует три уровня взаимодействия: реализация мер защиты за рубежом,
на границе и внутри страны. Второй элемент выпадает.
Единственный выход из этого положения мы видим в создании
единого ветеринарного органа Союзного государства, который будет наделен правами
разработки нормативных актов в области ветеринарного законодательства и
обеспечения контрольно-надзорных функций на всей территории Союзного
государства", - сказал Николай Власов. Без этого не удастся обеспечить единство
подходов и ветеринарных требований. Необходимо создать механизм, который бы
определял международный статус этого структурного образования.
Кроме того, следует организовать "инспекционную службу,
которая будет оценивать работу локальных ветеринарных служб двух стран". При
формировании этого органа будет использован опыт создания аналогичных служб в ЕС
и США.
Обязательным условием станет обмен информацией, она
должна быть прозрачной и конфиденциальной. Перспективно появление единого органа
для общения в "электронном окне" Союзного государства. Необходимо создать
инфраструктуру специализированных пунктов пропуска на внешней границе Союзного
государства, организовать ветеринарный контроль на его территории, а также
третьих стран для обеспечения безопасности продукции. Потребуется время для
формирования общей нормативной базы, которая будет обеспечивать общедоступность
правовых документов и создание новых нормативно-правовых актов.
Важным представляется в том числе создание системы
аккредитации лабораторий, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность.
Нельзя ни в коем случае ограничивать их число, потому что Россия и Беларусь
находятся на пути вступления в ВТО и по требованиям этой организации такие
лаборатории необходимы.
«Восточное партнерство» как передел региона
www.imperiya.by,
12.12.08
Сергей Шиптенко
Цель новой инициативы Евросоюза – сформировать
полноценный «санитарный кордон» по периметру границы с Россией за счет
контракции российского геополитического пространства. Иначе говоря: ЕС расширяет
свое жизненное пространство за счет российского. Можно сказать, что десант ЕС на
Кавказе и «Восточное партнерство» - карты из одной колоды.
Новость об инициативе ЕС вызвала ликование у
пропагандистов из официального Минска – какие перспективы открываются у «центра
Европы». Однако они не спешат поделиться подробностями программы сотрудничества,
ее условиями, практическими шагами.
До сих пор ГУАМ оставался отпочковавшимся от СНГ
«овощем», жертвой политического аборта. Ведь расчет на азербайджанскую нефть не
оправдался. И вот теперь, после разминки «на кошках» (Содружестве Демвыбора,
ГУАМ и т.п.) Евросоюз покусился на жизненное пространство России, лимитрофов,
традиционно относимых к сфере влияния Москвы. Собственно, в этом «вина»
России.
До сих пор не отмененный Конгрессом США закон «О
порабощенных народах» (как и поправка «Джексона-Вэника», и др. антироссийские
акты) приобретает черты институциональной реализации. «Мягкая сила», роль
«доброго следователя» - вот что в брюссельской моде.
Однако, все ли так гладко? Есть ли повод официальному
Минску ликовать и шантажировать Москву?
Кажется, кнут санкций ЕС сменился пряником: временно
приостановлен запрет на въезд в Евросоюз высшим чиновникам, в Минск зачастили
западные журналисты, обошлось без демаршей в ходе формирования ППНС… Вроде бы,
жизнь налаживается: если бы не так называемый «кризис», то можно было бы
подумать над танцами на площади Независимости. Повод есть: 8 декабря министры
иностранных дел ЕС утвердили предложенную Еврокомиссией политику «Восточного
партнерства» по формуле "27+5(6)", оформив соответствующее коммюнике. Цифирь «6»
означает возможное участие в данном проекте Республики Беларусь.
Напомним: Польша, заручившись поддержкой Швеции,
предложила данный сценарий в мае. Принципиально он был одобрен в июне на
заседании Европейского Совета (в чем немалая заслуга Франции) и отправлен на
доработку в Еврокомиссию. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский
заявил, что развитие «Восточного партнерства» будет приоритетом для его страны
во время ее председательства в ЕС во второй половине 2011 г.
И вот сегодня еврокомиссар по внешним связям и политике
соседства Бенита Ферреро-Вальднер не сомневается: решение будет утверждено
главами государств и правительств стран ЕС на саммите в Брюсселе 11-12 декабря.
Однако, в отличие от Польши и Литвы, западноевропейские
политики не испытывают эйфории. Например, Александр Рар летом весьма скептически
отозвался о поддержке данного проекта Германией, а сейчас предпочитает
акцентировать внимание на условиях поддержки «Старой Европой» инициативы,
продавливаемой «молодыми членами».
Если откровенно: Польша видит себя основным
выгодоприобретателем от реализации «Восточного партнерства». Скудный бюджет
проекта (2,1 млрд.евро), скорее всего, будет освоен ею же. Она видит себя
куратором региона, представителем интересов европейских бизнесов, подсчитывает
геополитические дивиденды к раздражению Германии. Старая, пропахшая нафталином,
как шинель Пилсудского, «Ягеллонская доктрина» получает шанс на реализацию.
Критикуя «Восточное партнерство», европейские «новые правые» традиционно
предлагают полноценный «Континентальный блок», но они ли определяют геостратегию
ЕС€
Кроме того: если с Грузией, Молдавией, Украиной дело
относительно ясное, то Азербайджану отводится такая же роль, как и в ГУАМ.
Евросоюз, очень беспокоит энергобезопасность и альтернативные пути поставок
энергоресурсов из стран Средней Азии. Поэтому приглашен Азербайджан. Надежность
поставок углеводородов стимулировали гиперактивность президента
председательствующей в ЕС (с июля) Франции во время августовского конфликта,
угрожавшего нефтемагистрали Баку-Тбилиси-Джейхан. Поэтому приглашена Грузия,
разместившая у себя корпус «голубых жилетов» ЕС. Молдавия и Украина
рассматривают «Восточное партнерство» как предбанник парадного подъезда НАТО и
ЕС.
Один из ключевых вопросов данного геополитического
коленкора: променяют ли Армения и Белоруссия имеющиеся выгоды от тесного
партнерства с Россией на евросоюзовского журавля в небе, который на практике
может оказаться даже не уткой, а черной кошкой в темной комнате? Какие,
собственно, выгоды? Каковы условия вступления в «Восточное партнерство»?
Начнем с того, что только ГУАМ и Армении предлагается
полноценное партнерство с Евросоюзом. Белоруссии же предлагается техническая
помощь и «консультации на уровне экспертов» - расшифровка формулы "27+5(6)".
Впрочем, еще даже и не предложено – документ не обнародован, есть только
комментарии, слухи, догадки.
Но если говорить об условиях полноценного участия в
политике «Восточного партнерства», то Еврокомиссия предлагает:
1. Перенять все законодательные акты ЕС, привести
национальное законодательство в соответствие с нормами ЕС.
2. Признавать вердикты Европейского суда.
Следует признать: скудных ассигнований ЕС едва ли хватит
потенциальным членам на выполнение вышеозначенных условий. Т.е. титанический
труд подготовительного этапа им придется выполнить за свой счет или попытаться
взять кредиты в нынешние непростые времена, потратив их на создание новых
национальных правовых систем.
Выгодами от «Восточного партнерства» декларируются:
1. Упрощение визового режима с отдаленной перспективой
безвизового пространства (проще говоря, когда-нибудь для этих стран отменят
«Шенген»);
2. Создание зоны свободной торговли с перспективой
включения в рынок ЕС.
Понятно, что второй пункт – ключевой. Разумеется, надо
будет подыгрывать ЕС, чтобы сохранить статус кандидата в члены, а после
подписания акта об учреждении ассоциации на саммите в июне 2009 – полностью
встроиться в фарватер внешнеполитической стратегии ЕС.
Программа предполагает подписание специальных соглашений
между ЕС и странами-членами «Восточного партнерства». Но стоит ли ожидать такого
документа Белоруссии, если в отношении нее даже санкции не отменены?
Еще раз обратим внимание: о полноценном участии
Белоруссии в данной структуре пока речи не идет. Данный вопрос будет обсуждаться
весной и будет связан с выполнением республикой пресловутых «12 условий ЕС», из
которых выделены «4 первоочередных». Т.е. сама постановка вопроса об участии
Белоруссии в «Восточном партнерстве» (и это надо понимать всем со всей ясностью)
увязана со сменой её политического режима.
Немыслимо также, чтобы А.Лукашенко согласился на
деиндустриализацию республики, махнул рукой на неминуемый резкий скачок
отрицательного внешнеторгового сальдо (по сравнению с которым итоги 2008 г.
покажутся цветочками) и расплывался в благоговении от вала исков из Европейского
суда. Кроме того: приведение национального законодательства в соответствие с
нормами ЕС (в т.ч. правоприменительной практики) – задача из разряда подвигов
Геракла и означает сепоку всей белорусской системы.
За строками условий «партнерства» читаем: отказ от
статуса союзника России, смена геостратегии. Однако Андрей Суздальцев полагает,
что ни какой «белорусской геостратегии» вовсе не наблюдается – есть имитация
строительства Союзного государства, под сурдинку которой официальный Минск
выторговывает экономические и политические преференции у Москвы.
Официальные представители МИД РБ пока воздерживаются от
обширных комментариев на данную тему, делая многозначительные намеки о
перспективности «сближения». Адресованы они, прежде всего, Кремлю.
Первый квартал 2009 г. для Белоруссии обещает быть
интересным во всех отношениях.
Концепция «прозападной» оппозиции в Белоруссии
www.imperiya.by,
13.12.08
Александр Иванов
Как считается, оппозиция в Республике Беларусь может быть
либо «прозападной», либо «пророссийской». При этом вектор «прозападной»
оппозиции должен быть направлен в сторону Запада, а «пророссийской» – в сторону
России, т. е. «прозападная» оппозиция РБ должна исполнять собой роль
«посредника» с Западом, соответственно «пророссийской» оппозиции остается роль
«посредника» с Россией. Таковы стереотипы и таковы традиции белорусской
лимитрофии. В действительности посредники не нужны ни России, ни, как показало
времени, Западу. И те и другие предпочитают взаимодействовать с реальной
белорусской властью. Более того, «пророссийской» оппозиции в Беларуси – вообще
нет.
И правда, зачем руководству Российской Федерации
«пророссийская» оппозиция в Беларуси, с которой Россия строит Союзное
государство? Это, по меньшей мере, не логично. Существование в РБ
«пророссийской» ориентированной на взаимодействие с властями РФ «оппозиции»,
во-первых, делает двусмысленным само взаимодействие российского руководства с
белорусским высшим руководством в деле интеграции двух стран, во-вторых, это
обязательно насторожит Президента РБ А.Лукашенко и заставит его
противодействовать такой ориентированной на Россию оппозиции, в-третьих,
переориентация российского высшего руководства на взаимодействие с иными
отличными от властных растущими политическими силами РБ может способствовать
полной и окончательной переориентации белорусского политического «класса» на
Запад.
Что касается «прозападной» оппозиции, то ее
«посредничество» между Западом и РБ было необходимо Евросоюзу и США лишь как
инструмент давления на белорусское руководство с целью заставить белорусские
«элиты» пойти на диалог с Западом. Когда такой диалог начался – необходимость
для Запада в «прозападной» оппозиции сильно уменьшилась и стремится к нулю.
Также следует отметить, что, поскольку в сфере западных интересов Республика
Беларусь – это желанный форпост влияния на Россию, то Западу, возможно, более
интересным было бы взаимодействие с «пророссийской» оппозицией в РБ, если бы
таковая имелась. Точно так же России было бы интересно взаимодействовать с
оппозицией «прозападной». Однако «прозападная» оппозиция РБ стоит большей частью
на антироссийских и даже русофобских позициях, что делает невозможным ее диалог
с РФ. И все же «прозападная» оппозиция РБ необходима РФ для формирования
белорусского альтернативного властному внешнеполитического вектора.
Пока же ситуация такова, что и вектор, формируемый
белорусской «прозападной» оппозицией, продолжающей удерживать в себе протестные
настроения белорусского общества, и вектор белорусских «прозападных» властных
«элит» – направлены не просто в сторону Запада, но против России. Белорусская
«прозападная» оппозиция имеет ярко выраженную цель: вывести Республику Беларусь
из-под российского влияния, вырвать РБ из Союзного государства и, войдя в состав
НАТО – противопоставить Белоруссию России.
Таким образом, белорусская «прозападная» оппозиция для
России – деструктивна, взаимодействие с ней, а, следовательно, и протестными
настроениями в РБ – невозможно. Деятельность белорусской «прозападной» оппозиции
на Западе несет существенный вред интересам не только Российской Федерации, но и
Союзного государства РФ и РБ, т. е. имеет антигосударственную направленность.
Имидж России, как страны-«агрессора», пытающейся «инкорпорировать» Белоруссию,
формируемой белорусской «прозападной» оппозицией на Западе – наносит урон
внешней политике России и ее экономическим позициям. Борьба с белорусским
авторитарным режимом и протестные настроения в РБ – трансформируются белорусской
«прозападной» оппозицией в антироссийские тенденции, а также служат прикрытием
для движения режима А.Лукашенко на Запад.
Поэтому, учитывая все вышесказанное, для Российской
Федерации имело бы смысл озаботиться созданием в Республике Беларусь новой
«прозападной» оппозиции, которая в своих программных установках взаимодействия с
Западом выражала бы четкие позиции по отношению к Союзному государству РФ и РБ,
учитывающие интересы Российской Федерации в Беларуси. В настоящий момент
положение нынешней белорусской «прозападной» оппозиции пошатнулось, поэтому
время, чтобы занять ее место – вполне благоприятное. Участие России в создании в
Республике Беларусь новой «прозападной» оппозиции, ориентированной на Россию,
как союзника Республике Беларусь, позволит Российской Федерации, во-первых,
начать формировать на Западе благоприятный имидж России, а также имидж Союзного
государства, как реалии, не подлежащей пересмотру, во-вторых, перевести
«прозападные» настроения белорусского общества в здоровое и конструктивное
русло, при этом, в-третьих, имиджу А.Лукашенко, как «пророссийски
ориентированного» правителя, не будет нанесен ущерб, но движение на Запад режима
А.Лукашенко будет теперь лежать, как на ладони, и в скором времени может быть
блокировано новой белорусской «прозападной» оппозицией. Более всего в этом
случае будет «удивлен» Запад, привыкший к антироссийским и даже антирусским
позициям белорусской «прозападной» оппозиции, которые будут вдруг заменены
благоприятным для России и Белоруссии внешнеполитическим курсом белорусской
оппозиции. Белорусская «прозападная» оппозиция станет, наконец, заниматься своим
делом – борьбой с режимом, но не с Россией. При этом Запад будет привлекаться
для демократизации белорусского режима, но не для отрыва Республики Беларусь от
России.
Должны поменяться сама идеология и лозунги «прозападной»
оппозиции в РБ. Например, лозунг «Беларусь – в Европу» на лозунг «Союзному
государству РФ и РБ – европейский выбор», лозунг «Беларусь – в НАТО» на лозунг
«Союзное государство РФ и РБ – надежный партнер НАТО», лозунг «Белорусы – в
семью европейских народов» на лозунг «Белорусы и россияне (русские) –
европейские нации» и т. д. Внешняя западная политика Республики Беларусь не
должна быть однобокой и антироссийской. Западный вектор Беларуси нельзя
противопоставлять восточному. Белоруссия – это не «мост» между Россией и
Евросоюзом и между Востоком и Западом, Белоруссия – форпост Союзного государства
РФ и РБ на Западе. И донести данную мысль до европейского обывателя – в этом и
будет задача для новой белорусской «прозападной» оппозиции.
|