Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №212(18.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Восточное партнерство» как передел региона

www.imperiya.by, 12.12.08

Сергей Шиптенко

Цель новой инициативы Евросоюза – сформировать полноценный «санитарный кордон» по периметру границы с Россией за счет контракции российского геополитического пространства. Иначе говоря: ЕС расширяет свое жизненное пространство за счет российского. Можно сказать, что десант ЕС на Кавказе и «Восточное партнерство» - карты из одной колоды.

Новость об инициативе ЕС вызвала ликование у пропагандистов из официального Минска – какие перспективы открываются у «центра Европы». Однако они не спешат поделиться подробностями программы сотрудничества, ее условиями, практическими шагами.

До сих пор ГУАМ оставался отпочковавшимся от СНГ «овощем», жертвой политического аборта. Ведь расчет на азербайджанскую нефть не оправдался. И вот теперь, после разминки «на кошках» (Содружестве Демвыбора, ГУАМ и т.п.) Евросоюз покусился на жизненное пространство России, лимитрофов, традиционно относимых к сфере влияния Москвы. Собственно, в этом «вина» России.

До сих пор не отмененный Конгрессом США закон «О порабощенных народах» (как и поправка «Джексона-Вэника», и др. антироссийские акты) приобретает черты институциональной реализации. «Мягкая сила», роль «доброго следователя» - вот что в брюссельской моде.

Однако, все ли так гладко? Есть ли повод официальному Минску ликовать и шантажировать Москву?

Кажется, кнут санкций ЕС сменился пряником: временно приостановлен запрет на въезд в Евросоюз высшим чиновникам, в Минск зачастили западные журналисты, обошлось без демаршей в ходе формирования ППНС… Вроде бы, жизнь налаживается: если бы не так называемый «кризис», то можно было бы подумать над танцами на площади Независимости. Повод есть: 8 декабря министры иностранных дел ЕС утвердили предложенную Еврокомиссией политику «Восточного партнерства» по формуле "27+5(6)", оформив соответствующее коммюнике. Цифирь «6» означает возможное участие в данном проекте Республики Беларусь.

Напомним: Польша, заручившись поддержкой Швеции, предложила данный сценарий в мае. Принципиально он был одобрен в июне на заседании Европейского Совета (в чем немалая заслуга Франции) и отправлен на доработку в Еврокомиссию. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что развитие «Восточного партнерства» будет приоритетом для его страны во время ее председательства в ЕС во второй половине 2011 г.

И вот сегодня еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер не сомневается: решение будет утверждено главами государств и правительств стран ЕС на саммите в Брюсселе 11-12 декабря.

Однако, в отличие от Польши и Литвы, западноевропейские политики не испытывают эйфории. Например, Александр Рар летом весьма скептически отозвался о поддержке данного проекта Германией, а сейчас предпочитает акцентировать внимание на условиях поддержки «Старой Европой» инициативы, продавливаемой «молодыми членами».

Если откровенно: Польша видит себя основным выгодоприобретателем от реализации «Восточного партнерства». Скудный бюджет проекта (2,1 млрд.евро), скорее всего, будет освоен ею же. Она видит себя куратором региона, представителем интересов европейских бизнесов, подсчитывает геополитические дивиденды к раздражению Германии. Старая, пропахшая нафталином, как шинель Пилсудского, «Ягеллонская доктрина» получает шанс на реализацию. Критикуя «Восточное партнерство», европейские «новые правые» традиционно предлагают полноценный «Континентальный блок», но они ли определяют геостратегию ЕС€

Кроме того: если с Грузией, Молдавией, Украиной дело относительно ясное, то Азербайджану отводится такая же роль, как и в ГУАМ. Евросоюз, очень беспокоит энергобезопасность и альтернативные пути поставок энергоресурсов из стран Средней Азии. Поэтому приглашен Азербайджан. Надежность поставок углеводородов стимулировали гиперактивность президента председательствующей в ЕС (с июля) Франции во время августовского конфликта, угрожавшего нефтемагистрали Баку-Тбилиси-Джейхан. Поэтому приглашена Грузия, разместившая у себя корпус «голубых жилетов» ЕС. Молдавия и Украина рассматривают «Восточное партнерство» как предбанник парадного подъезда НАТО и ЕС.

Один из ключевых вопросов данного геополитического коленкора: променяют ли Армения и Белоруссия имеющиеся выгоды от тесного партнерства с Россией на евросоюзовского журавля в небе, который на практике может оказаться даже не уткой, а черной кошкой в темной комнате? Какие, собственно, выгоды? Каковы условия вступления в «Восточное партнерство»?

Начнем с того, что только ГУАМ и Армении предлагается полноценное партнерство с Евросоюзом. Белоруссии же предлагается техническая помощь и «консультации на уровне экспертов» - расшифровка формулы "27+5(6)". Впрочем, еще даже и не предложено – документ не обнародован, есть только комментарии, слухи, догадки.

Но если говорить об условиях полноценного участия в политике «Восточного партнерства», то Еврокомиссия предлагает:

1. Перенять все законодательные акты ЕС, привести национальное законодательство в соответствие с нормами ЕС.

2. Признавать вердикты Европейского суда.

Следует признать: скудных ассигнований ЕС едва ли хватит потенциальным членам на выполнение вышеозначенных условий. Т.е. титанический труд подготовительного этапа им придется выполнить за свой счет или попытаться взять кредиты в нынешние непростые времена, потратив их на создание новых национальных правовых систем.

Выгодами от «Восточного партнерства» декларируются:

1. Упрощение визового режима с отдаленной перспективой безвизового пространства (проще говоря, когда-нибудь для этих стран отменят «Шенген»);

2. Создание зоны свободной торговли с перспективой включения в рынок ЕС.

Понятно, что второй пункт – ключевой. Разумеется, надо будет подыгрывать ЕС, чтобы сохранить статус кандидата в члены, а после подписания акта об учреждении ассоциации на саммите в июне 2009 – полностью встроиться в фарватер внешнеполитической стратегии ЕС.

Программа предполагает подписание специальных соглашений между ЕС и странами-членами «Восточного партнерства». Но стоит ли ожидать такого документа Белоруссии, если в отношении нее даже санкции не отменены?

Еще раз обратим внимание: о полноценном участии Белоруссии в данной структуре пока речи не идет. Данный вопрос будет обсуждаться весной и будет связан с выполнением республикой пресловутых «12 условий ЕС», из которых выделены «4 первоочередных». Т.е. сама постановка вопроса об участии Белоруссии в «Восточном партнерстве» (и это надо понимать всем со всей ясностью) увязана со сменой её политического режима.

Немыслимо также, чтобы А.Лукашенко согласился на деиндустриализацию республики, махнул рукой на неминуемый резкий скачок отрицательного внешнеторгового сальдо (по сравнению с которым итоги 2008 г. покажутся цветочками) и расплывался в благоговении от вала исков из Европейского суда. Кроме того: приведение национального законодательства в соответствие с нормами ЕС (в т.ч. правоприменительной практики) – задача из разряда подвигов Геракла и означает сепоку всей белорусской системы.

За строками условий «партнерства» читаем: отказ от статуса союзника России, смена геостратегии. Однако Андрей Суздальцев полагает, что ни какой «белорусской геостратегии» вовсе не наблюдается – есть имитация строительства Союзного государства, под сурдинку которой официальный Минск выторговывает экономические и политические преференции у Москвы.

Официальные представители МИД РБ пока воздерживаются от обширных комментариев на данную тему, делая многозначительные намеки о перспективности «сближения». Адресованы они, прежде всего, Кремлю.

Первый квартал 2009 г. для Белоруссии обещает быть интересным во всех отношениях.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ