Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №212(18.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Все запрограммировано

Эксперт-Казахстан. 08.12.08 

Редакционная статья

Аттракцион невиданной щедрости

Антикризисная программа правительства может помочь экономике только на время. Если кризис затянется, деньги у государства кончатся быстрее, чем оно решит свои задачи

План совместных действий правительства, Нацбанка и Агентства финнадзора по стабилизации экономики и финансового сектора на ближайшие два года, в просторечии именуемый антикризисной программой правительства, стал явлением не только экономической, но и политической жизни страны. И в этом качестве его следует признать едва ли не безупречным.

К достоинствам антикризисной программы относится в первую очередь то, что презентована она была правящей партии – "Нур Отану". И составной частью презентационного выступления премьер-министра Карима Масимова стали отчет о проделанной работе, краткий анализ ситуации в стране и за рубежом, а также постановка перед партией и правительством концептуальных целей и задач. То есть партия и сформированный из ее членов парламент, а заодно и контролируемые той же самой партией акиматы и маслихаты всех уровней получили необходимые установки и правильное видение перспектив. В том числе и своих собственных ("такое доверие нужно уметь заслужить").

Завершили выступление поручения партии ("быстро донести информацию в любой уголок Казахстана, помочь объяснить ее, осуществить контроль и обратную связь с населением").

Что же касается собственно экономики, то, как наш журнал неоднократно писал, сформировалась она под влиянием запросов со стороны внешних рынков, наш же вклад ограничивался либерализацией законодательства. То есть мы просто не мешали создавать у нас экономику вспомогательно-обслуживающего типа.

А то, что не нами создано и не нами управляется, не нам и спасать. В имплицитной форме это признал и сам премьер, заявив, что "наша уверенность в собственных силах основывается и на том, что мы владеем информацией о развитии ситуации на мировых рынках".

Поэтому предложенные правительством меры направлены на "смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста".

Следующим шагом в продвижении антикризисной программы стало телевизионное выступление премьера, оформленное в виде интервью на главном телеканале страны – "Хабар". Карим Масимов сделал необходимые уточнения к плану совместных действий и подчеркнул то, что, по его мнению, является принципиально важным. Во-первых, нет никакой особой экономической политики правительства Масимова. Есть шаги, направленные на реализацию президентского курса, с которого нас не свернет никакая волна мирового кризиса.

Государственная помощь адресована экономике, а не банкам, последние – лишь механизм передачи денег "реальной экономике, реальным проектам". Впрочем, "кровеносные сосуды экономики" для лучшей работы получат поддержку в размере одного миллиарда долларов сразу и трех – позднее, а когда и в какой форме – это, по словам премьера, "требует дополнительного, более детального обсуждения".

Были успокоены дольщики – их проблемы решаются, все требуемые средства выделены, все указания даны, ситуация под контролем. В отношении денег пенсионных фондов премьер обозначил позицию правительства предельно четко: "Конкретные инвестиционные решения будет принимать каждый управляющий фондом, мы лишь предлагаем возможности".

Был успокоен малый и средний бизнес – премьер-министр сказал, что он самый важный и нужный, поэтому для их поддержки будут приняты меры как стимулирующие (выделение банкам двух миллиардов долларов для кредитования МСБ, приоритетность госзакупок у него), так и регулирующие – ставка кредитов не должна превышать 14%.

Наконец, правительство уже провело разъяснительную работу за рубежом и даже получило первые результаты этой работы. Например, президент Европейского банка реконструкции и развития Томас Миров заявил: "Я считаю, что те направления, которые указаны в антикризисной программе правительства, являются правильными, и, естественно, ЕБРР будет делать все возможное, чтобы оказать поддержку казахстанскому правительству в ее реализации".

Впрочем, в казахстанском экспертном, медийном, да и бизнес-сообществе сложилась прочная традиция критиковать правительство за все: за неспособность создать фондовый рынок и за административные методы (а иными правительство и не владеет) по созданию такого рынка, за невнимание к банкам и за чрезмерное внимание к ним же. Пройдет какое-то время, и ретроспективный контент-анализ покажет, что действия нашего правительства высоко оценивались на Западе и крайне низко (если вынести за скобки разъяснительную работу "Нур Отана") – у нас в стране. Так уж мы запрограммированы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ