РБК, 2 апреля 2003 Кремль предъявит ультиматум Лукашенко
По мнению экспертов, нерешительность Москвы в
отношениях с Белоруссией после выборов 2004 года может смениться беспрецедентной
жесткостью.
Сегодня, 2 апреля - День единения России и Белоруссии.
Исполняется семь лет со дня первого шага к созданию Союза России и Белоруссии.
Годовщина совпала с завершением работы комиссии по разработке проекта Конституционного
акта Союзного государства России и Белоруссии. Разработчики документа попытались
соблюсти интересы обеих стран: ни о каком ущемлении прав Белоруссии и ее "поглощении"
в проекте нет ни слова. Как, впрочем, и о многих критически важных моментах
объединения России и Белоруссии. По мнению экспертов, пока что Москва, по сути
дела, пускает объединительный процесс на самотек, чтобы не осложнять отношения
с Минском накануне выборов. Однако впоследствии, считают они, Кремль может выступить
с резкими ультиматумами в адрес Минска.
По мнению зампреда Комитета Госдумы по международным
делам Константина Косачева, процесс объединения двух стран сейчас идет "лучше,
чем полгода или год назад". "Прекратилось публичное обсуждение форм
объединения; оно возвратилось с политического на экспертный уровень, - сказал
Константин Косачев в беседе с корреспондентом RBC daily. - Прежние всплески
эмоций, в том числе со стороны первых лиц, были связаны с тем, что не было проработки
вопроса, и на президентов тогда "свалили" слишком много проблем".
Работа комиссии по разработке Конституционного акта, полагает депутат, поможет
решить большую часть вопросов на "низовых" уровнях, и представить
президентам двух стран уже более или менее выверенный документ. Кроме того,
по словам г-на Косачева, в последнее время России удалось убедить белорусскую
сторону принять все те решения, которые усиливают экономическую составляющую
объединения. В первую очередь это решения в сфере приватизации, налоговых изъятий.
"Россия по пути рыночных реформ продвинулась дальше, чем Белоруссия, -
говорит Константин Косачев. - Для нас возвращение к их позициям означало бы
шаг назад. Но нам удалось убедить Белоруссию в том, что рыночные изменения пойдут
на благо ее экономике". По мнению депутата, снятие противоречий в экономике
позволит обеим странам легче принимать политические решения по объединению.
"К стадии принятия политических решений мы придем ориентировочно во второй
половине года", - отмечает г-н Косачев. Однако зампред международного комитета
Госдумы признает, что один из главных вопросов объединения так и остался нерешенным.
"Нужно найти такую форму объединения, которая бы признавала суверенитет
Белоруссии, но при этом учитывала бы и соотношение между экономиками России
и Белоруссии", - говорит Константин Косачев.
Между тем руководитель отдела Белоруссии Института
стран СНГ Александр Фадеев смотрит на объединительный процесс с куда большим
скепсисом. По его мнению, написание проекта Конституционного акта нисколько
не поможет продвинуть интеграцию двух стран. "Комиссия не решила главного
вопроса: в этом проекте не решен вопрос о целях союзного государства, - говорит
RBC daily г-н Фадеев. - Нет ответа и на вопрос о том, кто будет возглавлять
союз - комиссия попросту решила уйти от решения этого вопроса". Согласно
проекту Конституционного акта, государственную власть в Союзном государстве
будут осуществлять Высший госсовет, парламент, Совет министров и суд. "Да,
сейчас есть Высший госсовет, но как орган власти он недееспособен", - отмечает
Александр Фадеев. В него, помимо двух президентов, входят премьер-министры и
другие высшие чиновники обоих правительств. Но Госсовет собирается лишь время
от времени и нерегулярно. Кроме того, говорит г-н Фадеев, все члены Госсовета
отстаивают лишь свои национальные интересы. По его мнению, третья нерешенная
проблема - какие полномочия и сферу компетенции будет иметь союзное государство.
По мнению Александра Фадеева, комиссия пошла по легкому
пути - решила вынести все проблемные вопросы на суд двух президентов. "В
течение апреля Геннадий Селезнев (спикер Госдумы РФ и сопредседатель Комиссии.
- RBC daily) будет консультироваться с двумя президентами и, возможно, в конце
месяца будет созван Госсовет дляобсуждения проекта", - отмечает г-н Фадеев.
Похоже, что вялотекущая разработка Конституционного акта вполне соответствует
динамике объединительного процесса - точнее, полному ее отсутствию. "Активная
интеграция не идет, - говорит Александр Фадеев. - Союзного государства нет,
и его никто не строит - к его строительству еще даже никто не приступал".
Основная масса шагов по объединению России и Белоруссии пришлась на пору правления
первого президента России Бориса Ельцина. "Однако тогда это была чистой
воды политическая конъюнктура, а когда дело дошло до конкретики, начались сложности",
- отмечает г-н Фадеев. В принципе, говорит он, договор 1999 года о создании
Союза мог стать конституцией - просто под другим названием. Но тогда, как, впрочем,
и сейчас, для этого не было политической воли ни у одной из сторон.
Во время пребывания у власти Владимира Путина в отношениях
России и Белоруссии появилось много весьма неприятных моментов, в том числе
"газовые долги" перед Россией, "наезды" белорусских властей
на российские компании. Александр Фадеев напоминает, что обычно президенты России
и Белоруссии встречаются в день создания сообщества России и Белоруссии договором
от 2 апреля 1996 года. "Но в этом году Лукашенко в Москву не приезжает,
- отмечает эксперт. - Раньше президенты в этот день говорили много красивых
слов, награждали друг друга орденами. Сейчас эти праздники становятся все скромнее".
Г-н Фадеев обращает внимание на то, что за все время президентства Владимира
Путина он и Александр Лукашенко не подписали ни одного совместного документа.
Единственным предложением Путина было ускорение введения
единой валюты Союза. Вместо первоначально предполагавшейся даты - 1 января 2005
года, - президент предлагал ввести российский рубль в обращение на территории
Белоруссии с начала 2004 года. Более того, по словам Александра Фадеева, Центральный
Банк России сделал Белоруссии предложение, от которого трудно было отказаться.
Центробанк предложил взять на себя все расходы и все расчеты по введению единой
валюты. Но белорусская сторона, тем не менее, отказалась. "Руководство
Белоруссии понимает, что если они перейдут на единую валюту другого государства,
то о независимости Белоруссии придется забыть, - говорит г-н Фадеев. - Они останутся
лишь чиновниками, но перестанут быть высшими руководителями". Поэтому Белоруссия
продолжает настаивать на совершенно неприемлемых для России условиях. Во-первых,
Минск желает получить право эмиссии единой валюты наравне с Центробанком РФ.
Во-вторых, Белоруссия не желает гарантировать прозрачность своих бюджетных трат.
В результате, говорит Александр Фадеев, Владимир Путин
поставил белорусское руководство перед выбором: либо весной будет окончательно
принята программа введения единой валюты, либо Москва этот проект вообще "закрывает".
Однако в целом, по мнению г-на Фадеева, тема объединения до выборов в России
закрыта не будет. "Она пользуется спросом среди электората как в России,
так и в Белоруссии", - отмечает он. Действительно, по данным ВЦИОМ, за
объединение выступают 85% опрошенных, и лишь 9% против. Как сообщил RBC daily
ведущий аналитик ВЦИОМ Леонид Седов, Александр Лукашенко входит в рейтинг политиков,
пользующихся доверием россиян. С одной стороны, его рейтинг довольно скромен
- всего три процента. Но с другой стороны, среди его "соседей-трехпроцентников"
такие политические деятели России, как глава МВД Борис Грызлов, Сергей Степашин,
Элла Памфилова и Сергей Глазьев. С этим мнением россиян Кремль, по всей видимости,
не считаться не может. По той же причине видимость объединения или, по крайней
мере, сотрудничества с Россией, выгодно и белорусскому президенту. "Лукашенко,
видимо, будет объявлять референдум о продлении своих полномочий", -говорит
Александр Фадеев. А поскольку большая часть населения Белоруссии также выступает
за сближение с Россией в той или иной форме, сотрудничество с Москвой будет
одним из козырей Лукашенко.
Однако после того как выборы и референдумы останутся
позади, отношения между Москвой и Минском могут резко измениться. "Судьба
власти в Белоруссии будет решаться уже не в Минске, а в Варшаве, Вашингтоне
или Москве, - полагает г-н Фадеев. -Белоруссия как малое государство, не способное
к самостоятельному развитию, будет неизбежно "прислоняться" к кому-то".
По мнению сотрудника Института стран СНГ, Белоруссия будет тяготеть к тем странам,
которые не инкорпорируют ее, но будут требовать "размена интересов".
Так, отмечает Александр Фадеев, Белоруссия предлагает себя арабским странам
и Китаю в качестве "точки опоры" в Европе. По его мнению, Москва постарается
не остаться в стороне от определения "ориентации" Белоруссии. "Все
противоречия можно разрешить - для этого нужна лишь политическая воля Москвы,
-полагает г-н Фадеев. - До сих пор не было позиции по этому вопросу. Но теперь
эта позиция, судя по всему, формируется". По мнению Александра Фадеева,
решение в отношении Белоруссии после выборов 2004 года будет радикальным. "Не
исключены ультимативные жесты в адрес Минска", - говорит эксперт.
|