Послание Патриарха Московскаго и всея Руси Алексия II архипастырям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе
01 апреля 2003 г.
№ 1378
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященному Антонию, митрополиту Сурожскому
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященному Симону, архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященному Иннокентию, архиепископу Корсунскому
Его Преосвященству,
Преосвященному Гавриилу, епископу Команскому, временно управляющему
Архиепископией Русских Православных церквей в Западной Европе
Его Преосвященству,
Преосвященному Амвросию, епископу Женевскому и Западно-Европейскому (Русская
Православная Церковь Заграницей)
Всем православным приходам
русской традиции в Западной Европе
Преосвященнейшие Владыки, дорогие отцы, братия и
сестры!
В текущие дни святой Четыредесятницы Нас не оставляет
постоянные раздумья о будущем русского церковного наследия, традиции русского
Православия в странах Запада.
Божией милостию, заступничеством Царицы Небесной,
молитвами святых Новомучеников и Исповедников Российских, церковная жизнь в
Отечестве ныне успешно возрождается во всей ее полноте. Конечно, не следует
поддаваться искушению неуместного триумфализма; недостатков в устроении Святой
Церкви с человеческой стороны еще очень много. Господь ждет от нас более
глубокого покаяния, большей жертвенности, большей ревности о спасении и
просвещении миллионов людей, хотя и крещеных, но не воспитанных с детства в
православной вере. Однако искушения и слабости, которые можно усмотреть в
церковном обществе на Родине, объясняются главным образом «болезнями роста».
Весеннее пробуждение после долгой и лютой зимы насильственно насаждавшегося
безбожия не может быть мгновенным и беспроблемным.
Картина меняется, когда мы обращаем взгляд к устроению
церковной жизни наших соотечественников в рассеянии. Прежде всего, встает
неизбежный вопрос: чем можно объяснить сегодня продолжающееся разделение
разрозненных частей Русской Церкви? Ясно, что оно было порождено исторической
трагедией русского народа, расколом общества в результате революционной
катастрофы. И митрополит Антоний (Храповицкий – ред.), и митрополит Евлогий
объясняли свое отстранение от полного единства с Церковью-Матерью на Родине лишь
политическими, а не иными какими-либо причинами. Эти выдающиеся архипастыри,
каждый по-своему, любили Россию, на которую им не суждено было вернуться, и
верили, что церковное единство будет восстановлено, как только падет иго
безбожия, тяготевшее над родной страной. Верили в это и их собратья, испытавшие
на себе всю лютость гонений на Церковь в тогдашнем СССР. Верил и Святейший
Патриарх Константинопольский Фотий, когда в 1931 году выражал свое мнение, что
временное подчинение Константинопольскому престолу Русского экзархата в Западной
Европе сохранится лишь «до тех пор, пока, Богу содействующу, будет восстановлено
единство и единый образ Святой братской Русской Церкви». То же подтвердил и
Святейший Патриарх Афинагор, когда в 1965 году благословил Экзархату русских
приходов в Западной Европе вернуться в лоно Русской Православной Церкви.
Едва ли можно сомневаться, что ныне время для
восстановления единства настало. Об этом Мы уже писали в братских посланиях
Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею в сентябре минувшего года,
а годом ранее - членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
Заграницей. Теперь же почитаем благовременным обратиться с этим словом
непосредственно к нашим соотечественникам: в странах Западной Европы и их
духовным пастырям. Почему ныне, когда миновала година тяжких искушений, когда
Церковь в Отечестве свободно совершает свое служение, а Россия стремится к
восстановлению исторического преемства, церковное разделение не прекращается,
хотя причины его давно упразднены? Почему мы не оправдываем надежд наших
предшественников и духовных отцов?
Помимо причин, укорененных в человеческой греховности,
есть и иные, более благословные вины. Внуки и правнуки эмигрантов «первой волны»
ощущают себя людьми, вполне уже укоренившимися в странах своего нынешнего
проживания, принимая активное участие общественной и культурной их жизни. Дорожа
отеческим наследием, многие из нынешних носителей русской духовной традиции в
Западной Европе хотели бы сохранить и те формы устроения церковной жизни,
которые за долгие десятилетия постепенно вырабатывались в условиях, отличных от
положения Церкви в России, хотя и на основе той же канонической традиции,
выраженной в правилах Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, традиции,
проявившейся также в деяниях и постановлениях Всероссийского Поместного Собора
1917-1918 годов.
Кроме того, приходы русского основания и русской традиции
за минувшие годы приобрели многонациональный характер и ввели в широкое
литургическое употребление местные языки, что со времен равноапостольных Кирилла
и Мефодия составляет неизменную черту православного пастырского и миссионерского
делания.
Ради того, чтобы иметь некую гарантию сохранения
привычного уклада, часть наших соотечественников, пребывающих в странах Запада а
также и местных православных, входящих в состав общин русской традиции, выражает
желание строить церковную жизнь по собственному уставу, обеспечивающему
внутреннее самоуправление и избрание предстоятеля, при условии последующего
утверждения такого избрания Патриархом Московским и всея Руси и Священным
Синодом Русской Православной Церкви.
Подобные пожелания высказывались, в частности,
епархиальным съездом Сурожской епархии и находили выражение в проекте ее устава.
Они также составили важнейшую часть заключений комиссии «Будущее Архиепископии
Русских Православных церквей в Западной Европе», два года назад учрежденной
почившим в Бозе архиепископом Евкарпийским Сергием. Такой порядок предусмотрен и
действующим Уставом Архиепископии.
Принимая во внимание совокупность этих пожеланий,
полагаю, что они могли бы быть осуществлены посредством образования в Западней
Европе единого Митрополичьего округа, имеющего несколько епархий и включающего
все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской
духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него. При этом имеется в виду
дарование данному Митрополичьему округу прав самоуправления с избранием
Предстоятеля собором округа в составе иерархов, клириков и мирян на основе
устава, который надлежит разработать при участии представителей всех групп
православного русского рассеяния в западноевропейских странах.
До первых выборов Предстоятеля почитаем справедливым
возложить попечение о новоучреждаемом Митрополичьем округе на
Высокопреосвященного митрополита Сурожского Антония, несмотря за ранее
выражавшиеся им пожелания об уходе на покой. Огромный пастырский опыт и
признанный духовный авторитет всеми уважаемого Владыки послужит залогом успеха в
новой организации жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе.
В период до выборов, Преосвященные архиепископ
Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Корсунский Иннокентий, епископ
Команский Гавриил, епископ Женевский и Западно-Европейский Амвросий, а также
архиепископ Керченский Анатолий, епископ Сергиевский Василий и епископ
Клавдиопольский Михаил, сохраняя свои полномочия, приглашаются быть ближайшими
сотрудниками и помощниками Владыки Антония. К участию в процессе объединения
русского рассеяния, несомненно, должны быть приглашены на следующем этапе и
Преосвященные архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк
(Русская Православная Церковь Заграницей), архиепископ Клинский Лонгин,
архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Венский и Будапештский
Павел, чтобы и на страны Центральной Европы распространить восстановление
церковного единства.
Надеемся, что самоуправляемый Митрополичий округ,
объединяющий всех верных русской православной традиции в странах Западной
Европы, в угодное Богу время послужит основанием грядущего канонического
устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе,
созидающейся в духе соборности всеми православными верующими, пребывающими в
этих странах.
С любовью призываю всех вас, дорогие Владыки, отцы,
братия и сестры, потрудиться в великом деле уврачевания тягостного разделения
русского рассеяния. Господь любви и мира да благословит ваши усилия.
+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
|