"Духовная беседа", т. 18, № 27 (с.367-370), С-Пб, 1863г. Китайские вести из Рима
(Отрывок из письма к редактору)
Достопочтенный автор этого письма, живущий теперь в Риме,
был прежде настоятелем нашей пекинской миссии.
Я только что получил те книжки "Духовной беседы", в
которых помещены краткие известия из Пекинской миссии о начатках православия
среди наших языческих соседей. Конечно, вы правы: нельзя не порадоваться доброму
началу, обещающему несомненный успех в будущем. Китайцы вообще менее
предубеждены против русских, чем против других наций. Не лишне также заметить,
что между двумя соседними народами существует связь не только географическая, но
и историческая; русский дух издавна витал в Поднебесной Империи. По этому
предмету, почти совершенно неизвестному до сих пор, я предложу вам извлечения из
китайской истории.
По свидетельству этой истории (Юаньши, или история дома
чингисханидов в Китае (34. п. 24. 27. 35, 12. 15. 23. 36, 2. 8. 9. 138. 19.
Стар. издан.)), имя русских появилось в Китае в тяжкую для нас эпоху
монгольского владычества. Россия и русские известны в китайских памятниках
монгольского периода под именем Олосы, Алосы, Улосы, иногда Улусу. На рукописной
карте XIV века, хранящейся в библиотеке пекинской академии, Алосы, как
государство, поставлено в северо-западную оконечность монгольской империи, после
Алан-асы (Аланы-Азы) и Кинъча (Кипчак). Олосы, как и ныне китайцы называют
русских, очевидно, есть китайское переложение слова Урус; монголы могли
заимствовать его в покорённых ими магометанских странах, где, как известно, Русь
носила название Урус, тем более, что в монгольском языке нет слова,
начинающегося с буквы Р (В истории упоминается о некоторых лицах, которые носили
прозвание Урус; в ту пору было в обычае присоединять к своему имени название
страны, к которой имели какое нибудь отношение, географическое, или воинское.
Так прозывался известный князь одной киргизской орды, Инал (Урус-Инал),
породнившийся с Чингисханом.)
В ту пору, появление русских в Пекине было следствием
обычая монгольских ханов, набирать в покорённых ими владениях дружины и включать
их в свою пекинскую гвардию. Таким образом составились в Пекине полки:
Кипчакский, Асу (из Азов) и Русский. Каждый полк имел отдельное правление и
особые записи. Мимоходом замечу, что многие Азы, служившие в рядах пекинской
гвардии, сохранили христианские имена: Ни гулай (Николая), И лия (Илии), Коурги
(Георгия), Димидир (Димитрия). Это обстоятельство подтверждает сказание об
обращении Азов в христианство.
О русском полке в пекинской гвардии упоминается в
истории, впервые под 1330 годом, когда взошёл на ханский престол Тут и мур,
известный более под посмертным наименованием Джаяду. Он первым устроил русский
полк, или поставил особого темника 3-й степени над русским отрядом, который
носил наименование Сюань-чжун-улосы-хувэй-цинъ-цзюнь, т. е. охранного полка из
русских, прославляющего (в смысле доказывающего всему свету) верноподданность.
Монголы заняли от китайцев обычай давать войскам пышные и знаменательные титулы.
Русский полк подчинён был главному заведыванию высшего военного совета в Пекине.
Тогда же устроен был для него лагерь или поселение, на север от столицы;
правительство откупило для него у крестьян участок земли, в 130 больших
китайских десятин. Русским военнопоселенцам даны были земледельческие орудия,
для возделывания земли, и, кроме того, постановлено было, чтобы в тех местах,
где они будут стоять лагерем (кочевать), в горах, лесах, при реках и озёрах, они
занимались охотой и всю добычу: птиц, зверей и рыбу, доставляли ко двору, при
чём сказано, что, кто из них не будет охотиться, тот подвергнется суду. Где было
место поселения русских, - по неопределённому выражению: на север от столицы,
трудно определить; можно только предполагать, из дарования им пахоных земель,
что оно находилось между Великой Стеной и Пекинской равниной. Из этого
поселения, они, вероятно, отправлялись на охоту и облавы.
В следующем 1331 году, отменено тёмничество русского
полка и учреждено командирство, с пожалованием серебряной печати. По тогдашнему
военному устройству, эта перемена в управлении присоединяла русский отряд к
ближайшим ханским. В тоже время приписано было к полку 600 новых солдат
(неизвестно откуда явившихся), которые отправлены были по домам (?), с тем,
чтобы к 1-му числу 7-й луны (т. е. по минованию летних жаров) они вернулись в
лагерь. К этому же времени относится распоряжение о выдаче земледельческих
орудий и хлеба вновь поступившим на пограничную стражу (?) солдатам из Асу и
Русских.
Под 1332 г. три раза упоминается о доставлении русских
полоненников в Пекин. В 1-й луне этого года князь Джанги представил 170 человек
русских; его одарили за то 72 динами (фунтами) серебра и 5000 динов
ассигнациями. Тогда 1000 русских снабжены были платьем и хлебом. В 7-й луне
Яньтимур препроводил в Пекин 2500 человек русских. В 8-й луне, князь Аргяшши
доставил 30 человек с 103 подростками. Какие князья, откуда и каких русских
доставляли в Пекин, по китайской истории невозможно добраться. Вероятно, это
сказание может поясняться историей Золотой Орды. Наконец, в 1334 году,
знаменитый временщик Баян назначен был командиром гвардии, состоявшей из
монголов, кипчаков и русских. Это есть последнее указание о русских в Пекине, в
истории дома Юань (В 1368 г., или в 34 году от последнего указания о русских в
Пекине, монголы были изгнаны из Китая. Надобно думать, что и русский полк
разделил судьбу павшей династии и по удалении из Китая поселился где-нибудь на
окраине монгольской степи или в Маньчжурии.).
Из всех этих отрывочных сведений нельзя составить
отчётливого понятия о положении и судьбе русской дружины в ханской службе, ни о
числе русских, затерявшихся на отдалённом востоке. Тем не менее замечателен
исторический факт, что русская православная колония ещё в первой половине XIV
века пребывала в Китае, а быть может, и в Манчьжурии (вместе с Азами), - в
странах, где, чрез несколько столетий после того, суждено было снова повеять
русскому духу, но уже с иными правами и с надеждами на плодотворную
будущность.
А. П.
|