Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №73(15.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


"Духовная беседа", т. 18, № 27 (с.367-370), С-Пб, 1863г.

Китайские вести из Рима

(Отрывок из письма к редактору)

Достопочтенный автор этого письма, живущий теперь в Риме, был прежде настоятелем нашей пекинской миссии.

Я только что получил те книжки "Духовной беседы", в которых помещены краткие известия из Пекинской миссии о начатках православия среди наших языческих соседей. Конечно, вы правы: нельзя не порадоваться доброму началу, обещающему несомненный успех в будущем. Китайцы вообще менее предубеждены против русских, чем против других наций. Не лишне также заметить, что между двумя соседними народами существует связь не только географическая, но и историческая; русский дух издавна витал в Поднебесной Империи. По этому предмету, почти совершенно неизвестному до сих пор, я предложу вам извлечения из китайской истории.

По свидетельству этой истории (Юаньши, или история дома чингисханидов в Китае (34. п. 24. 27. 35, 12. 15. 23. 36, 2. 8. 9. 138. 19. Стар. издан.)), имя русских появилось в Китае в тяжкую для нас эпоху монгольского владычества. Россия и русские известны в китайских памятниках монгольского периода под именем Олосы, Алосы, Улосы, иногда Улусу. На рукописной карте XIV века, хранящейся в библиотеке пекинской академии, Алосы, как государство, поставлено в северо-западную оконечность монгольской империи, после Алан-асы (Аланы-Азы) и Кинъча (Кипчак). Олосы, как и ныне китайцы называют русских, очевидно, есть китайское переложение слова Урус; монголы могли заимствовать его в покорённых ими магометанских странах, где, как известно, Русь носила название Урус, тем более, что в монгольском языке нет слова, начинающегося с буквы Р (В истории упоминается о некоторых лицах, которые носили прозвание Урус; в ту пору было в обычае присоединять к своему имени название страны, к которой имели какое нибудь отношение, географическое, или воинское. Так прозывался известный князь одной киргизской орды, Инал (Урус-Инал), породнившийся с Чингисханом.)

В ту пору, появление русских в Пекине было следствием обычая монгольских ханов, набирать в покорённых ими владениях дружины и включать их в свою пекинскую гвардию. Таким образом составились в Пекине полки: Кипчакский, Асу (из Азов) и Русский. Каждый полк имел отдельное правление и особые записи. Мимоходом замечу, что многие Азы, служившие в рядах пекинской гвардии, сохранили христианские имена: Ни гулай (Николая), И лия (Илии), Коурги (Георгия), Димидир (Димитрия). Это обстоятельство подтверждает сказание об обращении Азов в христианство.

О русском полке в пекинской гвардии упоминается в истории, впервые под 1330 годом, когда взошёл на ханский престол Тут и мур, известный более под посмертным наименованием Джаяду. Он первым устроил русский полк, или поставил особого темника 3-й степени над русским отрядом, который носил наименование Сюань-чжун-улосы-хувэй-цинъ-цзюнь, т. е. охранного полка из русских, прославляющего (в смысле доказывающего всему свету) верноподданность. Монголы заняли от китайцев обычай давать войскам пышные и знаменательные титулы. Русский полк подчинён был главному заведыванию высшего военного совета в Пекине. Тогда же устроен был для него лагерь или поселение, на север от столицы; правительство откупило для него у крестьян участок земли, в 130 больших китайских десятин. Русским военнопоселенцам даны были земледельческие орудия, для возделывания земли, и, кроме того, постановлено было, чтобы в тех местах, где они будут стоять лагерем (кочевать), в горах, лесах, при реках и озёрах, они занимались охотой и всю добычу: птиц, зверей и рыбу, доставляли ко двору, при чём сказано, что, кто из них не будет охотиться, тот подвергнется суду. Где было место поселения русских, - по неопределённому выражению: на север от столицы, трудно определить; можно только предполагать, из дарования им пахоных земель, что оно находилось между Великой Стеной и Пекинской равниной. Из этого поселения, они, вероятно, отправлялись на охоту и облавы.

В следующем 1331 году, отменено тёмничество русского полка и учреждено командирство, с пожалованием серебряной печати. По тогдашнему военному устройству, эта перемена в управлении присоединяла русский отряд к ближайшим ханским. В тоже время приписано было к полку 600 новых солдат (неизвестно откуда явившихся), которые отправлены были по домам (?), с тем, чтобы к 1-му числу 7-й луны (т. е. по минованию летних жаров) они вернулись в лагерь. К этому же времени относится распоряжение о выдаче земледельческих орудий и хлеба вновь поступившим на пограничную стражу (?) солдатам из Асу и Русских.

Под 1332 г. три раза упоминается о доставлении русских полоненников в Пекин. В 1-й луне этого года князь Джанги представил 170 человек русских; его одарили за то 72 динами (фунтами) серебра и 5000 динов ассигнациями. Тогда 1000 русских снабжены были платьем и хлебом. В 7-й луне Яньтимур препроводил в Пекин 2500 человек русских. В 8-й луне, князь Аргяшши доставил 30 человек с 103 подростками. Какие князья, откуда и каких русских доставляли в Пекин, по китайской истории невозможно добраться. Вероятно, это сказание может поясняться историей Золотой Орды. Наконец, в 1334 году, знаменитый временщик Баян назначен был командиром гвардии, состоявшей из монголов, кипчаков и русских. Это есть последнее указание о русских в Пекине, в истории дома Юань (В 1368 г., или в 34 году от последнего указания о русских в Пекине, монголы были изгнаны из Китая. Надобно думать, что и русский полк разделил судьбу павшей династии и по удалении из Китая поселился где-нибудь на окраине монгольской степи или в Маньчжурии.).

Из всех этих отрывочных сведений нельзя составить отчётливого понятия о положении и судьбе русской дружины в ханской службе, ни о числе русских, затерявшихся на отдалённом востоке. Тем не менее замечателен исторический факт, что русская православная колония ещё в первой половине XIV века пребывала в Китае, а быть может, и в Манчьжурии (вместе с Азами), - в странах, где, чрез несколько столетий после того, суждено было снова повеять русскому духу, но уже с иными правами и с надеждами на плодотворную будущность.

А. П.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ