А.Г.Лукашенко об идеологической работе в Беларуси
Общество не может существовать без целостного свода идей,
ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и
человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять
внутренним и внешним угрозам и вызовам.
Идеология для государства - то же самое, что иммунная
система для живого организма.
Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая
незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством:
когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только
делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным.
Это мы уже пережили, прочувствовали, что называется, на
собственной шкуре. На закате советской эры инфекции национализма, бездуховности,
потребительства разъели идеалы единой великой державы. Иммунная система не
сработала. Советского Союза больше нет. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей
державой, то должны прежде всего думать об идеологическом фундаменте
белорусского общества.
В своем докладе я, возможно, не дам исчерпывающие ответы
на все существующие в этой сфере вопросы. Многие из них относятся к ряду
"вечных" и занимают умы человечества с момента его возникновения. Но основные
ориентиры, необходимые для практики идеологической работы, вы получите.
Первая часть моего доклада будет посвящена характеристике
белорусской государственной идеологии, ее основных составляющих. Не удивляйтесь,
если она будет более похожа на академическую лекцию. Мы еще на первом нашем
занятии договаривались, что учеба - это не только наша повседневная практика,
которую мы, конечно же, должны обобщать, это и теория, в которую мы должны
серьезно вникать. Потому что за суетой обыденных проблем - ВВП, промышленности,
сельского хозяйства, удоев, привесов - мы порой становимся "замшелыми" в своем
мышлении. И вот это как раз определенная "встряска" для того, чтобы немножко
повернуть вас к теоретическим проблемам.
Идеология - это та сфера, где надо не приказывать, а
разъяснять, убеждать, понимать и верить.
Вторая часть - собственно идеологическая наша работа.
Здесь будет все сугубо конкретно и предметно. Мы должны объективно оценить
состояние всех звеньев системы идеологической работы и наметить четкую программу
действий на будущее.
Основы белорусской государственной
идеологии
Идеология - необходимое условие
развития общества
Кстати, надо определиться: как мы будем отныне именовать
- "государственной идеологией" или "идеологией белорусского государства"? Ученых
много, давайте подумаем, в чем разница между этими понятиями. И если в них есть
разница, определимся, как мы будем эти понятия формулировать.
Прежде всего давайте определимся, что такое идеология?
Определений много. Но попробуем остановиться на одном из них. Идеология - это
система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития
общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей,
воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих
людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим.
Идеология имеет свою структуру и складывается из
философско-мировоззренческой, политической, экономической и других составных
частей.
Довольно распространено заблуждение: идеология и
идеологическая работа - изобретения партийно-советские, присущие только
командно-административной общественной системе.
Поэтому установка на усиление идеологической работы
воспринимается как попытка вернуть прошлое (не сомневаюсь, что оппозиционные СМИ
именно так истолкуют наш семинар). Но это их право, их дело.
Надо признать, что слово "идеология" было основательно
"затаскано" (а лучше сказать "заболтано") в пресловутые времена "застоя" и
"перестройки". Все мы помним никого не трогающую наглядную агитацию типа "Слава
КПСС", идеологические семинары по изучению "Малой земли", "Целины": мероприятия
пустые, формальные, вызывающие у кого-то смех, а у кого-то раздражение.
Это все было. В нашей памяти оно сохранилось. И вполне
объяснимо то, что слова "идеология" и "идеологическая работа" вызывают у многих
аллергию.
С другой стороны, по прошествии примерно 10 лет, мы
сегодня осознаем, что мы потеряли. И я уже об этом говорил, самое главное - мы
потеряли хорошо отлаженную жизнью систему идеологической работы. А в советские
времена, надо отдать должное, это была неплохая система. И нам не стоило от нее
отказываться. Да мы и не пытались отказываться - скорее всего мы пытались
сохранить эту систему, избавившись от ненужного балласта, но у нас и этого не
получилось. И более всего из-за нашей лености и нежелания в этом направлении
работать, а не по причине неподготовленности кадров. Потому что проще надоить,
выточить гайки и болты. Поднять экономику проще, чем наладить систему
идеологической работы, выстроить ее и получить от нее эффект.
Эта проблема усугубляется нынешним состоянием жизни
нашего народа и общества. Народ живет нелегко, ситуация непростая. И в этой
ситуации надо идти к людям, надо писать и с экрана объясняться перед людьми. Это
сложно.
Поэтому, если бы у меня сегодня спросили, что проще -
поднимать экономику, ее развивать или наладить систему идеологической работы, я
бы ответил, что идеологическую работу делать, создавать, организовывать гораздо
сложнее, нежели поднимать экономику. Это связано еще и с тем, что идеологические
работники - "исключительно штучный товар". Это должен быть исключительно
образованный, харизматичный человек, у него от природы должно быть врожденное
чувство идеологического работника. Этот человек должен быть беззаветно предан
тем идеям, которые он несет в общество. Он должен в это очень сильно верить.
Тогда и слушатели, к которым он обращается, будут его понимать, поддерживать,
верить и идти за ним.
Соответствующее подразделение Администрации Президента по
моему прямому указанию было переименовано в главное идеологическое управление.
Скажу откровенно, что в разных кабинетах проходило много дискуссий, разные
предлагались названия. Но я настоял на том, что должно называться идеологическим
подразделением Администрации Президента. Надо называть вещи своими именами,
чтобы люди понимали, что это такое.
И мы назвали это управление идеологическим. А уже на
областном уровне слово "идеология" мы, наверное, постеснялись использовать: в
облисполкомах создали управления информации. Это неправильно.
Информирование - пусть очень важная, но только часть
идеологической работы. И таким образом кадры на местах упростили себе жизнь и
сузили сферу деятельности.
Не надо сужать проблему и стесняться называть вещи своими
именами.
Мы должны открыто, с полным осознанием важности вопроса
говорить сегодня об идеологии, о государственной идеологии Беларуси и об
идеологической работе.
И надо иметь в виду, что государственная идеология - это
не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому, повторяю, любому
государству. Все государства и во все времена опирались и опираются на
идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности
своего общества, цели его развития.
Пришло время, и мы это видим, когда уже в
супердемократическом государстве, нашей восточной большой соседке, слово
"идеология" свободно выговаривают те, кто меня когда-то бомбил и "костылял" за
эти нововведения. Они уже спокойно говорят об идеологической работе. Более того.
Не только из уст профессионалов в Соединенных Штатах Америки, Западной Европе,
но из уст Буша и других руководителей звучит это понятие. Именно в таком виде -
идеология, идеологическая работа.
Если говорить о советском времени, то коммунисты довели
идеологическую работу до совершенства, но затем так же успешно сгубили ее
формализмом или формалистикой.
Между тем в государствах Запада сам механизм
идеологического воздействия скрыт от глаз публики. Но по масштабам и широте
охвата всех сфер жизни и агрессивности идеологическая работа западного образца
ничуть не уступает, если не превосходит советскую практику. Скорее
превосходит.
Сегодня утром я посмотрел международные телеканалы, и все
они передают встречу Буша в генеральном штабе. У нас в самые застойные времена
такого ажиотажа - "Ура, ура, слава!" - мы не слышали и не видели. Такое шоу
идеологического плана характерно только для Соединенных Штатов Америки.
Посмотрите "Евроньюс", Си-эн-эн, Би-би-си, и вы увидите: они транслируют эту
встречу с военными, где все, казалось бы, должно быть сдержанно, взвешенно, в
меру. Но нет.
Посмотрите, с каким поистине континентальным размахом
ведется идеологическая работа в Соединенных Штатах Америки. Например,
"американская мечта", вера в превосходство американского образа жизни,
уверенность в праве США "внедрять" демократию по своему усмотрению в любой точке
земного шара и любыми методами - все это денно и нощно вбивается в сознание
обывателя. Это идеология. Вот их цели, средства и методы, вот формы подачи. А
под каждую значимую задачу выстраивается специальная конструкция идеологического
обоснования. Для оправдания принимаемых мер задействуются все мыслимые и
немыслимые информационные ресурсы. Так сегодня происходит с идеологическим
обоснованием войны с Ираком.
Не меньшее внимание уделяется идеологии в других
государствах, скажем, в Германии, Франции. Идеологические аппараты этих
государств с детства прививают своим гражданам ценности, объединяющие немцев,
французов. Воспитывают верность гражданскому долгу.
Независимо от того, кто у власти в Штатах,
Великобритании: республиканцы или демократы, лейбористы или консерваторы,
идеологические устои остаются незыблемыми. Большинство населения поддерживает
власть как институт, видя в ней свою опору и защиту. И никому в США, Германии не
придет в голову натравливать на свое родное государство то ли ОБСЕ, то ли другие
организации только потому, что не нравится избранный народом Президент.
Устойчивость, точнее, "живучесть" идеологических систем
определяется в первую очередь тем, что они создаются не под личности, а под
народы, под общества. Для государства будет катастрофой, если его идеология
станет меняться с каждыми выборами. Да, роль лидеров велика: "отцы-основатели"
Конституции США, Ататюрк в Турции заложили идеологический фундамент своих
государств на десятилетия и столетия. Последующие руководители ее только
корректируют и подправляют под ситуацию.
И мы создаем белорусскую государственную идеологию "не
под Лукашенко", как это внешне может показаться.
Государственная идеология "кроится" не под отдельного
человека, пусть даже и первого Президента страны, а под наш белорусский народ, с
тем чтобы политическая конъюнктура не влияла на общее направление развития
белорусского общества. Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс
политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во
всех цивилизованных странах.
И еще, что нам следовало бы заимствовать в этой сфере у
Запада, - идеологию государства надо выстраивать на своем, родном фундаменте.
Будучи в здравом уме, француз не захочет перенимать американский образ жизни,
немец - российский и так далее. Каждая нация растет и развивается на своей
родной идеологической почве. Так же будем делать и поступать мы.
История становления идеологии
независимой белорусской государственности
Для того, чтобы двигаться вперед, мы должны четко
оценить, на какой точке строительства идеологического фундамента независимого
белорусского государства мы находимся.
Белорусы не унаследовали от предков целостной идеологии
независимой государственности. Мы по праву гордимся тем, что наш белорусский
язык в Великом княжестве Литовском определенное время был официальным языком. Но
никому, даже самому ярому националисту, не придет в голову утверждать, что
Великое княжество Литовское было самостоятельным белорусским государством со
своей белорусской государственной идеологией.
Белорусская Народная Республика, о которой совсем недавно
опять кричали оппозиционеры, уже в силу того, что она была учреждена под
присмотром оккупационных немецких властей и была фактически создана этими
властями, просуществовала считанные месяцы. (Как сегодня планируют в Ираке:
победят американцы - они создадут новое государство и выстроят комбинацию, чтобы
определить, кто будет руководить этим государством.) В силу этого БНР не могла
оставить нам в наследство идеологию белорусской государственности или хотя бы
элементы этой идеологии, чтобы мы на нее могли опираться.
Далее белорусы жили в составе Советского Союза с хорошо
разработанной марксистско-ленинской идеологией. Она, с одной стороны, признавала
право наций на самоопределение, а с другой - считала, что это право для
белорусов реализовано в виде Белорусской Советской Социалистической Республики
(как для русских, украинцев и других народов в форме союзных республик). Мы
действительно признаем, что именно с этого момента - с образования в составе
СССР Белорусской Советской Социалистической Республики (да мы и учредителями
Советского Союза были) начинается наша государственность. Давайте честно скажем,
что эти годы, проведенные в составе Союза, нам очень ценны. Они нам дали
столько, сколько не мог дать до этого ни один период существования белорусских
земель в составе того или иного государства. Но сформировать идеологические
основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были
частью великого, огромного государства, и вся идеология была в рамках того
государства. Идеология того государства была нашей белорусской идеологией.
Фундамент коммунистической идеологии начал рушиться
задолго до зримой дезинтеграции Советского Союза. К 90-м годам государство
утеряло нити управления идеологической сферой, средствами массовой
информации.
Практически во всех союзных республиках "идеологический
вакуум" немедленно был заполнен национализмом. Почему немедленно? Потому что уже
осточертели те штампы, которые нам преподносили и которые многие из нас, в том
числе и я как идеологический работник, передавали нашим людям. Людям это
надоело. И когда потеряли нити управления, образовавшийся вакуум немедленно, с
потрясающей быстротой (так сложились обстоятельства) был заполнен национализмом,
причем во всех республиках. Попытка выстроить государственную идеологию на
принципах крайнего национализма была предпринята и у нас. Вы это помните.
Под флагом национального возрождения в полный голос
зазвучали призывы разделить людей на "нацыянальна свядомых i несвядомых", на
"патры„та› Айчыны i здраднiка›". Тем, кто не соглашался с такой философией,
предлагалось покинуть Беларусь.
Под националистические установки перестраивались системы
образования, культуры, деятельность СМИ. Переписывались не только учебники, но и
история народа. И многое успели переписать. В сознание людей пытались вдолбить
(и, надо сказать, немалому количеству вдолбили), что главный враг белорусской
государственности - Российская Федерация. Прицел был дальний: отрубить
белорусскую ветвь от общего духовного древа с его славянскими корнями. Более
того, всех русских людей, кто был по биографии русский и у кого в жилах текла
хоть капля русской крови - ну половина-то точно, - посадить на чемоданы.
Но и здесь белорусы оказались мудрыми и вовремя
"раскусили", что любовь к Родине несовместима с разжиганием национальной вражды.
В этом с первых шагов убедились национал-демократы под ширмой Белорусского
народного фронта. Даже само слово "фронт" наш народ отверг. Помня о том, что
фронт - это война, а самую жестокую войну на белорусскую землю принесли именно
национал-социалисты, нацисты Германии. Со времен войны национализм в сознании
белорусов ассоциируется с фашизмом и геноцидом.
Вы спросите: а что же в это время делало государство?
Ведь во власти были сплошь бывшие коммунисты-интернационалисты. У них, к
сожалению, была, говоря языком классика, полная разруха в головах. В
марксизме-ленинизме к тому времени они разуверились (если вообще когда-то
верили), потому что учение это непростое, эта наука очень трудно давалась в
вузах. Некоторые вообще книжки по марксизму-ленинизму не читали, особенно если
не надо было сдавать экзамены или это была непрофилирующая дисциплина в вузе.
Так что в основах разуверились, но предложить что-то другое не могли.
Отношение государства к идеологии и идеологической работе
коренным образом изменилось после президентских выборов.
Может, не совсем скромно открыто об этом заявлять, но
дело было именно так. Вспомните сами: до введения института президентства мы
боялись публично даже упоминать слова "идеология" и "идеологическая работа".
Но одно дело - личная убежденность Главы государства в
необходимости государственной идеологии. Другое - наличие ученых, писателей,
журналистов, словом, творческих и талантливых личностей, "штучного товара",
готовых по призванию (а не по принуждению) созидать идеологическую основу
независимого белорусского государства.
Много раз пытались для этих целей задействовать нашу
славную армию докторов и кандидатов наук, научные учреждения и вузы. Предложений
(оформленных даже в виде солидных монографий) было немало. Но сводились они к
двум, условно говоря, формулам: "давайте сделаем, как на Западе" или "давайте
вернемся к советской практике".
Полностью несостоятельным оказался и наш идеологический
штаб - Администрация Президента. Совещания, поручения, авторские коллективы,
отчеты - и ничего на выходе. Тот же формализм.
В этих условиях Главе государства пришлось брать все на
себя и, идя от жизни, а не от теории, закладывать в фундамент белорусской
независимой государственности идеи, рожденные и выстраданные нашим народом.
Видимо, была своя логика в том, что именно первый
Президент острее и точнее воспринимал выстраданные обществом идеи и чаяния,
надежды людей. И больше скажу: дело даже не во мне, а в том, что вы и народ
создали для меня возможность четко сказать и "отрубить" по некоторым важнейшим
направлениям идеологической работы. Например, двуязычие. Не было бы института
президентства или даже если бы был, но Президент не обладал мощными
полномочиями, никогда бы Президент не смог однозначно сказать "да" русскому
языку наравне с белорусским. Вы помните, в какие времена это говорилось. Когда
всех считали предателями и "здраднiкамi". Народ создал возможность сказать и
"отрубить", в данном случае через референдум.
По сути, первым манифестом белорусской государственной
идеологии стала в середине 90-х моя предвыборная программа, хотя там только
схематично и намеком были обозначены будущие идеологические основы нашего
общества.
Беларусь и белорусы в современном
мире. Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии
"А хто там iдзе?" - в этих словах нашего великого
классика желание понять: кто мы, белорусы, в чем наше предназначение, наша
судьба?
Куда движется весь мир? Где наше, белорусское, место в
общемировом развитии? Должны ли мы идти своим особым путем или следовать чьим-то
примерам? Если да - то чьим и почему?
Ответ на эти вопросы составляет мировоззренческую,
возможно, самую важную и трудную часть государственной идеологии.
Мы должны ясно представлять
идеологическую картину современного мира.
Три идеологии на сегодня являются общемировыми: марксизм,
консерватизм, либерализм. Формировались они столетиями не только гениальными
мыслителями, но и жизненной практикой всех, как принято говорить, цивилизованных
народов.
Самая понятная (и близкая, естественно) для сидящих в
этом зале идеология - коммунистическая. Размах ее был поистине глобальным -
мировая революция, переустройство всего мира.
Провал социалистического эксперимента не означает смерть
коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе -
стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно
социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете.
С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила
почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы - над
нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в
космос.
Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы,
как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж
образования, общественно полезный труд без расчета на материальное
вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало
частью и нашей жизни. Думаю, нет. Все это должно органично входить в
идеологический фундамент современного белорусского общества. Так вот эта
коммунистическая идеология, несколько приспособленная для нашего общества и
других государств, основывалась на марксистско-ленинской идеологии.
Консерватизм как идеологическое учение нашим людям знаком
гораздо меньше. Хотя отдельные его элементы от природы присущи белорусам в таких
традиционных для них чертах, как "добразычлiвасць", "памярко›насць",
"талерантнасць", "разважлiвасць". Это уже в кровь вошло. Наше поколение не
помнит, но бывшее поколение жило в условиях господства консервативного подхода в
идеологии. И многие понятия сегодня не теряют свою актуальность. Надо быть
хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае многие идеи
консерватизма не отбрасываем.
Доминирующей и исключительно агрессивной является сегодня
идеология либерализма.
Либерализм (или точнее - неолиберализм) коротко можно
определить как идеологию социального неравенства людей, наживы и
индивидуализма.
"Хозяева" современного мира, прежде всего американцы,
смогли внушить политической элите и части населения бывших соцстран, и особенно
республик СССР, что либеральные ценности - высшие, самые верные, а западная
цивилизация - единственно верный ориентир для развития.
Но черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть
и нам присущи. Думаю, ничего плохого нет в жесткой конкуренции. Все равно мир в
этом развивается, конкуренция порождает высочайшие образцы творчества и
результатов труда.
Нет ничего плохого и в том, что человек должен
рассчитывать прежде всего сам на себя - чтобы себя одеть, накормить свою семью и
защитить. Что касается защиты, то тут, наверное, больше государство должно
сделать. Но и человек должен об этом думать. Рискну предположить, что эти
качества можно отнести к либеральному направлению в идеологии.
Поэтому марксистско-ленинская, консервативная,
либеральная идеология в разной степени, но должны быть присущи нам. Да и в
некоторой степени были присущи. Чего-то больше было, чего-то меньше. Но если
взять в чистом виде нынешний неолиберализм, то, конечно же, он нам, нашему
народу с нашей толерантностью и менталитетом меньше всего подходит или, точнее
сказать, вообще не подходит.
Причем, говоря о неолиберализме, дело сегодня, к
сожалению, поставлено с таким размахом, что впору говорить о "либеральном
терроре": страны не то что отказывающиеся, но только сомневающиеся, следовать ли
этим путем, немедленно записываются в черный список "чужих", со всеми
вытекающими последствиями.
Как в такой ситуации поступать нам, белорусам, - людям
соборным, не воспринимающим абсолютизацию частной собственности, особенно на
землю?
По исторической привычке смотрим на "старшего брата", на
Москву, и видим, что она даже не осознает необходимости идеологического выбора.
Россия сегодня перестает быть, к сожалению, духовным и культурным оплотом
восточноевразийской цивилизации. Да и в технологическом, экономическом плане она
не может считаться для нас примером. Дело в том, что достоинство, богатство
России - ее недра - отчуждены от народа и стали источником ее бед как в
материальной, так и в духовной сфере.
Политические элиты, подталкиваемые или подпитываемые
сырьевыми олигархами, ориентируют страну на неолиберальные ценности: ярко
выраженный индивидуализм, бездуховность, готовность жить в постоянной гонке за
наживой. И хватать все, что рядом и далеко, и часто чужое, не свое. Словом,
социальный дарвинизм, когда сильный пожирает слабого и считается, что так и
надо.
Все это глубоко чуждо русским, восточнославянскому
менталитету в целом. И сегодня никто не сможет предсказать, чем закончится
очередной эксперимент над народом.
Для нас единственно верное решение - оставаться на
родной, сложившейся веками белорусской почве.
Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на
основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата.
Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да, белорусское общество должно развиваться, но делать
это надо прежде всего в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию
идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции,
идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они
не придуманы, а выстраданы этим же народом, результат естественного
приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам.
Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать наш
народ похожим на другие. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом
случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура
народа, но и сам народ.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на
традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только
ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в
идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному
индивидуализму. Социальная опека и уважительные отношения государства и
народа.
Благодаря своим национальным качествам, а именно
толерантности, "памярко›насцi", неспешности, осторожности, а также историческому
опыту (белорусы как западный форпост России в результате контактов с Западом
давно выработали иммунитет против иноцивилизационного влияния), белорусский
народ не дает увлечь себя красивой демагогией о либеральных ценностях.
По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на
наших просторах и других народов - восточноевропейском) мире мы остались
единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным
цивилизационным ценностям.
Все это позволяет говорить, что временем, судьбой,
ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера
восточноевропейской цивилизации. И не потому, что мы этого хотим, что мы к этому
стремились. Или потому, что мы такие умные. Так сложилось в силу нашего
консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, о которых я сказал и которые
мы сохранили. И это не мною придумано. Об этом говорят прежде всего российские
мыслители - что в Беларуси сохранили то, что ими сегодня утрачено.
Ощущение этого предназначения может поднять наш народ на
удивительные подвиги. Множество людей в России, Украине и других странах смотрят
на Беларусь как на пример последовательной и самостоятельной политики.
Это требует изменения психологии как нашего народа, так и
управленцев. Мы не чья-то провинция, не восточная окраина Европы или западная
окраина России. Надо выпрямиться, отказаться от позиции обороняющегося и
оправдывающегося.
Беларусь должна притягивать силы патриотической
направленности со всего нашего постсоветского пространства. Именно здесь люди
должны получить трибуну, свободную от неолиберального террора и травли.
Это может быть реализовано в рамках постоянно
действующего восточноевразийского конгресса, объединяющего политологов,
интеллектуалов, людей искусства, священнослужителей различных конфессий и многих
других.
Таков, вкратце, главный, стержневой мировоззренческий
компонент нашей государственной идеологии.
Разумеется, в этой части доклада он очерчен контурно и
без деталей.
Думаю, наша общественная наука (как академическая, так и
вузовская) сможет развернуть эти тезисы, а идеологический актив, средства
массовой информации - довести до людей. Я же ограничиваюсь только тем, что задал
вектор понимания этой ситуации и нашей идеологической работы. Все остальное - за
учеными и вами.
Основные идеи политического,
социально-экономического развития Беларуси
Политический компонент белорусской государственной
идеологии закреплен в Основном Законе - Конституции нашего государства, принятой
народом.
В ней дан ясный ответ на вопрос, какое общество мы
строим. Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое
государство.
В государственном строительстве наш народ четко
высказался за президентскую форму правления с эффективной системой власти.
В Основном Законе мы сформулировали свое видение, свою
идеологию общественного блага. Такой подход раскрыт в статье 2, где выражен
фактически новый взгляд на сущность и назначение государства. Уместно
процитировать эту статью полностью
: "Человек, его права, свободы и гарантии их реализации
являются высшей ценностью общества и государства". (То есть мы живем во имя
человека и для блага человека.) Далее в этой же статье: "Государство
ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного
развития личности. Гражданин в свою очередь ответствен перед государством за
неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией".
Взаимная обязанность.
Мы создаем государство, в котором на деле реализуются
принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные
ориентиры, обеспечивается преемственность национальных традиций, сохранены и
приумножаются фундаментальные ценности духовной веры, семьи, коллектива.
Единство нашего общества цементируется взаимодействием
трех основных общественных сил. Наше гражданское общество опирается на недавно
избранные Советы депутатов, профсоюзы и молодежную мощную организацию и ее
союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить
связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное
строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя
контроль за теми структурами власти, которые имеют много этой власти и
распоряжаются материальными ресурсами.
Важнейшая составляющая часть нашей государственной
идеологии - теория белорусской модели социально-экономического развития. Она
предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной
экономики с равноправным функционированием государственной и частной
собственности. И обязательным, я бы здесь подчеркнул, наличием и превалированием
из этих идей рынка идеи конкуренции.
Белорусский экономический уклад на деле доказал свою
жизненность. Мы первые (и пока единственные) среди стран СНГ превзошли уровень
промышленного производства 1990 года. Не разрушили, а нарастили свой
научно-производственный потенциал. Создали основу для устойчивого и динамичного
развития на перспективу.
Для нашей модели развития характерен высокий уровень
социальной защищенности, который создается каждодневным трудом, усилиями всех
работающих, гуманным отношением к человеку как главной ценности в нашей
стране.
Социально-экономическая составляющая белорусской модели
развития достаточно полно раскрыта в Программе социально-экономического развития
нашей страны на текущее пятилетие.
Беларусь - наш общий родной дом, и каждому в нем должно
быть тепло и уютно. Всех нас объединяет благородная цель - сильная и
процветающая Беларусь.
В заключение первого раздела остановлюсь на одном
немаловажном вопросе.
Мы привыкли к тому, что у марксизма три составные части и
изложены они в трудах основоположников.
А где, в какой книге можно прочитать все о белорусской
государственной идеологии? Где учебник белорусской государственной
идеологии?
Я много размышлял над этим. Проще всего было бы издать
какую-то книгу, скажем, Президента и предписать ее изучение в качестве главного
источника мудрости. Тем более есть свежий пример - уже на белорусском языке, и
это хорошо, издана книга "Рухнама" руководителя Туркменистана, в которой есть
все: и история туркмен, и руководство, как вести хозяйство, как принимать роды и
так далее. Но Беларусь-то располагается в Европе. И то, что нормально, что такая
книга у туркмен есть, то нам не может быть присуще, мы не можем перенять этот
опыт вот таким образом.
Мне предлагались многие книги в виде сборника
высказываний и статей, всего того, что я определял, говорил, писал. Но они были
мною отвергнуты. И не только потому, что они были плохо предложены. Потому что
это не будет воспринято. "Собрания сочинений" мы уже проходили...
Но как же быть? Я говорю об учебнике по нашей
идеологии.
Сегодня идеи, мысли и взгляды, составляющие белорусскую
государственную идеологию, "разбросаны" по разным источникам: в политических
документах (в том числе предвыборных программах и посланиях Президента, решениях
Всебелорусского народного собрания, программах социально-экономического
развития), в правовых актах (Конституция, законы, декреты) и других
документах.
Свести все воедино, вычленить то, что касается нашей
белорусской идеологии, безусловно, надо. Это задача ученых, учебных и
исследовательских заведений. Уже давно должны были быть и программы, и учебные
пособия, глубоко и доступно раскрывающие тему государственной идеологии. Об этом
в своем докладе я еще скажу.
Но еще раз хочу подчеркнуть - мы говорим об основных
идеях политического и социально-экономического развития Беларуси. То есть об
основных направлениях нашей идеологии. Мы говорим о тех краеугольных камнях,
которые должны лежать в основе нашей идеологии. Вычленить то, что есть, то, что
уже сказано. Найти, прописать, продумать то, что не сказано, и четко написать,
что является основой и основными направлениями нашей идеологии. Это наша
наипервейшая задача.
Тогда любой из нас будет понимать - вот она, идеология.
Вот краеугольные камни идеологии. Вот второстепенные направления. Вот основа -
идеологические взгляды, которые мы будем проповедовать, идя к нашей цели.
Система идеологической
работы
За прошедшие десятилетия вырисовались контуры белорусской
государственной идеологии, отличные от той, которую мы имели во времена
БССР.
Но изменилась не только идеология.
Коренным образом изменились условия проведения
идеологической работы.
Исчезла пронизывавшая все общественные слои, группы и
коллективы партийная структура - основной инструмент идеологического воздействия
на массы. Нет больше той системы "единомыслия", при которой не только отрицание
курса руководства, но даже публично выраженное сомнение влекло ответственность
вплоть до уголовной. В 30-е годы сотни тысяч, если не больше, людей поплатились
свободой (это меньше касается Беларуси), а то и жизнью за вольные рассуждения,
анекдоты о господствующей идеологии. В этих условиях идеологическому работнику
было комфортно - ни споров тебе, ни дискуссий. Правда, жизнь потом сурово за это
наказала. Сотни тысяч тепличных агитаторов и пропагандистов оказались совершенно
неспособны к полемике в условиях плюрализма.
Сегодня в Беларуси идеологическую работу надо вести в
принципиально иных условиях - свободы слова, свободы печати и тех сложностей и
трудностей, о которых я говорил вначале. В условиях, когда территория страны
свободно простреливается во всех направлениях мощнейшими информационными
потоками, в том числе и откровенно враждебными, необходимы другой, более высокий
уровень пропагандистского мастерства, знания жизни, реальных проблем людей,
умения доходить до сердца и ума человека и, конечно же, убежденность и
искренность. Нужна новая современная система идеологической работы. Компактная,
динамичная, эффективная. У нас идеологической работой занято немало народа и
структур, но составляют ли они слаженную систему с четким управлением? Для
ответа на этот вопрос посмотрим, как работает наша "идеологическая
вертикаль".
Вот я это все говорю и чувствую, что у многих в зале
опять и опять бурлит мысль: а зачем все это? может, без этого обойдемся? Десять
лет прожили, власть эффективно работает, стараемся и так далее. Может быть,
доживем, не много же осталось (я имею в виду политической жизни), а там другие
придут?
Упаси Бог вас так думать.
Приведу последний пример. Никто никогда, даже я, зная
хорошо Ирак, не думал в начале войны, что иракцы продержатся до сегодняшнего
дня. И для американцев, и так называемой оккупационной коалиции еще неизвестно,
чем закончится. Почему это произошло? Арабы, дай Бог им жизни, не вояки (это не
чеченцы). Помните, как они на Синайском полуострове воевали? Как только 12 или
сколько там часов - все бросали и молились, а их брали голыми руками.
И посмотрите, что сделала государственная идеология. "Мы
защищаем свою землю, мы оккупантам не сдадимся, мы защитим нашего Саддама" - вот
на чем строилась идеология последних месяцев. Раздали 7,5 миллиона старых
автоматов против современнейшего оружия, старые танки, и иракцы держатся.
Держатся, потому что они преданы своей земле. Вот эта идеологическая, скажем
прямо, обработка сегодня спасает Ирак.
Я не знаю, сколько продержится еще Ирак. Трудно будет
этим бедолагам, потому что они брошены нашим лицемерием, лицемерием многих
государств. Вы видите, как они реагируют на гуманитарную помощь. Благо, что нас
уважают и не отказались от помощи. А России сказали: заберите свои палатки, они
нам не нужны. Это намек на то, что не палатками надо было помогать им.
Сильные государства могли и даже сейчас могут остановить
эту войну. Но все считают, что это не их касается, это не их война. Подумаешь,
там дети гибнут, но не наши же дети. Никто не понимает, что в современном мире
чужих войн не бывает, все они наши. Сегодня они за 2 тысячи километров от нас, а
завтра крылом заденут Каспий через Ирак, через Иран, выйдут на Россию, и мы
будем втянуты в эту войну.
Мы открыто и четко, четче, чем любое другое иностранное
государство, выступили против войны в Ираке. Как иначе, если почти 100 процентов
населения нашего государства выступает категорически против войны. Какую же я
могу занять позицию? Это во-первых. А во-вторых, мы всегда были с иракцами, мы
им продавали, а они у нас покупали, даже в ущерб порой качеству, наши товары.
Они к нам относились как к своим друзьям. Почему мы их должны предать? В то же
время мы не нарушили международное право, ни один закон, ни одну резолюцию
Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Мы ничего не делали вопреки
тому, что было установлено ООН.
Но надо сказать и другое. США ли сегодня упрекать в
нарушениях международных норм какие-то государства? Потому что они своими
актами, действиями в Югославии и Ираке вообще поставили себя вне цивилизованных
законов, вне цивилизованной морали.
Говоря об идеологии, надо иметь в виду, что наш народ не
привык жить сам за себя. Он привык, чтобы ему кто-то что-то дал, принес. Он
привык жить в социализме. Я не говорю, что он не привык работать. Да, он
работает. Но он считает, что многие функции, которыми должны заниматься сами
люди, следует выполнять государству. Но время, когда государство выполняло такие
функции, прошло. Все хотим быть независимыми, суверенными. Но суверенитет,
независимость дорого стоят, и надо чем-то поступиться.
Это тоже одно из направлений идеологии: людям надо
преподносить, что самая высокая и большая ценность - это то, что мы живем на
своей земле в условиях мира. И надо разворачиваться всем. Каждому надо
предпринимать усилия, чтобы накормить себя, свою семью и уберечь общество, свое
государство. Но и государство не должно дремать.
Не надо думать, что сегодня вот "iдзе i добра, ну навошта
гэта прапаганда", как это на Западе об идеологии часто говорят. "Навошта гэта
iдэалогiя?" Шприц купили - укололи, если больной. Не больной - "добра". "Няма
шпрыца" - малинового варенья дадим или ветки березовые заварим, попьет отвар и
выздоровеет. Нет, уважаемые мои. Не дай Бог нам переживать более сложные
времена. Но человек должен закалять себя и готовиться к худшему. Будет лучше -
хорошо. Это обычная житейская идеология.
Мы без идеологии не обойдемся. Мы должны воспитать свой
народ и сами быть убежденными в том, что это наша земля, наш народ, что мы здесь
веками, тысячелетиями жили. У нас своя вера. Что мы эту землю должны защитить и
отдать своим детям и внукам.
Нынешнюю обстановку мы должны осознать, прописать и нести
это людям.
Конечно, какая-то работа ведется.
Но нет двух главных составляющих: первое - системы,
второе - инициативы. Нет идеи.
Практически все более-менее заметные шаги в
идеологической сфере предпринимаются по прямым поручениям Президента или в ответ
на мои замечания.
К примеру. Мы издаем сборник "Политика". Его
предназначение - доведение до каждого сидящего здесь, вплоть до районного звена,
доверительной, конфиденциальной информации, раскрывающей, образно говоря,
"тайные пружины современной политики", мотивов многих решений Президента,
вызывающих большой общественный резонанс, скрытых от публики.
Зачастую решения основываются на информации спецслужб,
которую в газетах не опубликуешь. Председателю райисполкома, министру, другим
управленцам надо знать причины того или иного шага руководства страны и
объяснить это людям. В качестве постоянного канала передачи доверительной
информации из центра на места по моему прямому указанию в 1999 году и был
учрежден этот сборник.
Теперь скажите вы, для кого издается "Политика": стал ли
он изданием, раскрывающим глаза на "секреты политики"? Ждете ли вы этого
сборника, как когда-то мы ждали "красные" информационные бюллетени ЦК КПСС€
Ответ только один - не ждем!
Бюллетень "Политика" стал "мусорной корзиной", куда
спецслужбы (по разнарядке и бессистемно), Министерство иностранных дел, другие
органы сбрасывают свои материалы. Это сборник случайных и зачастую общеизвестных
материалов, ничего общего не имеющих с актуальными проблемами текущей
политики.
За три года двум главам Администрации Президента -
Мясниковичу и Латыпову - я написал пять резолюций, и им должно быть стыдно за
это убожество. Только в этом году под жутким давлением Президента несколько
номеров "Политики" вышли в новом формате и с более-менее приличным содержанием.
Но это опять же не то.
На это не надо жалеть денег. Это должен быть
иллюстрированный журнал. Там наглядно люди должны видеть не только таблицы и
графики, но конкретные фотографии. Что собой представляет та или иная ситуация.
Ну докладывают же Президенту, к примеру, последнюю карту боевых действий в
Ираке. Почему ее не опубликовать в этом журнале? Пусть люди наглядно увидят, где
какие части расположены, где какая война идет, где кто наступает, какие колонны
танков, вертолетов, какие марки вертолетов, какие дивизии, части и так далее.
Это же надо вам для того, чтобы вы пошли к людям и что-то сказали. А может быть,
что-то вычертили и показали. Но этого нет.
Не дотягивает до моих требований еще одно важнейшее
идеологическое издание - "Информационный бюллетень Администрации Президента". Не
надо делать из него обычный журнал для повышения общеобразовательного
уровня.
Задача "Бюллетеня" - информационное сопровождение
процесса государственного управления на высшем уровне.
Проводит Президент совещание по товарам критического
импорта - "Бюллетень" должен дать аналитическую подводку с раскрытием проблемы
(статьи министров, аналитиков, статистика), стенограмму совещания и развернутые
комментарии принятия решений: что, как и почему надо делать.
Вот тогда это издание и будет незаменимым источником
самой необходимой информации для наших управленцев.
Что, скажите, бумагу хорошую не можем купить и хороших
фотографов нанять, которые бы сделали иллюстрации? Все можем. У нас военные
могут нарисовать, начертить то, что вам не снилось. Там талантливейшие люди.
Задействуйте их, попросите, они вам бесплатно сделают.
Причина в инертности, нежелании работать. А это в системе
идеологической работы - пища. Вот мы систему создадим, а пищи для нее нет. В том
числе и жареной, как ее часто называют. Ну что там греха таить, она всегда нас
интересует. Вас прежде всего. И вам хотелось бы ее иметь, чтобы в аудитории (я
же был лектором и знаю) сослаться на какой-то серьезный источник и
проинформировать людей. Тогда этой информации будет много доверия, люди ее
запомнят. Но мы же этого не сделали!
Надо сделать так, чтобы люди стремились размещать свой
материал в "Бюллетене". А те службы или авторы, которые аналитику туда дают,
должны получать хорошие гонорары. Тогда это издание станет незаменимым
источником самой необходимой информации для наших управленцев.
Если Администрация не справляется с элементарной задачей
издания двух журналов, то что говорить о других, более сложных вопросах
идеологической работы.
Такое положение далее терпимо быть не может.
Для коренного улучшения работы Администрации Президента
по руководству идеологической работой я даю срок до конца 2003 года.
Все должно быть отлажено и работать как часы. Отчетов
писать не надо - по обстановке в нашем информационном пространстве я буду
видеть, как идет работа.
Необходимые кадровые решения мною приняты: заместителем
главы Администрации Президента по идеологии стал Олег Витольдович Пролесковский,
директор БЕЛТА, человек, изнутри знающий информационные технологии, человек
системный, военный, в прошлом преподаватель.
В его распоряжении весь научный и информационный ресурс
страны - было бы только желание и умение применить его во благо Беларуси. Надо,
наконец, "поставить под ружье" Институт социально-политических исследований,
огромный, по нашим масштабам, коллектив.
Свое место в идеологической сфере должно занять еще одно
"подначальное" Администрации заведение - Академия управления при Президенте,
которую два дня назад возглавил Станислав Никифорович Князев.
Я с удивлением наблюдаю, как академия стремится стать
обычным вузом, как все, готовить обычных студентов. Это ошибка. Ей предназначена
особая, я бы сказал, уникальная роль.
|