Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №73(15.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Союзинфо

Проект Конституционного акта представил Г.Селезнев

Марина Ермоленко

31 марта 2003 года наверняка войдет в новейшую историю Союзного государства как день окончания основной работы над проектом Конституционного Акта. Есть еще нерешенные вопросы, но главное сделано. По-разному относятся к проекту политики и политологи: одни считают его недееспособной декларацией, другие - уникальным по своей природе правовым актом, не имеющим аналогов в мировой истории. Председатель Госдумы и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Геннадий Селезнев на пресс-конференции в Москве взялся подвести черту под тем, что уже сделано, и рассказал о дальнейшей судьбе документа.

Краткая биография Конституционного Акта такова. Рождался проект “в муках”, а авторство его на данном этапе определить практически невозможно. Геннадий Селезнев сказал, что на тот момент, когда проект оказался на рассмотрении комиссии, которую возглавили он и белорусский спикер Вадим Попов, документ состоял из нескольких частей. Это были наработки правительственной комиссии (под председательством Л. Козика и Ю. Демина), комитета Госдумы по делам СНГ (под председательством Б. Пастухова), Парламентского Собрания, отдельные предложения белорусской стороны.

Перед новой комиссией стояла непростая задача. Как мы помним, к моменту ее создания в политических и околополитических кругах, а также в СМИ развернулись жаркие дискуссии о разных моделях объединения, о защите национальных суверенитетов, спекуляции на тему “имперских амбиций Кремля” и охлаждения отношений между двумя президентами. С каждым заседанием комиссии (всего их было пять) буря вокруг российско-белорусского Союза постепенно утихала, совершенно естественным образом разрешались самые острые и, как казалось ранее, неразрешимые вопросы.

На главный вопрос: какая из известных моделей будет положена в основу Союзного государства, было отвечено - никакая. На последнем заседании Совета Министров СГ Михаил Касьянов сказал так: “Аналогов Союзному государству в мире еще не было. Конституционный Акт - документ особой силы и особой значимости”. В разрабатываемой модели Союзного государства можно обнаружить и черты Евросоюза, и признаки как федеративного, так и конфедеративного устройства, а также структуру, подобную многим международным организациям.

За два месяца работы, как сказал Г. Селезнев, было рассмотрено около 200 поправок, и, наконец, 31 марта решено было поставить точку. Или запятую? Ведь остался один вопрос, разрешить который комиссии своими силами не удалось. Это вопрос о предметах прямого и совместного ведения Союзного государства. Он сам по себе очень сложный, заметил председатель ПС. Даже внутри Российской Федерации между субъектами время от времени вспыхивают споры, что отнести к предметам ведения федеральных властей, а что - местных, что к предметам совместного ведения, а что - исключительного.

Этот вопрос предстоит решить Высшему Госсовету СГ. По словам Селезнева, заседание ВГС планируется провести в конце апреля. После этого членам комиссии, возможно, придется встретиться еще раз, чтобы внести поправки в соответствующие статьи. Но и на этом путь документа не завершится. После одобрения в Парламентском Собрании президенты России и Беларуси направят проект в национальные парламенты. Только после этого Конституционный Акт может быть вынесен на референдум, дату которого объявят главы государств. Удастся ли провести референдум и выборы в союзный парламент уже в этом году? Надеяться на это можно, как сказал Геннадий Селезнев.

В Беларуси проблем с референдумом не возникнет: там президент имеет право выступать с подобной законодательной инициативой. В России же действует мораторий на проведение референдумов в предвыборный год. Если удастся провести в Госдуме соответствующую поправку, то шансы на проведение референдума по Конституционному Акту в этом году возрастут. В противном случае для его проведения потребуется собрать 2-3 млн. подписей российских граждан.

Что же касается срока введения единой денежной валюты СГ, Селезнев тоже предложил смотреть на проблему реально. Досрочного введения не будет, твердо пообещал он. Последнее заседание союзного Совмина наглядно показало, что российские ведомства на целый шаг отстали от белорусских коллег: по-прежнему интеграция упирается в стену бюрократизма и бумажной волокиты. В них же кроется и другая большая проблема Союзного государства - задержки в финансировании союзных программ. Тем обидней наблюдать это в нынешнем году, когда Парламентское Собрание с гордостью констатировало, что бюджет впервые принят вовремя. Несмотря на это, финансироваться программы начали только в марте. В результате предприятия, работающие в рамках союзных программ, оказались в очень сложном положении и были вынуждены брать срочные кредиты под высокие проценты. Но что самое важное: потеряно доверие уже задействованных в союзных программах предприятий, а также потенциальных участников новых программ.

Есть у Союзного государства и “внешние враги”, это тоже признал Геннадий Николаевич. “Для кого-то мы бельмо в глазу, для кого-то - кость в горле”, - сказал он. По словам спикера, Конституционный Акт откроет Беларуси двери в Европу. Уже сегодня Европе приходится менять свое отношение к республике. Причин тут несколько: повышение авторитета Союзного государства в мире, утеря подавляющей роли США в международных организациях. Это единственное, за что Геннадий Селезнев, как он сам заметил, готов сказать г-ну Бушу “огромное спасибо”.

Пресс-конференция Геннадия Селезнева, от которой журналисты не ждали никаких новостей, помимо отчета о работе комиссии, завершилась форменной сенсацией. Геннадий Селезнев более не видит себя в роли председателя Госдумы. “Я уже восемь лет пробыл на этом посту и повторил свой рекорд на посту редактора “Комсомольской правды”, которую также возглавлял восемь лет”, - объяснял Геннадий Николаевич. И потом, работа

спикера - тяжелая ноша, добавил он. На вопрос о дальнейших планах политик ничего конкретно не ответил, как и на вопрос о “сменщике”. За него наутро после пресс-конференции попытались это сделать все уважающие себя центральные СМИ. Во-первых, Селезнев может быть назначен послом в Китай, во-вторых, может избираться на пост губернатора родного Санкт-Петербурга или Ленинградской области.

Если же говорить о дальнейшей деятельности Геннадия Селезнева в рамках Союзного государства, то есть все основания надеяться, что из этих рамок он не выйдет. “Я с Союзным государством связал свою жизнь очень тесно”, - сказал спикер. Ответит ли Союзное государство взаимностью, покажут выборы в союзный парламент. Если нет, то Геннадий Николаевич готов вернуться к своей прежней профессии журналиста: “Буду делать газету или телепередачу”.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ