ГазетаСНГ, 4 апреля 2003 Западная собака на украинском сенеЛюбовь Воропаева
Нешуточные страсти разгораются вокруг намерения Украины
сдать в концессию России часть своей нефтетранспортной системы. Вчера член
Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной
политики и ядерной безопасности Александр Гудыма заявил, что украинский
президент и правительство не исключают возможности предоставления в концессию
одной из российских компаний нефтетранспортной системы Украины и нефтяного
терминала «Южный».
Подтверждением тому стало недавнее заявление Леонида
Кучмы об одобрении возможности поставок российской нефти нефтепроводом из Бродов
в Одессу в реверсном направлении. При этом глава государства выразил
недовольство неактивностью польской стороны в достройке нефтепровода от Бродов
до Гданьска, а также внесение правительством в парламент проекта закона об
изменениях к статье закона Украины «О концессиях» относительно транспортировки
нефти.
Напомним, что необходимость внесения изменений в
вышеназванный закон вызвана реализацией проекта создания Евроазиатского
нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе нефтепровода “Одесса-Броды».
Поправки в закон «О концессиях», принятый летом 1999 г., предусматривают
возможность передачи магистральных нефтепроводов в концессию. Таким образом
украинское правительство рассчитывает привлечь иностранных инвесторов к созданию
консорциума по транспортировке каспийской нефти посредством украинской
нефтетранспортной системы.
Однако иностранные инвесторы вряд ли захотят вкладывать
свои деньги в создаваемый консорциум, если магистральные нефтепроводы останутся
полностью под контролем государства. В связи с этим правительство приняло
концепцию, которая предусматривает совершенствование действующего
законодательства, а именно предоставление возможности передачи магистральных
нефтепроводов в концессию. Причем в концессию планируется передавать не всю
нефтетранспортную систему, а лишь ту часть, которая обеспечит реализацию проекта
транспортировки нефти в рамках ЕАНТК: терминал “Южный“, и трубопровод
“Одесса-Броды“.
Естественно, что российская сторона высказала свою
заинтересованность в использовании этого трубопровода для обеспечения транзита
энергоресурсов в Старый Свет. Украина - как один из основных транзитеров нефти и
нефтепродуктов в Европу - была и остается для России важным стратегическим
партнером. Для Киева это возможность увеличить поступление средств в бюджет от
транзита нефти. В настоящее время объем транспортировки жидкого углеводорода
снизился почти в два раза в связи с введением в эксплуатацию обходной нитки
Суходольная – Родионовская.
Поэтому предложение российско-британской компании ТНК о
прокачке российской нефти из Брод в Одессу было принято на рассмотрение
украинской стороной с благосклонностью. Однако на пути у реализации этой
инициативы возникли серьезные препятствия. США, Германия и Польша призвали
Украину не отдавать в исключительное пользование России нефтепровод
«Одесса-Броды». Об этом заявили послы этих трех государств на Украине. В газете
«День» была опубликована статья под заголовком «Двусмысленный реверс».
Послы трех стран считают, что использование нефтепровода
«Одесса-Броды» в обратном направлении не имеет перспективы. При этом они
утверждают, что с окончанием строительства нефтепровода «Дружба-Адрия», который
в обход Украины соединяет север России с Адриатикой, украинский нефтепровод
останется пустым, и Украина потеряет стратегическую возможность стать
страной-транзитером нефти мирового класса. При этом американский, германский и
польский послы призвали Украину добиваться корректировки международных
соглашений, чтобы предусмотреть возможность транспортировки через ее
трубопроводы не только российской, но и каспийской нефти.
Реакция западных послов вполне объяснима. Запад давно и
по-настоящему опасается ослабления своего влияния на постсоветском пространстве.
Украина же, как известно, хоть и посматривает в сторону Вашингтона, однако
понимает, что Россия для нее – единственно надежный стратегический партнер.
|