EURASIANET, 11 апреля 2003 Москва стремится извлечь выгоду из войны в Ираке, восстанавливая свою руководящую роль в СНГИгорь Торбаков
Пока американские войска устанавливают контроль над
Багдадом, российский президент Владимир Путин пытается снизить накал критики
российским обществом военной кампании США в Ираке. Москва стремится избежать
любых действий, которые могли бы настроить американское руководство против
России, и надеется извлечь выгоду событий на Ближнем Востоке. Пока администрация
Буша занята кампанией в Ираке, Россия осуществляет свой собственный план
военно-стратегической интеграции в рамках Содружества независимых государств.
Официальная позиция Москвы заключается в том, что
администрация Буша совершила "серьезную ошибку", начав войну в Ираке без санкции
Совета Безопасности ООН. Выступая 28 марта на встрече с представителями фракций
и объединений Государственной Думы, Путин охарактеризовал ситуацию как
"расшатывание основ глобальной стабильности и международного права". Он повторил
призывы Москвы к немедленному прекращению военных действий, добавив, что Совет
Безопасности должен возобновить политическое урегулирование иракского
кризиса.
3 апреля Путин выступил с уточнением своей позиции, прямо
заявив, что Россия не испытывает никакого желания давать нравственную оценку
стратегическим планам Соединенных Штатов в Ираке. Что же касается эмоциональных
антивоенных речей, которые произносятся некоторыми российскими политическими
деятелями, продолжил Путин, то "я отчасти разделяю их эмоции... и вместе с тем
думаю, что эмоции – плохой советчик при подготовке и решении каких-либо
решений", – привело слова Путина агентство ИТАР-ТАСС.
Некоторые аналитики в Москве считают, что Путин стремится
минимизировать разногласия между Москвой и Вашингтоном по Ираку – по крайней
мере на уровне публичных высказываний, – чтобы извлечь максимальную выгоду из
ожидаемых изменений глобального геополитического ландшафта. По мнению многих
экспертов, пока внимание всего мира направлено на Ближний Восток, у Россия есть
шанс укрепить свои позиции на бывшем советском пространстве.
Экспертное сообщество в Москве охвачено настоящим духом
"ревизионизма". "Мир сегодня находится на пороге гигантского [территориального]
передела, который во многих отношениях напоминает события начала 20-го века.
Каждая из стран стремится обеспечить собственную безопасность", – заявил Андрей
Кокошин, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с
соотечественниками и бывший первый заместитель министра обороны, в ходе
дискуссий на прошедшей в Москве сессии Совета по внешней и оборонной политике.
По словам Кокошина, "единственная сфера интересов России – [это] постсоветское
пространство".
Другие обозреватели убеждены, что война в Ираке
предоставляет России редкую возможность существенно нарастить усилия в
направлении интеграции. "Учитывая, что начался очевидный передел мира, наша
страна должна приложить все усилия к восстановлению, по крайней мере на
конфедеративной основе, Большой России в составе Украины, Казахстана и России",
– утверждает аналитик Виталий Третьяков в комментарии, опубликованном в
еженедельной "Литературной газете".
"Сегодня мы имеем, возможно, последний уникальный шанс
достичь этого", – добавляет Третьяков.
Несмотря на консенсус по стратегии великой интеграции, в
российском политическом сообществе все же имеются разногласия программного и
тактического характера. Некоторые политические деятели предпочитают делать
акцент на экономической политике. Однако явное большинство убеждено, что речь
должна идти прежде всего о вопросах безопасности.
В своем комментарии Третьяков нарисовал картину
предполагаемого конфедеративного государства Евразии с Россией в центре,
объединенного по ставшему недавно известным новейшему плану экономической
интеграции. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Между тем представители так называемой "военной школы"
заявляют, что иракский кризис выдвинул на первый план военно-политический
элемент евразийского сотрудничества. Сегодня эксперты по безопасности
доказывают, что Россия просто не сможет реализовать свои экономические амбиции,
не решив для себя, кто является другом, а кто врагом в рамках СНГ.
"Для России, как главный ведущей силы Содружества,
наступает время выработки аргументированной политики оборонного объединения с
теми коллегами по СНГ, кто не станет использовать пресловутую тактику игры на
противоречиях между Москвой и Вашингтоном", – утверждает политолог Артем Улунян
в газете "Российские вести".
На повестке дня стоит "Варшавский договор-2", основанный
на общности оборонных интересов Евразии, – считает Улунян.
Кокошин с этим согласен. Он говорит о четырех
компонентах, которые Россия может использовать для реализации того, что
называется "доктриной Путина" – создания высоко интегрированного ядра из
крупнейших государств, которое была бы окружено странами СНГ, в меньшей степени
связанными с центром. Среди этих четырех компонентов – Союз России и Белоруссии,
Договор о коллективной безопасности (ДКБ), Евразийское экономическое сообщество
и Антитеррористический центр государств-участников СНГ.
В сложившихся условиях, доказывает Кокошин, из этих
четырех компонентов ключевым является ДКБ. "Организация Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ) должна превратиться в полновесный военно-политический орган;
и все наши партнеры по ДКБ целиком и полностью поддерживают идею такого
преобразования", – говорит он.
Пытаясь укрепить роль ДКБ, Россия использует то
обстоятельство, что многие государства в Средней Азии и на Кавказе начинают все
более осторожно подходить к вопросу о сотрудничестве с Соединенными Штатами.
[Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Из всех
государств региона только Грузия и Узбекистан остаются твердыми сторонниками
Соединенных Штатов. Стратеги в Москве сегодня пытаются укрепить имидж России как
традиционного и более надежного союзника среднеазиатских и кавказских
государств.
Кокошин и другие российские эксперты объясняют стремление
постсоветских стран восстановить близкие отношения с Россией резко ухудшившейся
ситуацией в области безопасности, о которой заявляют руководители этих
государств. По мнению аналитиков, изменение геополитической ситуации порождает в
постсоветских политических элитах ощущение непрочности своего положения. "После
событий в Ираке многие [руководители стран-участниц СНГ], которых Запад считает
коррумпированными, антидемократическими, автократическими и даже тоталитарными,
начали думать о том, что с ними случится в ближайшем будущем", – указывает
Кокошин. Эта обеспокоенность толкает некоторых страны СНГ назад под военное
крыло России.
Стоит отметить, что в тот самый день, когда коалиция по
главе с США начала военную операцию в Ираке, прошла встреча секретарей Советов
национальной безопасности стран СНГ. На повестке дня были два вопроса – ситуация
в Ираке и преобразование ДКБ в ОДКБ.
Как утверждает газета российской армии "Красная Звезда",
желание повысить статус ДКБ и превратить его в настоящий военный блок вызвано
"необходимостью адаптации Договора к новым геополитическим реальностям". Многие
эксперты убеждены, что соглашение о формальном учреждении ОДКБ будет подписано
уже в апреле, в ходе весенней сессии Совета коллективной безопасности
стран-участниц ДКБ в столице Таджикистана Душанбе.
|