КАЗАХСТАН
GazetaSNG, 4 апреля 2003 Демократические чаяния Нурсултана НазарбаеваЕлена Бузулукова
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил сегодня
в парламенте с ежегодным посланием к народу. В обращении казахский лидер
обнародовал основные направления внутренней и внешней политики страны на будущий
год. При этом Назарбаев особо отметил, что экономический рост и успехи в
государственном строительстве позволяют наконец-то всерьез приступить к
либерализации политической системы. В связи с этим особое внимание президент
уделил разработке и принятию нового закона о средствах массовой информации. По
словам Назарбаева, правительство должно обеспечить журналистам защиту от
какого-то ни было давления, а также пресечь попытки монополизации на рынке СМИ.
Естественно, что подобные планы можно только
приветствовать. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня с демократией в этой
республике дела обстоят из рук вон плохо. Причем, преследования лидеров
оппозиции и скандальный уголовный процесс в отношении независимого журналиста
Сергея Дуванова вызвали огромный общественный резонанс не только внутри страны,
но и на Западе, став предметом обсуждения даже в Парламентской Ассамблее Совета
Европы (ПАСЕ). В принятой по итогам этих слушаний резолюции отмечалось
значительное ухудшение ситуации в республике, связанной с соблюдением прав
человека в Казахстане.
Естественно, подобное положение дел не могло не
обеспокоить власти республики, ведь Казахстан уже длительное время стремится
достичь членства в ПАСЕ. Однако на прошедших вчера, 3 апреля, слушаниях в
комиссии Совета Европы, занимающейся странами, не являющимися членами Ассамблеи,
было принято решение о приостановке переговоров о вступлении Казахстана в эту
общеевропейскую структуру. Астане вменялось в вину невыполнение трех ранее
озвученных условий: отмены смертной казни, разрешения на возвращение
оппозиционных политиков, а также предоставления возможности комиссии ПАСЕ
протестировать Конституцию республики на ее соответствие международным
демократическим принципам.
Неприятное известие ПАСЕ пришло на фоне обострения
международного давления на лидера Казахстана по так называемому делу
"Казахгейт", связанному с незаконными операциями с казахстанской нефтью и
коррупцией высших должностных лиц. Так, на днях в Нью-Йорке был арестован Джеймс
Гиффен, подозреваемый в посредничестве в незаконном переводе денег от нефтяных
компаний на счета Назарбаева и членов его семьи, а фигуранты по этому делу уже
начали давать показания.
Вполне естественно, что в подобной ситуации руководство
республики всеми правдами и неправдами пытается сгладить негативное впечатление.
Например, сразу после принятия февральской резолюции ПАСЕ по Казахстану в
Алма-Ате было проведено шумное, показное мероприятие, на котором присутствовали
депутаты парламента, известные политики, дипломаты, ученые и журналисты.
Собравшиеся обсуждали проблему повышения престижа Казахстана на мировой арене.
Результатом явилось принятие курса на демократизацию, как раз и озвученное
сегодня президентом Назарбаевым.
Отметим также, что разразившийся скандал может отразиться
на экономической стабильности в республике, напрямую зависящей от иностранных
инвестиций. Поэтому портить отношения с Западом Назарбаеву сегодня не только
невыгодно, но и опасно. Вот и возникает в сложившейся ситуации вопрос, насколько
далеко может зайти процесс демократизации в казахстанском обществе, и не
придется ли в скором времени Нурсултану Назарбаеву принять на родине с
распростертыми объятиями бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, а также
амнистировать основателей Демократического выбора Казахстана (ДВК) – Мухтара
Аблязова и Галымжана Жакиянова.
Хабар. Соб.инф., 8 апреля 2003 На вопросы отвечает адвокат
Вчера
адвокат Мухтара Аблязова провел пресс-конференцию, на которой рассказал
журналистам о сегодняшнем положении своего подзащитного.
Недавно, отметил Гулам Мазанов, некоторые газеты сообщили
о якобы имевших место избиениях и попытке отравления М.Аблязова, осужденного за
экономические преступления. Все эти сведения адвокат назвал несоответствующими
действительности. По его словам, состояние М.Аблязова удовлетворительное, он
находится на облегченном режиме содержания. Нет у него и ограничений по
свиданиям с родственниками. Адвокат отметил также, что осужденный не имеет
никакого отношения к публикуемым от его имени в прессе материалам. В связи
с тем, что такие публикации не прекращены до сих пор, Г.Мазанов заявил, что в
настоящее время готовится соответствующий судебный иск против газеты "СолДат". В
ближайшие десять дней, добавил адвокат, Мухтар Аблязов намерен обратиться с
ходатайством о помиловании на имя Главы государства.
О ситуации вокруг осужденного Мухтара АблязоваГулам Мазанов, 7 апреля 2003 года г. Астана
Как адвокат Мухтара Аблязова, уполномоченное им
надлежащим образом лицо, от имени доверителя заявляю о нижеследующем:
1.В последнее время газета "Ассанди Таймс" стала
распространять сведения о, якобы, имевших место избиениях и попытке отравления
осужденного Мухтара Аблязова в учреждении 166/26 (п.Державинск), где он отбывает
наказание.
Имеют место перепечатки аналогичного материала из
российских изданий другими СМИ, например, газетой "СолДат".
Все сведения об избиении Мухтара Аблязова, пыток в
отношении него и попытки его отравления не соответствуют действительности.
Состояние Мухтара Аблязова в целом удовлетворительное, он
находится на облегченном режиме содержания, работает в библиотеке.
Никаких незаконных ограничений по свиданиям с
родственниками и адвокатом нет.
2. В газете "СолДат" и на сайте "Евразия" неоднократно
печатается материал, выдаваемый как воспоминания Мухтара Аблязова, с чем
некоторые лица связывают различного рода репрессии в отношении него.
К указанным публикациям Мухтар Аблязов никакого отношения
не имеет, так как он их не писал.
По данному поводу мною было сделано официальное
заявление, однако, редакция газеты "СолДат" не прекратила публикации и в
настоящее время не скрывает о своих дальнейших намерениях продолжить аналогичные
публикации.
В связи с этим главному редактору газеты "СолДат" в
установленном порядке предъявлена претензия и готовится соответствующий иск в
суд.
3. Настоятельно прошу прекратить использование имени
Мухтара Аблязова в политических целях. Считаю, что все проблемы, связанные с его
окружением, будут разрешены в соответствии с действующим законодательством
Республики Казахстан.
Независимая газета, 11 апреля 2003 В Казахстане объявлена политическая либерализацияВасилина Васильева
Нурсултан
Назарбаев пытается устранить перекосы в экономическом и политическом развитии
страны
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев намерен
реформировать политическую систему страны. Об этом он заявил в обнародованном на
днях ежегодном послании народу. Приоритетные направления политической реформы,
по мнению экспертов, позволяют сделать вывод о том, что президент прислушался к
мнению оппозиции и готов к либерализации системы государственной власти. По
мнению экспертов, заявление Нурсултана Назарбаева является существенным
прогрессом в политическом развитии страны.
Обнародованная казахстанским лидером программа включает
пять основных направлений. В первую очередь речь идет о модернизации системы
государственного управления. Причем Нурсултан Назарбаев делает акцент на
укреплении институтов гражданского общества - политических партий и
неправительственных организаций. Как считает президент Казахстана, эта сфера
нуждается в более четком законодательном оформлении, в частности, необходимы
законы, формирующие государственный социальный заказ. Кроме того, глава
государства предложил разработать новый закон о СМИ, который должен укрепить
политические, экономические и правовые основы для свободной прессы, ограничив
вмешательство государственных органов в деятельность СМИ. Еще одна из
предложенных президентом реформ касается судебных и правоохранительных органов.
В частности, речь идет о введении моратория на смертную казнь, а также о
создании институтов присяжных заседателей и судебного санкционирования ареста
обвиняемых.
Однако основной упор в послании президент сделал на
модернизации избирательной системы. Правительству Казахстана поручено в
кратчайшие сроки доработать проект поправок в закон о выборах, что, как сказал
Нурсултан Назарбаев, "сделает избирательный процесс в республике еще более
прозрачным и открытым". Планируется, что уже в этом году в Казахстане будет
введена практика выборов сельских акимов. Если опыт окажется удачным, в будущем
подобным образом казахстанцы будут формировать и другие органы местного
самоуправления.
Примечательно, что инициативы Назарбаева по дальнейшей
демократизации общества получили положительную оценку даже со стороны
радикальной оппозиции. Так, член оппозиционного общественного объединения
"Демократический выбор Казахстана" Петр Своик назвал "правильным и разумным
решением" предложение главы государства дать политическим партиям исключительное
право выдвигать своих кандидатов в мажилис (нижнюю палату казахстанского
парламента). Изменение выборного законодательства считает своевременным и лидер
Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин: "Законодательные изменения должны
быть приняты до летних парламентских каникул, чтобы предстоящие выборы,
ближайшие из которых - в маслихаты (местные представительные органы власти),
могли пройти по новому законодательству".
Сам факт, что президент Назарбаев повел речь о
законодательном закреплении давних предложений оппозиции, касающихся в первую
очередь изменения избирательной системы страны, свидетельствует о том, что в
Казахстане произошли серьезные политические перемены. "Если в этом году на
политическом Олимпе республики не произойдет никаких потрясений, которые вынудят
президента ужесточить власть в стране, то проведение заявленных реформ очень
скоро даст ощутимые положительные результаты, - так ситуацию прокомментировал
"НГ" директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев. - Конечно, не
все будет столь идеально, как хочется казахстанской радикальной оппозиции, она
все-таки требует намного больше, чем может себе позволить власть. Но нельзя не
отметить, что нынешнее послание Назарбаева строилось на основе реальных
возможностей и конкретных прогрессивных программ".
Еще пару лет назад Казахстан делал основной акцент на
развитии экономики государства. Как утверждают эксперты, по темпам
экономического развития страна достигла ощутимых успехов, опережая многих
партнеров и соседей по СНГ. Вместе с тем в последнее время в стране наблюдается
некий перекос: экономика развивается динамично, а политическая система
законсервирована. Быстрые темпы экономического роста сформировали в стране класс
активной бизнес-элиты, которая, получив достаточно мощные финансовые ресурсы,
естественно, хочет быть причастной и к политике. "Учитывая, что политическая
сфера Казахстана до сих пор оставалась закрытой и весьма консервативной, у новой
казахстанской элиты до сих пор фактически не было возможности легально попасть
на политический Олимп, - считает Досым Сатпаев. - Старая номенклатура не хочет
вводить в свой круг новых сильных игроков. Это, естественно, порождает "конфликт
поколений". Чтобы его разрешить, необходимо внести изменения в политическую
систему страны".
По мнению аналитиков, предложенные президентом реформы
ведут не только к обновлению кадрового состава государственного руководства за
счет прихода в структуры власти молодых бизнесменов, но и к усилению роли
парламента и более эффективной его работе. Причем все это может произойти уже
после следующих парламентских выборов. "Безусловно, вопрос о дальнейшей
политической либерализации в Казахстане назрел. Однако реальные демократические
преобразования возможны лишь в той стране, в которой стабильно развивается
экономика и не бедствует население, - считает директор казахстанского Института
стратегических исследований Маулен Ашимбаев. - Назарбаев всегда исходил из
убеждения, что любые политические реформы должны происходить поэтапно,
параллельно с развитием экономики страны и повышением жизненного уровня ее
граждан. Сейчас, кстати, президент поручил правительству значительно повысить
размер минимальных пенсий и заработной платы. Доходы бюджетников вырастут на 20
процентов, а госслужащих - на 50..."
Некоторые эксперты допускают, что президент Казахстана
пошел на либерализацию политической системы под давлением западной критики.
Однако, как показывает практика, Назарбаев четко улавливает изменения в
политической жизни своего государства, что всегда считалось управленческим
коньком казахстанского лидера. И прошлогодний раскол политической элиты, часть
которой ушла в радикальную оппозицию, по-видимому, стал для Назарбаева
индикатором сбоя в политической системе страны и подтолкнул к принятию
решительных шагов по ее реформированию.
Кремль.Org,, 5 апреля 2003 Проблема состоит в том, что рост физических объемов приграничного сотрудничества России и Казахстана, достигается только за счет сырьевого ассортимента.Андрей Грозин
На данный момент, ситуация вокруг пограничного
сотрудничества России и Казахстана, складывается достаточно благоприятно. Стоит
напомнить, что во время своего последнего визита в Москву президент Назарбаев
говорил о том, что из внешнеторгового оборота России и Казахстана именно на
приграничное сотрудничество приходится порядка 70-75% от всего товарооборота
наших стран, а это весьма показательная цифра. Но, тем не менее, приводя эти же
самые цифры 22-23 февраля, Нурсултан Назарбаев сказал, что ни Москву, ни Астану
подобное положение еще не устраивает. Президент Казахстана считает, что
необходимо расширять сотрудничество в этом направлении дальше, в том числе
проводить более сбалансированную политику, вместе с тем, не понижая статуса
связей приграничных областей и регионов, подтягивать до них и общефедеральные показатели.
Однако, существует некая диспропорция в распределении
приграничного сотрудничества. Наиболее развиты отношения с Казахстаном у пяти
областей, это - Омская, Курганская, Челябинская, Оренбургская и Астраханская
области. На эти регионы приходятся основные показатели от общего товарооборота.
В это же время менее развитыми остаются отношения сопредельных территорий
Алтайского края и Новосибирской области. Я думаю, наши страны обоюдно
заинтересованы в том, чтобы эта диспропорция была исключена, и торговые связи на
федеральном уровне должны подтянуться до уровня региональных связей государств.
На мой взгляд, между регионами России необходимо проводить более
сбалансированную политику. В частности, это относится к Тюменской области, у
которой коэффициент сотрудничества с Казахстаном ничтожно мал. Хотя, следует
учесть, что приграничная территория этого региона не так обширна, как у
Оренбургской или у Омской области.
Кроме того, ассортимент и структура приграничного
экономического взаимодействия, на мой взгляд, демонстрирует некоторую
однобокость с обеих сторон. Большая доля в приграничном сотрудничестве
приходится на сырьевой сектор, на экспортно-импортные операции с сырьем. Скажем,
в западных регионах Казахстана, граничащих с соответствующими российскими
территориями, это прокачка и поставки сырой нефти, очень существенное количество
которой, приходится на структуру КТК, проходящую с запада Казахстана до
Новороссийского порта. Безусловно, физическая масса товарооборота есть, но в
ограниченном ассортименте. Это можно сказать, основываясь на примере той же
Омской области. Основные показатели по взаимодействию Казахстана с Омской
областью, дает Омский НПЗ, который поучает поставки казахстанского сырья.
Показатели подобного рода подтверждают то, что рост физического объема
регионального сотрудничества наших государств достигается за счет сырьевого
ассортимента. К сожалению, пока существует только один масштабный проект на базе
Экибастуза, это российско-казахстанское СП, которое патронируется РАО "ЕЭС
России". Но и там достаточно длительный процесс переговоров, который длится уже
более трех лет, и, хотя основные противоречия там сняты, остаются небольшие
вопросы технического свойства.
Ситуация отличается только в Восточно-Казахстанской
области, в которой сосредоточены основные промышленные гиганты республики. В
этом регионе местная администрация ориентирована на развитие более
высокотехнологичных проектов, обмен готовыми изделиями и на привлечение
российских инвестиций. В остальных случаях, составляющая по расширению
совместных технологических проектов ничтожно мала, что очень характерно для
северных и восточных регионов Казахстана и граничащих с ними областями РФ. Если
рассмотреть деятельность российских областей, то можно наблюдать примерно ту же
самую картину. Из российских регионов в сопредельные регионы Казахстана
экспортируется агросырье и продукция для казахстанского машиностроения.
Все же, в последнее время ситуация сильно меняется.
Позитивным фактором становятся плановые встречи руководителей российских и
казахских областей и краев, которые проходят два раза в год. Но заместители
губернаторов встречаются гораздо чаще, и на более низком уровне постоянно
проходит подробная проработка законодательной базы и технологических проектов.
Поэтому, сам процесс создания законодательной базы и решение каких-то текущих
вопросов можно оценить более, чем положительно. Проблемы, которые появляются,
решаются достаточно быстро и чаще всего на местном уровне, без апелляции к
центру, и с той, и с другой стороны. Хотя, главы российских приграничных
регионов более самостоятельны в своих действиях, чем руководители равного им
звена на казахстанской стороне. Уровень централизации и подчиненности казахских
регионов центру намного выше российского. Ситуации, сравнимые по насущности с
"Экибастузким углем" и проблемами по прокачке нефти, всегда решаются не на
областном уровне, а правительством Казахстана. Российским же губернаторам, дано
гораздо больше прав решать вопросы такого плана. Эта разница в возможности
принятия самостоятельных решений немного затрудняет оперативное реагирование и
своевременное парирование каких-то сложностей. Если бы эта структура была
однородной, то очень многие вопросы решились бы в рабочем порядке, чего часто не
происходит. Но, с другой стороны, надо подчеркнуть и следующее: казахстанские
регионы за счет большей подчиненности центру, получают более окончательные
решения.
В целом, у приграничных отношений России и Казахстана
присутствуют позитивные тенденции к дальнейшему развитию. Особенно, если
привести в пример экономические отношения России с другими странам СНГ. В
частности, российско-украинский товарообмен развит намного меньше, чем
российско-казахстанский. Более того, 7,5 тысяч километров
российско-казахстанской границы - сами по себе достаточно серьезный повод для
строительства качественных взаимоотношений, которые имеют паритетный интерес
двух государств.
Что касается вопросов связанных с незаконной миграцией и
наркотрафиком, то, на мой взгляд, необходимо учитывать, что другие государства
Средней Азии связаны с Россией в основном через Казахстан. (И не только с
Россией. Простой пример: тот же Туркменистан прокачивает на Украину газ через
территорию России, но первоначально через территорию Казахстана. То есть, эти
связи, которые существовали, технологические цепочки, которые были построены при
советской власти, никуда не делись и никуда не денутся в ближайшем будущем.)
Поэтому, ничего более приоритетного, чем то, что было заявлено в ФСБ о борьбе с
наркотрафиком, добавить нельзя. Необходимо вводить элементы нормальной
организации работы в пограничном режиме России. К сожалению, в силу отсутствия
разного рода ресурсов, Казахстан не может полностью решить проблемы по
пресечению транзита наркотиков через свои границы. Наверное, имеет смысл
активизировать совместно с Россией процесс по прикрытию границ Казахстана от
других государств Средней Азии. Организация нормального пограничного режима на
южных границах Казахстана должна быть делом не только Казахстана, но и России.
Проще решить эти вопросы именно так, а не строить полноценную границу с
Казахстаном, что безумно дорого. Дешевле и проще повернуть сибирские реки в
Азию, чем построить полноценную границу в 7,5 тыс. км. Особенно, если учесть те
договоренности, которые уже достигнуты на высших уровнях России и Казахстана.
Если наши отношения будут развиваться так же динамично, то вложение огромных
средств окажется просто не нужным. Российско-казахстанская граница должна
оставаться прозрачной и при этом обеспечивать полноценное развитие экономических
связей двух государств. Перспективы и преимущество должны быть отданы
Казахстану, как основному стратегическому партнеру России в постсоветской
Азии.
Eurasianet, 3 апреля 2003 Будет ли Гиффен называть имена на процессе по делу о казахстанской коррупции?Алек Аппельбаум
Выдвинутое против торговца и банкира Джеймса Гиффена
обвинение в перечислении средств нефтяной компании на банковские счета
казахстанских чиновников имеет весьма узкие рамки. Поэтому расследуемое дело,
возможно, окажет незначительное влияние на внутриполитические события в
среднеазиатской стране. Однако все может измениться, если американские
следователи попытаются заключить с обвиняемым полюбовную сделку в обмен на
свидетельские показания против других замешанных в деле лиц.
В настоящее время 62-летний Гиффен находится на свободе,
отпущенный под залог в 250 тысяч долларов и два дома в пригороде Нью-Йорка. Ему
пришлось также расстаться с паспортом и дать подписку о невыезде за пределы
Нью-Йорка. 30 марта он был арестован и обвинен в двойном нарушении Закона США о
международной коррупции (FCPA).
Обвинение против Гиффена основано главным образом на
показаниях специального агента Федерального бюро расследований Кевина Ирвина.
Последний обвиняет Гиффена и неназванного сообщника в сговоре с целью передачи
миллионов долларов «оставшихся от заключения сделок нефтяной компанией»,
представителям казахстанского руководства, наделенным правом заключать договора.
В показаниях подробно рассказывается о способе, которым деньги были переведены
из американского банка на различные счета в Швейцарию и компаниям,
зарегистрированным на Британских Виргинских островах.
Мелкий инвестиционный банк Гиффена Mercator Corp. служил
посредником для правительства Казахстана на переговорах о заключении соглашений,
касающихся разработки богатых нефтяных и газовых месторождений страны, – гласит
обвинение. Обвинение затрагивает главным образом сделки между Mercator и Mobil
Oil Corp., в настоящее время входящей в ExxonMobil. В мае 1996 г. Mobil перевела
компании Mercator 41 млн долларов в качестве вознаграждения, – говорится далее в
иске. Затем Mercator, осуществив сложную цепь операций, перевел 20,5 млн из этой
суммы на счета, контролируемые высокопоставленным казахским чиновником, который
фигурирует в тексте обвинения как «KO-1». Остальные деньги, согласно тексту
обвинения, были переведены другому чиновнику, названному «КО-2», который
подписал с казахстанской стороны договор с Mobil.
Обвинения против Гиффена выдвигаются после двухлетнего
расследования, проведенного Большим жюри.За нарушение Закона о международной
коррупции суд может приговорить обвиняемого к тюремному заключению сроком до 5
лет и крупным штрафам.
Слушания по делу Гиффена начнутся 30 апреля. Он мог бы
выбрать суд присяжных, который, вероятно, состоялся бы не ранее самого конца
2003 г. Готовясь к процессу, он мог бы придти к соглашению со следователями, не
подвергая себя риску получения приговора и тюремного срока.
«Думаю, не может быть никаких сомнений, что [полюбовная
сделка] станет частью затеянной игры», – говорит эксперт, внимательно следивший
за этим делом с самого начала расследования Большого жюри. Как и другие
наблюдатели, эксперт говорит, что важнейшим элементом сделки между Гиффеном и
правительством США станут, по всей вероятности, имена его сообщников (или
сообщника).
«Когда человека загоняют в угол и он понимает, что у него
нет выбора, он может пойти на сделку со следствием и начать называть имена», –
говорит Роберт Эбел, директор энергетической программы вашингтонского Центра
стратегических и международных исследований.
По сообщению New York Times от 1 апреля, присланные
швейцарскими властями документы свидетельствуют о том, что один из счетов, на
который Mercator переводил деньги, принадлежит президенту Казахстана Нурсултану
Назарбаеву. Ранее Гиффен занимал официальный пост советника казахстанского
президента.
Весь последний год Назарбаев опровергал обвинения в
коррупции, выдвинутые его политическими оппонентами. Одновременно в Казахстане
подавлялась свобода выражения взглядов.
Среди многих консультантов, занимавшихся заключением
сделок между частными компаниями и казахстанскими министерствами, Гиффен
очевидно занимал особое место. Будущие инвесторы, как сообщается, называли его
«мистером семь-с-половиной-центов». Сообщается, что на переговорах о заключении
соглашения с крупнейшей мировой нефтяной компанией он добился для себя
комиссионных в размере 7,5 центов за каждый баррель выкачанной из Казахстана
нефти.
По мнению юристов, обвинения в злоупотреблениях в связи с
делом Гиффена вряд ли коснутся западных нефтяных концернов. Советники по нефти,
по словам Эбела, часто приобретают доступ к занимающим ключевые посты
чиновникам, одновременно освобождая корпорации от прямой ответственности за
нарушение закона. «Могу сказать по собственному опыту общения с представителями
нефтебизнеса, что адвокаты не упустят случая, чтобы в очередной раз прочитать
вам лекцию о том, что вы можете и чего не можете делать», – говорит Эбел.
Пользуясь услугами консультантов, часто разделяющих
ответственность за сомнительные операции, компании всегда могут сказать – как в
данном случае и поступает ExxonMobil, – что не в состоянии контролировать, что
делают другие с их вознаграждениями, и это не является нарушением американских
законов. Том Чирильяно, представитель ExxonMobil в Техасе, подчеркивает, что
поведение компании было этичным и она не нарушала закон в своих отношениях с
правительством Казахстана. «Конечно, мы работали через Mercator, потому что они
были представителями этой республики», – говорит он. Однако он добавляет, что
«все выплаты делались в полном соответствии с достигнутыми с Казахстаном
соглашениями».
По опубликованным сообщениям, казахстанское руководство
неоднократно лоббировало высокопоставленных членов администрации Буша, включая
вице-президента Дика Чейни, с тем чтобы либо затормозить уголовное
расследование, либо вовсе закрыть дело. Сообщается, что администрация отвергла
эти обращения казахстанской стороны.
Учитывая, что имена сообщников Гиффена до сих пор не
установлены, дело, возможно, окажет лишь косвенное воздействие на
внутриполитическую ситуацию в Казахстане, – считают некоторые наблюдатели. В то
же время оно может затронуть американо-казахстанские экономические отношения, –
добавляют они. Впрочем, некоторые из них указывают, что уже сегодня интерес
американских инвесторов к Казахстану снижается.
«Не буду удивлен, если в результате суда американские
компании обнаружат, что им невыгодно вести переговоры о новых морских блоках, –
сказал один эксперт по нефтяной промышленности. – Однако я вообще не уверен, что
какая бы то ни было из американских компаний будет заинтересована в морской
нефтедобыче, если условия будут невыгодными, а защищающие инвестиции законы –
слабыми».
От редакции. Алек Аппельбаум –
автор статей и один из редакторов EurasiaNet.
Газета.ру, 4 апреля 2003 США раскручивает "дело Назарбаева"Станислав Мных
Бывший
исполнительный директор компании Mobil Oil Брайан Уильямс обвинен в незаконном
получении 2 млн. долларов.
По версии следствия, эти деньги были переведены ему на
швейцарские счета за участие в заключении в 1996 году сделки стоимостью 1,05
млрд. долларов по приобретению компанией 25-процентной доли в Тенгизском
нефтяном месторождении в Казахстане.
Погорел на неуплате
налогов
Власти США обвиняют Брайана Уильямса, одного из
топ-менеджеров Mobil в 1995-1996 годах, в преступном сговоре и в неуплате
налогов с полученного им незаконного вознаграждения. Уильямсу грозит до пяти лет
лишения свободы.
Обвинение считает, что Уильямс, отвечавший за торговые
операции Mobil на территории бывшего СССР, присутствовал во время переговоров с
казахстанским руководством и содействовал в подготовке сделки, в результате
которой Mobil приобрела 25-процентную долю в проекте освоения месторождения
Тенгиз на западе Казахстана. Впоследствии, в 1999 году, компанию Mobil поглотила
Exxon, и новое образование получило название ExxonMobil Corp. Как заявил
пресс-секретарь ExxonMobil, Уильямс покинул Mobil до слияния двух нефтяных
компаний. По его словам, корпорация планирует провести тщательное расследование
дела. Он добавил: "Разумеется, мы не знали ни о каких незаконных выплатах в
пользу менеджеров Mobil или казахстанских чиновников".
Адвокат Уильямса в Вашингтоне Дэвид Шертлер заявил, что
он еще не ознакомился с обвинением, и отказался от комментариев. По его словам,
Уильямс сейчас живет в штате Вирджиния, где занимается частными
консультациями.
Взятки в размере 78 млн.
долларов
Это уже второе дело, которое возбудило правосудие США по
факту взяток при оформлении нефтяных сделок в Казахстане. Обвинения в адрес
Уильямса стали частью проводимого расследования по поводу предполагаемой
передачи американским бизнесменом Джеймсом Гиффеном более 20 млн. долларов
казахстанским официальным лицам во время тендера по месторождению Тенгиз. В
общей сложности на посту консультанта по нефтяным сделкам Гиффен передал
высокопоставленным казахстанским чиновникам в качестве взяток более 78 млн.
долларов.
Глава нью-йоркского торгового банка Mercator и бывший
консультант руководства Казахстана 62-летний Джеймс Гиффен был арестован в
Нью-Йорке вечером 30 марта. Гиффен, гражданин США и обладатель казахстанского
дипломатического паспорта, был снят с борта самолета, улетавшего в Алма-Ату. За
решеткой он провел всего одну ночь. На следующий день Гиффен был освобожден под
залог 250 тысяч долларов наличными и принадлежащей ему недвижимости стоимостью
10 млн. долларов. В настоящее время правительство Соединенных Штатов
намеревается конфисковать все его имущество (на сумму 84,33 млн. долларов).
Назарбаев в шоке
Известно, что американский бизнесмен консультировал
власти государств бывшего СССР в течение многих лет, а также являлся советником
по энергетическим вопросам президента и правительства Казахстана. Согласно
обвинению, Гиффен выплачивал крупные суммы двум высокопоставленным казахстанским
чиновникам в ходе шести отдельных сделок, в результате которых Mobil, Amoco
(вошедшая позднее в состав BP), Texaco (ставшая частью ChevronTexaco) и Phillips
Petroleum (влившаяся в ConocoPhillips) приобрели права на разработку крупных
нефтегазовых массивов в Казахстане. Гиффен, в частности, выступал консультантом
в сделке по приобретению Mobil доли в тенгизском проекте. В ордере на арест
Гиффена высокопоставленные чиновники не называются по именам и фигурируют под
аббревиатурой КО (казахстанский официоз)-1 и КО-2. Однако благодаря утечке
информации из департамента юстиции США эти имена уже не представляют секрета.
Это бывший премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев и президент страны
Нурсултан Назарбаев.
Оба обвинения связываются в одно, предполагая получение
Уильямсом от Гиффена "отступных" в размере 2 млн. долларов и перевод их из банка
Mercator на тайные счета в Швейцарии.
Адвокат Гиффена после ареста своего подзащитного заявил,
что бизнесмен невиновен. Такого же мнения придерживаются и власти
Казахстана.
Тем не менее ряд известных американских юристов уже
высказывает предположение, что Гиффен начнет давать показания против своих
бывших боссов, спасая себя и возлагая всю ответственность на них: дескать,
работал только советником.
СПРАВКА
По данным американского журнала Newsweek, Гиффен в
течение ряда лет был главным теневым "брокером власти" в Москве, а в 1995 году
стал советником Назарбаева. Именно он разработал для Казахстана стратегию
переговоров по продаже концессий на разработку месторождения Кашаган в
Каспийском море, которое может оказаться крупнейшим из открытых в последние
десятилетия. Связи с Казахстаном значительно упрочили его благосостояние. Только
месторождение Тенгиз - контракт, который Гиффен в начале 90-х помог заключить
Назарбаеву и экс-президенту СССР Михаилу Горбачеву, - до сих пор приносит ему
7,5 цента с каждой добытой баррели. Его ежегодный доход составляет более 5 млн.
долларов.
Его офис на Манхеттене - место поклонения Назарбаеву и
собственному успеху. На стенах висят фотографии президента Казахстана и Гиффена
в обществе других бывших советских лидеров, в том числе Михаила Горбачева. Дом
Гиффена находится по соседству с полем для гольфа, куда в качестве члена клуба
он приводил Назарбаева.
А в апреле прошлого года власти Казахстана признали, что
в заграничных банках на счетах, которые контролирует лично Нурсултан Назарбаев,
находится более миллиарда долларов. Утверждалось, что ни президент, ни его
родные этими деньгами не пользуются, и открыты счета были исключительно "во
благо казахского народа". Якобы сначала деньги из этого фонда помогли в 1997
году выплатить долги по пенсиям, которые достигли тогда 480 млн. долларов. А в
1998 году деньги с иностранных счетов были использованы для латания дыр в
бюджете Казахстана, возникших из-за дефолта в России.
В настоящее время в этом фонде находится около 1,3 млрд.
долларов, а в 1996 году были те самые 1,05 млрд., вырученные от продажи Mobil
доли в Тенгизском месторождении. Причем, по некоторым данным, за долю в Тенгизе
Назарбаев также попросил у Mobil теннисный корт для своего дома и новый самолет
Golfstream. От передачи самолета Mobil сумела отбиться.
Немецкая волна, 8 апреля 2003 О "Казахгейте" жителям Казахстана знать не положено? В деле фигурирует и имя Нурсултана Назарбаева...Виталий Волков
Уголовное дело о взятках, которые представители
американских нефтяных компаний предположительно давали властям Казахстана,
расследуется в США. Но доступ к информации об этом в республике существенно затруднен.
Есть первые обвиняемые, в том числе - бывший советник
Нурсултана Назарбаева Джеймс Гиффен. Американские газеты открыто называют в
связи с "Казахгейтом" имя президента Казахстана. Однако, судя по сообщениям,
поступившим к нам из самой республики, доступ населения к информации об этом
существенно затруднен. Президент казахстанского фонда "Журналисты в беде"
Розлана Таукина в интервью "Немецкой волне" рассказывала:
- Последний номер газеты "СолDAT" вызвал некоторый
ажиотаж в Казахстане, потому что на первой странице написано: "В Америке
арестован советник Назарбаева", помещена фотография Гиффена и этот номер
изобилует огромным количеством интересных материалов. Это и о смене
правительства любопытная статистика, и "Кто и почему является противником
демократии в Казахстане" Андрея Чеботарева интересная статья, но, самое главное
- это, конечно, все статьи, связанные с Казахгейтом. В любом случае, этот номер
настолько популярен, что население расхватывает его очень быстро. Но ежедневно
поступают жалобы от оптовых торговцев, у которых изымается весь тираж газеты
"СолDAT ", который у них имеется на руках для продажи. Даже составлен один акт
изъятия сотрудником Бостандыкского райотдела милиции. Остальные пытаются либо
скупить, либо, просто пригрозив, забрать, и это происходит в Актюбинске, в
Кустанае, в Усть-Каменогорске, в Астане, и особенно много жалоб в самой
Алма-Ате. Я созвонилась с главным редактором газеты Ермуратом Бапи, и он мне
сказал, что находится вместе с сотрудниками финансовой полиции, которые сидят в
офисе и ведут проверки. На самом деле, эти проверки ведутся регулярно, но именно
сейчас ему представлен акт, по которому он должен заплатить штраф около 56
миллионов тенге, это приблизительно 373 тысячи долларов. Мы знаем, как это
делается финансовой полицией, чтобы обанкротить средство массовой информации –
намеренно увеличиваются эти штрафы для того, чтобы издание больше не имело
средств ни оплатить типографские расходы, ни сделать что-либо другое. И это нас
очень беспокоит, поскольку газета "СолDAT" очень популярна и, по запросу оптовых
продавцов она, по моему, уже имеет тираж около 40 тысяч экземпляров.
- Восполняет ли в какой-то степени
информационный голод населения сеть Интернет?
- У нас очень ограничивается информационное пространство
в Казахстане, и это касается в первую очередь интернета. Мы давно уже говорим,
что билинг-центр в Казахстане контролирует выход читателей на те сайты, которые
являются наиболее популярными. Много сайтов, на которые попасть невозможно. И
поэтому через анонимные прокси-серверы, через посреднические сайты, которые
находятся чуть ли не в Новой Зеландии или Африке, удается умельцам попадать и
открывать их. К этим сайтам относится Eurasia.org.ru, Cub.kz, и только через
"прокси" мы можем выйти, сайты газет "Вести Павлодара", "Республика". 20-30
минут мы сидим, чтобы все-таки попасть окольными путями на эти сайты. К
сожалению, у рядовых читателей не всегда есть столько времени и терпения, чтобы
этого добиться.
Интересно, что именно на этом фоне в среду Страсбурге
комиссия Европарламента по странам Центральной Азии провела слушания по
Казахстану. Речь шла об обсуждении той недавно принятой резолюции
Европарламента, которая чрезвычайно критически оценивает состояние с правами
человека и свободой средств массовой информации в Казахстане. С какой целью
проводились слушания сейчас? На этот вопрос отвечает присутствовавший на
прошедших в среду в Страсбурге слушаньях глава германского общества по
содействию демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш:
- После резолюции Европарламента официальный Казахстан
занервничал и потребовал от Европарламента заново обсудить те пункты резолюции,
которые не устроили Астану. Со стороны официальной делегации Казахстана в ходе
слушаний прозвучали общие утверждения, что свобода прессы в республике есть, что
существует достаточно СМИ, которые представляют не государство, а оппозицию. Но
как представителями самой оппозиции, тоже принимавшими участие в слушаниях, так
и депутатами Европарламента было указано на то, что эти утверждения не
соответствуют реальности, что видно на примере журналиста Сергея Дуванова, в
случае с газетой "СолDAT", с недоступностью интернет-сайта Евразии.
- Господин Лаубш, в итоге к какому
выводу пришла комиссия Европарламента? Будет ли пересматриваться резолюция по
Казахстану?
- Председатель комиссии Антонио ди Пьетро однозначно
заявил, что резолюция не будет отозвана или пересмотрена, что Евпропарламент
поддерживает ее, что никакой дискуссии по ней больше не будет, поскольку она
была принята пленумом.
|