Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русские в Израиле хотят официального признания

В Израиле проживает более миллиона русскоязычных граждан, репатриантов из СССР, а  из постсоветских государств. Они активно участвуют в политической жизни, имеют свои политические партии. Число общественных организаций выходцев из Большой России перевалило за 500.  Представитель одной из таких организаций Михаил Райф вошел в число учредителей и сопредседателей Международного совета соотечественников, созданного в октябре 2002 года в Москве. Около 250 тысяч израильтян являются русскими по происхождению. Многие из них не хотят терять своей этнической идентичности, стремятся к самоорганизации. Второй год Русская община Израиля пытается получить официальную регистрацию. Пока безуспешно. Ранее, в бюллетене № 70 мы публиковали материал о ее деятельности.

На выборах в Кнессет 28 января т.г. «Русские партии» потерпели поражение. И сейчас идет осмысление новой политической реальности – остутствия прямого политического представительства русскоязычной алии.

Ниже публикуем статьи, поступившие из Израиля, о проблемах русской и русскоязычной общественности.




газета "Haaretz"

Отказываемся от этносов

Лили Галили

Этнические русские в Израиле хотят иметь свою культурную автономию, свою неправительственную общинную организацию и, в конечном счёте, русскую деревню с церковью. Но государство ощущает их как угрозу своему еврейскому характеру.

Максим Мошкалёв: "Еврейский народ не помнит своей собственной истории"

Четыре года назад Мошкалёв, инженер по профессии, приехал сюда с Уральских гор. Он приехал по Закону о Возвращении, так как был женат на женщине, имеющей право иммигрировать сюда и как отец её сына. Мошкалёв воспринял иммиграционный процесс серьёзно; там, на Урале, он читал книги по еврейской истории и начал изучать иврит.

"Я не сионист", говорит он, "но я хочу знать." После года в Израиле брак развалился. Мошкалёв говорит, что взаимоотношения не выдержали трудностей абсорбции. Сейчас он живёт в Нетании недалеко от своего сына, работает в "Ам Исрагаз" днём и как охранник еврейских общин в районе возле Тулькарма ночью. Он называет их "нашими поселениями". 

Когда он говорит о своей жизни и жизни нееврейской русской общины в Израиле, он использует термины, используемые евреями, когда они говорят о жизни в диаспоре. Он обеспокоен ассимиляцией и жизнью здесь, способной разрушить наследие и культуру, которые эмигранты принесли с собой. Он также чувствует враждебность и подозрение от своего еврейского окружения, когда кто-то замечает крест, который он носит на шее.

"Еврейский народ не помнит своей собственной истории", говорит он с горечью. "У вас была тяжёлая история. Все эти тысячи лет вы не забыли вашей религии и наследия. Вот, что я люблю в еврейском народе. Но вы смотрите по другому на людей, подобных мне, имеющих те же стремления. Для меня это точно так же".

Мошкалёв был активен в попытке организовать этнических русских в Израиле. Эта попытка возглавляется Анатолием Герасимовым. Герасимов является дипломированным медицинским работником по профессии, приехал в Израиль пять лет назад со своей еврейской женой - врачом министерства здравоохранения, и их двумя дочерями, младшая из которых служит в армии. Герасимов, не являющийся евреем, был ранен в Советской Армии и живёт на пособии по инвалидности. В прошлом году Герасимов вкладывал всю свою энергию в учреждение зарегистрированной ассоциации этнических русских.

Сейчас есть 50 человек активных в группе, потенциал которой в Израиле Герасимов оценивает в четверть миллиона, большинство которых являются светскими и меньшинство христианами, следующими предписаниям своей религии.

Государство иммиграции 

В длинном письме, отправленном несколько дней назад президенту Моше Кацаву, так же, как и в переговорах с другими должностными лицами, Герасимов ссылается на международную конвенцию по правам национальных меньшинств, не особо требуя, чтобы государство признало этническое меньшинство, которое он представляет.

" Нашими основными задачами являются сохранение русской культуры и создание механизмов интеграции между нею и израильской культурой," писал Герасимов. Для нас, русских израильтян, важно, чтобы Государство Израиль признало нас такими, какими мы есть. " До сих пор он не получил отклика президента.

Этнически русские представляют новое испытание государству. В течении всех лет своего существования Израиль определял себя, как государство алии - еврейской иммиграции. В последние годы Израиль стал государством иммиграции в более широком смысле слова, и кажется как будто ни у кого нет никакой идеи о том, что делать с этим фундаментальным изменением. Существование здесь примерно 250 тысяч русских неевреев и их попытки организовать себя на национальной основе осознаётся как угроза еврейскому характеру государства.

" Мы имеем много общего с русскими евреями", говорит Герасимов. " Мы выросли на одном языке, мы ходили в те же школы. Но, тем не менее, мы два разных народа - евреи и русские. Есть еврейская культура и есть русская культура. Поэтому мы хотим организоваться. Каждая еврейская община в России  поддерживает связи с родиной - так почему бы нам, русским, не поддерживать связи с Россией ? Желание меньшинств организовываться на основе национальности и культуры является естественным процессом в каждом нормальном государстве".

Это мнение не поддерживается в Израиле вообще, и особенно в офисе регистрации некоммерческих ассоциаций. В прошлом году "Русская этническая группа" повторно обратилась с просьбой о регистрации на правах некомерческой ассоциации. В заполненной ими форме, они определили свои цели: " Помочь в полной интеграции русских израильтян в израильское общество. Юридическая и социальная поддержка русских, живущих в Государстве Израиль".

В течении года их анкета была отклоняема. " Они представляют силу, желающую автономию в Израиле и причинить ущерб еврейскому характеру государства," сказал газете Haaretz регистратор некоммерческих организаций Амирам Богатт. " Право организовывать не может быть эксплуатировано для вреда государству. Мы получили дополнительный материал, поясняющий их реальные намерения".

Откликаясь на просьбу увидеть этот материал, офис регистратора послал интервью из русско-язычной газеты с Алексеем Коробовым, одним из руководителей "Славянского Союза", который также подал заявление на регистрацию как некоммерческая ассоциация. Но "Славянский Союз" является совершенно другой организацией, не скрывающей своей враждебности к Государству Израиль, и его активисты даже призывали - после визита
в Рамаллу - к ликвидации законного в настоящее время государства и создания другого на его месте. Тем не менее, в регистратуре некоммерческих организаций они очевидно действуют на предположении, что все неевреи одинаковы. 

"Хорошие солдаты"

Аркадий Мазин, журналист, который служит советником члена Кнессета Романа Бронфмана (партия МЕРЕЦ), рассказывает, что Герасимов связался с его мамой-нееврейкой, успешной художницей, в попытке привлечь художников в свою организацию. "Моя мама серьёзно задумала присоединиться к нему, и я также встречался с ним несколько раз на профессиональной основе. Они говорили о культурной автономии, но они определённо не против Израиля.

Моя мама не присоединилась, но я не вижу, почему им не разрешили сформировать ассоциацию. Что, если завтра они скажут в России, что еврейские общины противоречат русскому характеру государства? Когда они не находят ответа здесь, то они обращаются ко всем видам элементов в России, которые помогут им, таким как националист Жириновский или коммунистический лидер Шандыбин. Это меня пугает.

"Новый режим в России старается создать сеть влияния по всему миру, построенную на людях из России в различных диаспорах, и Израиль среди них. Если мы не будем осторожны, то есть опасность, что эти люди станут агентами влияния зарубежных государств, даже если неосознанно. Даже несмотря на то, что я иммигрировал в Израиль ребёнком, я всё ещё боюсь остатков советского режима, и президент Путин среди них. Он сейчас делает целенаправленное усилие, чтобы объединить всех русских эмигрантов по всему миру и не только из-за альтруизма".

Логическим заключением из этой ситуации должно быть то, что государство Израиль должно обеспечить локальные решения особых нужд этой большой группы, чтобы они не смотрели куда-то ещё. На этой неделе Герасимов уехал в Россию для ряда встреч с российскими должностными лицами, клиром Русской Православной Церкви и представителями российских еврейских общин.

" Мы не угрожаем еврейскому характеру государства," сказал он перед своим отъездом. "Еврейский характер государства исчезнет только тогда, когда сами евреи изменят это определение. Когда мы пришли сюда, мы хорошо знали , что это еврейская страна, евреи являются хозяевами этой страны и еврейский народ сидит во главе стола, вокруг которого мы тоже хотим сидеть. Но почему государство не подготовлено иметь хорошие отношения с представителями иных национальностей и не видеть их как врагов и антисемитов, но скорее как лояльную общину, поддерживающую государство? Русские - хорошие работники и хорошие солдаты".

Некоммерческая ассоциация облегчит сбор денег на активность "этнических русских".  Среди ближайших задач, в дополнение к социальной и культурной деятельности, учреждение центра юридической помощи этническим русским с теми особыми проблемами, с которыми они сталкиваются - как, например, люди, увольняемые с работы за ношение креста. Мошкалёв также хочет создать центр по распространению информации о нанесении ущерба русским христианам в Израиле по примеру еврейских организаций, распространяющих информацию в СМИ о нанесении ущерба евреям где-либо в мире. Например, он хочет обратить международное внимание на русскую школьницу из Нетании, которая была избита шайкой еврейских девочек и осталась инвалидом.

Большая мечта включает создание "Русской деревни" в центральном Израиле. Эта воображаемая деревня будет построена в традиционно русском стиле, иметь этнические рестораны, маленькую гостиницу, принимающую  местных и зарубежных туристов, школу, где будут преподаваться русская история и Новый Завет и, конечно же, русскую православную церковь, которой не хватает в центре страны.

Русская Православная Церковь в Израиле не была достаточно помогающей "этническим русским". Кто-то из Римско-католической церкви здесь, знакомый с церковными делами обобщённо объясняет: "Местное русское православное руководство боится вступить в несогласие с израильскими властями и правительственными министерствами, от которых они зависят. Эта церковь слаба и фактически подчинена Греческой Православной Церкви, имеющей в настоящий момент свои собственные проблемы. Католическая Церковь, более сильная, рассматривает предоставление им помощи при условии принятия ими католицизма. Почему нет? Подобное уже происходило в истории".

Таким образом, пока Католическая церковь, с одной стороны, и российские власти с другой видят потенциал в четверти миллиона людей, Израиль игнорирует проблему в надежде, что она уйдёт сама по себе.

" Почему вы не хотите нас здесь?", удивляется Мошкалёв. " В конце концов, Государству Израиль нужны молодые люди. У мусульман вдвое больше детей. Европейцы поняли это и открывают двери азиатам. Наша страна должна учиться у мира".

Перевод с английского - Валерий Новосельский




Новости недели,
10 апреля 2003

Некоторое время назад в одной из тель-авивских гостиниц прошло малозаметное мероприятие, значение которого нам еще предстоит в полной мере оценить.

Алекс Прилуцкий

Сами участники этого события относятся к нему вполне буднично, называют его то семинаром, то конференцией, хотя и признают важность состоявшейся дискуссии. По-разному определяют они и тему разговора. Некоторые даже считают предложенное устроителями официальное название - "Пути и формы развития общины после 28 января" - излишне сухим и академичным. Впрочем, есть и те, кто утверждает, что известная академичность таким дискуссиям не повредит, мол, не только "заявка" разговора, но и состав "семинаристов" требует особой глубины, серьезности, ответственности обсуждения.

Отмечу, что приглашение принять участие в означенном мероприятии получили только специалисты - социологи, политологи, политтехнологи... Назову несколько имен: Тиби Тверский, Таня Бабушкина-Вайнтрауб, Плана Михаэли, Зеэв Ханин, Зеэв Фрайман, Борис Злькон... Политиков и журналистов решено было не приглашать, дабы, как выразился один из организаторов, "не придавать обсуждению нежелательный сейчас публичный характер..."

Тем не менее содержание состоявшегося разговора показалось мне достаточно важным для оглашения. Нам ведь тоже хочется знать, какими такими путями будет развиваться здешняя община дальше.

Пограничная дата - 28 января - выбрана не случайно. После проигранных русскоязычной общиной в пух и прах парламентских выборов ситуация для нашей "улицы" кардинальным образом изменилась. Проблема даже не в том, что мы фактически лишились значительной части своих прямых представителей в законодательном собрании, хотя по логике вещей были обязаны усилить позиции. Фиаско политических лидеров общины лишь подчеркивает общий характер поразившего ее кризиса. Для начала следовало бы оценить его причины, понять, что с нами происходит.

Была еще одна цель у этой дискуссии, а значит, и у меня как журналиста, давно следящего за жизнедеятельностью общинного организма. Крах нашей политической надстройки заставил всех обратить внимание на состояние фундамента, стен, перекрытий - всего того, что принято называть общественной средой. Наш общий двор - совсем не пустое, а плотно заполненное, хотя все еще весьма поместительное пространство. Заполняться оно стало еще в 70-е годы. Первая русскоязычная волна в общинном строительстве особенно не преуспела. Времени ей хватило только на профессиональное самоутверждение, что уже неплохо... Капитальным освоением общественного подворья занялась Большая алия 90-х...

Вообще же наши ученые политологи говорят о четырех стадиях эмигрантского "самостроя". Послушать их - по той же самой схеме строилось всякое уважающее себя этническое сообщество, еврейское, итальянское или китайское - в США; польское, румынское или, там, североафриканское - в Израиле... Перво-наперво надо было элементарно прокормить свою семью, найти работу. За профессиональной интеграцией следовала общественная. Эмигранты стремились быстрее стать равноправными членами принявшего их общества, и выдвинувшие из их рядов лидеры, народные вожаки помогали им приоткрыть двери в общественные институты. Но и этого оказывалось недостаточно. По мере того как масса эмигрантов достигала уровня критической, расширялись, становились все разнообразнее ее интересы. Общественной поддержки для удовлетворения этих интересов становилось недостаточно. Требовалось политическое лобби. И оно появлялось в той или иной форме, в зависимости от величины этой самой массы, условий и традиций, в которых она образовывалась...

Еще десятилетие-другое - и уже вполне "половозрелая" этническая община выдвигала на первый план новый, как модно ныне говорить, проект. Теперь, став более или менее органической частью новой страны, она перестала нуждаться в элементарной защите, протекции частных, личных интересов и нужд, а стала нуждаться в общинном самосохранении, в укреплении долговременных позиций в обществе, усилении своего влияния на него, своем продолжении в новых поколениях эмигрантов...

Таковы, в общих чертах, принципы сооружения и нашего общего "русского" дома, с большим общинным подворьем. В 90-е годы это была, без преувеличения, самая грандиозная стройка страны. Все мы были и свидетелями, и непосредственными ее участниками. Если в начале этой великой эпохи общинная жизнь теплилась в полутора десятках крошечных организаций, то к концу 90-х их число скакнуло за тысячу. Свои сообщества создавали ветераны войны и любители шашек, выходцы из Бесарабии и Бухары, учителя, врачи-стоматологи, предприниматели, инвалиды... В 1996 году, когда община впервые взяла в свои руки министерство абсорбции и смогла выделить общественникам скромную финансовую поддержку, в очередь за ней встали... 546 организаций, объединений и амутот! Последнюю по времени помощь, на общую сумму 13 миллионов шекелей, ведомство Юлия Эдельштейна распределило в прошлом году между тремя сотнями соискателей. Хорошо, если бы не в последний раз...

Собственно, именно об этом - о завершении, говоря социологическим языком, этапа политического доминирования и переходе к другой модели общинного развития - и шла речь на упомянутом семинаре. Понятно, участники дискуссии не смогли отказать себе в удовольствии поговорить о причинах того, что произошло 28 января. Суммируя высказанные мнения, скажу, что для экспертов утрата нашей общиной прямого политического влияния не оказалась сюрпризом. Замечу, это стало сюрпризом лично для меня: не припомню, чтобы кто-нибудь из моих ученых собеседников высказывал перед выборами такое пессимистическое мнение об их итогах.

И тем не менее приходится поверить участнику семинара, политологу Борису Элтону, предрекавшему, по его словам, еще в середине 90-х будущей "партии репатриантов" не более двух парламентских каденций. Сокращение отмеренного ей бывшим функционером "Исраэль ба-алия" жизненного цикла произошло скорее под воздействием внутренних, нежели внешних факторов. И вообще, настаивали эксперты, естественный век партии, построенной не на идеологических, а на этнических принципах, не может быть долог. Это, впрочем, вовсе не значит, что политическая надстройка нашему общинному дому более не понадобится.

Очень похоже, что ее еще не раз попытаются возвести, но уже по чертежам иных архитекторов. Хотя кто их знает... Политология, как известно, наука не шибко точная.

Я подумал об этом, изучая богатый иллюстративный архив семинара, помогавший его участникам, по их словам, "осмыслить кардинальные перемены в репатриантском сообществе".

Вот, к примеру, схема, убедительно доказывающая, что абсолютное большинство членов общины проникнуто интеграционными заботами и интересами, и лишь менее 100 тысяч наших земляков, так называемая сердцевина, твердое зерно, по-прежнему осознанно или неосознанно настроены на самоизоляцию. Проверяется это утверждение результатами голосования 28 января. Те самые 3,5 мандата, которые, по общему мнению, могла получить на выборах ИБА при "нормальной явке" на избирательные пункты, и представляют мнение этих 100 тысяч "изоляционистов".

А к будущим выборам их, полагают некоторые политологи, станет еще меньше. Кому же, в таком разе, выражать интересы всех остальных репатриантов, жаждущих раствориться, по мнению авторов этой схемы, в массе израильтян? Вот только сам этот непонятный местный "Солярис", этот океан, странно и непоследовательно мыслящий по поводу "русских", постоянно выдает неясные модуляции.

Наши ученые эксперты зафиксировали и их, облекли в соответствующие схемы. Согласно этим схемам, израильский социум проявляет свое отношение к русскоязычным согражданам, используя аж десяток (!) поведенческих моделей - от полного нежелания контактировать с нами до признания "русской" общины интегральной частью социума и убеждения, что именно с ней связаны долгосрочные перспективы Израиля, его надежда и, если угодно, спасение. Конечно, в нашем нынешнем положении, после 28 января, мнение, упомянутое мной последним, кажется некоторым преувеличением. Но наши политологи так не считают, они рассматривают нынешнее положение русскоязычной общины на широком историческом и пространственно-временном фоне, сравнивают ее другими этническими образованьями, причем не только в Израиле.

Так, по мнению профессора Сергея Поляка, "русским" израильтянам ближе модель интеграции довоенной алии из Германии, нежели, скажем, румынской или марокканской алии послевоенных лет. Высокообразованные "немцы" менее чем за поколение превосходно вписались в жизнь местного еврейского социума и впоследствии составили его элиту, не создав, кстати, сколько-нибудь значимой политической структуры. Политическое же продвижение многочисленных представителей сефардской общины не идет ни в какое сравнение с общественным статусом рядовых ее членов. Так по какой модели лам лучше интегрироваться, задает профессор Поляк риторический вопрос? Понятно, по какой...

В интерпретации главы Центра прикладной политологии и общественных связей наши земляки смогут выявлять свои политические интересы и не напрямую, через свою партию, а через "засланцев" в традиционные политические структуры. И нам нет смысла копировать старые, советские или здешние, израильские формы влияния.

Другими словами, для выражения своих консолидированных чаяний "русской" общине вовсе не обязательно создавать что-то вроде ДОСААФа или Гистадрута. Вполне достаточно, чтобы где-нибудь в Холоне или Кирьят-Моцкине образовался небольшой очаг влияния - землячество или какой-нибудь другой общественный форум. При его поддержке можно будет прекрасно решить любые конкретные проблемы, не призывая на помощь далеко сидящих и вечно занятых важных иерусалимских политиков.

Но, с другой стороны, тому же землячеству и другим мелким общинным структурам не обойтись без мощной "крыши" - серьезной организации, партийной или общественной. Евреи в разных странах давно поняли это и, помимо сети местных организаций, повсюду ставят одну или несколько центральных, к голосу которых внимательно прислушиваются власти. У немцев это знаменитый Центральный совет еврейских организаций, в Штатах - пять-шесть мощных еврейских ассоциаций с неограниченными финансовыми и лоббистскими возможностями...

Не обойтись без такой "крыши" и "русскому" Израилю. Естественным ее фундаментом, полагают эксперты, могут стать два самых авторитетных наших общественных образования - Сионистский форум и Объединение репатриантов - выходцев из СССР-СНГ. Обе организации уже в течение почти двух лет постепенно сближают свои орбиты. Казалось, у них нет ни малейшего шанса составить единую структуру: уж слишком разными изначально были их идеологические, политические и личностные установки.

Но, вероятно, выжить в одиночку во все более разряженной политической атмосфере современного Израиля слишком сложно. Обе структуры, подталкиваемые Сохнутом, потихоньку движутся навстречу друг другу. В мае и Форум, и Объединение должны на своих съездах принять общую схему объединения, осенью - провести первый единый съезд...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ