Новости недели, 10 апреля 2003 Некоторое время назад в одной из тель-авивских гостиниц прошло малозаметное мероприятие, значение которого нам еще предстоит в полной мере оценить.Алекс Прилуцкий
Сами участники этого события
относятся к нему вполне буднично, называют его то семинаром, то конференцией,
хотя и признают важность состоявшейся дискуссии. По-разному определяют они и
тему разговора. Некоторые даже считают предложенное устроителями официальное
название - "Пути и формы развития общины после 28 января" - излишне сухим и
академичным. Впрочем, есть и те, кто утверждает, что известная академичность
таким дискуссиям не повредит, мол, не только "заявка" разговора, но и состав
"семинаристов" требует особой глубины, серьезности, ответственности обсуждения.
Отмечу, что приглашение принять участие в означенном
мероприятии получили только специалисты - социологи, политологи,
политтехнологи... Назову несколько имен: Тиби Тверский, Таня
Бабушкина-Вайнтрауб, Плана Михаэли, Зеэв Ханин, Зеэв Фрайман, Борис Злькон...
Политиков и журналистов решено было не приглашать, дабы, как выразился один из
организаторов, "не придавать обсуждению нежелательный сейчас публичный
характер..."
Тем не менее содержание состоявшегося разговора
показалось мне достаточно важным для оглашения. Нам ведь тоже хочется знать,
какими такими путями будет развиваться здешняя община дальше.
Пограничная дата - 28 января - выбрана не случайно.
После проигранных русскоязычной общиной в пух и прах парламентских выборов
ситуация для нашей "улицы" кардинальным образом изменилась. Проблема даже не в
том, что мы фактически лишились значительной части своих прямых представителей в
законодательном собрании, хотя по логике вещей были обязаны усилить позиции.
Фиаско политических лидеров общины лишь подчеркивает общий характер поразившего
ее кризиса. Для начала следовало бы оценить его причины, понять, что с нами
происходит.
Была еще одна цель у этой дискуссии, а значит, и у меня
как журналиста, давно следящего за жизнедеятельностью общинного организма. Крах
нашей политической надстройки заставил всех обратить внимание на состояние
фундамента, стен, перекрытий - всего того, что принято называть общественной
средой. Наш общий двор - совсем не пустое, а плотно заполненное, хотя все еще
весьма поместительное пространство. Заполняться оно стало еще в 70-е годы.
Первая русскоязычная волна в общинном строительстве особенно не преуспела.
Времени ей хватило только на профессиональное самоутверждение, что уже
неплохо... Капитальным освоением общественного подворья занялась Большая алия
90-х...
Вообще же наши ученые политологи говорят о четырех
стадиях эмигрантского "самостроя". Послушать их - по той же самой схеме
строилось всякое уважающее себя этническое сообщество, еврейское, итальянское
или китайское - в США; польское, румынское или, там, североафриканское - в
Израиле... Перво-наперво надо было элементарно прокормить свою семью, найти
работу. За профессиональной интеграцией следовала общественная. Эмигранты
стремились быстрее стать равноправными членами принявшего их общества, и
выдвинувшие из их рядов лидеры, народные вожаки помогали им приоткрыть двери в
общественные институты. Но и этого оказывалось недостаточно. По мере того как
масса эмигрантов достигала уровня критической, расширялись, становились все
разнообразнее ее интересы. Общественной поддержки для удовлетворения этих
интересов становилось недостаточно. Требовалось политическое лобби. И оно
появлялось в той или иной форме, в зависимости от величины этой самой массы,
условий и традиций, в которых она образовывалась...
Еще десятилетие-другое - и уже вполне "половозрелая"
этническая община выдвигала на первый план новый, как модно ныне говорить,
проект. Теперь, став более или менее органической частью новой страны, она
перестала нуждаться в элементарной защите, протекции частных, личных интересов и
нужд, а стала нуждаться в общинном самосохранении, в укреплении долговременных
позиций в обществе, усилении своего влияния на него, своем продолжении в новых
поколениях эмигрантов...
Таковы, в общих чертах, принципы сооружения и нашего
общего "русского" дома, с большим общинным подворьем. В 90-е годы это была, без
преувеличения, самая грандиозная стройка страны. Все мы были и свидетелями, и
непосредственными ее участниками. Если в начале этой великой эпохи общинная
жизнь теплилась в полутора десятках крошечных организаций, то к концу 90-х их
число скакнуло за тысячу. Свои сообщества создавали ветераны войны и любители
шашек, выходцы из Бесарабии и Бухары, учителя, врачи-стоматологи,
предприниматели, инвалиды... В 1996 году, когда община впервые взяла в свои руки
министерство абсорбции и смогла выделить общественникам скромную финансовую
поддержку, в очередь за ней встали... 546 организаций, объединений и амутот!
Последнюю по времени помощь, на общую сумму 13 миллионов шекелей, ведомство Юлия
Эдельштейна распределило в прошлом году между тремя сотнями соискателей. Хорошо,
если бы не в последний раз...
Собственно, именно об этом - о завершении, говоря
социологическим языком, этапа политического доминирования и переходе к другой
модели общинного развития - и шла речь на упомянутом семинаре. Понятно,
участники дискуссии не смогли отказать себе в удовольствии поговорить о причинах
того, что произошло 28 января. Суммируя высказанные мнения, скажу, что для
экспертов утрата нашей общиной прямого политического влияния не оказалась
сюрпризом. Замечу, это стало сюрпризом лично для меня: не припомню, чтобы
кто-нибудь из моих ученых собеседников высказывал перед выборами такое
пессимистическое мнение об их итогах.
И тем не менее приходится поверить участнику семинара,
политологу Борису Элтону, предрекавшему, по его словам, еще в середине 90-х
будущей "партии репатриантов" не более двух парламентских каденций. Сокращение
отмеренного ей бывшим функционером "Исраэль ба-алия" жизненного цикла произошло
скорее под воздействием внутренних, нежели внешних факторов. И вообще,
настаивали эксперты, естественный век партии, построенной не на идеологических,
а на этнических принципах, не может быть долог. Это, впрочем, вовсе не значит,
что политическая надстройка нашему общинному дому более не понадобится.
Очень похоже, что ее еще не раз попытаются возвести, но
уже по чертежам иных архитекторов. Хотя кто их знает... Политология, как
известно, наука не шибко точная.
Я подумал об этом, изучая богатый иллюстративный архив
семинара, помогавший его участникам, по их словам, "осмыслить кардинальные
перемены в репатриантском сообществе".
Вот, к примеру, схема, убедительно доказывающая, что
абсолютное большинство членов общины проникнуто интеграционными заботами и
интересами, и лишь менее 100 тысяч наших земляков, так называемая сердцевина,
твердое зерно, по-прежнему осознанно или неосознанно настроены на самоизоляцию.
Проверяется это утверждение результатами голосования 28 января. Те самые 3,5
мандата, которые, по общему мнению, могла получить на выборах ИБА при
"нормальной явке" на избирательные пункты, и представляют мнение этих 100 тысяч
"изоляционистов".
А к будущим выборам их, полагают некоторые политологи,
станет еще меньше. Кому же, в таком разе, выражать интересы всех остальных
репатриантов, жаждущих раствориться, по мнению авторов этой схемы, в массе
израильтян? Вот только сам этот непонятный местный "Солярис", этот океан,
странно и непоследовательно мыслящий по поводу "русских", постоянно выдает
неясные модуляции.
Наши ученые эксперты зафиксировали и их, облекли в
соответствующие схемы. Согласно этим схемам, израильский социум проявляет свое
отношение к русскоязычным согражданам, используя аж десяток (!) поведенческих
моделей - от полного нежелания контактировать с нами до признания "русской"
общины интегральной частью социума и убеждения, что именно с ней связаны
долгосрочные перспективы Израиля, его надежда и, если угодно, спасение. Конечно,
в нашем нынешнем положении, после 28 января, мнение, упомянутое мной последним,
кажется некоторым преувеличением. Но наши политологи так не считают, они
рассматривают нынешнее положение русскоязычной общины на широком историческом и
пространственно-временном фоне, сравнивают ее другими этническими образованьями,
причем не только в Израиле.
Так, по мнению профессора Сергея Поляка, "русским"
израильтянам ближе модель интеграции довоенной алии из Германии, нежели, скажем,
румынской или марокканской алии послевоенных лет. Высокообразованные "немцы"
менее чем за поколение превосходно вписались в жизнь местного еврейского социума
и впоследствии составили его элиту, не создав, кстати, сколько-нибудь значимой
политической структуры. Политическое же продвижение многочисленных
представителей сефардской общины не идет ни в какое сравнение с общественным
статусом рядовых ее членов. Так по какой модели лам лучше интегрироваться,
задает профессор Поляк риторический вопрос? Понятно, по какой...
В интерпретации главы Центра прикладной политологии и
общественных связей наши земляки смогут выявлять свои политические интересы и не
напрямую, через свою партию, а через "засланцев" в традиционные политические
структуры. И нам нет смысла копировать старые, советские или здешние,
израильские формы влияния.
Другими словами, для выражения своих консолидированных
чаяний "русской" общине вовсе не обязательно создавать что-то вроде ДОСААФа или
Гистадрута. Вполне достаточно, чтобы где-нибудь в Холоне или Кирьят-Моцкине
образовался небольшой очаг влияния - землячество или какой-нибудь другой
общественный форум. При его поддержке можно будет прекрасно решить любые
конкретные проблемы, не призывая на помощь далеко сидящих и вечно занятых важных
иерусалимских политиков.
Но, с другой стороны, тому же землячеству и другим
мелким общинным структурам не обойтись без мощной "крыши" - серьезной
организации, партийной или общественной. Евреи в разных странах давно поняли это
и, помимо сети местных организаций, повсюду ставят одну или несколько
центральных, к голосу которых внимательно прислушиваются власти. У немцев это
знаменитый Центральный совет еврейских организаций, в Штатах - пять-шесть мощных
еврейских ассоциаций с неограниченными финансовыми и лоббистскими
возможностями...
Не обойтись без такой "крыши" и "русскому" Израилю.
Естественным ее фундаментом, полагают эксперты, могут стать два самых
авторитетных наших общественных образования - Сионистский форум и Объединение
репатриантов - выходцев из СССР-СНГ. Обе организации уже в течение почти двух
лет постепенно сближают свои орбиты. Казалось, у них нет ни малейшего шанса
составить единую структуру: уж слишком разными изначально были их
идеологические, политические и личностные установки.
Но, вероятно, выжить в одиночку во все более разряженной
политической атмосфере современного Израиля слишком сложно. Обе структуры,
подталкиваемые Сохнутом, потихоньку движутся навстречу друг другу. В мае и
Форум, и Объединение должны на своих съездах принять общую схему объединения,
осенью - провести первый единый съезд...
|