Ольвия-пресс, 21 апреля 2003 Елена Черненко: «И Кишинев, и Тирасполь в будущем общем государстве должны вести самостоятельную экономическую политику»
Практически во всех дискуссиях о будущей федерации,
которые сегодня активно развернулись в Молдове и ПМР, главный акцент –
политический. Однако до сих пор никто так и не провел серьезного анализа и не
дал ответа на вопрос: а возможно ли вообще вот так взять и механически
объединить экономические системы двух государств? Не станет ли народу от такого
объединения только хуже? Чтобы приоткрыть завесу в этом вопросе, информационное
агентство «Ольвия-пресс» обратилось к человеку номер один в экономике
Приднестровья. И вот что считает министр экономики ПМР Елена Черненко:
«Мы за последние 10 лет пошли абсолютно разными путями –
и в налоговом законодательстве, и в бюджетном законодательстве, и в трудовом
законодательстве. Абсолютно разными. Поэтому просто объединить две экономические
системы – это не только невозможно, но это и неразумно. Даже если и будет
создано общее государство, в области экономической политики и Кишинев, и
Тирасполь должны пойти каждый своим путем».
По мнению министра, один из серьезных аргументов в
пользу неразумности объединения двух экономик – это принципиально разные
налоговые системы Молдовы и Приднестровья. Кишинев, который давно уже загубил
свою промышленность, живет в основном, за счет таможенных сборов. В то время как
Тирасполь наполняет бюджет, прежде всего, за счет своего производства. И, по
мнению экономистов, если соединить эти «две большие разницы», экономический крах
в одном из государств неизбежен.
Как сообщила в интервью информационному агентству
«Ольвия-пресс» Елена Черненко, «вопрос об объединении финансовых систем РМ и ПМР
вообще не стоит - это просто невозможно, поскольку они строятся на разных
базисах. Их объединение будет вредно и для Молдовы, и для Приднестровья. Бюджет
РМ строится где-то на 75-80% за счет налогов от внешнеэкономической
деятельности, мы же строим свою политику за счет налогов на 60% внутри ПМР и
только где-то 30% мы набираем на налогах от внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, у нас совершенно разные базисы и каждый развивается своим путем.
И если мы сегодня объединим две налоговые системы, например, примем налоговую
систему Молдовы, для нас это приведет к мгновенной остановке всего производства.
В случае такого объединения все наши предприятия должны будут платить налоги на
ввоз до начала производства, налоговая нагрузка сразу возрастет на 30% для
некоторых предприятий. Это ввозной НДС – 20%, и - для некоторых предприятий -
это импортные пошлины плюс акцизы. Естественно, такими объемами нормативов
оборотных средств мы не располагаем».
Еще один весомый фактор, который, по мнению
специалистов, говорит о невозможности объединения двух экономик, - это различная
тарифная политика Кишинева и Тирасполя. Известно, что в Приднестровье главную
тарифную нагрузку несут предприятия, и за их счет существенно занижены тарифы
для населения. В Молдове совершенно иная ситуация.
Как отметила в интервью «Ольвии-пресс» министр экономики
ПМР, «у нас не просто разные тарифы, у нас разная тарифная политика. Молдова,
например, избрала тарифную политику Европы – это уравнивание тарифов между
производителями и населением. Однако совершенно не учтен тот фактор, что уровень
доходов людей в Европе и в Молдове просто не сравним. Как сегодня может прожить
молдавский пенсионер на 167 леев, заплатив в среднем 80 леев за электроэнергию,
трудно даже предположить. Мы, напротив, когда разрабатываем тарифную политику,
учитываем этот слой населения, у которого сегодня после оплаты коммунальных
услуг еще должны остаться средства и на потребление. Поэтому в ближайшие 5 лет,
даже если мы и будем поэтапно регулировать тарифную политику, но основной
социальный ориентир, то есть когда тарифы для населения будут всегда отставать
от тарифов для производителей, пока мы менять не собираемся. Получается, и в
этой области мы с Молдовой абсолютно на разных полюсах».
Таким образом, по мнению министра, в области внутренней
экономической политики пути Кишинева и Тирасполя несовместимы. В то же время
общие интересы можно и нужно искать во внешнеэкономической деятельности. Именно
здесь переговоры Молдовы и Приднестровья могут стать действительно
результативными. Если, конечно, Кишинев искренне желает улучшить жизнь и своих
граждан, и приднестровцев.
По мнению Елены Черненко, «в чем действительно можно и
нужно находить точки соприкосновения и единый подход, так это во
внешнеэкономических отношениях, в инвестиционной политике. Мы считаем, что
сегодня внешнеэкономические инвестиционные договора, которые заключены с
Молдовой, должны распространяться и на наши предприятия. Сегодня Молдова имеет
преференции и по странам Европы, и по другим государствам, однако мы даже не
знаем, по каким. Вместе с тем, мы в протокольном решении двух президентов в 2001
году договорились, что Кишинев предоставит нам все внешнеэкономические договора,
а именно в договорах и предполагается ряд преференций при внешнеэкономической
торговле с другим государством. Этим правом мы и хотели бы сегодня пользоваться.
Однако Молдова не выполняет ею же подписанное соглашение. То есть, если мы
говорим о людях, которые должны жить достойно на обоих берегах, мы, прежде
всего, должны строить свою внешнеэкономическую политику так, чтобы она не влияла
отрицательно на людей, независимо от того, где они работают - на «Тиротексе» или
на Кагульской швейной фабрике».
И, пожалуй, ключевой вопрос экономического
сотрудничества в рамках будущего молдо-приднестровского союза – это вопрос об
общей валюте. Понятно, что ни одна из сторон не захочет заменить свои деньги на
деньги соседей. В министерстве экономики Приднестровья предлагают довольно
неожиданный компромисс для этой ситуации.
Как заявила министр экономики ПМР, «мы бы очень хотели,
чтобы при разработке общей Конституции Молдова и ПМР выбрали евро (в качестве
общей денежной единицы). Это тоже единая валюта, почему молдавские леи или
приднестровский рубль? Мы одновременно можем Молдове предложить рубль - мы по
монетарной инфляции сегодня практически на одном уровне, точно также они могут
сегодня нам предложить молдавский лей. Поэтому мы говорим о том, что давайте
выберем компромисс и выберем евро и для Молдовы, и для Приднестровья. Я считаю,
что это вполне реально. Мы ведь выпускаем бумажки – молдавские леи или
приднестровские рубли – под какую-то определенную величину в национальном
богатстве. Рубли и леи просто выполняют функцию обмена. Поэтому, почему бы не
пойти на компромисс и не сделать единой валютой евро?» Однако независимые
эксперты относятся к такой идее весьма осторожно. Причем их сомнения связаны не
столько с тем, что евро нам просто могут не дать, сколько с политической
стороной этого вопроса. В принципе, считают эксперты, вхождение в еврозону
возможно. Но такой шаг может привести к тому, что Приднестровье попадет в
зависимость от позиции Запада и его настроений и потеряет те гарантии нашей
безопасности, которые готово предоставить государство-гарант Россия. Как отметил
советник Председателя Приднестровского республиканского банка, академик Николай
Попов, «евро просто так не дается. К евро присоединяются и к евро присоединяют.
И присоединяются только те страны, уровень жизни которых сравним с нынешней
еврозоной. Поэтому если говорить о том, в каком состоянии находится экономика
Молдовы (по международным оценкам, на одном из последних мест в мире), то
говорить о том, что РМ быстро поднимется до необходимого уровня и ее пригласят в
зону евро, ожидать не приходится. Разве что только если, допустим, в Европе
будет под давлением США выработана позиция, что давайте мы будущую эту федерацию
приберем к рукам и оторвем ее окончательно от России и для этого давайте мы
введем евро в будущей федерации, то в этом случае такой вариант возможен. Но с
этим не согласится Приднестровье».
Альтернативу евро в качестве общей с Молдовой валюты, по
мнению академика Попова, мог бы составить российский рубль. Вхождение
Приднестровья в рублевую зону как раз и отвечает нашей провосточной ориентации.
Однако серьезным препятствием на пути к российскому рублю может стать позиция
официального Кишинева. Предвыборные обещания Воронина о вхождении Молдовы в союз
России и Беларуси давно забыты. О какой-то пророссийской ориентации Кишинева
тоже наивно говорить. Поэтому вопрос об общей валюте будущего федеративного
государства, как, собственно, и о возможности сближения экономических систем,
ожидает еще немало острых дискуссий.
|