Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КОНФЛИКТЫ на постсоветском пространстве

ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ КОНФЛИКТ



Соб. инф.

Москва – Абхазия

В начале апреля директор Института стран СНГ, директор Московского Дома соотечественника Константин Затулин побывал в составе делегации Правительства Москвы в Абхазии. В рамках визита, 11 апреля состоялась встреча Константина Затулина с исполняющим обязанности премьер-министра Абхазии Геннадием Гагулия. Константин Затулин и Геннадий Гагулия обсудили вопросы, связанные с реализацией разработанных правительствами Абхазии и российской столицы проектов. Накануне открытия курортного сезона Москва решила оказать гуманитарную помощь населению абхазской столицы. В конце мая из Москвы в Абхазию должен прибыть железнодорожный состав с гуманитарным грузом от московского правительства, в котором помимо автобусов и троллейбусов, предназначенных для транспортного оснащения Сухума, будут медикаменты для городских поликлиник, книги для детских библиотек, химические и физические лаборатории для школ Абхазии и спортинвентарь. Правительство Москвы взяло на себя финансирование ремонтно-восстановительных работ в Ново-Афонской пещере, ремонта курсирующего по пещере электропоезда, сделанного еще в советские времена по оригинальному проекту.

Визит в Абхазию московской делегации состоялся в дни правительственного кризиса. В интервью абхазскому телевидению Константин Затулин высказал свое отношение к сложившейся в Абхазии общественно-политической ситуации.

Обращение К.Затулина к абхазскому народу:

«Я хотел бы воспользоваться своим приездом в Сухум, чтобы сказать несколько слов жителям Абхазии. Мы в Москве небезучастно относимся к тому, что сегодня происходит в Абхазии, к тому что в обществе назрела напряженность, что разразился правительственный кризис.

Я хотел бы сказать, дорогие абхазы, дорогие жители Абхазии, кем бы Вы ни были по национальности – русскими, армянами, грузинами, абхазами, - мы в России прекрасно понимаем в каких сложным условиях приходится жить народу Абхазии. Никому не пожелаешь судьбы стороны конфликта. Конфликт унес много жизней и оставил на теле Абхазии рубцы, которые до сих пор не заживают. Но сегодня, когда наладилось взаимопонимание с новым руководством России, с президентом В.Путиным, когда состоялась трехсторонняя встреча в Сочи, (на которой Абхазия была представлена достойно и, поверьте, не выглядела какой-то ущербной непризнанной стороной), - после этого, питательной средой для имевших место дискуссий, событий, для самовозгонки амбиций, для борьбы за власть, в конечном счете, стало ожидание перемен.

В течение многих лет у России были проблемы в отношениях с Абхазией, я имею в виду официальную Россию. При Ельцине мы были вовлечены в блокадные меры против населения Абхазии, что я считаю глубочайшей ошибкой, и мне стыдно за то, что это было. Сегодня наметилось улучшение. Десятки тысяч граждан Абхазии стали одновременно и гражданами России. Я хотел бы подтвердить от имени всех к этому причастных, что обращения наших соотечественников по вступлению в гражданство России будут рассмотрены самым благожелательным образом, а получившие извещение о вступление в гражданство, безусловно, в ближайшее время получат документы. Но я прекрасно понимаю, почему именно сегодня, а не в тот момент, когда было сложнее всего, когда шла война или когда была жестокая экономическая блокада, почему именно в этот момент наружу выплеснулось законное недовольство народа создавшимся положением. Хочу сказать и не только от своего имени: в России с большим уважением относятся к руководству Абхазии, лично к президенту Абхазии, бессменному лидеру абхазского народа – Владиславу Григорьевичу Ардзинбе. Мы знаем, что Владислав Григорьевич перенес тяжелую болезнь, перенес ее мужественно, и знаем о том, что было причиной этой болезни – он потерял здоровье на службе народу Абхазии. Мы считаем, что лидер Абхазии знает путь, по которому он ведет народ и республику, и уверены, что президент найдет выход из создавшегося положения в том случае, если народ и население Абхазии сплотится вокруг своего президента.

Внутреннее единство Абхазии – это то, чего желают Абхазии друзья. Внутренние неурядицы, взаимные претензии, деление шкуры неубитого медведя – это то, что Абхазии советуют враги. К сожалению, противники у Абхазии есть и вы прекрасно знаете кто это. Нет ничего более радостного для противников Абхазии, чем лицезреть разрушительный конфликт в абхазском обществе, который ослабляет единство абхазского народа, который приводит к тому, что кто-то на каком-то этапе решит - мы сегодня видим Абхазию ослабленной внутренними распрями, и она как спелый плод может упасть нам в руки.

Я знаю, что это не произойдет. Я знаю, какие бы споры ни были между разными людьми, разными организациями, правительством и оппозицией, и правительство и оппозиция найдут в себе силы объединиться ради отпора. Но соблазн реванша возникает именно в связи с тем, что противники государственности Абхазии, выступившие в конфликте против Абхазии могут считать, что это не так, что они на самом деле своей цели добились.

Я желаю абхазам и Абхазии, чтобы никогда такой соблазн ни у кого не возник. И еще раз подтверждаю, что мы любим любую Абхазию, мы любим абхазский народ, мы видим свои проблемы в том, что мы – друзья Абхазии в России, может быть, не все можем сделать так быстро, как нам бы хотелось. Но мы стараемся, вы нам поверьте. И Вы только поможете нам, если Абхазия будет единой, если она в едином порыве будет решать свои проблемы – внутренние и внешние.

Мы были очень серьезно обеспокоены тем, что в абхазском обществе возник раскол, и если сегодня этот раскол уходит в прошлое – это очень хорошо. Я надеюсь, что никто ни по каким причинам не поставит под угрозу риска единство и целостность Абхазии».

Постскриптум

В завершение приведем комментарий сложившейся ситуации в Абхазии Эдуарда Шеварднадзе, прозвучавший в традиционном понедельничном радио-интервью грузинского президента 14 апреля, в котором он также дает свою оценку положению в Абхазии. Очередные нападки на российских политиков, в данном случае К.Ф.Затулина с высоты президентского положения, на наш взгляд, - следствие плохо скрытой досады Э.Шеварднадзе на то, что конфликт в Абхазии не разыгрался в полном масштабе и на тех, кто приложил усилия к стабилизации обстановки. Мы приводим цитату, опубликованную информационным агентством «Интерфакс»:

«Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что ситуация в Абхазии остается сложной, но он надеется на скорейшее мирное урегулирование грузино-абхазского конфликта. «Сегодня ситуация в Абхазии сложная, но ничего неожиданного в этом нет», - заявил президент Грузии, выступая по национальному радио в понедельник. На прошлой неделе правительство Абхазии ушло в отставку под давлением оппозиции, которая была недовольна его деятельностью. Грузинский президент заявил, что он пристально следит за развитием ситуации в Сухуми. Шеварднадзе сказал, что, в отличие от некоторых российских политиков, «которые хорошо известны в Тбилиси, как, например Затулин (директор Института стран СНГ Константин Затулин – «Интерфакс»(, и которые слетелись в Абхазию, как мухи», он остается приверженным объявленной позиции о мирном разрешении конфликта и воссоединении. Президент Грузии надеется, что конфликт будет урегулирован в ближайшем будущем».




КоммерсантЪ,
23 апреля 2003

Абхазия получила боевого премьера

Вахтанг Джанашия

Вчера президент непризнанной Республики Абхазия Владислав Ардзинба назначил новым премьером бывшего министра обороны и куратора силового блока правительства Рауля Хаджимбу. Прежний кабинет был отправлен в отставку в ходе разразившегося две недели назад правительственного кризиса.

Поводом для отставки правительства стал групповой побег девяти особо опасных преступников из изолятора временного содержания МВД Абхазии ночью 7 апреля. Пятеро из беглецов были приговорены к высшей мере наказания, еще трое преступников входили в банду Руслана Гелаева и были взяты в плен во время ее прошлогоднего рейда в Абхазию. Беглецы нашли приют в подконтрольном Тбилиси Кодорском ущелье.

Премьер Геннадий Гагулия дал откровенную оценку происшедшему: "Кто отпустил преступников? Те, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в республике. Кто-то кого-то купил; кто-то кого-то продал. У нас ничего так просто не делается". И написал заявление об уходе.

Геннадий Гагулия возглавил правительство полгода назад, после отставки Анри Джергении, занимавшего пост премьера в течение многих лет. Близкий родственник президента Ардзинбы, бывший прокурор Абхазской АССР Анри Джергения никогда не считался знатоком экономики, зато был искусным царедворцем. Во время продолжительной болезни Владислава Ардзинбы премьер взял под контроль основные денежные потоки и начал прибирать к рукам властные структуры, чем настроил против себя и консолидировал все конкурирующие кланы. За пределами республики его начали считать преемником главы Абхазии, а в Тбилиси уже прикидывали, за какую сумму этот бывший представитель партийно-советской номенклатуры согласится на возвращение самопровоглашенной республики в состав Грузии. Но тут Владиславу Ардзинбе стало лучше, и он вернулся к государственным делам. Анри Джергению обвинили в срыве подготовки субтропической республики к зиме и уволили.

Вновь назначенное правительство во главе с Геннадием Гагулией рьяно взялось за реформы. Был прекращен экспорт по символическим ценам абхазского леса, металлолома и рыбы, за который местные чиновники получали огромный "откат". Сотрудничество с субъектами РФ, на которые приходится более 80% абхазского товарооборота, было поставлено под жесткий контроль. В феврале с руководителями предприятий госсектора (частных предприятий в республике практически нет) заключили контракт на полгода с возможностью его продления в случае успешной работы. Начались увольнения за злоупотребление служебным положением, первой жертвой которого стала начальник управления Абхазской железной дороги Рита Лолуа, которая многим казалась неприкасаемой.

Правительство в ультимативной форме потребовало от турецких фирм, ведущих разработку угля на северо-востоке Абхазии, уплатить колоссальные задолженности по налогам. 27 марта были аннулированы договоры по аренде курортных объектов, на которых не производились обусловленные соглашениями ремонтно-восстановительные работы. Когда же премьер вознамерился запретить доходную торговлю бензином с бензовозов на обочине дороги, стало ясно: затронуты интересы уже стольких кланов, что долго это правительство не просуществует.

Объединение абхазских ветеранов войны "Амцахара" на своем съезде в поселке Лыхны выдвинуло требование отставки правительства. Ветеранов поддержали влиятельное общественно-политическое движение "Айтайра" и группа депутатов. Сначала Геннадий Гагулия в отставку уходить отказался, апеллируя к объективным, по его мнению, показателям: основная экспортная продукция республики - цитрусовые, табак, орехи, чай, лес - пользуется растущим спросом. Сверстан бездефицитный бюджет на 2003 год, составляющий беспрецедентную сумму в 410 млн рублей. Из них инвестиции в народное хозяйство составят более 40 млн рублей. Почти $1 млн дохода поступит от продажи электроэнергии в Россию, повышается минимальная заработная плата.

Но тут из изолятора МВД вдруг сбежали самые опасные и самые охраняемые арестанты Республики Абхазия. И Геннадий Гагулия написал заявление об уходе. Тут-то началось самое интересное. В Абхазии кадрового резерва у госслужбы практически нет - абхазов меньше 100 тысяч. Плюс стандартная проблема для всех недавно переживших войну государств: куда пристроить героических ветеранов, поднаторевших в ведении войны, но растерявших навыки мирного труда и не желающих возвращаться к статусу рядовых тружеников?

Выбор премьера, который предстояло сделать Владиславу Ардзинбе, неизбежно становился не только показателем, по какому пути Абхазия пойдет к очередным президентским выборам в 2004 году, но и критерием его нынешней политической и физической формы. Возвращение Геннадия Гагулии означало бы, что президент Абхазии, оправившись от болезни, успел восстановить контроль над ключевыми властными структурами и политическими силами. И что он готов защищать непопулярные, недавно назревшие реформы. Впрочем, у Владислава Ардзинбы была и другая кандидатура на пост премьера - "вечного" министра иностранных дел Сергея Шамбы, имеющего огромные заслуги в консолидации народов Абхазии в борьбе за независимость. Его назначение стало бы вариантом промежуточным, компромиссным. Оно означало бы, что уверившийся в своих силах Владислав Ардзинба все же нуждается в подпорке со стороны наиболее конструктивной, высокопрофессиональной и авторитетной части клановой абхазской элиты.

Но господин Ардзинба выбрал в премьеры героя грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, силового вице-премьера Рауля Хаджимбу. Это показатель, во-первых, слабости позиций президента. И, во-вторых, того, что Сухуми не надеется на скорое решение грузино-абхазского конфликта. А коль скоро республика остается фактически в состоянии войны, то ей сейчас не до экономики. Так что экс-министр обороны в качестве премьера будет вполне на месте.




Известия,
28 апреля 2003

Огни большого рода

Евгений Крутиков

Кризис власти в Абхазии может изменить баланс сил на Кавказе

На днях новым премьером Абхазии, взамен отправленного две недели назад в отставку Геннадия Гагулии, стал министр обороны Рауль Хаджимба. Правительственный кризис в Абхазии, приведший к противостоянию между сторонниками президента Владислава Ардзинбы и оппозицией, временно затих. Однако ситуация в непризнанной республике остается сложной. Трудно переоценить ее влияние на обстановку на Кавказе в целом.

Рауль Хаджимба был назначен на пост премьера после консультаций президента Ардзинбы с основными оппозиционерами - организацией "Амцахара" ("Родовые огни"), объединяющей ветеранов грузино-абхазской войны 1992-93 годов. С представителями "Амцахары" Ардзинба встретился лично в своей резиденции - случай из ряда вон выходящий, учитывая тяжелое физическое состояние президента. Он тяжело (практически смертельно) болен, значительное время проводит в Москве в госпитале и подключен к специальным медицинским аппаратам. Однако ситуация в республике накалилась настолько, что Ардзинба был вынужден лично общаться с представителями оппозиции, прессы, спецслужб и даже обращаться по телевидению к народу, чего не было уже несколько лет.

"Амцахара" повела наступление на правительство республики несколько недель назад. В селе Лыхны - историческом и культурном центре гудаутской Абхазии - собрался сход. Было принято разгромное обращение к президенту. Затем последовал митинг в Сухуме, на который, как и на сход, собралось рекордное для современной Абхазии количество народа. В итоге Ардзинба отправляет в отставку правительство Гагулии.

Через несколько дней в штаб-квартире "Амцахары" в Сухуме раздался мощный взрыв. Никто не погиб, но офис пострадал. Взрыв стал неожиданностью. Ведь к этому моменту договоренность между президентом Ардзинбой и руководством "ветеранской оппозиции" уже была достигнута, правительство отставлено, спор шел о кандидатуре нового премьера. После взрыва 19 апреля Ардзинба лично встречается с руководством "Амцахары". И назначает Хаджимбу.

Все описанное выше - лишь внешняя канва происходящего. За "бунтом ветеранов" стоят более опасные процессы. Формально все началось с последней встречи Владимира Путина с Эдуардом Шеварднадзе в Сочи, куда с некоторым опозданием был вызван тогдашний премьер Абхазии Геннадий Гагулия. Ему не дали выйти третьим на заключительную пресс-конференцию и практически не позволили активно участвовать в диалоге. Считается, что руководство "Амцахары" расценило поведение премьера как слабое и фактически предательское. В совместное российско-грузинское заявление попало несколько неприемлемых для абхазов пунктов. После этого "Амцахара" и стала требовать отставки Гагулии. Сопредседатель движения Владимир Начач-оглы ( руководителями "Амцахары" являются также бывший военный комиссар республики Валерий Кишмария и ветераны-командиры Гарри (Гена) Айба, Сергей Дбар, Аполлон Шинкуба, Гарри Саманба, Виталий и Иван Тарба, Мирон Пачалия и другие) заявил, что "у нас происходит нормальный диалог с властью". Но тот же Начач-оглы подтвердил, что требование об отставке правительства остается в силе.

Политические обстоятельства требований ветеранов были оттенены личными претензиями к Гагулии. Он женат на дочери Руслана Ардзинбы, бывшего вице-премьера, отвечавшего за экономику. Их двоих, ровно как и еще двоих Ардзинба - Левана и Пашку, живущих в Москве, обвиняют в финансовых злоупотреблениях, никем, впрочем, не доказанных. Однако, по одной из версий, за "Амцахарой" стоит бывший премьер Анри Джергения, который тоже родственник президента: он женат на родной сестре жены Владислава Ардзинбы. "Амцахара" требовала пересмотра кадровой политики, намекая на многочисленных родственников президента во власти, забывая при этом о Джергении.

3 февраля этого года в Москве был убит кавалер ордена "Герой Абхазии" бизнесмен Салибей (Ака) Ардзинба. Его убийство было в высшей степени профессиональным. Во время войны он командовал батальоном на сухумском направлении. Затем прописался в Сочи, где и жил практически постоянно. В Москве находилась его семья, а сам он бывал в столице наездами. Говорят, его интересы лежали в сфере табачной промышленности. В Сухуме Салибею принадлежали несколько ресторанов.

Салибей Ардзинба был одним из основателей и духовных отцов движения "Амцахара". ГУВД Москвы в качестве основной выдвинуло версию, что убийство Салибея якобы связано с неким переделом сфер влияния на Москворецком рынке, однако известно, что никаких финансовых интересов у убитого в Москве не было. С политической же точки зрения Салибей не раз публично заявлял, что поддерживает нынешнее руководство Абхазии. Представители администрации республики и пресс-службы сперва подтвердили факт его родства с президентом, но уже через несколько часов основные спикеры - Роин Агрба и Астамур Таниа заявили, что Салибей только однофамилец. У 80-тысячного абхазского народа однофамильцев не бывает. По некоторым данным, расхождения Салибея и Владислава начались после того, как убитый предложил президенту преобразовать "Амцахару" в пропрезидентскую политическую партию, а Владислав Григорьевич якобы отказался. Впрочем, доказательств этому нет, а общественное мнение в Абхазии приписало гибель Салибея бывшему премьер-министру и главному оппозиционеру Анри Джергении.

Все эти годы Москва пристально следила за развитием внутреннего конфликта в Абхазии и состоянием здоровья Владислава Ардзинбы. "Отслеживались" в первую очередь потенциальные кандидаты в преемники президента. В Москве "проводились разговоры" с видными абхазскими деятелями, в первую очередь с Джергенией (а также с руководителями абхазских спецслужб - Гиви Агрбой и Алмасбеем Кчачем). По нашим данным, сначала к Анри Джергении было "множество вопросов". Речь шла о возможных переменах в политическом курсе Абхазии, поскольку российские спецслужбы фиксировали тесные отношения Джергении с Турцией, в основном на почве бизнеса. В одной из московских гостиниц с ним проводились "беседы", на которых хотели добиться четкого и ясного ответа по внешнеполитической позиции Джергении. Турция - главный проводник западной политики в регионе, "отвечающий" в НАТО за Кавказ. Контакты с этой страной считаются неприемлемыми.

По нашим данным, Джергения сформулировал-таки то, что от него требовалось: Абхазия в случае его избрания президентом не откажется от пророссийского курса. Заметим, что в республике "турецкое" крыло было достаточно сильно, и несколько раз Владиславу Ардзинбе приходилось преодолевать желание некоторых кланов переориентироваться на Турцию в обмен на финансовые вливания. В республике была фактически заморожена исламская пропаганда (одно время Рокки Гицба - самозваный имам Абхазии, участник нападения на паром "Аврасия" - практически открыто проповедовал в нескольких горных селах), а влияние православной церкви возросло в десятки раз. Нынешний предстоятель республики отец Виссарион Аплиаа пользуется непререкаемым авторитетом и находится в прекрасных отношения с российским синодом и лично патриархом.

Однако точно такие же заверения можно было получить и от других кандидатов в преемники. Абхазия слишком важна для интересов России в регионе, чтобы так просто ее сдать. Это и сырье, и перерабатывающая промышленность, и рынки сбыта, и транзитные маршруты, и туризм, и поставки трудовых ресурсов. И, без сомнения, это устранение угрозы переноса закавказских конфликтов на территорию российского Северного Кавказа.

Во многих случаях российские интересы не отвечают интересам правящей элиты Грузии, исключительным интересам Турции и некоторых других стран, кланов и группировок. Поэтому абхазский вопрос для нас очень важен. Россиянам в Абхазии принадлежит достаточно собственности, в последнее время речь идет и о выкупе нескольких пансионатов и гостиниц, в том числе и полуразрушенных, как, например, "Жоэквара" в Гагре. В непосредственной близости от границы Абхазии находится одна из любимых резиденций президента Путина. И вряд ли ФСО обрадуется появлению на берегу реки Псоу маленьких юрких американских грузовичков, напичканных подслушивающей аппаратурой. Такие уже давно бегают вокруг границ Южной Осетии и в Казбегском районе Грузии, полностью прослушивая эфир группировки российских войск в Чечне и 58-й армии. Одна такая машинка была отловлена спецслужбами Южной Осетии на Рокском перевале, то есть прямо на российской границе. В грузинском городе Гори несколько лет функционирует американский центр перехвата, держащий под контролем не только эфирную зону, но и переговоры по обычным городским телефонам. Турецкий консул в одном из крупных городов Грузии, не стесняясь, сопровождает приехавших туда россиян, "случайно" сталкиваясь с ними на улицах и вежливо раскланиваясь (автор этих строк испытал это на себе).

Таким образом, конфликт вокруг фигуры преемника Ардзинбы становится для России головной болью. Скорее всего, Анри Джергения, который последнее время практически постоянно находится в Москве, готов побороться за президентское кресло, в том числе и руками "Амцахары". На данный момент внутренний конфликт в республике пока не отразился на позициях России в регионе, однако исключать неприятный для нас сценарий нельзя.


НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ



Внешнеполитическая ассоциация и Ассоциация российских дипломатов

Карабах: поиск компромиссов

Круглый стол общественности по карабахскому урегулированию

15 и 16 апреля 2003 г.

В ходе многолетних переговоров по Нагорному Карабаху, а также на многочисленных международных форумах как по правительственной, так и по общественной линиям и, конечно, в средствах массовой информации конфликтующие стороны тысячекратно изложили свои оценки ситуации, привели все доводы в свою пользу или в ответ на аргументы другой стороны, не раз вели и еще продолжают пропагандистские войны. Официальные позиции всех сторон конфликта хорошо известны.

Недостатком политологических конференций по данной теме было как раз то, что их участники вновь и вновь впадали в искушение привести оценки и доводы в пользу той или иной стороны либо в бесполезные исторические экскурсы. Причем это явно шло в ущерб поиску встречных уступок и компромиссов между сторонами. А ведь мирное разрешение этого конфликта невозможно иначе, как на базе сбалансированных взаимных уступок и компромисса. Для его урегулирования мало спорить и аргументировать - надо предлагать, а также конструктивно рассматривать предложения!

Организаторы данной встречи полны решимости не повторять этих ошибок и сосредоточить внимание и усилия всех участников именно на поиске как процедурно-технических подходов, так и решения проблем урегулирования по существу. Как раз поэтому предпочли ограничить состав участников дискуссии представителями общественности и политологами, которые менее скованы официальными позициями сторон.

Вот почему предлагается предельно жестко сконцентрироваться на ряде вопросов, вместе поискать ответы на них и возможные альтернативы. Поэтому руководители форума будут приглашать всех участников дискуссии неукоснительно придерживаться этих целей.

Рассматривались следующие темы:

·            Целеустановки урегулирования.

·            Временное национальное размежевание вследствие войны или немедленный возврат к жизни "вперемежку"?

·            Взаимные уступки - единственный путь к урегулированию.

·            Критика подходов сторон  к урегулированию. Что продуктивнее: шумное состязание в принципах, пропаганде и взаимных обвинениях или небольшие, скромные, неброские прагматические развязки?

·            Плюсы и минусы пакетного и поэтапного подходов. Чего требует пакетное решение и в каких условиях оно возможно? Что опаснее и накладнее для народов: полный застой в тщетном ожидании решающего прорыва или медленное продвижение вперед? Возможна ли комбинация элементов пакетного и многоэтапного подходов?

·            Вопросы взаимной безопасности и гарантий.

Итоговое сообщение круглого стола

В Москве под девизом "Карабах: поиск компромиссов" состоялось обсуждение нынешнего состояния и возможных перспектив политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Инициаторами выступили Внешнеполитическая ассоциация и Ассоциация российских дипломатов при участии влиятельных диаспорных организаций - Всероссийского азербайджанского конгресса и Союза армян России.

В дискуссии, которую вели президент ВПА А.А.Бессмертных и заместитель председателя Совета Ассоциации дипломатов В.Н.Казимиров, участвовали эксперты, лица, имеющие опыт дипломатической и миротворческой работы, журналисты, учёные, видные деятели культуры.

Участники форума, объективно оценивая трудности в поиске взаимоприемлемых моделей урегулирования, рассматривают как ободряющий факт сохраняющееся уже девять лет уникальное перемирие, которое было достигнуто при посредничестве России, содействии СНГ и ОБСЕ и не потребовало наличия разделительных войск третьих стран. Они были единодушны в стремлении оказать общественную поддержку усилиям по мирному разрешению спорных вопросов.

По мнению выступавших, многолетняя пробуксовка переговоров по Карабаху требует от сторон, помимо укрепления мер доверия и непрерывного диалога, выдвижения более ясных, масштабных и убедительных целей урегулирования, понятных обоим народам. Тот  факт, что армяне и азербайджанцы, несмотря на трагическое противостояние, сохраняют общность коренной заинтересованности в прочном мире и стабильности в регионе, в благоприятном климате для достойного проживания на родине, позволяет подойти к решению спорных проблем с более позитивных и конструктивных позиций, взяв курс на историческое примирение и взаимовыгодное сотрудничество.

Были высказаны и обсуждены различные предложения о взаимных сбалансированных уступках сторон на пути к компромиссу, а также оценки плюсов и минусов "технологии" пакетного и многоэтапного подходов к урегулированию. Отмечалась чрезвычайная важность формирования общественного мнения в пользу мира и надежной взаимной безопасности, вредоносность культивирования в пропаганде мифов и фобий для новых поколений.

Достигнуто понимание необходимости придать круглому столу по нагорно-карабахскому урегулированию характер стабильно действующего общественного механизма интеллектуального содействия решению этой жизненно важной проблемы, имеющей национальное, региональное и геополитическое значение.




PanARMENIAN.Net,
22 апреля 2003

Карабах – не Приднестровье.

Принципы урегулирования приднестровского конфликта едва ли могут быть применимы в случае с Карабахом.

Переговоры по урегулированию приднестровской проблемы, похоже, близятся к тому, чтобы увенчаться успехом. Стороны конфликта, разразившегося в начале 90-х между молдаванами и русскоязычным населением левого берега Днестра, достигли согласия вокруг принципов формирования федерации. Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики одобрил предложенный посредниками ОБСЕ механизмы разработки проекта новой конституции единого молдовского государства. Это будет первый на пространстве бывшего СССР конфликт, который будет разрешен мирным путем.

Для нас происходящий процесс сближения между Кишиневом и Тирасполем важен прежде всего потому, что за последнее время не раз звучали версии о возможности применения приднестровской модели урегулирования в случае с Карабахом. Об этом говорил, в частности, министр иностранных дел непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Валерий Лицкай. В Баку эта идея многим показалась интересной, хотя армянская сторона никогда не давала повода считать, что приднестровская схема может всерьез восприниматься и обсуждаться Ереваном и Степанакертом.

Напомним, что в свое время именно в процессе урегулирования приднестровского конфликта посредниками была предложена схема «общего государства», впоследствии заимствованная сопредседателями Минской группы ОБСЕ. За прошедшее время принципы урегулирования конфликта между молдаванами и их русскоязычными согражданами серьезно трансформировались. Согласно модели, которая обсуждается сегодня в Тирасполе и Кишиневе, Приднестровье будет иметь гораздо меньше прав, чем имел бы Нагорный Карабах в случае принятия Азербайджаном принципа «общего государства». Лидеры Приднестровья готовы довольствоваться статусом «государственно-территориального образования» в составе Республики Молдова, то есть самоуправляемой части единого государства. Это куда скромнее по сравнению со статусом субъекта «общего государства». От самого термина «общее государство» молдаване и приднестровцы тоже уже отказались. Сейчас речь идет о так называемом «принципе федерализации».

Применяемая схема предполагает, по сути, восстановление территориальной целостности Молдовы и распространение суверенитета Кишинева на всем пространстве бывшей Молдавской ССР. От модели «общего государства», на который в свое время дали согласие Роберт Кочарян и Аркадий Гукасян, в новой схеме почти ничего не осталось. Между тем, и в 1998-ом, и в 2000-ом власти НКР и Армении не раз заявляли, что принципы, заложенные в модель «общего государства», – это последняя черта компромисса, ниже которой опускаться уже просто некуда. Согласие же с приднестровской схемой не просто было бы уступкой практически по всем принципиальным позициям, но и по сути, означало бы полный отказ от трех основных принципов, безусловное соблюдение которых, по убеждению руководства Армении и Карабаха, должно быть заложено в основу урегулирования. Главный из этих принципов – недопустимость вертикального подчинения.

Если согласно модели «общего государства» в Карабахе должны были действовать своя конституция и свои законы, то в случае с Приднестровьем речь идет о верховенстве конституции Молдовы, которой не должны противоречить законы, принимаемые «государственно-территориальным образованием». Если в 1998-м карабахцам предлагали модель, предусматривающую самостоятельное формирование законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществление прямых внешних связей с иностранными государствами и международными организациями, то Тирасполю посредники предлагают сформировать единую с Кишиневом систему исполнительной власти. Причем, решения, принимаемые «государственно-территориальным образованием» могут быть приостановлены президентом Молдовы. Если в планы миротворцев входило закрепление за Карабахом права иметь свою национальную гвардию и полицию, то приднестровцам говорят, что оборона и безопасность должны находиться в исключительном ведении властей Молдовы.

Совершенно очевидно, что приднестровская схема не может восприниматься армянской стороной в качестве механизма урегулирования карабахского конфликта. В то же время для Азербайджана она, казалось бы, должна быть абсолютно приемлемой. Беспокойство бакинских аналитиков вызывает лишь два обстоятельства. Первое – применение приднестровской модели в случае с Карабахом будет означать, что Баку должен вести переговоры не с Ереваном, а со Степанакертом. И второе – в течение переходного периода, который может затянуться, ныне действующие в НКР органы власти должны будут считаться легитимными. «Не думаю, что азербайджанская сторона оставит в стороне все вопросы и вступит в прямые переговоры с карабахцами»,- утверждает бакинский политолог Расим Мусабеков. В то же время он подчеркивает, что «не уверен и в том, что лидеры НКР согласятся с условиями, которые приняли в Приднестровье». И тем не менее политолог считает, что схема, примененная в Приднестровье, может быть рассмотрена».

Однако, радикальные силы отвергают приднестровскую модель напрочь. К примеру, одиозный политик Акиф Наги, возглавляющий организацию, именуемую «Союз освобождения Карабаха», утверждает, что не может быть речи даже о предоставлении карабахским армянам права на самоуправление. «Азербайджан - унитарное государство, что нашло отражение в Конституции страны. Этим все сказано»,- заявил он, комментируя идею «импорта» приднестровского опыта. Примечательно, что его взгляды к во многом разделает министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, который не так давно заявил, что Баку не приемлет «приднестровскую модель», поскольку, по его словам, ее применение означало бы наделение Карабаха слишком большими правами. Если уж перечисленные механизмы полного контроля кажутся главе внешнеполитического ведомства Азербайджана недостаточными, то понятно, что же на самом деле в Баку имеют в виду, предлагая карабахцам самую широкую автономию, какая только может быть»...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ