Туркменистан Ру, 15 апреля 2003 «Газовый альянс-2», «Треугольник» на почве прагматизмаЧарыгельды Аманов
Не успели еще просохнуть чернила на подписанном в
Кремле соглашении о сотрудничестве в газовой отрасли между Россией и
Туркменистаном, как на побережье Каспия, в фешенебельном отеле "Сердар" один из
тех, кто поставил свой "автограф" под туркмено-российским документом, а именно
Сапармурат Ниязов, уже вел переговоры на аналогичную тему с президентом Украины
Леонидом Кучмой. Что это – двойная политика, пресловутая погоня за двумя зайцами
или нечто третье?
Сколько людей – столько и мнений. Очередной раз в этом
убедились, читая в российской прессе комментарии по итогам визита в Москву
туркменского лидера и выводы по результатам достигнутых в его ходе
договоренностей. Однако если оставить в стороне "желтую" и "заинтересованную"
часть СМИ, для которых в этом, несомненно, переломном для двух стран событии,
важнее заключенных соглашений оказались второстепенные детали - как и почему
президенты обнялись, в какие костюмы были одеты, какие значки у туркменских
вице-премьеров и т.д., - оценки оказались полярными, их можно разделить на две
группы.
Правительственная и близкая к руководству России пресса
назвала подписанные Москвой и Ашхабадом документы "революционным прорывом",
свидетельством "перехода России и Туркменистана в газовой сфере от конкуренции к
партнерству", "крепким фундаментом развития сотрудничества в других областях". В
то же время относящие себя к "форпостам демократии" издания выражали прямо
противоположную точку зрению. По их мнению, "продвинутой в западном направлении
России" не с руки заключать даже очень выгодные для российского народа сделки с
режимом, который явно не ассоциируется с американскими представлениями о
демократии. А поскольку они и нынешнюю кремлевскую администрацию вовсе не
относят к числу самых прилежных учеников в заочной школе западной демократии,
выставляя ей по данному предмету не больше трех баллов, становится понятным
беспокойство журналистов, привыкших подгонять реалии под придуманные ими схемы.
А в этих схемах Туркменистан выглядит отнюдь не дружественной и близкой России
страной, чей народ связан с российским давними историческими и культурными
узами, а рисуется чаще всего исключительно черными красками и как государство,
полностью отвергающее заокеанские рецепты.
Из этих схем собственно и рождаются рассуждения о том,
что, мол, России невыгоден "контракт с туркменами", мы им "переплачиваем",
Москва входит в "тайный сговор" с правительством, которое нещадно критикуют ОБСЕ
и международные правозащитные организации и т.д.
О сути конфликта между ОБСЕ и официальным Ашхабадом мы
уже сообщали. Что же касается выгодности контракта, то если кто-то не верит
прагматику Ниязову, заявившему в Кремле, что Россия получит от реализации
двусторонней сделки больше выгоды хотя бы той причине, что имеет возможность
реэкспортировать, то есть перепродавать туркменский газ в Европу, советуем
задуматься над такими вопросами. Пошел бы на этот 25-летний контракт "Газпром",
в течение почти трех лет почти по-базарному торговавшийся с Ашхабадом из-за
цены, если бы эта сделка была ему невыгодной? Или почему так дорожит своим
контрактом с Туркменистаном Украина, почему буквально молятся на Туркменбаши
украинские энергетики, покупающие, кстати, туркменский газ на тех же условиях,
что и теперь "Газпром"? А ведь доставить топливо из Туркмении до Украины требует
гораздо больших расходов, нежели поставить его, скажем, на юг России. Не говоря
уже о том, что высвободившиеся таким образом объемы сибирского газа будут
проданы за твердую валюту надежным западным покупателям.
В наше время никто не станет торговать себе в убыток. А
возражения типа того, что иногда геополитические цели оправдывают экономические
издержки, по отношению к Туркменистану вообще абсурдны. Провозгласив нейтралитет
и следуя ему в своей международной практике, Ашхабад никогда не играл в
различные политические игры, отвергая участие в военных и региональных блоках.
Единственное, против чего не возражает Ниязов и возглавляемая им страна – это
прямое двустороннее партнерство и реализация совместных экономических проектов.
Такой подход, как показало время, устраивает многих. Тот же Иран за минувшее
десятилетие на собственном примере убедился, сколь выгодно иметь у своей почти
1000-километровой границы соседа, который видит в нем не врага и не союзника, а
партнера для мирного и взаимовыгодного сотрудничества. Уважительное и
обоюдополезное взаимодействие наладилось у Ашхабада и с другими странами, в ряду
которых до последних дней выделялась Украина. Теперь до такого же уровня,
наконец, поднялась Россия. И это обстоятельство позволяет говорить о
действительно историческом характере подписанных в Кремле Сапармуратом Ниязовым
и Владимиром Путиным соглашений. Кроме того, возвращаясь в число главных
экономических партнеров Туркмении, Россия, помимо чисто прагматических выгод
(укрепление своего энергетического баланса, выход на новый рынок для своих
товаров, увеличение объемов своих поставок газа в Европу), несомненно, решает
для себя и геостратегические задачи.
В этой связи вспоминаются слова туркменского лидера,
которые он неоднократно повторял на встречах с российскими делегациями
различного уровня. "Мы учитываем то обстоятельство, что Россия имеет в нашем
регионе свои национальные интересы, - говорил Туркменбаши. – Мы к этому
относимся с пониманием. Но при этом просим не забывать, что и у нас есть свои
национальные интересы, которые обязательно нужно учитывать при выстраивании
экономического взаимодействия".
Похоже, что Москва сумела, наконец, прислушаться к
словам Ниязова, смогла рассмотреть в Туркменистане не конкурента на мировом
газовом рынке, а партнера. Если к тому же осуществятся планы строительства
усилиями России, Туркменистана и Украины Прикаспийского газопровода, по которому
туркменское "голубое топливо" потечет через Казахстан в Россию, на Украину, и,
возможно, в Европу, то можно будет констатировать появление реального, а не
декларативного "Газового альянса" в составе вышеобозначенных стран. Альянса, к
которому в перспективе могли бы подключиться и другие государства, играющие ту
или иную роль в поддержании евразийского энергетического баланса.
В этом контексте заранее не планировавшаяся
непосредственная близость по датам визита 10-11 апреля Ниязова в Москву и
последовавшего 11-12 апреля посещения Кучмой Туркменистана не выглядит
случайностью или простым совпадением. Как знать, не символ ли это реального
сближения трех постсоветских стран на почве прагматики и национальных
интересов.
|