КАЗАХСТАН
Время новостей, 16 апреля 2003 Москве и Астане не хватает "четырех свобод"Аркадий Дубнов (Омск)
Владимир Путин своим привычкам не изменяет. Вчера он на
полчаса опоздал с прибытием в Омск на Форум приграничных областей России и
Казахстана. Там его с утра ожидал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, не
терявший времени даром. Он успел посетить Омский кадетский корпус и встретиться
с местной казахской общиной, которая выглядит весьма внушительной.
Ожидали Путина и омичи, собравшиеся у здания областной
администрации. Их было немного, около 200 человек. Они успели изрядно
продрогнуть (в Омске вчера днем было 5 градусов мороза), пока не появился
путинский лимузин. Но общения президента с народом в общем-то и не вышло. Путин
участливо поинтересовался, не замерзли ли сограждане. Они ответили, мол, ерунда,
зато дождались своего президента, которому очень рады.
Беседа двух президентов была закрытой, в формате один на
один. Пока они обсуждали проблемы российско-казахстанской экономической
интеграции (о других затронутых вопросах ничего не известно), на те же темы
между собой общались члены делегаций. Российский десант, высадившийся на берег
Иртыша, впечатлял - вице-премьер Виктор Христенко, заместители главы кремлевской
администрации Сергей Приходько и Александр Абрамов, сибирский полпред президента
Леонид Драчевский, министр транспорта Сергей Франк, с полдюжины замминистров,
главы 14 пограничных с Казахстаном регионов (российская граница тянется здесь
более чем на 7 тыс. км) и, наконец, "главный энергетик" России Анатолий
Чубайс.
Путин и Назарбаев выразили озабоченность падением
внешнеторгового оборота между пограничными регионами, который составляет около
60% общего объема российско-казахстанской торговли. В прошлом году он составил
4,3 млрд долларов, в этом уменьшился на 11%. По мнению Виктора Христенко,
давшего подробный анализ ситуации, объем товарооборота упал лишь в стоимостном
выражении, в количественном же отношении он даже вырос. Причина - в снижении цен
на энергоносители в прошлом году, да еще суровая прошлогодняя зима "охладила"
движение транспорта через границу. Кроме того, развитие национальных экономик в
обеих странах привело к увеличению импортозамещения. К примеру, в 2002 году
Россия закупила у Казахстана зерна только на 13 млн долл. вместо потраченных на
эти цели 85 млн в 2001 году.
В своих прогнозах Виктор Христенко был жесток. Он
заявил, что по самому реальному из вариантов развития экономических отношений
между Москвой и Астаной объем ежегодного товарооборота не будет превышать 3-5
млрд долл. и даже скорее будет приближаться к нижнему уровню. Объяснение этому,
сказал вице-премьер, кроется в реальных обстоятельствах: экономики двух стран
все еще конкурируют между собой на внешних рынках, тогда как надо стремиться
объединять усилия для совместного продвижения на эти рынки. А этого, уверен г-н
Христенко, не добиться без обеспечения четырех основных экономических свобод -
свободного перемещения через границу между Россией и Казахстаном товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы. Г-н Христенко сделал еще одно жесткое заявление:
"Унификация внутренних тарифов двух стран не поможет, это принесет только
краткосрочное облегчение, двигаться вперед экономики двух стран могут только в
параллельном режиме".
Обратило на себя внимание амбициозное заявление г-на
Назарбаева, что "казахстанские банки накопили такое количество финансовых
ресурсов, что они уже перегревают экономику страны". "Кому еще, если не
ближайшему соседу, инвестировать эти ресурсы", - воскликнул Назарбаев. Россияне
как-то вяло откликнулись на это предложение - возможно, их смущало присутствие
своего президента. Тогда Назарбаев сослался на омского губернатора Леонида
Полежаева, который уже ожидает казахстанских инвестиций на 50 млн долларов. Сам
губернатор эти сведения не комментировал.
Президенты остались довольны друг другом, как и всегда.
Назарбаев предложил заключить в ближайшие месяцы между Москвой и Астаной
соглашение о сохранении экологической среды Каспия. Путин согласился.
Политком.ру, 15 апреля 2003 Cаммит с демократомВиталий Портников
Сегодня
в Омске президент Владимир Путин принимает своего казахстанского коллегу
Нурсултана Назарбаева. На первый взгляд, это обычная встреча в период проведения
года Казахстана в России
Однако не стоит забывать, что в начале этого месяца
президент Назарбаев выступил с традиционным ежегодным посланием, которое было
воспринято наблюдателями как либеральный и многообещающий документ - некоторые
даже сравнили это послание с посланиями российского президента. Президент
Казахстана много говорил о улучшении жизненного уровня населения, о
необходимости усиления роли партий в политической жизни страны - именно партии,
по мнению Назарбаева должны получить возможность выдвигать кандидатов в
парламент.
Кроме того, Назарбаев высказался за создание
политических и экономических условий для функционирования независимой прессы,
призвал к гуманизации уголовного права, снижению налогов, повышению пенсий… Если
суммировать все это, то можно сказать, что Назарбаев был необыкновенно похож на
самого себя образца 1991 года, когда Казахстан выглядел настоящим оазисом
центральноазиатской демократии и экономических реформ, а недоброжелатели
предсказывали пытающемуся "играть в Европу" казахстанскому президенту скорую
потерю власти.
Назарбаев ничего не потерял, потому что мало кто на
постсоветском пространстве может потягаться с ним в умении маневрировать даже в
самых неблагоприятных условиях. В какой-то момент казалось, что президент
утрачивает позиции даже в собственной семье, в Казахстане обострилась борьба
кланов, а недовольные чиновники стали создавать оппозиционные организации.
Однако Назарбаеву удалось развести сражающихся, пускай и ценой позиционных и
имиджевых потерь. Самые отчаянные фрондисты либо в эмиграции, либо в тюрьме, а
всесильные зятья Назарбаева теперь вынуждены во всем считаться с родственником
№1.
Именно сейчас, когда его позиции вновь укрепились и
недовольные этим авторитетом серьезной роли в политике не играют, Нурсултан
Абишевич может позволить себе быть демократичным. Тем более что на Западе его
любят именно таким - широко улыбающимся и многое обещающим. А у Назарбаева есть
причины быть ласковым с Западом. Недавний арест в США "мистера Казахстан" -
американского бизнесмена Джеймса Гиффена, которого подозревают в незаконном
переводе средств со счетов западных компаний на счета восточных чиновников,
напомнил президенту, что в Америке продолжают следить за благосостоянием его
страны и судьбой нефтяного маршрута Баку-Джейхан, который до сих пор находится в
подвешенном состоянии. Для начала Назарбаев продемонстрировал, что готов быть
демократом, экономические консультации, несомненно, последуют, и они во многом
зависят от результатов других консультаций, приуроченных к году Казахстана в
России - в том числе и от сегодняшних переговоров с Путиным.
Gazeta.kz., 23 апреля 2003 Барыня речка!Ольга Стеблова
Гидроресурсы Сибири могут помочь Казахстану.
В том потоке информации о сближении России и Казахстана,
что буквально пролился в последнее время на общество обеих стран, надо сказать
прямо, недостает конкретики. Конечно, есть контракты по расширению
сотрудничества в нефтедобывающей сфере, есть идея строительства атомной станции
на Балхаше…
Но в то же время не слышно пока о сколько-нибудь
серьезных подвижках в налаживании, например, сотрудничества в транспортной сфере
или высокотехнологичных отраслях. Не стала большой неожиданностью и новость о
снижении объемов во взаимной российско-казахстанской торговле. Интеграция двух
стран пока напоминает своеобразную колебательную систему, периодически
изменяющую статус в разных своих отрезках.
В этой связи потенциально очень важным может стать
проект, о котором недавно вспомнили. Речь идет о повороте сибирских рек на юг, в
Казахстан и соседние с ним среднеазиатские республики.
Эта идея вполне достойна стать одним из центральных
проектов экономической интеграции. У идеи поворота сибирских рек уже довольно
большая история. Обсуждаться и изучаться она начала еще в СССР, во времена
брежневского "застоя". Главным стержнем идеи тогда было то же, что и сейчас:
ликвидировать с помощью избыточных водных ресурсов из сибирских рек дефицит
гидроресурсов в южных регионах, позволив им успешно развивать сельское хозяйство
для общесоюзных нужд. Экономическое содержание проекта не вызывало вопросов, но
возможные экологические риски тогда стали причиной выступления против него
российской общественности, во главе с рядом известных писателей.
Во времена Горбачева власти стали прислушиваться к
голосу общества, и проект заморозили, а потом в связи с распадом СССР он и вовсе
ушел в историю. И вот о нем вспомнили.
Реализация такого масштабного проекта очень сложна не
только с точки зрения необходимых для этого ресурсов. В первую очередь надо
изучить весь сложный "клубок" интересов, которые могут быть затронуты. Это и
интересы собственно, России и Казахстана на государственном уровне, и их
регионов, которые будут затронуты проектом, и в будущем - интересы
среднеазиатских республик СНГ, в которые теоретически можно продолжить каналы
для воды.
Что касается Казахстана, то он как в целом, так и на
уровне отдельных областей может только выиграть. Известно, что по обеспеченности
гидроресурсами в расчете на площадь территории республика уже в начале 90-х была
на последнем (!) месте среди всех постсоветских стран. С тех пор ситуация только
ухудшилась. Но и нынешние проблемы еще не предел: запуск в Китае известных
проектов по регулированию стока трансграничных рек, прогрессирующее таяние
ледников в горах Тянь-Шаня еще больше ухудшат ситуацию. А Казахстан уже сейчас
испытывает в экономике, сельском хозяйстве, водоснабжении населенных пунктов
серьезные проблемы. Например, по расчетам отечественных экспертов, уже в
ближайшие годы страна может потерять до 50% своих сельхозугодий из-за деградации
почв. Не последнюю роль в этом играют проблемы с водообеспечением.
Отдельный вопрос водоснабжение крупных городов, в том
числе и столицы. Надежды на расширение мощности канала Иртыш-Караганда могут не
оправдаться, если в Китае все же будет реализована программа регулирования стока
Черного Иртыша.
В этих условиях вода из Сибири стала бы без
преувеличения "спасительной влагой" для Казахстана. Кстати, есть у
экспертов-демографов и мнение, что на территории республики никогда не сможет
проживать достаточно многочисленное население по объективной причине -
недостатка водных ресурсов. Вот и еще один, может быть, самый главный мотив для
заинтересованности Казахстана в этом проекте.
Намного сложнее дело в России. На общегосударственном
уровне это, наверное, интересно: такой грандиозный проект мог бы стимулировать
многие промышленные предприятия и целый отрасли, создать массу рабочих мест. Но
на уровне регионов, в которых протекают эти реки (очевидно, речь скорее всего
будет идти об Оби и ее притоках) вероятны возражения. Возможно, и достаточно
обоснованные. Проект потребует не только больших инвестиций, но и серьезнейшей
предварительной экспертной работы, с учетом общественного мнения в
задействованных регионах.
Деловая неделя (Алматы). №15(543), 18 апреля 2003 Партийные тесты как "свой путь" к демократииГульжан Бегеева
На этой неделе произошло достаточно значимое событие во
внутриполитической жизни республики: завершено переоформление политических
партий в соответствии с требованиями нового закона "О политических партиях",
принятого летом прошлого года. После "фильтрации" на политическом поле остались
семь игроков, которым еще предстоит доказать свое право на существование.
Согласно объявленным Министерством юстиции результатам,
из обратившихся за перерегистрацией одиннадцати партий до победного конца дошли
семь - ДПК "Ак жол", Гражданская партия, РПП "Отан", Аграрная партия,
Коммунистическая партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана и Казахстанская
Социал-демократическая партия "Ауыл". Практически все партии имеют в своих рядах
количество членов, примерно равное предусмотренному новым законодательством
необходимому минимуму - около 5-6 десятков тысяч. Лишь "Отан", объединившийся с
Республиканской политической партией труда и Народно-кооперативной партией
Казахстана, является представителем более чем сотни тысяч казахстанцев.
Партостроительство в Казахстане отсчитывает свою историю с 1992 года, когда была
принята поправка к Конституции, обозначившая переход от однопартийной системы к
многопартийной. С тех пор утекло много воды и теперь, с принятием нового закона,
по утверждению некоторых политологов, партийная система Казахстана вступила в
новый этап своего развития. Характерным признаком этого, по-видимому, стало
объединение мобилизационных, финансовых, интеллектуальных, идейных ресурсов и
укрупнение некоторых партий, хотя в плане свежих идей и новых политических
платформ ничего предложено не было. Как обычно, партии апеллируют к традиционным
идеям социальной справедливости, консолидации общества. Впрочем, говорить о
большом интересе жителей республики к внутриполитической жизни страны и
значительной степени их вовлеченности в процесс строительства партийной системы
Казахстана не приходится. Политический нигилизм или, в лучшем случае,
практически полное безразличие к деятельности партий - типичное явление для
казахстанцев, апатично взирающих на довольно вялотекущие процессы
партостроительства. Причем даже довольно эксцентричные и рассчитанные на широкий
резонанс акции партийных деятелей (к примеру, из числа ДВК) не способны
пробудить интерес в основной массе жителей республики, которые не верят в
действенность и результативность деятельности партий и предпочитают членству в
партии заботу о своих повседневных насущных нуждах. Наверное, в чем-то правы те
специалисты, которые усматривают в слабом общественном резонансе деятельности
политических партий некие признаки стабильности в обществе. Однако это
свидетельствует и о другом - простой обыватель настолько разуверился в том, что
яркие и многообещающие лозунги политиков и псевдорадетелей их интересов помогут
существенно улучшить их жизнь, что заставить его вновь поверить в действенность
участия во внутриполитической жизни посредством вступления в партии на данный
момент практически неосуществимая задача. Очевидно, партийная жизнь в
Казахстане, создавая видимость оживления и деятельной суеты, на самом деле
является одним из тех искусственных наносных элементов, которыми, к сожалению,
полна жизнь нашего общества. Практически не меняющаяся с течением времени
критика оппозиционно настроенными политическими партиями действий власти при
частом отсутствии действенных и четких планов решения проблем, перманентная
риторика проправительственных сил о необходимости консолидации говорят о
псевдоразвитии партийной системы, а вместе с ней и политического плюрализма
мнений. Одним из последствий нового закона о партиях было то, что многие из них,
существовавшие только на бумаге и не отмеченные активной деятельностью "мертвые"
политические образования, прекратили свое существование. В частности, в ответе
Минюста на запрос одного из депутатов отмечается, что шесть общественных
объединений, именующих себя партиями, "для прохождения перерегистрации в
регистрирующий орган не обращались". Как бы то ни было, набравшим необходимый
порог членов партиям еще придется привести в порядок свои "региональные" дела,
так как, по новому закону, им необходимо иметь в регионах зарегистрированные
филиалы с численностью членов не менее 700 человек. Срок, отведенный для этого,
истекает 20 июня, так что вполне возможно дальнейшее сужение партийного спектра
республики.
IWPR, 21 апреля 2003 Казахстанцы не хотят интеграции со странами ЦентрАзии (результаты соцопроса)Ербол Жумагулов (Алма-Ата)
1 апреля в казахстанских средствах массовой информации
были опубликованы итоги социологического опроса среди жителей Казахстана,
проведенного агентством "Комкон-2 Евразия". Вопрос звучал следующим образом: "С
каким государством Казахстану нужно объединяться?".
Результаты опроса показали, что большинство (84%
опрошенных) считают, что лучше всего Казахстану объединиться с Россией. 3,6%
казахстанцев выступили за объединение с США; 2,0% - за союз с Китаем; 0,4% - с
Украиной, а 0,4% - вообще не поддерживают идею союза с какой-либо страной.
Неожиданным для обозревателей стало то, что казахстанцы
в своем большинстве не желают объединяться со своими соседями - странами
Центральноазиатского региона.
Казахстанские эксперты объяснили это различными
причинами.
Вот что считает по этому поводу один из ведущих
казахстанских культурологов Ауэзхан Кодар: "Мы жили в инфраструктуре СССР, и
Россия, соответственно, нам ближе, чем страны Средней Азии. Отношение к России
было более доверительным, нежели к Узбекистану, Киргизии, Таджикистану или
Туркмении. Это сохраняется до сих пор. Интеграция с Россией приоритетна для
Казахстана и это наша прямая дорога. Если хотите мое мнение касательно
результатов опроса, то я склонен думать, что большинство казахстанцев делают
правильный выбор".
Социолог аналитического агентства "Гэлэп Медиа Азия"
Сания Серажиева считает, что подобное отношение населения к России объясняется
довольно просто. "Дело в том, что мы воспитывались по-русски. В школе нам читали
не Навои, а Пушкина с Достоевским, во время Советского Союза мы учили историю
российского государства, уделяя меньше внимания своей истории. Более того, есть
ментальный уровень - большинство городских жителей крупных городов Казахстана
разговаривают на русском языке (в Алматы до 70% жителей разговаривают только на
русском), поэтому для меня тяготение казахстанцев к России неудивительно".
Редактор аналитического журнала "КонтиненТ", политолог
Константин Сыроежкин не совсем согласен с мнением социолога, и предлагает IWPR
свое понимание результатов опроса. "Дело не обязательно в ментальности. Просто
процесс интеграции со странами Центральной Азии никак не идет. Есть амбиции, а
предпосылок к объединению нет. К тому же, Россия, в отличие от стран Центральной
Азии, имеет хоть какие-то деньги, которые она могла бы инвестировать в
Казахстан".
Стоит отметить, что сами опрошенные тоже по-разному
объясняют свое отношение к интеграции Казахстана с тем или иным
государством.
"Мы - богатая ресурсами страна, возможно, что даже
богаче России, и поэтому нам нецелесообразно заводить очень тесные отношения с
бедными соседями. Я говорю это не из цинизма, я очень люблю и уважаю культуру
узбеков, туркмен, таджиков и киргизов. Но в современном мире каждая страна ищет
экономически выгодных партнеров. И на фоне авторитаризма и бедности в
Узбекистане, культа личности в Туркменистане, послевоенной нищеты в Таджикистане
и постоянных локальных конфликтов в Киргизии, Россия видится мне куда более
приемлемым партнером",- говорит IWPR алматинский предприниматель Анатолий
Смеляков.
"Если честно, то я вообще против какой бы то ни было
интеграции. Но если бы встал выбор, я бы выбрала Россию. Потому, что экономика
России налаживается, а от бедных соседей ничего ждать не приходится. Они сами
смотрят на нас голодными глазами", - говорит Меруерт Адамбекова, преподаватель
одной из алматинских школ.
Противники интеграции с Россией, которых согласно опросу
очень мало, так аргументируют свои доводы.
Алматинский строитель Тлекбай Ахметов говорит: "Я против
тесных контактов с Россией. Нельзя забывать об исторической роли той же
Киргизии. Это наша история и от нее никуда не денешься. У нас почти одни и те же
корни, мы - два кочевых народа. А с узбеками и таджиками нас всегда связывал
Великий Шелковый путь. До середины 19-го века мы развивались без России, но с
нашими братскими соседями. Мне кажется, надо сохранять с Россией добрые
отношения, при этом отдавая большее предпочтение странам Центральной Азии".
По мнению обозревателей, опрос напрашивался давно, так
как уже сформировались определенные векторы экономической и культурной
интеграции. Встречи президентов России и Казахстана стали проходить более часто
и в более доверительной манере.
Все это происходило в то время, когда граница Казахстана
с Узбекистаном было закрыта, усиливался пограничный контроль со стороны Киргизии
и распался брак дочери Президента Казахстана с сыном президента Киргизии. А
перспектив сотрудничества с Туркменией и Таджикистаном и вовсе никто не
ждал.
Словом, Казахстан стремился сблизиться с Россией все
последние годы. И то, что Казахстан и Россия владеют значительной долей нефти на
Каспийских шельфах, также придавало сотрудничеству двух стран экономическую
целесообразность.
К тому же, объединение с Китаем было, в принципе,
исключено многими аналитиками с самого начала. Они мотивировали свои прогнозы
тем, что вряд ли, "обретя независимость и расставшись с СССР, Казахстан вернулся
бы к коммунистическим идеалам". Не секрет, что Китай, как известно, весьма
грозный сосед, которого стоит если не бояться, то быть настороже.
По мнению казахстанских обозревателей, в этом свете
желание властей и народа вполне логично, ибо ни одна страна Центральной Азии не
способна, в случае чего, поддержать Казахстан в конфликте с Китаем.
Между тем, 15 апреля президент Казахстана Назарбаев в
Омске в очередной раз встретился с главой России Владимиром Путиным. Встреча
носила официальный характер и на ней, в частности, обсуждался ряд вопросов,
касающихся развития приграничного сотрудничества между областями РК и РФ.
Именно эта встреча, на фоне результатов опроса,
подтверждает мнение о том, что власти Казахстана разделяют мнение большинства
граждан своей страны и укрепляют дружеские отношения с Россией.
Об этом говорит и то, что 2003 год в России объявлен
"Годом Казахстана в России"
Официальная Астана, судя по всему, всерьез увлечена
перспективой более тесного сотрудничества с Москвой. И если верить прогнозам
экспертов-политологов, то с каждым годом "дружба" будет только расти, что,
согласно пресловутому опросу, приветствуется большей частью местной
общественности.
Российские вести, 24 апреля 2003 Астана ищет друзейАлик Назаров
Президент Казахстана еще раз сделал выбор в пользу
России
Неожиданно быстрое заключение договора между Россией и
Казахстаном по вопросу совместной охраны границ Казахстана имеет свое
объяснение. Согласие Нурсултана Назарбаева на самое тесное сотрудничество с
Москвой обусловлено его отношениями с США и Европой.
15 апреля текущего года, на состоявшейся в г. Омске
встрече президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, помимо
экономических вопросов (сотрудничество в области энергетики и раздела
Каспийского шельфа) главным все-таки был военный. Большая часть сообщений,
переданных информационными агентствами, а также публикация коротких комментариев
по поводу встречи буквально на следующий день после ее проведения, отличаются
достаточно поверхностным анализом. И напрасно.
Совместная охрана границ Казахстана лишь на первый
взгляд - рутинная проблема двусторонних отношений. В действительности она
затрагивает весь комплекс внутриполитического развития южного соседа России.
Казахстанский президент уже с начала зимы 2003 г. оказался в очень непростой
ситуации. Его отношения с Вашингтоном резко ухудшились, как, впрочем, и с
большинством европейских столиц. В первом случае дело касается задержания в США
бывшего советника казахстанского президента Джеймса Гиффена по обвинению в даче
взяток от американских нефтяных компаний чуть ли не самому Нурсултану Назарбаеву
и бывшему министру нефтяной и газовой промышленности Казахстана, бывшему
премьер-министру этой страны Нурлану Балгимбаеву. "Казахгейт", как окрестили это
дело уже несколько лет назад в США, где вопрос о коррупции среди высших
чиновников Казахстана и вовлеченности американских граждан, работавших там в
роли советников, медленно тлел и, наконец, завершился скандальным арестом.
Не менее драматично обстоит дело и на "европейском"
направлении казахстанской внешней политики. Европарламент принял 13 февраля 2003
г. резолюцию, в которой содержалось осуждение нарушений политических прав и
свобод граждан в Казахстане. Астана попыталась 9 апреля текущего года изменить
ситуацию и поставила вопрос перед Делегацией по связям со странами Центральной
Азии о "позитивных изменениях в Казахстане". Но решение, принятое на слушаниях,
оказалось неутешительным: председатель "Делегации" Антонио Ди Пиетро заявил, что
никаких изменений нет и Резолюция о политической ситуации в Казахстане остается
в силе.
Все эти события повлияли на тактику действий Нурсултана
Назарбаева в отношениях с Россией. Заключив соглашение с Москвой о совместной
охране границ, он постарался заинтересовать российскую сторону перспективой
тесного военно-политического сотрудничества и даже объявил о "стратегическом
партнерстве" с Россией. Не забыл Назарбаев и об экономической составляющей
нового курса. В частности, в вопросе раздела Каспийского моря казахский лидер
высказал согласие с необходимостью "учета интересов всех сторон", но сделал это
так, что российская сторона почувствовала в его словах поддержку своей версии
делимитации Каспия. Правда, при этом все почему-то забыли о серьезных
противоречиях Азербайджана и Ирана.
Таким образом, Астана перешла на путь новых отношений с
Москвой, но сделано это было по необходимости, а также из желания оказать нажим
на США и Европу. Для России сложившееся положение будет означать лишь одно -
принимать Казахстан и его президента таковыми, какие они есть, но не надеяться,
что "стратегическое партнерство" объясняется некими глубинными
геостратегическими и геоэкономическими причинами, которые вдруг оказались
осознаны руководством соседней страны.
Тем не менее, какими бы ни были побудительные мотивы
казахской стороны, "проект" ЕврАзЭС, до сих пор использовавшийся Астаной в
пропагандистских целях, может обрести реальную экономическую составляющую, что
уже само по себе неплохо.
Уолл Стрит Джорнэл, 24 апреля 2003 Сколько и кому: За что платили президенту КазахстанаСтив Левайн
23 апреля (АЛМА-АТА, Казахстан) -- По мнению экспертов,
изучение американскими властями вопроса о нефтяных сделках в этой каспийской
республике вылилось в крупнейшее расследование по подозрению о взяточничестве за
рубежом начиная с того момента, как четверть века тому назад США предприняли
первое расследование подобного рода.
США расследуют возможность причастности корпорации
"ЭкссонМобил" к схеме увода 78 миллионов долларов США из выплат американских и
европейских нефтяных компаний на швейцарские банковские счета президента
Казахстана и других лиц.
После 3-летнего расследования федеральный суд Манхеттена
предъявил обвинение одному удалившемуся от дел руководителю бывшей корпорации
"МобилОйл" и нью-йоркскому бизнесмену. Эксперты утверждают, что корпорации
"ЭкссонМобил" совсем не обязательно будет предъявлено обвинение в нарушении
Закона о борьбе с коррупцией во внешнеторговой деятельности 1977 г., который
запрещает компаниям давать взятки чиновникам в зарубежных странах с целью
получения контрактов. Однако, по их мнению, компании придется убедить
прокуратуру в том, что ее бывший руководитель является ренегатом, и что она
делала все разумно возможное, чтобы соответствовать требованиям
антикоррупционного закона.
"Прокуроры будут задавать следующие вопросы: что было
известно компании "Мобил"; когда это стало известно; и что было сделано в связи
с этим?", - считает Тимоти Дикинсон, вашингтонский адвокат, специализирующийся
на консультировании компаний по положениям этого закона.
Судебные процессы здесь
редкость
Судебных процессов по делам, связанным с этим законом,
немного – было возбуждено всего лишь около четырех десятков дел. Чаще всего это
происходит потому, что не хватает содействия со стороны государства, в котором
предполагаемые нарушения имели место. Однако, как утверждают информированные
источники, в случае с Казахстаном Швейцария сначала навела Департамент юстиции
США на представлявшиеся ей подозрительными банковские операции, а потом
предоставила документацию, которая и была использована в обвинительных актах. В
целом, как показывают материалы суда, американские прокуроры получили информацию
о 30 счетах в четырех швейцарских банках.
Два предыдущих крупнейших дела подобного рода были
связаны с компанией "Дженерал Электрик", которая в 1992 г. заплатила штраф в 69
миллионов долларов за дачу сотрудником компании взятки бывшему израильскому
генералу, и корпорацией "Локхид Мартин", которая в 1995 г. была оштрафована на
24,8 миллиона долларов за дачу одним из бывших руководителей корпорации взятки
египетскому политику. Но, принимая во внимание статус задействованных лиц,
размер компаний и фигурирующие суммы (президент страны, крупнейших американских
нефтяных компании и сумма почти в 80 миллионов долларов), эксперты называют дело
Казахстана крупнейшим расследованием в США по делу о взяточничестве.
2 апреля главе нью-йоркского коммерческого банка,
именуемого корпорацией "Меркейтор", Джеймсу Гиффену было предъявлено обвинение в
организации коррупционной схемы. Будучи специальным советником президента страны
Нурсултана Назарбаева, г-н Гиффен вел в 1990-х гг. переговоры по крупнейшим
нефтяным сделкам в Казахстане.
Еще одно обвинение предъявлено бывшему вице-президенту
компании "Мобил" Дж. Брайану Вильямсу. Он обвиняется в неуплате налогов с 2
миллионов долларов, полученных им от г-на Гиффена в качестве платы за его помощь
в приобретении корпорацией "Мобил" в 1996 г. 25% акций Тенгизского нефтяного
месторождения в Казахстане. 4 апреля федеральный прокурор заявил в суде, что
корпорация "ЭкссонМобил" сама является объектом расследования американских
властей.
Господа Гиффен и Вильямс отрицают свою вину. Адвокат
г-на Гиффена Вильям Шварц воздержался от комментариев. Адвокат г-на Вильямса
Дэвид Шелтер не ответил на телефонные звонки и письма по электронной почте.
"ЭкссонМобил" заявляет, что свой бизнес в Казахстане
корпорация вела на законных основаниях и с соблюдением этических норм. "Компании
"ЭкссонМобил" ничего не известно о незаконных выплатах в адрес высших чиновников
Казахстана, произведенных кем-либо из ее сотрудников. Нам также ничего не
известно о незаконных выплатах, получаемых нынешними или бывшими сотрудниками
компании", - сказал спикер корпорации в Ирвинге, штат Техас.
Ни одна из трех американских нефтяных компаний,
задействованных в некоторых сделках ("Амоко", "ФилипсПетролеум" и "Тексако"), не
находится под следствием. "Амоко" в настоящее время является частью корпорации
"БиПи", "Филипс" - часть корпорации "КонокоФилипс", а "Тексако" - часть
корпорации "ШевронТексако".
Спикер "КонокоФилипс" заявил, что, ведя бизнес в
Казахстане, "компания действовала в строгом соответствии с законами США и
этическими нормами". Спикер "БиПи" отметил: "Нам не известно ни о каких
утверждениях, обвиняющих нас в неправомочных или незаконных действиях". Спикер
"ШевронТексако" подчеркнул: "Все выплаты в адрес правительства Казахстана были
сделаны компанией "Тексако" надлежащим образом : в соответствии с
соответствующим законодательством США и местными законами. Эти выплаты были
сделаны на основе окончательного договора о разделе продукции по
Карачаганакскому проекту".
Создание прецедента?
По мнению экспертов, прокуроры стремятся создать
прецедент из дела 62-летнего г-на Гиффена. Предъявленные ему обвинения
предусматривают наказание до 88 лет лишения свободы и 84,3 миллиона долларов
штрафа. Однако эксперты считают такой приговор маловероятным в случае, если
бизнесмен будет признан виновным. До сего момента самый длинный срок тюремного
заключения в приговорах по делам подобного рода составил 7 лет, а максимальный
штраф - 1,7 миллиона долларов. Такой приговор был вынесен высокопоставленному
сотруднику "Дженерал Электрик" Херберту Штайндлеру по израильскому делу.
"Им нужно было такое дело, чтобы можно было посадить
американца в тюрьму отбывать настоящий срок. По их словам, у них на руках сейчас
ряд вопиющих нарушений", - говорит Ричард Дин, партнер в вашингтонском офисе
юридической фирмы "Братья Коудерт (Coudert Brothers)".
Некоторые эксперты считают, что прокуратура может
попытаться оказать давление на обоих ответчиков, чтобы склонить их к
сотрудничеству в расследовании деятельности корпорации "ЭкссонМобил". "Если им
удастся заполучить "Мобил", правительство наверняка захочет попытаться заключить
с г-ном Гиффеном сделку о признании вины. Столь крупных процессов еще
практически не было", - заявил вашингтонский адвокат г-н Дикинсон.
Представители Генеральной
прокуроры США в Нью-Йорке и Департамента юстиции США воздержались от
комментариев.
В обвинительном акте в отношении г-на Вильямса
упоминается тогдашнее высшее должностное лицо компании "Мобил" - председатель
Лучио Ното, который вышел в отставку в 2001 г. после слияния с компанией
"Экссон". В заключении говорится, что 7 апреля 1996 г. г-н Ното направил г-на
Вильямса в Казахстан для спасения сделки по Тенгизскому месторождению в очень
тяжелый для этой сделки момент, а через два дня г-н Вильямс уже добился успеха.
В то время, как сообщают информированные источники, у г-на Ното сложились тесные
рабочие контакты с г-ном Гиффеном. Г-н Ното не ответил на телефонный звонок в
его нью-йоркский офис.
Расследования в Европе
представляются сомнительными
Хотя по двум из упоминаемых в заключении шести сделок
проходят консорциумы, членами которых являются крупнейшие европейские нефтяные
компании, вероятность того, что против кого-нибудь из них будет проведено
подобное расследование в их странах, весьма мала. Антикоррупционное
законодательство, подобное американскому Закону о борьбе с коррупцией во
внешнеторговой деятельности, вступило в силу лишь в 1999 г., т.е. после
проведения последней сделки, упомянутой в американском обвинительном заключении.
В рамках одной из сделок, по словам прокуроров, американские и европейские
компании перевели 23 миллиона долларов на счет эскроу в швейцарском банке в
качестве частичной оплаты прав на разработку оффшорного Кашаганского
месторождения, которое геологи считают крупнейшим в мире из открытых за
последние три десятилетия. Утверждается, что г-н Гиффен перевел 5 миллионов
долларов их этой суммы на принадлежащий президенту Назарбаеву счет в швейцарском
банке, а также 2,5 миллиона - на счет, принадлежащий тогдашнему премьер-министру
этой страны Нурлану Балгимбаеву. В состав консорциума входили такие европейские
компании, как "Тотал" (ныне "ТоталФинаЭльф"), "Ройял Датч/Шелл Груп", "Эни",
"БиДжи Груп" и "БиПи". Единственной американской компанией была компания
"Мобил".
В рамках другой сделки, сообщает правительство, "БиДжи",
"Эни" и "Тексако" перевели 17 миллионов долларов на счет эскроу в швейцарском
банке в качестве части платы за получение контракта на разработку крупнейшего в
Казахстане месторождения нефти и газового конденсата (Карачаганакское
месторождение, одно из 10 крупнейших месторождений подобного рода).
Утверждается, что г-н Гиффен перевел 5 миллионов долларов в адрес президента
Назарбаева, а также 2,5 миллиона - в адрес г-на Балгимбаева. Официальный
представитель пресс-центра президента отказался дать комментарии. Связаться с
г-ном Балгимбаевым для получения комментариев не представилось возможным. От
комментариев отказались также спикеры компаний "ТоталФинаЭльф" и "Шелл". В
"БиДжи" не ответили на телефонный звонок, а с компанией "Эни" не удалось
связаться.
|