Российские вести, 24 апреля 2003 Астана ищет друзейАлик Назаров
Президент Казахстана еще раз сделал выбор в пользу
России
Неожиданно быстрое заключение договора между Россией и
Казахстаном по вопросу совместной охраны границ Казахстана имеет свое
объяснение. Согласие Нурсултана Назарбаева на самое тесное сотрудничество с
Москвой обусловлено его отношениями с США и Европой.
15 апреля текущего года, на состоявшейся в г. Омске
встрече президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, помимо
экономических вопросов (сотрудничество в области энергетики и раздела
Каспийского шельфа) главным все-таки был военный. Большая часть сообщений,
переданных информационными агентствами, а также публикация коротких комментариев
по поводу встречи буквально на следующий день после ее проведения, отличаются
достаточно поверхностным анализом. И напрасно.
Совместная охрана границ Казахстана лишь на первый
взгляд - рутинная проблема двусторонних отношений. В действительности она
затрагивает весь комплекс внутриполитического развития южного соседа России.
Казахстанский президент уже с начала зимы 2003 г. оказался в очень непростой
ситуации. Его отношения с Вашингтоном резко ухудшились, как, впрочем, и с
большинством европейских столиц. В первом случае дело касается задержания в США
бывшего советника казахстанского президента Джеймса Гиффена по обвинению в даче
взяток от американских нефтяных компаний чуть ли не самому Нурсултану Назарбаеву
и бывшему министру нефтяной и газовой промышленности Казахстана, бывшему
премьер-министру этой страны Нурлану Балгимбаеву. "Казахгейт", как окрестили это
дело уже несколько лет назад в США, где вопрос о коррупции среди высших
чиновников Казахстана и вовлеченности американских граждан, работавших там в
роли советников, медленно тлел и, наконец, завершился скандальным арестом.
Не менее драматично обстоит дело и на "европейском"
направлении казахстанской внешней политики. Европарламент принял 13 февраля 2003
г. резолюцию, в которой содержалось осуждение нарушений политических прав и
свобод граждан в Казахстане. Астана попыталась 9 апреля текущего года изменить
ситуацию и поставила вопрос перед Делегацией по связям со странами Центральной
Азии о "позитивных изменениях в Казахстане". Но решение, принятое на слушаниях,
оказалось неутешительным: председатель "Делегации" Антонио Ди Пиетро заявил, что
никаких изменений нет и Резолюция о политической ситуации в Казахстане остается
в силе.
Все эти события повлияли на тактику действий Нурсултана
Назарбаева в отношениях с Россией. Заключив соглашение с Москвой о совместной
охране границ, он постарался заинтересовать российскую сторону перспективой
тесного военно-политического сотрудничества и даже объявил о "стратегическом
партнерстве" с Россией. Не забыл Назарбаев и об экономической составляющей
нового курса. В частности, в вопросе раздела Каспийского моря казахский лидер
высказал согласие с необходимостью "учета интересов всех сторон", но сделал это
так, что российская сторона почувствовала в его словах поддержку своей версии
делимитации Каспия. Правда, при этом все почему-то забыли о серьезных
противоречиях Азербайджана и Ирана.
Таким образом, Астана перешла на путь новых отношений с
Москвой, но сделано это было по необходимости, а также из желания оказать нажим
на США и Европу. Для России сложившееся положение будет означать лишь одно -
принимать Казахстан и его президента таковыми, какие они есть, но не надеяться,
что "стратегическое партнерство" объясняется некими глубинными
геостратегическими и геоэкономическими причинами, которые вдруг оказались
осознаны руководством соседней страны.
Тем не менее, какими бы ни были побудительные мотивы
казахской стороны, "проект" ЕврАзЭС, до сих пор использовавшийся Астаной в
пропагандистских целях, может обрести реальную экономическую составляющую, что
уже само по себе неплохо.
|