Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



IWPR,
13 апреля 2003

Посольство Франции в Ташкенте оказалось в информационной блокаде

Галима Бухарбаева (Ташкент)

Посольство Франции в Узбекистане оказалось в информационной изоляции из-за расхождения французской и узбекистанской позиций по Ираку.

Посол Франции в Узбекистане Жак-Андре Костийе заявил в интервью IWPR, что с началом войны в Ираке французская дипломатическая миссия в Узбекистане оказалась отрезанной от узбекских СМИ и лишена возможности донести до народа Узбекистана позицию Франции по иракскому вопросу.

"К сожалению, мне не удалось добиться от узбекской прессы освещения позиции Франции по Ираку, которую разделяют многие страны мира", - сказал Костийе.

Каналы узбекского государственного телевидения проигнорировали пресс-конференцию, состоявшуюся в посольстве Франции по случаю начала войны в Ираке, а присутствовавшие на ней журналисты печатных изданий не обмолвились о ней ни словом.

"Ни одна газета не процитировала ни одного слова из моего интервью", - сказал Костийе, - "Франция считает, что следовало продлить работу инспекторов ООН еще на несколько недель. Военное решение иракского вопроса приведет к многочисленным жертвам среди населения, к дестабилизации региона и всего мира".

"Официальная пресса озвучивает лишь позицию руководства страны. Я сожалею о том, что узбекское население не услышало мнения, отличного от позиции Британии и Америки", - подчеркнул он.

СМИ Узбекистана, подавляющее большинство которых, находятся под государственным контролем, обычно не публикуют материалы, противоречащие позиции руководства страны. Позицию официального Ташкента четко обозначил президент Ислам Каримов, заявив о поддержке США в военной кампании против Саддама Хусейна. Материалы узбекской прессы о ходе войны в Ираке в основном состоят из информации, полученной из американских или проамериканских источников.

"США освобождают иракский народ от тирании". Таков заголовок информационного сообщения газеты "Народное слово" от 4 апреля. В материале сплошь используются явные и скрытые цитаты из высказываний Госсекретаря США Колина Пауэлла.

В этот же день газета "Новости Узбекистана" публикует интервью с иракским оппозиционным журналистом Ахмадом Зубайди под заголовком "Иракский народ ненавидит Саддама Хуссейна".

В интервью узбекскому радио 21 марта президент Каримов подверг резкой критике позицию ряда стран Европы по иракскому вопросу.

"Сытая Европа действует сегодня по принципу "не трясите мою клетку, и я не буду трясти вашу".

"Некоторые ведущие страны Европы имеют свои интересы в Ираке – нефть и прочее – но лицемерно скрывают это, предпочитая спекулировать естественным стремлением простых людей к миру, инстинктивным неприятием войны", - сказал Каримов.

Узбекистан - единственная из центрально-азиатских республик бывшего СССР, вошедшая в антииракскую коалицию во главе с США. Заявив, что Саддам Хуссейн, скорее всего, обладает оружием массового поражения, Каримов сравнил его с "джинном в бутылке", которого, если выпустишь, невозможно будет посадить обратно.

Военное партнерство Ташкента с Вашингтоном берет свое начало в 2001 году, когда Узбекистан вошел в антитеррористическую коалицию во главе с США, предоставив авиабазу Ханабад-Карши на юге страны для размещения американского воинского контингента, принимавшего участие в военных действиях на территории Афганистана.

Представители узбекистанской прессы считают жалобы французского посла безосновательными.

"Это неправда, что мы проигнорировали приглашение посольства Франции принять участие в пресс-конференции. Мы просто не получали никакого приглашения. Обычно такие приглашения передаются по каналам МИДа", - сказал директор информационной телепрограммы "Ахборот" Бобур Алиханов.

Более того, Алиханов настаивает, что в ежедневной программе "Ахборот" освещается весь спектр мнений по Ираку, и журналисты передачи сохраняют нейтралитет при освещении войны.

Источником информации для "Ахборот", по словам Алиханова, служат все мировые СМИ - от американской CNN до катарской телекомпании "Аль-Джазира".

В пресс-службе президента Узбекистана также опровергли утверждение о том, что местные журналисты имеют официальную установку передавать информацию лишь с позиции антииракской коалиции.

"Впервые слышу, что мероприятия в посольстве Франции не освещались в узбекских СМИ", - говорит представитель президентской пресс-службы Шерзод Кудратходжаев. "Быть может, это было решение самих журналистов, возможно, у них не было времени, возможно, также, что посольство должным образом не проинформировало СМИ о пресс-конференции, но аппарат президента никаких указаний журналистам не давал".

Французским дипломатам подобные аргументы не кажутся убедительными. Выступая на семинаре "Международная журналистика в период глобализации", первый советник посольства Франции по политическим вопросам Эдит Новак сказала: "В Ташкенте журналисты не осмеливаются рассказать своим читателям, что многие страны мира имеют по иракскому вопросу мнение, отличное от позиции узбекистанского руководства".

По словам посла Жака-Андре Костийе, несмотря на созданный вокруг французского посольства информационный вакуум, он не раз убеждался в том, что простые узбекистанцы хорошо информированы и поддерживают позицию Франции.




EURASIANET,
17 апреля 2003

Страх перед терактами негативно сказывается на сессии ЕБРР, которая пройдет в Ташкенте

В недавнем объявлении Государственного департамента американским гражданам советуют "внимательно оценить с точки зрения безопасности возможные последствия" своих поездок в Узбекистан, учитывая сообщения о "возможности нападений террористов на гостиницы, в которых останавливаются приезжие из западных стран". И хотя американские власти не объясняют, почему это объявление появилось именно теперь, информация об обнаруженной в подвале одного из ташкентских отелей бомбы заставляет отнестись к предупреждению госдепартамента со всей серьезностью.

Заявление госдепартамента появилось примерно за месяц до намеченных на 4-5 мая ежегодного собрания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и делового форума, которые пройдут в столице Узбекистана Ташкенте.

10 апреля, через несколько дней после объявления госдепартамента, российские средства массовой информации сообщили, что в одной из ташкентских гостиниц было найдено примерно 30 кг взрывчатки с детонаторами. В заявлении от 11 апреля заместителя мэра Ташкента Абдукаххара Тухтаева говорится, что эти сообщения "не соответствуют действительности", а сами статьи представляют собой "провокацию, направленную в первую очередь на срыв форума [ЕБРР]". Однако надежный источник подтвердил в беседе с EurasiaNet, что информация, переданная российскими СМИ, является в общем и целом верной.

Сегодня все газеты в Ташкенте пестрят статьями, посвященными ЕБРР и приближающемуся форуму. Администрация президента Ислама Каримова стремится показать себя радушным хозяином, надеясь, что успешно проведенная конференция приведет к увеличению зарубежной помощи. Соответственно, по всему городу реставрируют и подновляют местные достопримечательности, а улицы покрывают свежим асфальтом. Чтобы принять многочисленных участников форума, многие гостиницы в городе были реконструированы. По предположению источника EurasiaNet, взрывчатка предназначалась для теракта, приуроченного к работе международной конференции.

По информации источника, в одной из реконструируемых гостиниц, осматривая подвал, прораб обнаружил некое устройство, которое не имело отношения ни к котлу, ни к другому оборудованию в этом помещении. Прораб распорядился, чтобы рабочие отсоединили лишний узел, и обнаружил некий похожий на бомбу объект. Сообщается, что сотрудники органов госбезопасности немедленно прибыли на место происшествия и забрали 30 кг аммонита и детонаторы. Кроме того, как сообщается, они настоятельно просили хранить молчание об этом инциденте.

Если информация верна, то эта взрывчатка могла вызвать серьезные разрушения. "30 кг аммонита эквивалентны по взрывной силе 22,5 кг тротила", – говорит опытный горный инженер Олег Кучин. "Такое количество взрывчатки, заложенное в фундамент со знанием дела, способно разрушить любое здание в Ташкенте". Кучин сказал также, что аммонит, в отличие от тротила, обладает способностью разбрасывать находящиеся поблизости предметы. Он заметил также, что аммонит часто лежит на складах при шахтах, где шахтеры могут легко взять его для дальнейшего несанкционированного использования.

В последний раз теракты имели место в столице Узбекистана в феврале 1999 г., когда в результате взрывов заложенных в автомобили бомб с целью убийства президента Каримова погибли 16 и получили ранения более 100 человек. Каримов обвинил в организации взрывов Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Правительство ответило на теракт подавлением политических и религиозных свобод, продолжающимся до сего дня. ИДУ было уничтожено в ходе антитеррористической операции коалиционных сил во главе с США в Афганистане. Однако недавно появились сообщения о том, что движение проводит перегруппировку сил.

Многие аналитики считают, что за планировавшимся новым взрывом стоят мятежники из ИДУ, связанные с сетью "Аль-Каиды" и Усамы бен Ладена, Исламское движение Восточного Туркестана и экстремистские группы из Чечни. "Подорвать и так хрупкую экономику Узбекистана, вызвать нестабильность в обществе и, что самое важное, заставить мир повторять их имена – целиком и полностью в интересах ИДУ и его союзников", – говорит независимый политолог и историк Бехзод Мирахмедов. Обнаруженная в подвале гостиницы взрывчатка по своему составу аналогична той, что использовалась при взрывах в 1999 г.

Некоторые эксперты по вопросам безопасности полагают, что взрывчатка поступила в Ташкент из Чечни. Другие говорят, что такие материалы можно относительно легко изготовить на территории самого Узбекистана или какой-либо из соседних среднеазиатских государств. По словам Кучина, аммонит "представляет собой взрывчатое вещество, используемое в горной промышленности для проходческих работ". Он добавил, что шахтеры обычно имеют доступ к взрывчатке и что "часто трудно проконтролировать, была ли использована вся взятая на складе взрывчатка".

Мелкие кражи взрывчатки или ее компонентов на шахтах случаются часто, – говорят наблюдатели. То же относится к узбекским заводам, на которых изготовляют взрывчатые вещества, один из которых расположен в Ташкентской области. В Казахстане и Кыргызстане, как сообщается, имеется относительно развитый черный рынок взрывчатки, на котором цены на аммонит колеблются от 60 до 140 долларов за килограмм. Разброс цен отчасти зависит от участия в сделках посредников. В июле 2002 г. казахстанской полиции удалось задержать 30 кг аммоните и 120 детонаторов. Тем не менее, по словам наблюдателя, черный рынок взрывчатки продолжает успешно функционировать. С помощью коррумпированных пограничников, как сообщается, контрабандисты легко избегают пограничного контроля.

Пронести взрывчатку на стройку также не составляет труда – во всяком случае, так было до известной находки в гостинице. Турецким компаниям, получившим многомиллионные контракты на реконструкцию отелей, было отведено весьма ограниченное время на выполнение работ, что привело к спешке и даже неорганизованности в наборе строительных бригад. Однажды, за несколько дней до инцидента, корреспондент EurasiaNet зашел на стройплощадку, где его никто не остановил; никто даже не обратил внимания на разгуливающего по стройке человека. Многие работающие на стройках люди – разнорабочие, приехавшие из охваченных нищетой районов Ферганской долины, население которой отличается глубокой религиозностью. Ферганская долина давно служит рассадником радикальных исламистов, таких, как выступающая под лозунгами ненасилия организация Хизб ут-Тахрир. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Рекомендация Государственного департамента имеет силу до 1 октября. Тем не менее посол США Джон Хербст заявил 13 апреля по узбекскому телевидению: "Каждый принимает решение самостоятельно, однако я убежден, что делегация Соединенных Штатов приедет на конференцию в полном составе".




UzLand.Uz,
28 апреля 2003

Нужен ли Узбекистану "Закон об основных гарантиях деятельности Президента?"

Одил Рузалиев

В пятницу агентство Ассошиэйтид Пресс сообщило о том, что Президент Узбекистана Ислам Каримов в своем выступлении 4 мая XII ежегодному заседанию Совета Управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Ташкенте осудит использование пыток в тюрьмах Узбекистана, тем самым признав факт их применения. Согласно этому же сообщению, договоренность по этому вопросу была достигнута в ходе состоявшегося в Вашингтоне 14-15 апреля заседания совместного Американо-узбекского совета по сотрудничеству в сфере безопасности, на котором Узбекистан представляла высокопоставленная делегация в лице заместителей Премьер-министра Рустама Азимова и Эльера Ганиева, а также министра обороны Кадыра Гулямова.

В пятницу же Парламент Узбекистана принял "Закон об основных гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан", согласно которому экс-президент будет обладать неприкосновенностью и иммунитетом, не может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства. Также в 89-статью Конституции была внесена поправка о том, что президент не может одновременно занимать должность председателя Кабинета министров.

За такой короткий срок официальный Ташкент решился на огромные политические шаги, которые в скором времени должны будут принести такие же огромные дивиденды. Многое будет зависеть от заседания Совета Управляющих ЕБРД, а также ряда встреч Президента Каримова с ведущими финансистами мира и делегацией МВФ в Ташкенте в эти дни. Можно не сомневаться, что своему союзнику по анти-террористическому альянсу также помогут и Соединенные Штаты в лоббировании выделения финансовой помощи за прогресс в области политических реформ.

"Закон об основных гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан" естественным образом породил слухи о скором уходе Ислама Каримова с президентского поста. Хотя подобные слухи появились еще несколько месяцев назад, основываясь на других слухах об ухудшающимся здоровье президента. Президент Каримов многим задал головоломку: кто же станет его преемником? На этом можно действительно поломать себе голову. Многие предсказывают чисто российский сценарий. Но сможет ли Каримов найти "узбекского Путина", который сейчас, не подозревая того, работает в каком-нибудь силовом министерстве? Или все-же сценарий будет "казахским", когда Президент Нурсултан Назарбаев, подписав в 2000 году Конституционный Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", породил спекуляции о своем уходе перед выборами 2002 года и, видимо не найдя достойного кандидата, решил с уходом повременить. Тем более казахский сценарий могут поддержать некоторые пессимисты, не доверяющие Каримову: все это может оказаться обычной игрой в демократию в преддверии крупного события (заседания ЕБРД) и в период международной войны с террором во главе с США, которых обвиняют в сотрудничестве с диктаторскими режимами в процессе демократизации некоторых стран Ближнего Востока. Вполне возможно, что Штаты попросили Узбекистан стать на некоторые время демократическим. Президент Каримов тоже "достойного кандидата" может и не найти. Таковым для него станет тот, который продолжит политику и реформы начатые Первым президентом, поскольку сам Каримов, как он недавно отметил, их пока еще до конца не довел. Это должен быть также и сверхлояльным Каримову человеком, которому будет будущий сенатор Каримов советовать, позволив все-таки немного независимости и гибкости. "Узбекский Путин" для этой роли может и не подойти, поскольку очень скоро он может выйти из под контроля. Проблема Назарбаева и Каримова в том, что у них нет сына как у азербайджанского лидера Гейдара Алиева, который расширив полномочия премьер-министра, готовит это кресло для него в качестве трамплина.

Если Президент Каримов все-таки решится в скором времени оставить президентский пост, то это скорее произойдет не раньше парламентских выборов, но может даже и позже, а именно, на следующих президентских выборах 2007 года. К этому времени новый парламент и новое правительство встанут на ноги, урегулировав политический баланс в обществе, дабы избежать неожиданный поворот событий. Российский сценарий может быть применен только в одном случае: вполне возможно, что следующий премьер-министр (после парламентских выборов) и станет кандидатом в президенты. Но в отличии от Путина, это будет личность знакомая многим, поскольку Президент Каримов не рискнет поставить на "темную лошадку", тем более, что класса олигархов, лоббирующих своего кандидата, в Узбекистане пока еще нет. С трудом вериться, что новый кабинет после парламентских выборов будет абсолютно новым. Трудно себе представить нынешнюю политическую элиту Узбекистана на втором плане. Кабинет будет либо наполовину новым, либо министры и вице-премьеры поменяются портфелями.

Что же даст "Закон об основных гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан" экс-президенту? В России "Закон о государственных гарантиях бывшему Президенту РФ и его семье", вышедший сперва в виде указа Путина в последний день 1999 года и затем через год с лишним подписанный им же, но уже в виде закона, обеспечил Борису Ельцину дальнейшую безопасную и безбедную жизнь. Хоть "левые" в России и попытались воспрепятствовать этому закону, он все же был принят Государственной Думой. В Узбекистане сил, наподобии КПРФ, нет. Однако в Узбекистане вполне возможно аннулирование закона в отсутствии политического баланса, демократических институтов и влияния нового Парламента на политический истэблишмент Узбекистана. Его нынешняя зависимость от исполнительной ветви власти может пагубно сказаться на балансе политических сил. Эту проблему сейчас и пытается решить Президент Каримов.

Пока трудно сказать что Назарбаеву дал Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", который еще "круче" российского аналога и может даже привести к двоевластию. Но изменив свое решение и приняв участие на выборах 2002 года, казахский президент пока еще не испытал на деле новый закон.

На Западе гарантии бывшим лидерам не предоставляются, поскольку в некоторых странах руководство меняется очень часто. В других странах за ними закрепляются лишь определенные льготы. В США личность экс-президента не является неприкосновенной. Покинув Белый дом, он переходит в ранг обычного гражданина перед правосудием. Президент Билл Клинтон был приглашен в Конгресс на допрос по делу Моники Левински, случай не имеющий дело ни с изменой Родине, и ни с совершением тяжкого преступления.

Более того Статья 27 Римского статута Международного уголовного суда, разработанный Организацией Объединенных Наций, гласит: "Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В частности, должностное положение главы государства...ни в коем случае не освобождает это лицо от уголовной ответственности...и не является само по себе основанием для смягчения приговора". (Узбекистан хоть и присоединился к данному договору, однако узбекский Парламент его еще не ратифицировал.) Например, пожизненная должность сенатора - и соответственно его неприкосновенность - не спасли чилийского диктатора Аугусто Пиночета от ареста в Великобритании в 1998 году по требованию двух испанских судей, которые расследовали его причастность к пыткам и убийствам испанских граждан в Чили с 1973 по 1990 год. Так что "Закон об основных гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан" носит чисто внутренний характер. Согласно ему экс-президент "не может подвергаться задержанию, допросу или личному досмотру. Кроме того, ему и членам его семьи пожизненно предоставляется государственная охрана в местах постоянного или временного пребывания."

Как бы то ни было, данный закон необходим для молодой страны в целях поддержания общественного порядка и консолидации нации, предотвращения внутренних конфликтов, и самое главное, для мирного обеспечения передачи власти.




Панорама (Казахстан) №16. Апрель 2003

В ближайшие два года Узбекистан сократит численность своих Вооруженных сил до 52-53 тысяч человек

Тимофей Жуков (Ташкент)

В соответствии с новой Доктриной об обороне, численность войск, находящихся в составе Министерства обороны Узбекистана, будет сокращена к 2005 году примерно на 15 тысяч. Цель, которую поставило перед собой правительство, - создание "небольшой, хорошо оснащенной армии, обладающей при этом большой мобильностью".

По приказу Главкома страны Ислама Каримова вся территория республики была поделена на пять военных округов, двум из которых, "покрывающим" Ферганскую долину и Сурхандарьинскую область, придали статус "особых". К августу прошлого года, согласно доктрине, в стране были созданы три пояса обороны. Первый составляют пограничные войска Государственного комитета по охране госграницы, имеющего с недавних пор статус отдельного ведомства. Второй пояс - непосредственно вооруженные части Минобороны. И, наконец, внутренний третий пояс - спецназ того же Минобороны.

Кадровый вопрос стал одним из главных в реформе армии. Третий год продолжается набор на контрактную службу в ВС. По неофициальным данным, примерно уже треть армии - именно контрактники, получающие в пересчете с узбекских сумов около $80 ежемесячно. Продолжительность самой срочной военной службы сокращена с 18 месяцев до одного года. "Постараемся размыть границы между старослужащими и новобранцами", - так пояснили в управлении по делам обороны Ташкента.

Благоприятная демографическая ситуация позволила правительству фактически отказаться и от призыва на срочную военную службу всех юношей, достигших призывного возраста. Начиная с этой весны в армии вводится жесткая конкурсная система отбора призывников. Отбирать будущих солдат будут теперь по пяти параметрам: социальному положению, общему состоянию здоровья, уровню физического развития, интеллектуальному уровню и по степени нервно-психической устойчивости. Как признает начальник Управления призыва и подготовки резервистов Министерства обороны Узбекистана полковник Батыр МИРЗАМУХАМЕДОВ, ".наличие юношей призывного возраста превышает наши потребности в пять-шесть раз, поэтому в армию будем отбирать только наиболее подготовленных в физическом и умственном отношении".

Не прошедших отбор в военкоматах будут теперь зачислять в мобилизационный призывной резерв. По новому Закону "О военной службе", каждый из них должен будет перечислить на спецсчет Министерства финансов денежный взнос в размере 25 минимальных заработных плат. На сегодняшний день это равно 136 тыс. сумов (около $135). Таким образом, Узбекистан стал первым государством на постсоветском пространстве, введшим почти официальный абсолютно легальный откуп от службы в армии.

В Минобороны планируют пустить эти деньги на повышение ежемесячного денежного довольствия солдат, которое на сегодня составляет 5800 сумов (около $5).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ