UzLand.Uz, 28 апреля 2003 Нужен ли Узбекистану "Закон об основных гарантиях деятельности Президента?"Одил Рузалиев
В пятницу агентство Ассошиэйтид Пресс сообщило о том,
что Президент Узбекистана Ислам Каримов в своем выступлении 4 мая XII ежегодному
заседанию Совета Управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)
в Ташкенте осудит использование пыток в тюрьмах Узбекистана, тем самым признав
факт их применения. Согласно этому же сообщению, договоренность по этому вопросу
была достигнута в ходе состоявшегося в Вашингтоне 14-15 апреля заседания
совместного Американо-узбекского совета по сотрудничеству в сфере безопасности,
на котором Узбекистан представляла высокопоставленная делегация в лице
заместителей Премьер-министра Рустама Азимова и Эльера Ганиева, а также министра
обороны Кадыра Гулямова.
В пятницу же Парламент Узбекистана принял "Закон об
основных гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан", согласно
которому экс-президент будет обладать неприкосновенностью и иммунитетом, не
может быть привлечен к уголовной или иной ответственности за действия, связанные
с исполнением им полномочий главы государства. Также в 89-статью Конституции
была внесена поправка о том, что президент не может одновременно занимать
должность председателя Кабинета министров.
За такой короткий срок официальный Ташкент решился на
огромные политические шаги, которые в скором времени должны будут принести такие
же огромные дивиденды. Многое будет зависеть от заседания Совета Управляющих
ЕБРД, а также ряда встреч Президента Каримова с ведущими финансистами мира и
делегацией МВФ в Ташкенте в эти дни. Можно не сомневаться, что своему союзнику
по анти-террористическому альянсу также помогут и Соединенные Штаты в
лоббировании выделения финансовой помощи за прогресс в области политических
реформ.
"Закон об основных гарантиях деятельности Президента
Республики Узбекистан" естественным образом породил слухи о скором уходе Ислама
Каримова с президентского поста. Хотя подобные слухи появились еще несколько
месяцев назад, основываясь на других слухах об ухудшающимся здоровье президента.
Президент Каримов многим задал головоломку: кто же станет его преемником? На
этом можно действительно поломать себе голову. Многие предсказывают чисто
российский сценарий. Но сможет ли Каримов найти "узбекского Путина", который
сейчас, не подозревая того, работает в каком-нибудь силовом министерстве? Или
все-же сценарий будет "казахским", когда Президент Нурсултан Назарбаев, подписав
в 2000 году Конституционный Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан",
породил спекуляции о своем уходе перед выборами 2002 года и, видимо не найдя
достойного кандидата, решил с уходом повременить. Тем более казахский сценарий
могут поддержать некоторые пессимисты, не доверяющие Каримову: все это может
оказаться обычной игрой в демократию в преддверии крупного события (заседания
ЕБРД) и в период международной войны с террором во главе с США, которых обвиняют
в сотрудничестве с диктаторскими режимами в процессе демократизации некоторых
стран Ближнего Востока. Вполне возможно, что Штаты попросили Узбекистан стать на
некоторые время демократическим. Президент Каримов тоже "достойного кандидата"
может и не найти. Таковым для него станет тот, который продолжит политику и
реформы начатые Первым президентом, поскольку сам Каримов, как он недавно
отметил, их пока еще до конца не довел. Это должен быть также и сверхлояльным
Каримову человеком, которому будет будущий сенатор Каримов советовать, позволив
все-таки немного независимости и гибкости. "Узбекский Путин" для этой роли может
и не подойти, поскольку очень скоро он может выйти из под контроля. Проблема
Назарбаева и Каримова в том, что у них нет сына как у азербайджанского лидера
Гейдара Алиева, который расширив полномочия премьер-министра, готовит это кресло
для него в качестве трамплина.
Если Президент Каримов все-таки решится в скором времени
оставить президентский пост, то это скорее произойдет не раньше парламентских
выборов, но может даже и позже, а именно, на следующих президентских выборах
2007 года. К этому времени новый парламент и новое правительство встанут на
ноги, урегулировав политический баланс в обществе, дабы избежать неожиданный
поворот событий. Российский сценарий может быть применен только в одном случае:
вполне возможно, что следующий премьер-министр (после парламентских выборов) и
станет кандидатом в президенты. Но в отличии от Путина, это будет личность
знакомая многим, поскольку Президент Каримов не рискнет поставить на "темную
лошадку", тем более, что класса олигархов, лоббирующих своего кандидата, в
Узбекистане пока еще нет. С трудом вериться, что новый кабинет после
парламентских выборов будет абсолютно новым. Трудно себе представить нынешнюю
политическую элиту Узбекистана на втором плане. Кабинет будет либо наполовину
новым, либо министры и вице-премьеры поменяются портфелями.
Что же даст "Закон об основных гарантиях деятельности
Президента Республики Узбекистан" экс-президенту? В России "Закон о
государственных гарантиях бывшему Президенту РФ и его семье", вышедший сперва в
виде указа Путина в последний день 1999 года и затем через год с лишним
подписанный им же, но уже в виде закона, обеспечил Борису Ельцину дальнейшую
безопасную и безбедную жизнь. Хоть "левые" в России и попытались
воспрепятствовать этому закону, он все же был принят Государственной Думой. В
Узбекистане сил, наподобии КПРФ, нет. Однако в Узбекистане вполне возможно
аннулирование закона в отсутствии политического баланса, демократических
институтов и влияния нового Парламента на политический истэблишмент Узбекистана.
Его нынешняя зависимость от исполнительной ветви власти может пагубно сказаться
на балансе политических сил. Эту проблему сейчас и пытается решить Президент
Каримов.
Пока трудно сказать что Назарбаеву дал Закон "О Первом
Президенте Республики Казахстан", который еще "круче" российского аналога и
может даже привести к двоевластию. Но изменив свое решение и приняв участие на
выборах 2002 года, казахский президент пока еще не испытал на деле новый
закон.
На Западе гарантии бывшим лидерам не предоставляются,
поскольку в некоторых странах руководство меняется очень часто. В других странах
за ними закрепляются лишь определенные льготы. В США личность экс-президента не
является неприкосновенной. Покинув Белый дом, он переходит в ранг обычного
гражданина перед правосудием. Президент Билл Клинтон был приглашен в Конгресс на
допрос по делу Моники Левински, случай не имеющий дело ни с изменой Родине, и ни
с совершением тяжкого преступления.
Более того Статья 27 Римского статута Международного
уголовного суда, разработанный Организацией Объединенных Наций, гласит:
"Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни
было различия на основе должностного положения. В частности, должностное
положение главы государства...ни в коем случае не освобождает это лицо от
уголовной ответственности...и не является само по себе основанием для смягчения
приговора". (Узбекистан хоть и присоединился к данному договору, однако
узбекский Парламент его еще не ратифицировал.) Например, пожизненная должность
сенатора - и соответственно его неприкосновенность - не спасли чилийского
диктатора Аугусто Пиночета от ареста в Великобритании в 1998 году по требованию
двух испанских судей, которые расследовали его причастность к пыткам и убийствам
испанских граждан в Чили с 1973 по 1990 год. Так что "Закон об основных
гарантиях деятельности Президента Республики Узбекистан" носит чисто внутренний
характер. Согласно ему экс-президент "не может подвергаться задержанию, допросу
или личному досмотру. Кроме того, ему и членам его семьи пожизненно
предоставляется государственная охрана в местах постоянного или временного
пребывания."
Как бы то ни было, данный закон необходим для молодой
страны в целях поддержания общественного порядка и консолидации нации,
предотвращения внутренних конфликтов, и самое главное, для мирного обеспечения
передачи власти.
|