Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



EURASIANET,
16 апреля 2003

Радикальная исламистская организация активизирует подпольную деятельность в Кыргызстане

Алишер Хамидов

Исламские экстремисты, принадлежащие к движению "Хизб ут-Тахрир" в Кыргызстане, расширяют и активизируют антиправительственную агитацию, пользуясь широко распространенными настроениями протеста против военной операции США в Ираке. По сообщениям кыргызских средств массовой информации, активисты Хизб ут-Тахрир проводят "системную критику светских устоев государственного строя".

Южные районы Кыргызстана, включая Ошскую и Джалал-Абадскую области, на территории которых проживает значительное число этнических узбеков, традиционно являются оплотом Хизб ут-Тахрир. Однако в последние недели пропагандистские материалы этой организации начали активно распространяться и в северном Кыргызстане, в том числе в столице, – сообщила 12 апреля газета "Вечерний Бишкек". Листовки Хизб ут-Тахрир были обнаружены и в крупных населенных пунктах Иссык-Кульской области.

Кыргызские правоохранительные органы сообщают об активизации пропагандистской деятельности. В дополнение к передаче материалов из рук в руки активисты Хизб ут-Тахрир по ночам расклеивают листовки на столбах линий электропередач и в местах скопления населения, – сообщает "Вечерний Бишкек".

В листовках содержатся призывы к конфронтации с властью. "Восстанем против неверных", – призывает одна из них. Другие листовки носят резко антиамериканский характер. "Война, которую начал [президент США Джордж] Буш, является колониальной и нацелена на завоевание гегемонии и власти, влияния в регионе и его передела по новейшим американским стандартам", – говорится в другой листовке.

Кыргызские правоохранительные органы отреагировали на происходящее, проведя ряд обысков в домах подозреваемых в связях с экстремистами лиц. Например, в Оше в начале апреля за распространение материалов Хизб ут-Тахрир были арестованы девять местных жителей, – сообщает Oshmedia.kg. По меньшей мере три человека были арестованы в Бишкеке. Все задержанные обвиняются в нарушении статей 297 или 299 уголовного кодекса, запрещающих "публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя", а также "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды".

В Ошской области под надзором органов правопорядка находится более 700 лиц, подозреваемых в связях с Хизб ут-Тахрир, – говорит представитель органов внутренних дел Джениш Аширбаев.

Родственники задержанных утверждают, что их близкие не сделали ничего, что нарушало бы кыргызские законы. "Моего сына задержали не во время распространения листовок, а по доносу", – заявила журналистам в Оше мать одного из арестованных, Айиста Кочкарова.

Батыр Токтобаев, аналитик из Оша, связывает рост популярности Хизб ут-Тахрир с военным присутствием США в Ираке. Токтобаев считает, что агрессивная риторика Хизб ут-Тахрир может привести к возобновлению межнациональной вражды между узбеками и кыргызами. "Поскольку эта партия [Хизб ут-Тахрир] призывает к войне с неверными, это может негативно повлиять на межнациональные отношения в регионе", – сказал Токтобаев. Местные наблюдатели отмечают, что вследствие своего кочевого происхождения кыргызы подходят к исламу иначе, чем узбеки. По официальным данным, 92 процента активистов Хизб ут-Тахрир являются узбеками.

Активизация Хизб ут-Тахрир сопровождается ростом демонстраций протеста против преследований, развернутых органами госбезопасности. Например, в южном городе Кара-Суу примерно 25 местных женщин устроили пикет в знак протеста против арестов, произведенных в начале апреля в Оше. Среди арестованных были мужья, братья и отцы многих из этих нигде не работающих женщин. Женщины протестовали также против военной кампании США в Ираке с целью свержения правительства Саддама Хусейна. Органам правопорядка удалось рассеять толпу в Кара-Суу, не применяя насилия, однако, по словам наблюдателей, в городе сохраняется напряженная ситуация. Некоторые из протестовавших женщин пытались нанести удары милиционерам.

Некоторые аналитики в южном Кыргызстане говорят, что подавление правительством индивидуальных свобод только повышает популярность Хизб ут-Тахрир. [Информацию об истории вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Сужение возможностей для выражения политического инакомыслия направляют недовольство населения в русло исламского экстремизма. Турсунбай Бакир уулу, первый омбудсмен Кыргызстана, недавно заявил, что движение [Хизб ут-Тахрир] не представляет угрозы для безопасности страны. Глава Коалиции НПО Эдиль Байсалов говорит, что власти преувеличивают угрозу со стороны Хизб ут-Тахрир, чтобы оправдать введение ограничений на индивидуальные права и получить дополнительные средства от государств-доноров.

Одним из индикаторов растущего недоверия Юга к правительству является тот факт, что все больше людей стремится получить доступ к альтернативным источникам информации. Среди тех, кто немного понимает по-арабски, популярностью пользуется катарский телеканал "Аль-Джазира". Житель Оша Кахрамон Набиев заявил Oshmedia.kg: "Я только недавно стал смотреть телеканал ‘Аль-Джазира’. Там передают совершенно другой взгляд на ситуацию в Ираке, чем ОРТ [Общественное Российское телевидение] и КТР [Кыргызская телерадиокомпания]".

По словам местных наблюдателей, популярность Хизб ут-Тахрир носит временный характер и быстро ослабнет после завершения войны в Ираке. По мнению ошских журналистов, проблемы, поднимаемые в листовках Хизб ут-Тахрир, часто имеют весьма отдаленное отношение к повседневным заботам граждан. "Если бы на Юге были заводы и фабрики, эта партия [Хизб ут-Тахрир] не пользовалась бы такой популярностью", – сказал Токтобаев.




Время МН,
16 апреля 2003

Брожение умов в американском тылу

Вадим Ночевкин (Бишкек)

Киргизия стала единственной страной в постсоветской Центральной Азии, где прошли массовые и хорошо организованные митинги протеста против войны в Ираке.

Казалось бы, от маленькой республики, держащейся на плаву только благодаря долларовым вливаниям и ставшей к тому же главным военным плацдармом США в Центральной Азии, не стоит ожидать больших сюрпризов.

Но едва загремели первые взрывы на иракской земле, киргизская милиция кинулась усиливать охрану американского посольства и прочих заокеанских представительств, опасаясь терактов. Первый звонок - в буквальном смысле - прозвенел уже на вторые сутки бомбежек, когда Киргизия праздновала Нооруз. В городе Джалал-Абад некий аноним по телефону потребовал от милиции: "Акаев должен остановить эту войну!" - и пригрозил, что в противном случае через час взлетит на воздух местный киргизско-турецкий мужской лицей. По всей республике стали появляться листовки преследуемой властями подпольной религиозно-политической партии "Хизбут-Тахрир", в которых война в Ираке называлась "четвертым крестовым походом против мусульман" и содержались призывы к правоверным "сплотиться против США".

Антивоенная волна, прокатившаяся по всей Киргизии, была далеко не стихийной. В госорганизациях в лучших советских традициях прошли собрания коллективов, дружно осудившие военные действия. Венцом кампании стал многолюдный митинг на центральной площади Бишкека.

Активнее же всего, к всеобщему удивлению, против политики Вашингтона выступили студенты Американского университета в Центральной Азии, находящегося в Бишкеке. "Я не верю в то, что американцы борются с диктаторским режимом, они поддерживали его, когда тот напал на Иран", - заявил местной прессе преподаватель политологии, профессор Уильям Хансен и указал на висящую в холле университета фотографию, на которой нынешний министр обороны США Доналд Рамсфелд жмет руку Саддаму в 1984 году.

Однако самым шокирующим сюрпризом для американского посольства стала реакция правозащитников. Послу были вручена весьма резкая петиция, под которой подписались 10 из 12 работающих в Киргизии правозащитных организаций, которых в симпатиях к авторитарным режимам упрекнуть трудно. "Бомбя иракские города, - говорилось, в частности, в этом послании, - не бомбите ли вы одновременно демократические ценности, установленные вашими предшественниками?".

Хотя почти вся мало-мальски активная общественность республики живет за счет зарубежных грантов, это не помешало ей сделать выбор не в пользу Белого дома. Иракские события раскололи и киргизскую оппозицию - подавляющее ее большинство (в особенности коммунисты) примкнуло к "антивоенной партии". В числе немногих пришедших на помощь Вашингтону оказалась партия "Ар-Намыс" ("Достоинство") во главе с сидящим в заключении бывшим вице-президентом Феликсом Куловым.

Антивоенные настроения киргизов проамерикански настроенная оппозиция объяснила "неограниченным влиянием российских массмедиа". Эту же мысль (но дипломатично не назвав конкретной страны) высказал и посол США, выразивший надежду, что "жители Центральноазиатского региона будут получать более полную информацию из множества источников". Он намекнул, что киргизские власти негласно поощряют одни митинги, не разрешая при этом протестовать по другим поводам, а также мягко посоветовал жителям республики вспомнить о "своих, более важных проблемах", чем далекая война.

От более острой критики официального Бишкека США стали заметно воздерживаться с тех пор, когда власти республики согласились разместить в аэропорту "Манас" военно-воздушную базу антитеррористической коалиции. И, как на днях дал понять посол, помощь США Киргизии не сократится - даже несмотря на ее позицию по Ираку. Официальная же позиция Бишкека остается прежней: нужно скорее вернуть ситуацию в руки ООН. Бишкек также опасается, что раздрай в антитеррористической коалиции помешает довести до конца наведение порядка в соседнем Афганистане, откуда Киргизии исходит реальная угроза.

В условиях информационной войны американские военные всячески демонстрируют Киргизии свое миролюбие - раздают гуманитарную помощь, делают евроремонт в сельских школах в "зоне безопасности". Но въедливую общественность насторожила очередная инициатива администрации США. Вашингтон обратился к киргизским властям c предложением заключить двухстороннее соглашение о том, чтобы американские военные, находящиеся на территории республики, не подлежали выдаче недавно учрежденному Международному уголовному суду. Это предложение сейчас рассматривается в правительстве Киргизии.




Моя столица (Киргизия),
18 апреля 2003

Спид по имени коррупция

Вячеслав Тимирбаев

Для начала вопрос на засыпку. Как вы думаете, о какой стране идет разговор: "Обман, мошенничество, коррупция приняли всеобщий характер и нависли над страной, как дамоклов меч. Очень многие сегодня добывают деньги нечестным путем. Врачи выдают угодные пациентам справки о состоянии здоровья, журналисты за деньги пишут хвалебные статьи, преподаватели собирают мзду со студентов во время экзаменов, госчиновники за взятки предоставляют лицензии и контракты, местные власти облагают данью всех подвластных вассалов, судьи за взятки выносят нужный обвиняемому приговор. Известные и не ставшие достоянием общественности случаи мздоимства обходятся в миллиарды, а преступники становятся все изощреннее…"?

Те, кто подумал, что речь идет о Кыргызстане, ошиблись. Фрагмент взят из статьи, опубликованной несколько лет назад в одной из газет Нигерии. Впрочем, ошибиться тут немудрено. Ведь, по данным "Транспэренси интернешнл", в списке индекса восприятия коррупции–1999 из 99 стран Кыргызстан разделил 87–89 места с Пакистаном и Угандой, не на много опередив Нигерию, которая оказалась на 98 месте, чуть–чуть обогнав Камерун.

Тема процветающей коррупции во всех эшелонах и на всех этажах власти, подрывающей авторитет государства в глазах граждан Кыргызстана и мировой общественности, стала чуть ли не дежурной в обращениях президента страны к народу и Жогорку Кенешу республики, в его выступлениях. Не однажды вопрос борьбы с коррупцией обсуждался на Совете безопасности. Этой проблеме было посвящено и последнее заседание Совбеза 31 марта.

Встревоженность главы государства непрекращающимся разгулом коррупции, ее опасность для страны понятны. Думается, не случайно так созвучны понятия "коррозия" и "коррупция". Как коррозия превращает в труху ржавчины самую прочную сталь, так коррупция разъедает пирамиду власти, развращает аппарат, превращает государство в парализованное беспределом беззакония сообщество индивидуумов.

Как показывает практика, особенно коррупция опасна для государства переходного периода, как наше. Поскольку сводит на нет любые, даже самые благие намерения правительства.

Столь же понятно стремление А. Акаева свести к минимуму, а в определенных отраслях и искоренить коррупцию, покончить с коррупционерами. Вопрос в другом. Достаточно ли у президента решимости и политической воли вести с этим злом действительно бескомпромиссную и эффективную борьбу?

Вопрос не праздный и не риторический. За короткую историю независимости Кыргызстана А. Акаев не раз объявлял войну экономическим преступлениям, неоднократно издавал указы по усилению борьбы с ними, а также контрабандой и коррупцией, призывал правительство и силовые структуры положить этим позорным явлениям конец.

Еще на заре независимости, без малого 11 лет назад, 25 апреля 1992 года в Бишкеке было проведено совещание глав местных госадминистраций с участием членов правительства и руководителей правоохранительных органов. Выступавший с докладом президент говорил, что по его поручению в правоохранительные органы республики направлены материалы о массовом растаскивании общественного поголовья скота, а также о серьезных злоупотреблениях в некоторых банковских учреждениях, связанных с поддержкой криминальных предпринимателей. Прошло несколько месяцев, но каких–либо существенных результатов нет.

С целью предотвращения коррупции в государственных структурах, отмечал далее глава государства, следовало бы установить обязательную подачу деклараций об имущественном положении семьи для лиц, занимающих руководящие должности в органах государственной власти и управления, приобретающих государственное имущество в собственность в порядке приватизации.

Пользуясь терминологией доклада, должен сказать: "прошло 132 месяца, но каких–либо существенных результатов нет". Если не принимать во внимание, что положение еще более усугубилось.

Менее чем через девять месяцев, в январе 1993 года, А. Акаев провел серию встреч с работниками силовых структур. Обращаясь к сотрудникам республиканской прокуратуры он отмечал, что наибольшую обеспокоенность вызывают увеличивающиеся в размерах и масштабах экономические преступления, коррумпированность государственных чиновников, их сомнительные связи с дельцами теневого бизнеса, мафиозными структурами. Результаты последних проверок подтверждают, что больше половины средств, предназначенных для реконструкции кыргызской экономики, используется не по назначению.

Еще более резок был президент страны на встрече с аппаратом МВД республики. Тогда он с тревогой говорил: мы вплотную приближаемся к катастрофе, рушатся базисные основы государства, больше ждать нельзя. Убежден, в выработке реформ мы не ошиблись. Но они пробуксовывают из–за противодействия коррумпированных чиновников и нежелания работать. Настало время и власть применить. Никакие призывы и увещевания уже не помогут.

И что же? Да ровным счетом ничего. После этих гневных и пронизанных тревогой за судьбу государства тирад никто из облеченных властью в республике не применил эту самую власть и ни один волос не упал с головы ни одного коррумпированного чиновника.

К Печальному результату демократических реформ в Кыргызстане следует отнести непомерное развитие бюрократического сословия. Спору нет, аппарат управленцев необходим. Без него никуда не деться. Но нужен он в разумных пределах. В противном случае, чиновники превращаются в паразитирующую орду, мешающую развитию здорового организма. Ведь бюрократическая надстройка сама по себе ничего не производит. И всякое лишнее ее звено - это барьер, тормоз на пути реформ. Непомерно раздутый аппарат - это дополнительные и не всегда справедливые налоги, рост неоправданных расходов бюджетных средств, бесчисленные отряды мздоимцев, казнокрадов и взяточников, работающих только на самоудовлетворение и самообеспечение.

Много шума наделало в республике, много надежд у рядовых кыргызстанцев вызвало заседание Совета безопасности 12 сентября 1996 года. Всем тогда показалось, что терпение А. Акаева иссякло и он повел решительное наступление на беловоротничковую преступность. Но, как оказалось, и тут все ограничилось спонтанным всплеском эмоций и завершилось ничем, если не считать отстранения от власти нескольких второстепенных фигур. Даже изобличенный, как сообщали тогда едва ли не все издающиеся в Бишкеке печатные СМИ, в целом букете крупных махинаций и злоупотреблений и освобожденный от должности иссык–кульский губернатор Ж. Сааданбеков вскоре был отправлен представлять интересы суверенного Кыргызстана и его народа в неблизкой Украине в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла.

6 октября 1997 года из недр Генпрокуратуры республики за подписью заместителя генпрокурора К. Бакиева вышла информация, сообщающая о том, что МВД КР расследует уголовное дело в отношении должностных лиц Кадамджайского сурьмяного комбината.

В ходе предварительного следствия, говорилось в ней, установлены факты совершения М. Айбалаевым в бытность гендиректором КСК злоупотребления служебным положением с причинением существенного вреда государству. 14 июня 1997 года за подписями генерального прокурора и министра внутренних дел КР в Собрание народных представителей было внесено представление о даче согласия на привлечение его депутата М. Айбалаева к уголовной ответственности.

Как же был наказан уличенный в злоупотреблении экс–гендиректор? Да никак. Более того, через некоторое время он был назначен губернатором вновь образованной Баткенской области.

Возможно, Ж. Сааданбеков и М. Айбалаев были незаслуженно подвергнуты подозрению в деяниях, которых они не совершали? Тогда почему в тех же СМИ не были гласно наказаны лица, повинные в этом, и почему не были опубликованы опровержения, восстанавливающие честь и достоинство, доброе имя и репутацию названных лиц? А если все же факты, о которых сообщалось на заседании Совбеза и в информации Генпрокуратуры, имели место, то как получилось, что скандально скомпрометировавшие себя политики были выдвинуты на столь ответственные должности?

В отчете с недавнего заседания Совбеза корреспондент "Слова Кыргызстана" привел фрагмент выступления торага Законодательного собрания Абдыганы Эркебаева: "Человеку с сомнительной репутацией нельзя доверять государственные должности. В этой связи нас беспокоит практика: президент снимает кого–то с работы, а тот через какое–то время возвращается в другое кресло".

Но в описываемых нами двух случаях кто, кроме самого главы государства, мог назначить людей с сомнительной репутацией на эти высокие посты?

А вспомним, какой фурор произвело в республике в декабре 1998 года внезапное задержание и водворение в ИВС заместителя министра финансов Р. Бегматова, руководителя аппарата Минфина А. Биялинова, директора Госфонда развития экономики при Минфине А. Иманалиева, главбуха этого фонда Ж. Абековой и начальника отдела С. Ермекбаевой, а чуть позже первого заместителя министра защиты окружающей среды Ж. Акенеева и зам. министра внешней торговли и промышленности С. Асаналиева.

Тогда же был создан Координационный совет по борьбе с экономической преступностью и коррупцией. Где сегодня этот совет по борьбе и каковы результаты его деятельности? Кто скажет?

КоррупциЯ, экономические преступления, злоупотребления властью должностных лиц в наших сегодняшних условиях рождаются не из пороков отдельных индивидуумов, а являются порождением экономической и политической системы государства.

Причина тотальной коррумпированности общества в сосредоточении бесконтрольной и никоим образом не зависимой от общественности власти в руках бюрократического аппарата не только в экономике, но и в социально–общественной жизни. Не следует сбрасывать со счетов также фактическое бесправие населения и бессилие законов.

Если во всех цивилизованных странах действует принцип "все, что не запрещено, - разрешено", то у нас жизнь построена по укоренившемуся с тоталитарных времен правилу "все, что не разрешено, - запрещено". И сохранение этого правила везде и на всех уровнях строго блюдет чиновник, который идет навстречу просителю лишь в случае получения взятки.

Выступая на последнем заседании Совета безопасности, А. Акаев заявил: "Энергетика - это та сфера, где в 2003 году мы обязаны искоренить коррупцию, утвердить добросовестное управление!".

На мой взгляд, президент выдвинул явно невыполнимую задачу. Если мы всерьез намерены строить рыночную экономику, нам не избежать товарно–денежных отношений. А еще классики политэкономии предостерегали: пока существуют товар и деньги, такое общечеловеческое зло, как коррупция, организованная преступность, проституция, нелегальный бизнес, - пороки неизбежные и до конца неистребимые.

Однако это отнюдь не означает, что общество должно с участью обреченных капитулировать перед этим злом. Разумеется, извести коррупцию под корень нам не удастся ни в этом году, ни в обозримом будущем. Но предельно жестко поставить на борьбу с ним демократическое законодательство и на основе строго соблюдаемых правовых нормативов, особенно в отношении госслужащих, работников фискальных, силовых и правоохранительных структур, заметно снизить, а затем и свести к минимуму коррупцию в Кыргызстане, хотя и очень непросто, но реально.

Нужно не на словах, а на деле добиваться того, чтобы воровать и брать взятки было невыгодно и крайне опасно.

Говоря о демократическом законодательстве, я имею в виду практику ряда зарубежных стран, в законах которых все это подробно расписано и в которых под понятием "коррупция" понимаются подкуп, взятка, дорогостоящий подарок, оказание внушительных по стоимости услуг подкупаемому или членам его семьи… Рассматривается при этом дача взятки за совершение действия, которое должностное лицо обязано выполнять по долгу службы, или "необязательного" действия; получена взятка до или после услуги должностного лица; "благодарность" за действие или, напротив, за бездействие; вымогался бакшиш или, наоборот, навязчиво предлагался; напрямую передавалась взятка или через посредника. Подразделяются виды взяток - деньги, ценный подарок, незаконный, завышенный или льготный кредит, повышенный гонорар, издание книги или публикация трудов, услуги. Учитывается характер оплачиваемых благодеяний - повышение в должности, выгодный контракт, получение наград или званий, престижная загранкомандировка и т. д. Строго регламентированы и допустимая стоимость подарка, масштабы гостеприимства.

В связи с этим вспоминается казус с 38–м президентом США Джералдом Фордом. На рабочую встречу с генсеком КПСС Л. Брежневым во Владивостоке он приехал не по сезону легко одетым. А тут еще резко похолодало, выпал снег. Советская сторона подарила Форду волчью доху и пыжиковую шапку.

После переговоров, попрощавшись с Брежневым в аэропорту, Форд поднялся по трапу и хотел уже войти в салон своего лайнера, как его остановил кто–то из помощников. И тут Форд снял с себя полушубок и в шапке скрылся в "Боинге". А доху вернули генсеку. Как выяснилось, она стоила больше 50 долларов и по закону США подпадала под категорию взятки, тогда как шапка стоила меньше 50 долларов. Ее президент Америки мог оставить себе.

Политический словарь советской эпохи трактует термин "коррупция" как "подкуп, продажность, взяточничество, практикующиеся в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников".

Мы еще близко не подошли к буржуазному миру по уровню жизни и доходов, но вот подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных, средних и мелких чиновников у нас достигли таких размеров, какие тем же буржуазным Дании, Швейцарии или Финляндии и не снились.

И в этом деле мы опережаем едва ли не всех друзей по СНГ. Вот только опережение это крайне печального и опасного свойства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ