Приложение 4
Стенограмма заседания Государственной Думы 4 апреля 2003 г.
(Государственная Дума. Стенографический отчет. Бюллетень №231.- М., 2003.-
С.38-40).
(После перерыва)
Председательствует Председатель Государственной Думы Г.
Н. Селезнёв
Председательствующий. Уважаемые депутаты, пройдите,
пожалуйста, в зал заседаний. Мы скоро в автоматический режим переведем, и будет
работать автомат, зазывать депутатов в зал.
Коллеги, пройдите в зал заседаний.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Николай Васильевич,
сейчас камеры покажут, и многим фракциям будет
кисло.
Коллеги, пройдите в зал заседаний.
Прошу включить режим регистрации.
Кто без карточки, прошу зарегистрироваться в
секретариате.
Покажите результаты.
Результаты регистрации (16 час. 03 мин. 19 сек.)
Присутствует 411 чел. . . . 91,3%
Отсутствует 39 чел. .... 8,7%
Всего депутатов ....... 450 чел.
Не зарегистрировано .... 39 чел. ..... 8,7%
Результат: кворум есть
Продолжаем нашу работу.
Мы с вами рассмотрели пункт 9, сейчас переходим к пункту
10 повестки дня. Виноват, на 16 часов мы зафиксировали три законопроекта,
по-моему. Три законопроекта, да.
Пункт 26: о проекте федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Доклад депутата Сергея Николаевича Юшенкова. Содоклад Валерия Васильевича
Гребенникова.
Пожалуйста, Сергей Николаевич.
Юшенков С. Н., депутат
Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении.
Уважаемые депутаты, вопрос о гражданстве в любом
государстве является чрезвычайно серьезным вопросом, и в зависимости от
демографической ситуации процедура получения, приобретения гражданства то
усложняется, то, наоборот, упрощается. Когда демографическая ситуация
нормальная, тогда, безусловно, закон о гражданстве упрощает процедуру
приобретения гражданства. Если демографическая ситуация ухудшается, то в таком
случае процедура всегда упрощается.
Мне кажется, что закон, который мы с вами недавно
приняли, - "О гражданстве Российской Федерации", новая версия закона, - вопреки
демографической ситуации в нашей стране усложняет процедуру приобретения
гражданства и прежде всего для тех категорий граждан, которые являются
гражданами стран СНГ и стран Балтии, несмотря на то, что эти граждане в свое
время были гражданами Советского Союза. Мне представляется, что необходимо
существенным образом пересмотреть нормы закона "О гражданстве...", которые
усложняют процедуру получения, приобретения гражданства именно для этой
категории граждан.
Мы с Виктором Валерьевичем Похмелкиным внесли
законопроект, который подготовлен на основе Конституции Российской Федерации, на
основе Европейской конвенции о гражданстве, Конвенции о сокращении
безгражданства и других международных документов.
Кроме того, нами учтены и использованы в законопроекте
материалы Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, который
состоялся 20-21 июня 2002 года. Были в законопроекте учтены в том числе и
пожелания Президента Российской Федерации, которые он высказал на Конгрессе
соотечественников, проживающих за рубежом.
Мне представляется, что необходимо восстановить
справедливость по отношению к тем гражданам Российской Федерации, которые
являются гражданами России по праву рождения, по праву рождения в бывшем
Советском Союзе или в Российской Империи. В этом смысле наш законопроект
предусматривает более упрощенную процедуру получения гражданства для тех, кто
был гражданином Советского Союза, а сейчас является гражданином одной из стран
СНГ или стран Балтии.
Мне кажется, нельзя переносить такую процедуру
приобретения гражданства на этих лиц, фактически это точно такая же процедура,
как и предусмотренная для иностранцев. Это абсолютно, с нашей точки зрения,
несправедливо. Именно поэтому мы внесли законопроект, который предусматривает
определенные изменения в процедуре получения гражданства для этих граждан. Вы
знаете, что для того, чтобы получить гражданство, необходимо выполнить ряд
условий, предусмотренных этим законом. Прежде всего, это такие условия.
Необходимо проживание не менее пяти лет после получения
вида на жительство в нашей стране. Необходимо иметь законный источник
существования, при этом в законе нет определения, что такое законный
источник существования, и это является существенным пробелом законодательства,
который позволяет чиновникам заниматься вымогательством. И многие граждане,
являющиеся фактически гражданами Российской Федерации, но не имеющие
соответствующих документов, удостоверений, вынуждены всеми правдами и неправдами
добиваться в полномочных органах получения принадлежащего им по праву, то есть
документа о том, что они действительно являются гражданами Российской
Федерации.
Далее. Предусматривается, что эти граждане должны
отказаться от гражданства стран СНГ или стран Балтии. То есть человек, или лицо,
которое фактически является гражданином Российской Федерации и в силу тех или
иных причин получило гражданство любой страны СНГ или Балтии, не может без того,
чтобы отказаться от гражданства другого государства, претендовать на получение
гражданства Российской Федерации. И для этого требуется, чтобы они проходили вот
эту длительную процедуру.
Далее, следующее условие. Необходимо, чтобы эти граждане
еще и сдавали экзамен на знание русского языка, что, в общем-то, является
абсурдом, потому что значительная часть этих граждан, конечно же, хорошо владеет
русским языком. Мы знаем о той тяжелой ситуации, которая складывается во многих
регионах страны в связи с тем, что так называемые мигранты (хотя, еще раз
подчеркиваю, с точки зрения нашей Конституции и с точки зрения решения
Конституционного Суда от 16 мая 1996 года они фактически являются гражданами
Российской Федерации) не могут добиться получения соответствующих документов, с
тем чтобы иметь равные со всеми другими гражданами права.
Мне представляется, что наш законопроект позволяет
восстановить справедливость прежде всего по отношению к тем гражданам Российской
Федерации, которые в силу известных причин одновременно стали и гражданами стран
СНГ либо стран Балтии, это во-первых. Во-вторых, законопроект фактически
предлагает привести в соответствие с нормами Конституции и решением
Конституционного Суда от 16 мая 1996 года нормы действующего закона "О
гражданстве...". И в-третьих, наш законопроект фактически позволяет
ликвидировать те пробелы в законодательстве, которые позволяют чиновникам брать
взятки у граждан, претендующих на гражданство Российской Федерации. Всем хорошо
известно и всем понятно, что этот законопроект ни в коей мере не препятствует в
получении российского гражданства тем лицам, которых бы наша страна не хотела
видеть гражданами Российской Федерации, - занимающимся, например, преступной
деятельностью, или по каким-либо другим причинам. Как раз именно эта категория
лиц без проблем получает необходимые документы, как раз именно эта категория лиц
с помощью взяток и так далее добивается получения соответствующих необходимых
документов и получает гражданство Российской Федерации по упрощенной, что
называется, схеме.
Очень жаль, что мы сегодня не рассмотрели, не успели
рассмотреть проект постановления с обращением к Президенту, подготовленный
депутатом Алкснисом и другими депутатами, в котором, на мой взгляд, очень точно
дается оценка семи месяцам действия новой версии закона "О гражданстве...". Там
авторы предлагают обратиться к Президенту с просьбой, чтобы была сформирована
соответствующая рабочая группа и были разработаны изменения в соответствующие
законы.
Мне кажется, что, если мы действительно всерьез
озабочены тем, чтобы в нашей стране была успешно решена проблема, в том числе
связанная с негативными последствиями распада Советского Союза, мы должны были
бы принять поправки, предложенные нами в этот закон "О гражданстве Российской
Федерации".
Мне представляется, что в определенном смысле
законопроект, подготовленный депутатом Надеждиным и депутатом Алкснисом (он,
правда, касается несколько иных аспектов закона "О гражданстве Российской
Федерации"), действительно позволяет улучшить создавшееся положение дел и в
какой-то мере решить проблему нормального получения гражданства теми лицами,
которые фактически - и по рождению, и по смыслу нашей Конституции - имеют право
на приобретение гражданства Российской Федерации по упрощенной процедуре.
Заключение комитета, которое имеется у вас, меня, честно
говоря, в некоторой степени удивляет. Комитет признает наличие как бы этой
проблемы и указывает, что нельзя принимать предложенный законопроект по одной
простой причине - некоторые поправки в закон "О гражданстве Российской
Федерации" фактически противоречат концепции закона. Но мне кажется, что вовсе
нет необходимости называть то; что может быть исправлено при принятии
законопроекта во втором чтении, изменением закона вообще. В противном случае
этот же комитет должен будет по этой причине отклонить законопроекты Президента
Российской Федерации, которые он внес по реорганизации, скажем, ФАПСИ, ФСБ и так
далее, потому что эти поправки, эти законопроекты о поправках в соответствующие
законы, уж точно противоречат концепции существующих законов. Ну и потом все
депутаты прекрасно знают этот извечный спор в отношении концепции. Что такое
концепция? Ведь в статье 14 существующего закона "О гражданстве Российской
Федерации" достаточно четко говорится о том, что необходима упрощенная процедура
принятия гражданства. Правда, эта упрощенная процедура в конечном итоге сводит
на нет саму эту благую цель, благое пожелание. И в этом смысле предложенные нами
поправки фактически не противоречат концепции существующего закона "О
гражданстве...".
Уважаемые депутаты, я бы просил вас поддержать наш
законопроект, который, как мне представляется, позволяет разрешить сложнейшие
проблемы, существующие с приобретением гражданства Российской Федерации, прежде
всего для бывших граждан Советского Союза, которые сегодня являются гражданами
стран СНГ и Балтии. И этот законопроект, с нашей точки зрения, позволяет
разрешить сложнейшие проблемы в местах компактного проживания мигрантов.
Спасибо.
(Продолжение в следующем
номере)
|