Kreml.org, 13 мая 2003 Комментарий к событию - IV заседанию группы высокого уровня (ГВУ) по созданию единого экономического пространства России, Украины, Беларуссии и Казахстана в МинскеКонстантин Затулин, директор Института стран СНГ
Как
бывает в истории всех наших интеграционных попыток, все будут делать вид, что
идет большая работа, и выдавать за очень серьезные достижения взаимные мелкие
уступки
В белорусской столице будет предпринята попытка
реализовать декларацию, которая была озвучена на встрече четырех президентов:
Путина, Назарбаева, Лукашенко и Кучмы в Москве в феврале месяце. Тогда, в момент
обострения международной обстановки, накануне войны в Ираке, Президент Путин
попробовал, как мне кажется, консолидировать наиболее крупные из бывших союзных
республик вокруг России, выдвинув на этой встрече новую инициативу о создании
Объединения региональной интеграции. Повод и время были связаны с желанием
продемонстрировать то, что Россия остается "законодателем мод" на постсоветском
пространстве. В канун острого международного кризиса это требовалось российскому
Президенту, который, как известно, занял свою особую позицию по отношению к
американцам.
Более же фундаментальная причина данной инициативы,
связанная уже с состоянием самого постсоветского пространства, заключалась в
желании втянуть, наконец, в интеграционное объединение Украину. Потому что
рассчитывать на то, что в делах интеграции заиграет СНГ, уже не приходится. А
ведь до сего дня СНГ является единственным объединением, в рамках которого мы
как-то пытаемся на многосторонней основе сотрудничать с Украиной, пытаемся
развивать политику интеграции и согласованных действий. Во всех других форматах
Украина с Россией на постсоветском пространстве в многосторонних объединениях не
участвует - в ЕврАзЭС Украины нет, в Договоре о коллективной безопасности ее
тоже нет. Укрепляя ЕврАзЭС и ДКБ, Президент России и Правительство России все
время наталкиваются на то, что Украина продолжает оставаться за бортом этих
объединений и не хочет в них вступать.
Поэтому Путин, используя свое личное влияние на Кучму и
факт своей вовлеченности во внутриукраинские дела, выдвинул новое предложение и
тем самым попробовал "притянуть" Украину таким образом, чтобы это не выглядело
как капитуляция Украины, явная сдача ею позиций при вхождении в ЕврАзЭС и так
далее. То есть он сделал еще один шаг навстречу Кучме, предложив ему абсолютно
новую форму региональной интеграции. В этом, как мне кажется, и заключен весь
смысл того, что будет происходить 15 и 16 мая в Минске.
Тогда, в феврале, четыре президента договорились о том,
что начинает работу группа высокого уровня во главе с вице-премьерами (от России
в ней участвует Христенко), и эта группа встречалась уже четыре раза. Уже
четырежды вице-премьеры пытались обсудить, каким образом им воплотить в жизнь
политическую декларацию о создании Объединения региональной интеграции (ОРИ). На
мой взгляд, до сих пор это не получается именно потому, что после того
пароксизма взаимной любви, который случился в феврале, после этого Ламуэртова
поцелуя вылезли все старые проблемы и противоречия, в результате которых мы
столкнулись с нежеланием Украины всерьез участвовать в интеграционистском
проекте, находя самые разные поводы.
Несмотря на то, что их новый премьер вроде бы с востока
Украины, он, однако, отказывается, насколько мне известно, подписывать документ
о создании общего валютного пространства. А это именно то, что как нечто
конкретное хотел бы видеть в ОРИ Путин.
И в результате толкут воду в ступе - с одной стороны,
отказаться совсем от этой затеи значило бы нанести ущерб инициативе, которая
была поддержана и публично декларирована на февральской встрече четырех лидеров,
а, с другой стороны, реально продвинуться вперед не получается. Как в таких
случаях бывает в истории всех наших интеграционных попыток, все будут делать
вид, что идет большая работа, и выдавать за очень серьезные достижения всякие
мелкие взаимные уступки, которые не затрагивают существа предложенного в
феврале. Во всяком случае, уже публично критика прозвучала. 28 апреля Лукашенко
обрушился с критикой на ход дел в группах высокого уровня, заявив, что если так
будет продолжаться и впредь, то он сделает вывод, что не нужно на это тратить
время. То есть он публично обнаружил то, что король-то голый и дела не
двигаются.
С чем сталкивается Россия? Россия имеет несколько
пересекающихся, дополняющих или противоречащих друг другу проектов интеграции со
странами СНГ: Союз России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество и
его военно-политическая составляющая - Договор о коллективной безопасности и,
наконец, эта новая Организация региональной интеграции. Союз России и Белоруссии
на сегодняшний день находится в тупиковом состоянии, и одна из причин этого -
то, что даже договор 99-го года не выполняется в полном объеме. Белоруссия на
сегодняшний день хотела бы сохранить положение, при котором она пользуется
льготами, но при этом не идет на действительное воссоединение с Россией.
Белорусская элита поняла, что если объединение состоится
на двусторонней основе, то тогда Россия просто-напросто поглотит Белоруссию.
Белорусская элита не скрывает, что она была бы согласна на более тесное и
скорейшее объединение, если бы это было многостороннее объединение, в рамках
которого оставалась бы хоть какая-то гарантия независимости или
полунезависимости каждого из участников. Почему, по мысли белорусов, состоялся
Европейский Союз? Потому что в нем много участников и нет ни одного безусловно
доминирующего. В объединении России с Белоруссией есть абсолютно доминирующий, и
это - Россия. Поэтому идеальной схемой, с точки зрения белорусов, было бы, если
бы это было объединение, скажем, России, Украины, Белоруссии и, возможно,
Казахстана. Фактически в рамках ОРИ ей этот формат и предложен. Он дает гарантию
меньшим, чем Россия, участникам, а при наличии многосторонности Россия не будет
доминировать. Они опасаются России, они хотят воспользоваться ресурсами и
возможностями России и вместе с тем хотят получить гарантии того, что рано или
поздно это не превратится в единое государство. Вот в этом смысл ЕврАзЭС, ОДКБ,
в этом и смысл Объединения региональной интеграции.
По сути, ОРИ является полнейшим клоном ЕврАзЭС за
исключением одного - в нем нет довеска в виде Таджикистана и Киргизии, которые
ни на что не влияют. Но зато есть Украина. А любой союз на постсоветском
пространстве, в котором нет России или Украины, это всегда неполноценный союз,
потому что отсутствие хотя бы одного - это почва для интриг и замыслов,
направленных на конфронтацию и на двоецентрие внутри СНГ. Россия исторически
является одним таким центром, а другим пытаются, при поддержке извне, сделать
Украину. То есть, в конечном счете, идея, когда Россия и Украина не вместе, -
это идея, на которой строится вся политика как мировой сверхдержавы, так и
всяких других злоумышленников, выступающих против усиления России на
постсоветском пространстве.
Украина не хочет идти на серьезное экономическое и на
военно-политическое объединение с Россией, потому что рассчитывает, что ее
геополитическое положение, востребованность для планов сдерживания России на
постсоветском пространстве будут оценены и над ней разольется наконец золотой
дождь евро-долларов. Украина тянет эту карту, хотя сегодня она не может так
просто, грубо выйти из договоренностей с Россией. Сегодня Кучма не в том
положении, чтобы он мог пренебрегать Россией. Путин не так давно спас Кучму от
свержения, поэтому, пока власть на Украине слаба, та тянет время. На Украине в
этом власти все, в том числе и оппозиция, содействуют. Но после того, как время
Кучмы пройдет, - закончится и время даже формального участия Украины в подобных
интеграционных проектах.
Это серьезно осложнит ситуацию для России. Время
работает здесь не на нас. Поэтому-то Путин и стремится как можно быстрее связать
Украину какими-то обязательствами, чтобы добиться, пока Кучма еще у власти,
каких-то продвижений. Но, к большому сожалению, он, в общем-то правильно понимая
суть проблемы, чересчур увлекся попытками соблазнить Украину, обнять ее
покрепче. В результате продолжается деградация российского фактора на Украине.
Мы продолжаем не обращать внимания на то, что следовало бы, жестче ведя себя с
Украиной, не рассчитывать на продажных политиков, которые там сегодня находятся
у власти, а готовить там свою собственную силу. Это могло бы быть сделано, но мы
от этого сами отказались: своей комплиментарной политикой по отношению к
украинской администрации мы сами себя связали по рукам и ногам.
|