Перспективы парламентаризма в Белоруссии и РоссияВладислав Лосев (Минск), Александр Фадеев (Москва)
Прошлые парламентские выборы в
Белоруссии не прибавили динамизма процессу дифференциации политических сил и
групп республики. Часть оппозиционных структур продолжает стоять на платформе
сильно выраженного национализма, другая – больше склоняется к социальному
прагматизму, социал-демократическим идеологическим конструкциям
западноевропейского типа, одновременно отстаивая национальный суверенитет. В
целом радикальная оппозиция демонстрирует приверженность ценностям,
близким по духу западной
политической демократии.
Очевидно, что оппозиционные партии и группы Белоруссии
широко прибегали к использованию привлеченных средств и продолжают пользоваться
скрытыми источниками финансирования. В противном случае следовало бы поверить в
то, что все эти годы оппозиция существовала и проводила столь масштабные и
дорогостоящие акции исключительно на членские взносы и за счет финансовых
ресурсов ассоциированных организаций. Основные фонды политических партий,
входящих в оппозицию, формировались путем реализации теневых схем, далеких от
закона, подпитывались с помощью зарубежных центров, заинтересованных в
существовании в республике партий определенной направленности. Тем не менее,
финансово-материальное положение оппозиционных партий и групп республики в
настоящий момент никак нельзя назвать блестящим. Следует при этом отметить, что
оппозиционные периодические интернет-издания, газеты и
информационно-аналитические журналы, а до недавнего времени радио- и
телепередачи, вполне успешно конкурируют с официозными, государственными,
поскольку делаются талантливыми аналитиками и журналистами.
Оппозиционные политические партии отражают
фрагментарность белорусского общества, лишь отдельные, частичные интересы
социума, прежде всего части интеллигенции. Кроме того, низкая популярность
оппозиционных групп объясняется тем, что декларируемые ими пути модернизации
экономики и программы социально-политических преобразований неизбежно приведут к
демонтажу государства социальной защиты, что большинству белорусов сегодня не
нравится. Современная оппозиция показала неспособность органично участвовать в
разработке и осуществлении правительственных программ, а также не смогла за все
годы существования объединиться с тем, чтобы хоть как-то влиять на
реформирование центральных политических институтов Белоруссии.
Достаточная размытость позиций и политических задач
партий и общественных движений в Белоруссии косвенно влияет и на расстановку сил
в нижней палате Национального собрания. Деление депутатов на левых, правых,
центристов и пр., которое можно встретить в материалах оппозиционных средств
массовой информации, выглядит надуманным и достаточно условным. Отдельные,
склонные к либерализму депутаты Палаты представителей то организуются в
парламентские группы под влиянием социально-политического прагматизма, то с
такой же легкостью самораспускаются. Впрочем, деятельность этих групп заметного
влияния на политическую жизнь республики, да и на решения парламента не
оказывает. К тому же Национальное собрание пока остается определенным придатком
партии управленцев, противоречий в идейной сфере у подавляющей массы
парламентариев и правительственных кругов не наблюдается, депутатский корпус по
сути основательно сросся с административно-управленческим аппаратом и разделяет
его идею о сильном государстве. В последнее время на парламентском уровне
не отмечено и внешних проявлений борьбы кланов. В этом, очевидно, сказались
усилия президентской администрации, направленные на упорядочение политической
жизни Белоруссии в целях поддержания однополярной политической структуры.
Парламентской оппозиции, как таковой, в республике нет.
Внепарламентская политическая оппозиция слаба и разобщена, что, к слову, с
успехом использует для укрепления своих позиций на выборах группа
проправительственных коммунистов. У оппозиции не наблюдается тенденции к
интеграции, что выражается, например, в отсутствии поиска компромисса партийных
программ. Прозападная оппозиция настолько слаба, что, даже в случае своего
объединения (что, откровенно говоря, трудно представить), не способна выиграть
грядущие в следующем году парламентские выборы, не говоря уже о выдвижении и
победе собственного кандидата в президенты. Ранее внепарламентская оппозиция
надеялась на поддержку при определенных обстоятельствах профсоюзного движения,
но с установлением жесткого контроля за профсоюзами со стороны президентской
администрации в 2002 г. эта надежда растаяла. Поиски союзников за пределами
Белоруссии привели функционеров Объединенной гражданской партии Анатолия
Лебедько к реализации политических контактов и обмену мнениями с российскими
правыми(СПС), однако этому серьезно мешает принцип ОГП – «сначала Беларусь».
Авторитетной силой в Белоруссии остается Русская
православная церковь, но белорусские церковные иерархи проявляют сдержанность и
проводят политику невмешательства.
16 апреля 2003 года президент Белоруссии Александр
Лукашенко обратился к белорусскому народу и Национальному собранию Республики
Беларусь с традиционным ежегодным посланием. В своем выступлении Лукашенко
очертил те принципы, на основании которых, по его мнению, будет строиться в
дальнейшем внешняя и внутренняя политика Белоруссии, а также развиваться
экономика республики.
Глава республики коснулся международного положения
Белоруссии и вопросов международной и национальной безопасности. Он вполне
справедливо заявил, что недавняя война в Персидском заливе была направлена не
столько на захват иракских месторождений нефти (хотя и это немаловажно), но в
первую очередь на формирование нового порядка в мире с особыми правами
единственной сверхдержавы по произвольному использованию военной силы, в том
числе и для свержения неугодных американской администрации правительств
суверенных государств. Александр Лукашенко подчеркнул, что, несмотря на желание
белорусских властей «налаживать с Америкой нормальные отношения», Соединенные
Штаты намерены усилить поддержку оппозиционных сил в республике, принять осенью
этого года в конгрессе т.н. «акт о демократии в Белоруссии», предусматривающий,
в частности, выделение «на насильственную демократизацию» около
пятидесяти миллионов долларов.
Истинной целью атак на Белоруссию является, по мнению
Лукашенко, белорусско-российская интеграция. В сложившихся условиях
стратегический интерес Беларуси состоит в дальнейшем развитии союза Беларуси и
России, придании союзным отношениям новой динамики. В то же время президент
Белоруссии дал понять, что руководство республики намерено и в дальнейшем
в вопросе белорусско-российского сближения придерживаться принципа незыблемости
суверенитета Беларуси и высказался за такую модель интеграции, при которой
одновременно будут иметь место сильные межгосударственные структуры и суверенные
государства-участники.
Александр Лукашенко упрекнул руководство
Российской Федерации в том, что оно на сегодняшний день не может по многим
причинам, прежде всего внутренним, изменить свою Конституцию. При этом
президент Белоруссии выразил заинтересованность в скорейшем принятии
Конституционного акта Союзного государства, который должен быть законом прямого
действия, реально уравнивающим права граждан, субъектов хозяйствования двух
государств. Будущему парламенту союзного государства руководство Белоруссии
отвело «важную» роль в формировании правовой основы при создании единого
экономического пространства при реализации принципа «одна страна – две
системы».
Партия власти сегодня имеет достаточно сильную фракцию в
Национальном собрании и в собственных целях задействует не только
государственную информационную сеть, бюрократические структуры, но и, как
представляется, бюджетные средства и специальные, неподконтрольные фонды
президентской администрации. Эта партия чиновников несмотря на ряд негативных
факторов, связанных с общим тяжелым финансово-экономическим положением
Белоруссии, продолжает удерживать свои достаточно прочные позиции, о чем, в
частности, свидетельствуют мартовские выборы депутатов в местные советы. Именно
она определяет политическую и во многом социальную жизнь в республике и, не
являясь в сущности народной партией, продолжает сохранять доверие большей части
избирателей, традиционно голосовавших за кандидатов правительственного лагеря.
Вместе с тем, ее функционеров тревожит тенденция
заметного роста доли голосов на местных выборах, полученных кандидатами
политических групп оппозиции (которые считались ранее малочисленными и слабыми),
а также беспартийными соискателями мандатов. Итоги выборов в местные советы
говорят о появлении у электората определенных настроений, косвенно
свидетельствующих об увеличении доли избирателей, не согласных с
правительственным политическим курсом. Однако осознание этого факта, по крайней
мере пока, не привело властную элиту к пониманию необходимости реформирования,
модернизации собственных политической структуры и программ. В условиях
отсутствия в Белоруссии сформированного и устойчивого политического класса
доминирующее положение на выборах и в парламенте представителей партии власти
будет сохраняться, однако устойчивость, укорененность ее в социум, учитывая
кризис в экономике, скорее всего, будут снижаться, что может привести к
дестабилизации политического режима и подрыву господствующего положения
президентской администрации. Процесс автоматического воспроизводства единой
политической структуры привилегированных государственных управленцев в этих
условиях станет невозможным.
Нельзя исключать и того, что определенную роль в
снижении влияния партии власти сыграет ширящаяся маргинализация белорусского
общества. С одной стороны, маргинальные слои достаточно апатичны, не способны
четко выражать политические предпочтения и требования, инициировать протестную
организованную деятельность. Но с другой – маргинальные слои представляют собой
питательную среду для прорастания радикальных персонифицированных элементов,
появление которых на политическом небосклоне республики из-за известной
изолированности маргиналов от социума может оказаться неприятной неожиданностью
для президентских политтехнологов в канун выборов в Национальное собрание. Кроме
того, белорусская молодежь в основном не приемлет существующие правила и
оргструктуры политической деятельности, но явно тяготеет к быстрому решению ряда
задач, которые считает важными, что может вызвать при известном стечении
обстоятельств активизацию ее интереса к политическим событиям и партиям. В этом
случае дистанция между молодежью и группами политических реформ может
стремительно сократиться, тогда как изоляция консервативной партии власти от
общества будет только нарастать.
Партия власти в Белоруссии занимает не только
центральное, но и, фактически, монопольное место в политической системе,
является остовом существующего режима и идентифицирует себя с государством.
Такого рода всевластные политические организации способны одерживать
убедительные победы на выборах представительных органов всех уровней,
безраздельно диктовать обществу политический порядок, являясь как бы
конституционным государственным институтом. Вместе с тем, такое положение
заставляет предъявлять повышенные требования к такому порождению слившихся
политической и административной систем, ждать от партии власти не только
высокого уровня управления республикой, но и способности к модернизации
государства. Любой же кризис экономики, финансовой сферы неизбежно приведет к
упадку властной компетенции и распаду политической организации правящего класса.
Исторический пример соседней Польши свидетельствует, что в свое время
Л.Валенсе не удалось уйти от политической ответственности за экономические
просчеты и тяготы жизни поляков, несмотря на то, что он активнейшим образом
использовал свои президентские полномочия и на всех уровнях властной вертикали
расставил «своих людей».
В целом же в Белоруссии на лицо довольно парадоксальное
положение. Белорусские официальные и оппозиционные средства массовой информации
в последние месяцы совместно ведут (складывается такое впечатление, что их
деятельность координируется из одного центра) пропаганду против союза с Россией,
всячески очерняя положение дел в Российской Федерации. Лейтмотив центрального
рупора правительственных кругов таков - «Россия больна и в настоящее время, без
преувеличения, умирает» («Советская Белоруссия», 09.04.2003). Тем не менее,
количество сторонников воссоединения с Россией в Белоруссии не только не
уменьшается, но постоянно увеличивается. При этом рейтинг А.Лукашенко
последовательно понижается, зато степень популярности В.Путина у белорусских
граждан неуклонно возрастает.
Так, в ходе исследований (март-апрель 2003 года)
белорусского Независимого института социально-экономических и политических
исследований (НИСЭПИ) белорусским гражданам задавались вопросы на тему
белорусско-российского объединения, ответы на которые распределились следующим
образом (%):
«Как Вы будете голосовать в случае проведения
референдума о принятии Конституции Союзного государства Беларуси и России?»
декабрь 2002 г. / март-апрель
2003 г.
За 46,1 / 50,3
Против 20,4 / 16,2
Не буду голосовать 13,7 /
16,6
«Какие положительные изменения может принести вхождение
в состав России?»
Улучшится положение дел в
экономике – 34,8;
Повысится уровень жизни
населения – 20,7;
Улучшится положение с
демократией – 8,8;
Иное – 1,0.
При этом в марте-апреле 2003 года были готовы
вновь голосовать на президентских выборах за А.Лукашенко 26,2% избирателей (в
декабре 2002 года – 30,5%, в сентябре 2002 года – 46%). В случае же объединения
в единое государство 42,2% белорусских граждан проголосовали бы в
марте-апреле за Владимира Путина(!). Как показывают исследования НИСЭПИ
значительная часть белорусского общества видит в воссоединении с Российской
Федерацией реальный выход из создавшегося в республике кризисного
социально-экономического положения, которое с течением времени продолжает
усугубляться.
По данным министерства статистики и анализа РБ за период
с начала текущего года до конца апреля потребительские цены в Белоруссии
уже выросли на 10,2% при прогнозе правительства и Национального банка в 18-24%
за год. Особенно острое положение сложилось в области цен на
жилищно-коммунальные услуги цены, которые с января 2002 года по февраль
2003 года возросли в три с половиной раза. И это при росте реальной зарплаты за
этот период всего на 9%. Как заявил по этому поводу в своем выступлении
Александр Лукашенко: «Положение огромного количества семей, особенно с детьми и
пенсионеров, стало почти отчаянным. Было нарушено соотношение между доходами
населения и ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги». Тем не менее,
министерство экономики РБ считает, что в настоящее время уровень возмещения
населением затрат на жилищно-коммунальные услуги составляет около 63%. Поэтому,
по всей видимости, рост цен в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет
продолжаться. А если прибавить к этому фактическое введение платной медицины,
многочисленные задержки с выплатой зарплаты, пенсий(чего раньше в Белоруссии не
случалось) и ничтожные заработки в сельском хозяйстве, то становится очевидной
вся сложность нынешней социально-экономической обстановки в республике.
Вполне очевидно, что белорусско-российские отношения
подошли к тому рубежу, когда абсолютно нетерпимой становится любая
двусмысленность. Надо, наконец, определяться, в каком направлении двигаться.
Ведь и так уже потеряно слишком много времени. Почти два года
прошедшие после президентских выборов в Белоруссии оказались периодом не
ускорения, а торможения объединительных процессов, в том числе и вследствие не
конструктивности белорусской стороны, позиция которой, к сожалению, не
отличается ни гибкостью, ни должным пониманием характера изменений происходящих
в международных отношениях.
Правящая элита Белоруссии никак не хочет смириться с
тем, что «ельцинская» модель интеграции, когда Российская Федерация выступала в
качестве сырьевого и финансового спонсора белорусского «экономического чуда»,
уже не может быть реализова на практике. Россия изменилась, ее политика стала
более прагматичной, а главное – началось осознание того, что ее историческая
миссия выше, чем просто роль страны «второго ранга». С этим необходимо
считаться и понимать, что никакие «эмоции» и уж тем более политические
истерики ничего изменить не в состоянии.
Перед руководством Белоруссии, с нашей точки
зрения, лежат только два возможных пути. Это или решительное, без проволочек
объединение с Россией, в первую очередь, в военно-политической сфере, с отказом
от бессмысленной и, по большому счету, провокационной «незалежнiческай»
риторики. Или же Белоруссии придется в полной мере ощутить на себе
печальную судьбу слабосильной, третьесортной и попираемой сильными мира сего
«почти банановой» республики. Право же, западнорусский народ – белорусы –
достоин иной, более справедливой участи.
Во внешней политике руководство республики после событий
в Ираке, очевидно, испытывает определенные колебания. Сейчас в правящем классе
Белоруссии, как представляется, сложился некий взгляд на внешнеполитические
предпочтения республики, который выражается в том, что «необходимо дружить с
сильнейшим» – с США. Некогда суть таких политических приспособленцев метко
и образно раскрыл Ш.Сачваи в памфлете «Зеркало патриотов»: «многие спешат
приспособиться, суетливо перенимают внешний облик; те, кто вчера были настоящими
немцами, сегодня уже настоящие венгры, а завтра будут такими, какой подует
ветер». По этому поводу стоит заметить, что если действительно представители
нынешней белорусской государственной элиты рассчитывают за отказ от
воссоединения с Россией получить благорасположение Вашингтона, то
они серьезно заблуждаются. США (надо отдать им должное) напористы и
последовательны в достижении своих целей на мировой арене. Опыт показывает, что
если правительство какой-либо страны определяется Вашингтоном как
«диктаторский режим», то любое «заигрывание» с его стороны с Соединенными
Штатами воспринимаются последними как слабость этого режима и
канун его краха. В связи с этим подрывная работа против неугодного правительства
будет только усиливаться. Поэтому любые расчеты на американский «золотой дождь»
в обмен за отказ от своих национальных интересов и единства с Россией
просто несостоятельны.
Белоруссия может стать высокоразвитым и процветающим
краем только в рамках общего государства с Россией, которое и необходимо
созидать.
|