Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №75(15.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Союз-инфо,
23 апреля 2003

Оборотная сторона медали

Марина Ермоленко

Вокруг двух с половиной миллиардов рублей союзного бюджета кипят нешуточные страсти. Причем стоит найти решение для одних проблем, как их сменяют другие, не менее сложные. Как лакмусовая бумажка, состояние союзного бюджета высвечивает общее состояние дел в Союзном государстве. Можно сколько угодно говорить о продвижении по пути союзного строительства, но хроническое недофинансирование союзных программ, долги по кредитам и недопонимание между российским и белорусским Минфинами все равно перевернут медаль оборотной стороной.

Поэтому неудивительно, что заседания комиссии по бюджету и финансам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России давно перестали быть простой формальностью. Что было главным во время обсуждения на последнем из них, проходившем в Москве 21 апреля? Во-первых, исполнение бюджета в первом квартале этого года. Вопрос, пожалуй, самый больной. Достаточно вспомнить, какой резонанс вызвало заявление председателя комиссии, российского депутата Владимира Никитина об образовании “дыры в союзном бюджете”, прозвучавшее в начале марта. Тогда Никитин выступил с резкой критикой в адрес российского Минфина, который, по его словам, решил в одностороннем порядке “изменить механизм финансирования и перейти на новый порядок исполнения бюджета”, тем самым подвергая ревизии достигнутые на самом высоком уровне договоренности.

Как изменилась ситуация к сегодняшнему дню? Члены комиссии считают, что - к лучшему. Более того, эти сдвиги дали председателю комиссии основание выразить надежду, что за первое полугодие и в целом за год бюджет будет исполнен в полном объеме.

Но, увы, успех зависит не только от 100%-го выполнения своих финансовых обязательств участницами Союзного государства. Есть еще и конечные получатели бюджетных средств - конкретные предприятия. По словам Игоря Селиванова, заместителя Госсекретаря Союзного государства, именно “недисциплинированность исполнителей”, не предоставленная ими вовремя отчетность становятся причиной неравномерности бюджетных расходов.

Как выяснилось, в недисциплинированности можно обвинить также бухгалтерии Парламентского Собрания и Постоянного Комитета. Из-за того, что они до сих пор не представили в Минфины правильно оформленные документы, Парламентское Собрание, например, поставлено в “ужасные условия”, заявил управделами ПС Евгений Линьков. Фактически финансирование Парламентского Собрания заблокировано, деньги выделяются исключительно на зарплаты сотрудникам. Но ведь на законных основаниях к таким мерам можно прибегнуть только в отношении тех организаций или предприятий, которые были замечены в нецелевом использовании бюджетных средств. “Тут недалеко и до перерастания чисто финансовой проблемы в политическую”, - предупредил Е. Линьков.

Впрочем, как выяснилось, вопрос этот решится в ближайшие недели, ни о какой политической “блокировке” речи не идет. Но сам инцидент наглядно продемонстрировал, насколько сложным, забюрократизированным остается процесс оформления всей необходимой документации для получения средств из союзного бюджета. “Или бухгалтеры у нас плохие, или отчетность слишком сложная, или наши организации чересчур большие”, - предположил один из участников заседания. Одно из трех.

Еще одна важная тема для обсуждения: что делать с остатками бюджетных средств, коих на счетах накопилось порядка 600 млн. рублей. Замечание о том, что необходимо разработать какие-то меры ответственности для тех, кто вовремя не использует все выделенные из бюджета средства, вновь отбросило комиссию к первому пункту повестки - наказывать придется всех без исключения.

Останутся ли и в этом году неосвоенные средства? Судите сами. На сегодняшний день освоено около 37% бюджетных назначений, из 14 разделов расходной части финансируется только 6. Если так пойдет и дальше, то Минфины России и Беларуси могут с чистой совестью вдвое сокращать союзный бюджет: все равно деньги лежат на счетах мертвым грузом. Неужели российским и белорусским предприятиям не нужны эти средства, чтобы подняться на ноги? Еще как нужны, но именно тем, кто не в силах подняться самостоятельно.

И здесь мы переходим к следующему больному вопросу союзного бюджета - проекту порядка возмещения части кредитной ставки. Как мы помним, в этом году решено запустить иной механизм использования бюджетных средств для реализации союзных программ. Он заключается в следующем: участник союзной программы идет в банк и выбивает там кредит под определенный процент - в среднем он составляет 25% годовых. Половину кредитной ставки обязуется выплачивать Союзное государство.

Предполагалось, что новый порядок повысит инициативность и активизирует работу. Но, по мнению российского Минфина, этого не случилось. Более того, Минфин предложил вернуться к субсидированию. Теперь внимание: в проекте есть такая строчка: “Субсидии представляются при условии отсутствия у заемщика просроченной задолженности по налоговым или иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды”.

“К нам в программы приходят от безнадеги, а, значит, в долгах”, - констатировал один из участников заседания, начальник департамента финансов Постоянного Комитета Альберт Степанов. Может быть, участие в союзных программах на условиях возмещения из бюджета 12,5% годовых за кредит и стало бы панацеей. Но предприятие, пройдя долгий путь согласования всех необходимых документов, влившись, наконец, в союзную программу, неизбежно столкнется с отказом банков выдать такой кредит. Готово ли поручиться за каждого из участников Союзное государство и сочтут ли надежным такого поручителя начисто лишенные иллюзий банкиры?

Так почему не привлекать в программы сильных участников, крепко стоящие на ногах производства - предложили участники заседания. Им в ответ был задан контрвопрос: зачем таким предприятиям союзные программы? Выслушав и тех и других, Владимир Никитин назвал разработанный порядок “деревянным велосипедом, приколоченным гвоздями к полу” и предложил рассмотреть его с учетом всех поправок на следующем заседании комиссии 20 мая. Тогда и узнаем, поедет ли велосипед и во сколько это обойдется тем, кто решится его опробовать.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ