В Крыму президенты России и Украины не договорилисьИван Симоненко (Киев)
Есть различные точки зрения на то,
чем завершились почти недельные переговоры в Крыму российского и украинского
Президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы, зачастую проходившие с глазу на
глаз, в особо доверительной обстановке. Одни, из проамериканской оппозиции,
квалифицировали встречу двух президентов в Ялте как "очередное национальное
унижение Украины". Другие, искренне заинтересованные в развитии
украино-российских отношений, обращали внимание, что руководители двух стран
"обсуждали все самые горячие темы в отношениях Москвы и Киева - начиная с
газового консорциума и вступления в ВТО и заканчивая совместными проектами в
самолетостроении". Все же, пожалуй, наиболее точно дух этих очень важных, с
точки зрения геополитических и геоэкономических перспектив развития
Украины, переговоров отразила газета "КоммерсантЪ", заметив, что "на
публику была вынесена лишь самая приятная сторона встречи".
Чтобы разобраться с этой другой стороной, обратимся к
фактам.
Киев
по-прежнему хочет "две матки сосать".
Прежде всего речь шла о готовности Украины к продвижению
в создании газового консорциума. Примечательно, что президент РФ в этот раз
говорил со своим украинским коллегой о транзите не только российского газа, но
также нефти и электроэнергии, демонстрируя, таким образом, компромиссный шаг
навстречу удовлетворения украинских финансовых аппетитов и экономических
амбиций. Однако было признано, что переговоры о создании консорциума смогут
продвинуться более успешно лишь после того, как к ним 7 мая в Киеве подключится
Германия. То есть, Киев стоит на своем и по-прежнему хочет "две матки
сосать".
Второй темой обсуждения была подготовка к очередному
саммиту СНГ и создание единого экономического пространства на территории
Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Однако некоторые высказывания
украинского президента и других политиков вызывают сомнения в искренности
интеграционных намерений Украины в рамках "четверки". "Украине необходимо думать
о создании в будущем единого экономического пространства с Евросоюзом. Это наше
будущее",- заявил Кучма. В русле такого заявления находятся высказывания главы
парламентской фракции СДПУ(о), экс-президента Украины Леонида Кравчука: "Единое
экономическое пространство. Честно говоря, я не знаю что это такое. Я, например,
убежден, что сейчас об этом говорить преждевременно". Видимо, не случайно еще до
начала ялтинской встречи президентов Кучмы и Путина, проамериканское
Интернет-издательство pravda.com.ua обращало внимание на то, что Украина
"несколько замедлила свое продвижение в направлении так называемого "союза
четырех" - то есть создания единого экономического пространства вместе с
Россией, Казахстаном и Беларусью". И несмотря, мол, на то, что "усилилось
российское давление на Украину с целью согласования шагов по вступлению во
Всемирную организацию торговли", "Союзу четырех" придет конец. Хотя при этом,
только четверть украинцев считают, что Украине есть какой-то смысл развивать
отношения со странами Европейского Союза, а более половины опасаются НАТО, как
агрессивного военного блока.
Украина
решила пренебречь интересами партнеров
Третьим важным вопросом стало предстоящее вступление
двух стран в ВТО. Как известно, Украина решила пренебречь интересами партнеров
по "четверке" и вступать в ВТО самостоятельно, хотя это противоречит московским
договоренностям 23 февраля 2003 года. Однако Владимир Путин в этот раз был
настроен довольно миролюбиво. "Но если какие-то расхождения и будут сохраняться,
это не сведет к нулю наши усилия по созданию единого экономического
пространства",- тут же успокоил всех российский президент.
Между тем, такая самодеятельность Украины способна
обернуться тяжелыми социално-экономическими последствиями для страны. По словам
Министра экономики Валерия Хорошковского. - "вступление в ВТО будет иметь
существенные отрицательные последствия". Это означает, что в 2004-2005 гг. нас
ожидает банкротство предприятий, новые волны безработных и малообеспеченных
граждан, появление, в дополнение к депрессивному состоянию территорий, новых
депрессивных городов, в том числе и областных центров, которые уже сейчас, за
исключением нескольких миллионников, зависят от одного-двух предприятий,
"выживших" под грузом либерализации 1994-2003 годов. "При отмене льгот в
производстве мы столкнемся не столько с мерами поддержки промышленности, а с
элементом отечественной социальной политики. Льготы и непрямые субсидии много
лет сдерживали от банкротства наследие СССР - предприятия с большими трудовыми
коллективами, градообразующие предприятия", - честно признался министр.
Обсуждалось также взаимодействие с ЕС. Российский
президент высказался за то, что страны СНГ совместно включились в работу по
созданию зоны свободной торговли с ЕС. Но, понимая всю отдаленность подобной
перспективы, стороны далее переключились на внутренние проблемы.
"Союзная" граница Украины на замке
Владимир Путин не скрывал, что у России и Украины
большие законодательные разногласия не только с Евросоюзом, но и между собой. Он
предложил создать рабочую межправительственную группу, которая будет
разрабатывать предложения по гармонизации законодательств России и Украины
усилиями парламентов двух стран в области санитарного контроля, технических
параметров границы и других острых приграничных с Украиной проблем, касающихся
развития и усложнения и до того непростых приграничных отношений. К примеру, как
раз в дни встречи президентов в Крыму гражданин Белоруссии был задержан (не
иначе легендарным Цюрюпой) при попытке пересечь украинскую границу на комбайне.
Совсем другие подходы Киева к другой границе - западной: согласно постановлению
Кабинета министров Украины с 1 июля 2003 г. вводится безвизовый режим въезда в
Украину для предъявителей дипломатических паспортов Святого Престола (Ватикана).
То есть, моментально, как только Польша объявила о выходе из Соглашения об
упрощенном порядке пропуска через границу, с 1 июля 2003 г. - даты введения
польской стороной визового режима в связи с вступлением в ЕС.
Еще проблемнее обстоят дела с коллективной интеграцией.
По выражению "Главреда", известного украинского аналитического агентства, даже
Армения пришла в ЕврАзЭС в качестве наблюдателя, а Киев все не определится с
полноценным членством. Единое экономическое пространство договорились строить, а
Украина со своей навязчивой идеей зоны свободной торговли, но отрицанием
координации валютной политики, выступает против всех своих союзников. Москва
хочет реконструировать ДКБ, а Киев рвется в НАТО. Не говоря уже о посылке так
называемого "гуманитарного" батальона на иракский фронт.
Поговорили…
С учетом специфики интересов военного союза стран СНГ в
современной обстановке и благодаря украинской политике многовекторности, само
собой возник момент отказа от закупок АН-70 для ВВС России. Ведь в России
реализуется программа поддержки собственного авиастроения, и в ее рамках
совершенно незачем финансировать АНТК им. Антонова, конкурирующего не
только с российскими фирмами на рынке грузовых авиаперевозок, а и в военной
области. Этот факт, отметим, вполне логично дополняет и выпячивает всю
внутреннюю натянутость "дружественности российско-украинского переговорного
процесса" в майской Ялте 2003 года. Хотя "на публику была вынесена лишь самая
приятная сторона встречи".
После осмысления сведений об этом, "некоторые украинские
СМИ и политики оказались охвачены легкой истерикой". Россия, выходя из проекта,
лишает рентабельности запуск самолета в серию, появляющейся как минимум при 170
единицах стартового пакета. Ранее Россия намеревалась закупить 160 самолетов,
Китай собирался приобрести 20. А сама Украина по бедности может себе позволит
приобрести в ближайшие годы не более 5 машин. То есть, вне рамок единого
союзного экономического пространств ни АНТК им. Антонова, ни даже госбюджет
Украины не смогут довести проект до завершения, он будет погублен. Как загублено
уже многое…
Пребывание в Крыму, как высказался Леонид Кучма,
"дало возможность поговорить обо всем без исключения".
Поговорить, особенно в праздники, полезно и для души, и
для сердца. Но разве для того встречаются главы государств, чтобы только
поговорить? Что делать-то дальше будем, братья-славяне?
|