Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №75(15.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Tageszeitung,
29 апреля 2003

Узбекистан стремится в НАТО

Петер Бем

Сильное землетрясение и последовавшие за ним оползни опустошили окрестности Ферганы. 1050 узбекских спасателей и 225 их коллег более чем из 20 стран – среди них восемь немцев из организации по ликвидации последствий техногенных катастроф – принимают участие в спасательной акции. Таков сценарий начавшихся вчера трехдневных учений в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира" в узбекской части Ферганской долины. Однако за тем, что с военной точки зрения выглядит совершенно невинно, кроются важные стратегические процессы.

Хотя военные не принимают участия в учениях, но то, что Узбекистану удалось привлечь в страну спасателей, уже указывает серьезное отношение НАТО к узбекскому стремлению вступить в альянс. Только что, в середине апреля в Брюсселе побывала высокопоставленная узбекская делегация и, как говорилось в кругах НАТО по окончании визита, убеждала всех и вся в необходимости этого шага.

Если Узбекистану удастся устранить препятствия, мешающие открыть данные военного характера, он уже скоро сможет играть активную роль в работе комитета планирования и контроля НАТО – органа, членами которого до своего вступления в НАТО были восточноевропейские страны. Требование об открытии данных вызвано тем, что Узбекистан, одна из немногих стран, к июню 2002 года не предоставила никакой информации о своих вооруженных силах.

Однако решающим для приема в НАТО будет другое – согласие США как главного члена альянса. Америка пока еще никак не высказалась по этому поводу, но то, что она приветствует решение Узбекистана о вступлении в НАТО – ни для кого не тайна. Узбекистан стал к близким союзником США в стратегически важном для них регионе. Несмотря на тот факт, что население почти единогласно было против войны с Ираком, Узбекистан вошел в "коалицию согласных". На аэродроме "Карши", на юго-западе страны, после 11 сентября 2001 года было расквартировано около трех тысяч солдат США. И похоже, надолго. Поскольку, в отличие от Киргизии, присутствие военных США в Узбекистане не зависит от развития событий в Афганистане.

И вообще, США в последнее время стали в постсоветской Средней Азии ведущей силой. Даже Таджикистан после 11 сентября предложил использовать один свой аэропорт для войны США против Афганистана. Тем не менее предпочли более стабильную Киргизию. И в Казахстане самолеты США в крайних случаях, которые всегда интерпретируются в зависимости от обстоятельств, имеют право посадки. Это значит, что США могут вести себя в Средней Азии по отношению к России так, как им хочется.

Военное присутствие обращено, прежде всего, против страны, которая только в отдаленной перспективе может стать стратегическим соперником. От Узбекистана до западной границы с Китаем всего 150 километров. За развитием событий Китай, похоже, наблюдает с крайним недоверием, так как в западной провинции Шиньян существует агрессивное сепаратистское движение. Местные жители ощущают свою культурную принадлежность к Средней Азии.

У НАТО с возможным вступлением Узбекистана в альянс появятся совершенно новые проблемы: возглавляемая французом делегация НАТО, которая осенью прошлого года побывала в Узбекистане, пришла к выводу, что в стране правит "одна из худших диктатур в мире". Но кто себе может сегодня позволить выбирать друзей.




Время МН,
30 апреля 2003

Ташкент - для банкиров

Несмотря на протесты международных правозащитных организаций и более чем нелестные отзывы зарубежных аналитиков об экономической политике Узбекистана, ежегодное собрание совета директоров ЕБРР в Ташкенте все-таки состоится.

4 и 5 мая влиятельные банкиры и финансисты будут демонстрировать свою лояльность узбекскому режиму и, судя по предварительной информации, в очередной раз пообещают очередную партию денег.

Торжественный сбор участников собрания начинается уже сегодня, и именно сейчас в столице республики завершилась реконструкция гостиниц, доставшихся Узбекистану от советской власти. Однако большинство гостей настаивает на размещении их не в модернизированных отелях, а в тех, что построены в последние годы. Имеются в виду "Интерконтиненталь" и "Шератон", расположенные в бдительно охраняемом центре города.

Впрочем, охранять банкиров будут в стране повсюду. С этой целью, в частности, Службой национальной безопасности (бывшее КГБ) сформировано специальное подразделение из 68 человек. На долю этих людей выпадет самая хлопотная задача - всегда быть рядом с главами делегаций и их окружением. В спешном порядке, всего за месяц до начала саммита, для специзбранников оперативно организовали тренировки по рукопашному бою, равно как стрельбу и занятия английским. В распоряжение каждого выделен автомобиль на случай, если кому-то из банкиров вздумается прокатиться по автотрассе в один из исторических городов республики. Благо до Самарканда, Бухары и Хивы не так уж и далеко.

Параллельно с работой по усилению мер безопасности узбекские власти неустанно трудятся и на нелегком фронте демократических преобразований. В рамках этого курса на самом высоком уровне прозвучала однозначная команда: до 5 мая не трогать активистов правозащиты и иных недовольных режимом граждан. Многим из самых активных протестующих и не поддерживающих власть журналистов в то же время откровенно намекают, что чувствовать себя в безопасности они смогут лишь до завершения международного мероприятия, и ни днем более.

В канун банковского форума тихо свернули критику в адрес руководства Узбекистана и США. Американский посол Джон Хербст, например, в беседе с представителями прессы подчеркнул, что делегация его государства прибудет в Ташкент в полном составе. Он словно забыл, что именно госдепартамент США распространил заявление, в котором предостерегал своих граждан от необдуманного посещения этой республики. Позиция посла понятна, поскольку страна, делегировавшая его сюда, искренне заинтересована в поддержании и развитии самых тесных взаимоотношений с Узбекистаном.

Речь в первую очередь идет о стратегическом военно-техническом партнерстве на максимально обозримый исторический период. США не скрывают, что рассматривают Узбекистан в качестве базы, обеспечивающей стабильный и гарантированный контроль не только над Центрально-Азиатским регионом, но и Россией, и Китаем. Уже сегодня США и НАТО активно демонстрируют поддержку режиму Ислама Каримова в деле пресечения возможных народных волнений. Например, проводят совместные учения в самой неспокойной с точки зрения безопасности Ферганской долине. Официально учения обусловлены необходимостью координации усилий в случае экологических катастроф или разгула стихии. Однако все без исключения участвующие в учениях стороны отрабатывают взаимодействие по подавлению массовых беспорядков.

Что же следует ожидать от проведения в Ташкенте собрания банкиров ЕБРР и как оно отразится на состоянии экономики Узбекистана? Скорее всего, очередная порция иллюзий узбекского истеблишмента, связанная с притоком иностранных инвестиций, останется на уровне мечтаний и несбывшихся надежд. Запад прекрасно осведомлен об истинном положении дел, о том правовом беспределе в отношении иностранных бизнесменов, который стал в Узбекистане нормой. Не заблуждаются банкиры и в части гарантий инвестиций, о чем постоянно повторяют чуть ли не все члены узбекского правительства. Они знают цену этим словам, как знают и судьбу многих состоятельных иностранцев, рискнувших здесь своим капиталом.

Да, они дипломатично воздержатся от резких заявлений в адрес принимающей стороны, будут доброжелательны и корректны. Но им хорошо известно, что незадолго до ташкентской встречи ЕБРР узбекские власти, дабы хоть как-то сдержать галопирующую инфляцию, практически наглухо задраили границы для бизнесменов, а у тех из них, кто уже завез товар в страну, его попросту конфисковали. Знают они и то, что незаконная и массовая конфискация товара у местных предпринимателей позволила власти пополнить бюджет страны почти на 4 млрд сумов, максимально сблизив тем самым официальный курс с курсом валюты на "черном" рынке.

И все же бесспорно одно. Минимальные деньги, кардинально не влияющие на экономику Узбекистана, ЕБРР, конечно же, Каримову даст. Даст, учитывая его прозападный внешнеполитический курс и безоговорочную поддержку США во всех их военно-гуманитарных акциях. Но даст столько, чтобы правительство, раструбив на белый свет о признании его заслуг в сфере реформ, смогло присвоить из этой суммы по минимуму.




BBC,
6 мая 2003

Дипломатические улыбки не скрыли разочарования

Президент Узбекистана Ислам Каримов, принимающий в своей столице сессию Европейского банка реконструкции и развития, разочаровал высоких гостей, не осудив практику применения пыток в своей стране.

ЕБРР ожидал, что Каримов публично осудит эту практику и пообещает отказаться от нее в будущем. Речь Каримова слушали в Ташкенте банкиры и политики из более чем 60 стран. Вместо ожидаемых слов они услышали из уст правителя Узбекистана пространные рассуждения о разнице во взглядах на права человека на Западе и в Центральной Азии.

Каримов даже не произнес слова "пытки", хотя и говорил о развитии гражданских институтов и демократических ценностей в Узбекистане.

Судя по всему, нынешние гости Узбекистана речью Каримова крайне неудовлетворены.

Глава ЕБРР Жан Лемьер сказал, что президент мог бы больше сказать о "правах человека и экономическом росте".

Британский министр по делам развития Клэр Шорт заявила, что существуют "серьезные опасения относительно ограничений свободы вероисповедания в Узбекистане, применения пыток и неспособности судебных властей защитить интересы и права граждан".

Взаимные обвинения

Сам же Каримов выслушивал эти обвинения с каменным лицом, даже сняв наушники с переводом в какой-то момент.

Впрочем, он явно приободрился, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обрушился с критикой на Запад за обвинения стран Центральной Азии в несоблюдении прав человека и напомнил США и Великобритании, что и они не сразу отказались от использования рабского труда.

Впрочем, вряд ли к словам Назарбаева, в стране которого, по мнению правозащитных организаций, все тоже далеко от идеала, готовы прислушаться в ЕБРР.

Инвестиции и права человека

Банк, как и многие финансовые институты мира, находится под постоянным огнем критики правозащитников, которые считают, что инвестиции должны быть увязаны с вопросами соблюдения прав человека.

По данным правозащитников в тюрьмах Узбекистана находится более 6500 политических заключенных.

Большинство из них обвиняется в распространении исламского экстремизма. По данным "Хьман райтс вотч" лишь в прошлом году восемь человек погибли под пытками, а еще 13 скончались в заключении при невыясненных обстоятельствах.

ЕБРР - крупнейший инвестор в экономику Узбекистана, где на каждого жителя приходится чуть более 300 долларов ВВП в год.

Отказ Каримова осудить пытки и отказаться от них может крайне негативно отразиться на объемах западных инвестиций как в Узбекистан, так и в соседние страны.

Впрочем, весь регион в последние годы гораздо больше обязан относительным ростом подъему российской экономики и взлету цен на нефть, чем западным инвестициям.

Уступки Ташкента

Ислам Каримов пошел на некоторые уступки. Он согласен принять в стране делегацию Комиссии по правам человека ООН, чего еще год назад он делать отказывался.

Кроме того, Ташкент принял на днях ряд законов, направленных на защиту прав инвесторов, чего долго добивался ЕБРР.

Однако, если сессию банка многие рассматривали как возможность сдвинуть с мертвой точки процесс развития демократических институтов, то эту задачу можно счесть практически проваленной.




Коммерсант,
6 мая 2003

Ислам Каримов награжден за иракскую войну

Вахтанг Джанашия

 Вчера в Ташкенте завершило свою работу XII ежегодное собрание совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Наряду с многомиллионными кредитами выбор столицы Узбекистана местом проведения банковского форума стал своеобразной платой за "твердую и принципиальную позицию по поддержке политики США". Успехи Ташкента подталкивают его соседей в Средней Азии к борьбе за благосклонность США и НАТО.

Решение провести собрание совета ЕБРР в Ташкенте вызвало многочисленные международные протесты. Банк создавался для оказания помощи постсоциалистическим государствам, осуществляющим переход к рыночной экономике. При этом в уставе специально оговорено, что предоставление займов напрямую обусловлено проведением демократических реформ. Именно поэтому, по признанию президента ЕБРР Жана Лемьера, "страны Центральной Азии относятся к числу государств, где операции ЕБРР наименее продвинуты". Но даже 6,5 тыс. политзаключенных, восемь из которых скончались от пыток только в прошлом году, не помешали Ташкенту получить от ЕБРР $1,4 млрд. А в ближайших планах еще восемь проектов, под которые будет предоставлено кредитов почти на $320 млн.

"Двинется Узбекистан в верном направлении или нет - решать его правительству и его народу",- дистанцировался от узбекских реалий и устава ЕБРР Жан Лемьер накануне встречи в Ташкенте. Такая позиция вряд ли случайна, если вспомнить, что после семи лет бойкота Узбекистана МВФ объявил о намерении возобновить сотрудничество с Ташкентом в обмен на обещание "ускорить рыночные реформы".

Едва ли причиной перемены отношения к режиму Ислама Каримова, названного ВВС "узбекским Саддамом", стали обещания "обеспечить экономический рост не менее 6-7% за счет проведения макроэкономической политики, основными приоритетами которой останутся укрепление рыночных отношений, создание конкурентной среды, расширение и укрепление частного сектора в экономике". Раскрыл секрет сам Ислам Каримов в своей речи на открытии банковского совета: "Узбекистан с самого начала занял ясную, твердую и принципиальную позицию по поддержке политики США".

Демонстрируя эту позицию, Ташкент буквально накануне собрания ЕБРР провел в Ферганской долине, самом сердце Центральной Азии, маневры сил НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира". После учений Исламу Каримову удалось добиться договоренности о предоставлении его стране статуса основной базы НАТО в регионе. Узбекистан предоставил США базу в Ханабаде, а ФРГ - в Термезе. НАТО также может использовать инфраструктуру узбекской армии.

Успехи Ислама Каримова в завоевании расположения Запада не дают покоя его соседям. Так, перехватить инициативу у Ташкента пытается президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Он готов предоставить Вашингтону и НАТО пять военных баз на таджикской территории. Старается не отставать от таджикского коллеги и Аскар Акаев: вместо временной базы на территории бишкекского аэропорта Манас военные США получат в свое распоряжение село Мраморное. Причем киргизское правительство готовится выделить в Сокулусском районе Чуйской области территорию под строительство административных помещений и казарм для солдат и офицеров базы.

Следствием подобной "ясной, твердой и принципиальной позиции" стала практически предрешенная поддержка ЕБРР совместно с Азиатским банком развития, Всемирным и Исламским банками создания, как говорится в принятом в Ташкенте заявлении совета ЕБРР, новых "многовариантных коммуникационных и транспортных коридоров, в том числе автомобильных и железнодорожных, которые должны трансформироваться в единую взаимоувязанную систему транспортных коммуникаций, обеспечивающих надежный выход к важнейшим портам".

Естественно, в обход России. Для которой, по словам замминистра финансов РФ Сергея Колотухина, основным препятствием для развития торгово-экономических и хозяйственных отношений с Узбекистаном стал долг Ташкента, который сегодня составляет свыше $600 млн.




Политком Ру,
14 мая 2003

Узбекистан между США и Eвропой

Татьяна Становая

5 мая в Ташкенте прошло XII ежегодное собрание совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с участием президентов государств Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Грузии. Решение о проведении собрания именно в Ташкенте вызвало протесты со стороны правозащитных организаций, обвиняющих Каримова в нарушении демократических норм. По итогам работы совета принято решение о выделении Ташкенту кредитов в общей сложности на сумму 320 млн. долл.

Президент Узбекистана Ислам Каримов основной акцент в диалоге с европейскими странами и США делает акцент на своей "принципиальной" поддержке военной операции в Ираке. Причем эта поддержка во многом обусловливается претензиями Узбекистана на лидирующие позиции в регионе, что может быть подкреплено стратегическими отношениями с Соединенными Штатами. Те, в свою очередь, имеют серьезные геополитические интересы в Центральной Азии и "американизация" внешней политики Ташкента в этом смысле - ключевой момент. Однако после военной операции в Ираке, ставшей причиной разногласий между европейскими странами и США, И.Каримов пытается использовать свой "союз" с администрацией Джорджа Буша для оптимизации отношений с институтами Европы.

В СМИ, комментировавших итоги собрания ЕББР, выделение кредита четко связывалось с поддержкой Узбекистаном военной операции в Ираке. Однако стоит подчеркнуть, что реально в европейском банке лидирующие позиции занимают Франция и Германия, которые выступали против военных действий в Ираке. Иными словами, позиция И.Каримова сводится к тому, что европейские страны не должны отказывать в сотрудничестве стране, которая является проводником интересов США в Центральной Азии, несмотря на проблемы с правами человека. В противном случае, Узбекистан - одна из ключевых стран Центральной Азии - может оказаться полностью вне сферы интересов европейских государств.

Таким образом, заявление И.Каримова о союзничестве с США стало не условием предоставления кредита, а попыткой ассоциировать режим с американскими интересами в условиях напряженности отношений Франции и Германии с США. Более того, Ташкент претендует на то, что проблема с правами человека должна вообще игнорироваться ЕБРР при рассмотрении вопросов экономического сотрудничества. Об этом свидетельствует инцидент, который был расценен многими СМИ как "едва ли не дипломатический скандал": на итоговой пресс-конференции после собрания совета управляющих ЕББР, И.Каримов не произнес ни одного слова о намерении принимать меры по защите прав человека, на что глава банка Жан Люмьер выразил свое недоумение и в этот момент И.Каримов демонстративно снял наушники, используемые для перевода.

Тема прав человека на экономическом форуме возникла не случайно: в соответствии с Уставом ЕБРР предоставление кредитов обусловлено проведением демократических реформ. А по данным международной организации Human Rights Watch, только в Узбекистане насчитывается до 6,5 тыс. политзаключенных, причем восемь из них в прошлом году умерли под пытками. По некоторым данным, руководство ЕБРР очень рассчитывало на то, что Каримов на форуме признает проблемы с правами человека в своей стране, однако узбекский президент обошел эту тему - отсюда и описанный выше конфликт.

Можно наблюдать тенденцию публичного отказа лидеров Центральноазиатских стран от демократической риторики, отход от "игры в демократию". Так, присутствовавший на собрании Президент Казахстана Н.Назарбаев, прямо заявил о том, что демократия не является целью его страны. Аналогично И.Каримов игнорирует замечания по проблемам прав человека в Узбекистане. Основным их аргументом является необходимость сильной власти для противодействия экспансии исламского радикализма - для США (как и для России) он сейчас весьма актуален. Лидеры стран Центральной Европы понимают, что регион интересен и Западной Европе, и США, что позволяет им абстрагироваться от "рекомендаций" по демократизации страны, более того, играть на конкуренции Западной Европы и США в сфере получения влияния на тех или иных участках политико-экономической жизни региона.

Руководство банка было поставлено перед выбором - или "потерять" Узбекистан, или все же не дать США монополизировать диалог Запада с каримовским режимом. Ведь Каримов понимает, что даже в случае отказа ЕБРР от кредитования Узбекистана, он сможет частично получить финансирование от США: в 2002 г. американской администрацией Ташкенту было выделено $192 млн. Администрация ЕБРР выбрала второй вариант и была вынуждена делать акцент не столько на демократизации политического режима, сколько на "ускорении рыночных реформ".

Показательно, что администрация Дж.Буша ведет себя очень сдержано даже на фоне критического настроя в отношении режима Каримова части общественности в самой Америке, в частности, некоторых конгрессменов. На недавней конференции по проблемам региона в конгрессе США законодатель Крис Смит заявил: "Лидеры Центральной Азии надеются, что США готовы им все простить за их участие в антитеррористической коалиции. Но они не понимают, что Америка видит в их режимах угрозу для собственной стабильности и для всего мира". Такого рода заявления могут звучать неоднократно в СМИ и в Конгрессе, но не из официальных источников Белого Дома. Это стало особенно заметно в ходе последнего визита президента Узбекистана в Вашингтон в марте 2002 г., по итогам которого были подписаны соглашения о стратегическом партнерстве: в ходе визита Дж.Бушем не было выдвинуто ни одного обвинения в нарушении прав человека в адрес своего визави (прозвучала лишь стандартная фраза о необходимости дальнейшего прогресса в этой сфере). В целом можно подчеркнуть, что в западных странах наблюдается диссонанс между позициями исполнительных властей и позициями представителей законодательных органов и части общественности в определении политики в отношении стран ЦА: первые куда более прагматичны в выстраивании отношений с авторитарными режимами.

Для США Узбекистан является важнейшей страной региона, которая позволяет занять выгодные геополитические позиции: режим носит стабильный характер, не приобретает одиозных форм, как, например, в Туркменистане, территориально "подпирает" Афганистан и является базой для военного присутствия в Центральной Азии. А значительная часть репрессий направлена против исламского фундаментализма - истинной угрозы для Соединенных Штатов. И в этих условиях Каримов может действительно позволить себе снимать наушники в момент наставлений со стороны представителей Западной Европы. Для американской администрации более приемлемым вариантом является авторитарный и лояльный, чем более демократический и шаткий режим в Ташкенте. Сам Каримов использует все возможности для демонстрации проамериканского характера своей политики: это выражено как в поддержке военной операции в Ираке, так и в тесном сотрудничестве с Североатлантическим альянсом: 28-30 апреля прошли совместные учения ВС блока и МЧС Узбекистана на территории страны в рамках программы "Партнерство во имя мира". После учений И.Каримову удалось договориться о предоставлении Узбекистану статуса основной базы НАТО в регионе: для Ташкента это не только фактор оптимальных отношений с доминирующей страной мира, но и шанс занять лидирующие позиции в самом регионе.

Примечательно, что на прошедшем недавно заседании совета министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества отсутствовал министр иностранных дел Узбекистана: известно, что по итогам встречи принята резолюция о необходимости передачи ООН центральной роли в обустройстве Ирака. Узбекистан дистанцировался от подобных позиций, обусловленных интересами, прежде всего, России и Китая. Каримов также не участвовал в подписании Договора о коллективной безопасности, его страна не состоит и в ЕврАзЭС.

Несмотря на то, что Россия все еще остается главной политической доминантой в центрально-азиатском регионе, она не является там монополистом. И если, например, Таджикистан, Казахстан и Туркменистан приоритет во внешней политике отдают России, то Узбекистан ведет однозначную проамериканскую политику. И на ближайшее время Узбекистан будет оставаться главным стратегическим партнером Штатов в Центральной Азии: публичная критика со стороны представителей, прежде всего, законодательных органов власти США и части общественности вряд ли будет поддержана на официальном уровне в Белом Доме. А жесткость Европы в вопросах демократизации здесь носит идеологический характер, не обусловленный претензиями на определяющее политическое влияние. В то же время шансом для сохранения влияния России в регионе является ее куда меньший интерес к теме прав человека: как на уровне исполнительной и законодательной властей, так и общественного мнения. Поэтому лидеры авторитарных центральноазиатских режимов могут быть уверены в том, что позиция России в этом вопросе в исторической перспективе не изменится - чего нельзя с полной уверенностью сказать о точке зрения США.




ЦентрАзия,
3 мая 2003

Явление коррупции в Узбекистане

Алишер Таксанов

Борьба с проявлениями коррупции в Средней Азии и, в частности, Узбекистане была начата еще при Советской власти, в начале 80-х годов, когда всесильный кэгэбист и глава государства Юрий Андропов направил в республику своих рьяных следователей. Тогда удалось раскрутить советскую мафию": местные чиновники делили с союзными теневиками хлопок, которого в помине не существовало (то есть, продавали "воздух"), а сам уголовный процесс, приобретший политическую окраску, назвали "узбекским". Нужно признать, это был сильный удар по кланам, делившим посты в узбекском правительстве и партийной номенклатуре. После распада СССР, в период независимости Президент Узбекистана Ислам Каримов учел все негативные моменты кланово-земляческой системы , которая испокон веков существовала на этой земле, и поэтому всячески старался свести на нет ее влияние, а также обретшую силу в советскую эпоху и в период горбачевской перестройки теневую экономику.

Урожай криминальных плодов

Осень 1998 года для Узбекистана ознаменовалось не только сбором национального достояния - хлопка, но и обилием криминального урожая - снятием с должностей крупных региональных и отраслевых руководителей, которые запятнали себя злоупотреблениями властью, хищениями, взяточничеством, откровенным показом того, что закон не существует для новых баев и нуворишей. Требовалось срочное лечение.

Но корни болезни слишком глубоко вошли в общественный организм, чтобы ее можно было решить хирургическим путем. Раковая опухоль теневой экономики обрела глобальный масштаб. В наследство главе государства ему досталась не только сама республика с ее деформированной экономикой и огромной армией незанятого населения, но и пережитки прошлого - хищения, взяточничество, связь с криминальным миром. Коррупцией был пропитан партийно-советский аппарат, эти же раковые клетки внедрилась и в организм новой рыночной структуры. А иного и быть не могло, ведь у власти остались прежние коммунисты-чиновники, только сменявшие костюмы на народных демократов. Обладая реальными рычагами власти, они по-своему перераспределяли национальный продукт страны.

Переходный этап от социализма к капитализму, как ранее от феодализма к коммунизму, для Узбекистана был сложен и связан с большими социально-политическими и психологическими потрясениями. Гиперинфляция, падение производства, дефицит товаров, национализм, местничество - это небольшой перечень подарков переходного периода, и это еще было не самым страшным. В это время началось перераспределение государственной собственности. Такой шаг мотивировался тем, что государству необходимо было вернуть под контроль денежную массу и финансовые средства, с одной стороны, а с другой - обеспечить работоспособность нерентабельных и малоэффективных предприятий и учреждений путем разгосударствления и приватизации. Если бы с покупателя требовалась бы декларация о доходах, то криминальные деньги никогда не возвратились в государственную казну, а вращались бы вне сферы государственного регулирования.

Узбекские нувориши, сначала скопившие капиталы на горбачевской перестройке, стали активно налаживать связи с правительственными органами, чтобы легче было скупать недвижимость, предприятия. Конечно, вначале деньги вкладывались в сферу торговли и общественного питания, которая приносила баснословные прибыли и в советскую эпоху, и в перестройку, и в период независимости. Значительная часть денег была тезаврирована в золото, иностранную валюту, недвижимость за рубежом. Но в отличие от российской теневой экономики, и это нужно признать, узбекская не была насквозь пропитана уголовным промыслом. Более того, она стала альтернативой российской "модели" теневой экономики, и обладала рядом специфических черт, которые ее отличали от неформальных отношений в Европе.

Президент Каримов с первых же годов независимости республики дал решительный бой "ворам в законе" и другим уголовным авторитетам. В короткие сроки крупные криминальные лица, не желая подвергать свою жизнь риску, покинули Узбекистан . Остались лишь мелкие гангстеры. Однако местные частные предприятия, банки и фирмы продолжали работать под "крышей". Только это была "крыша" власти. Рэкетом занимались государственные чиновники, особенно связанные с финансами, выдачей лицензий, административным управлением.

Например, в налоговую инспекцию и прокуратуру специалисты в большей части шли не для того, чтобы бороться с правонарушениями в хозяйственной сфере, а для того, чтобы заниматься откровенным вымогательством. Не раз мне приходилось слышать, как руководители фирм жаловались, что по всякому пустяку, обнаруженному ревизором, приходится платить взятку, причем не в местной валюте - суме, а в долларах. Причем, если предприниматель работал только с безналичным расчетом и, его нельзя было "поймать" с "налом", то проверяющий, имея полномочия, просто-напросто останавливал расчетный счет в банке и этим самым лишал возможности фирме вести финансовые операции. На возмущенные вопросы сотрудников, сколько времени это продлиться, слышалось холодное "столько, сколько нужно", мол, идет проверка. Это могло продолжаться месяцами. Фирма начинала терпеть убытки, и чтобы избежать разорения предпринимателю приходилось списывать часть имущества (например, компьютеры), продавать на рынке и отдавать деньги государственному рэкетиру. Или оформлять липовые контракты.

Проведенные опросы среди предпринимателей г.Ташкента в 1996 году показали, что из общего числа 56% бизнесменов честно признались, что всегда дают взятку проверяющему, будь то налоговый инспектор, сотрудник прокуратуры или правоохранительных органов. Более того, они всегда держат деньги про запас на случай проверки, и вне зависимости от того, нарушили ли в ходе хозяйственной деятельности какие-то инструкции или нормативные акты, или нет, определенная часть денег всегда идет на подкуп. Ведь проверяющий может значительно помешать работе фирме.

"Один раз мне налоговый инспектор со злостью сказал, мол, почему ты работаешь честно? Значит, ты сам не зарабатываешь "левые" деньги, и мне не даешь кормиться! А у меня есть еще начальство, которому я должен принести кусок хлеба", - такую историю рассказал мне товарищ, занимавшийся компьютерным бизнесом. Поэтому твоя честность никого не интересует! На нас, частных предпринимателей, государственные чиновники смотрят как на коров, которые можно бесконечно доить".

А "доят" практически все, кто хоть имеет какую-то власть, пусть даже в маленьком районе. С бизнесмена (мелкого, среднего, крупного) снимают кожу, кроме того, пожарники (проверяющие доказывают, что помещение не соответствует нормам пожарной безопасности и, естественно, опечатывают его), сотрудники санэпидемстанции (мол, санитарной гигиены нет), электрики (неправильно проведена электропроводка!), участковый милиции (не соответствует правилам общественного порядка). Свои требования могут предъявить органы водоснабжения, теплоцентрали и жилищно-эксплуатационных контор, связисты, а также территориальная (муниципальная) администрация.

По мнению предпринимателей, до сих пор сохраняется прессинг со стороны контролирующих и проверяющих органов. Согласно социологическим данным 1998 года, 40% респондентов отметили, что они подвергаются проверкам ежеквартально, 30% - раз в полгода. Причем 64% полагают, что суды не способны разрешить конфликты и споры между предпринимателями и контролирующими органами. Кроме того, несовершенство системы налогообложения по отношению к предпринимателю, а также принятая система таможенных пошлин, усложненная процедура оформления лицензии и других документов, таможенного досмотра при ввозе-вывозе товаров существенно сдерживают развитие частного малого бизнеса. Уровень налогообложения, по мнению 72% опрошенных, явно завышен и не стимулирует не только производство, но и вынуждает скрывать часть прибыли.

Говоря о других проблемах малого бизнеса, то не меньшую озабоченность вызывает и диспропорции в развитии рыночных механизмов на уровне регионов. На отсутствие необходимых условий для свободной конкуренции указали 52% опрошенных, 69% считают, что не обеспечивается равный доступ к материальным, финансовым ресурсам. 66% респондентов отмечают факты вмешательства государственных и других органов в деятельность предпринимателей в случаях, не предусмотренных законодательными и нормативными документами.

Такая противоречивость государственной политики неизбежно проецируется на хозяйственную деятельность самих малых и средних предприятий. Так, в интересах минимизации налогообложения они стремятся к занижению показателей прибыли в отчетных документах, а то и вовсе работают без соответствующего разрешения (лицензии). В связи с этим в сфере малого и среднего предпринимательства формируется нездоровая среда. Так, 60% респондентов указывают на наличие бюрократии с вымогательством (каждый третий предприниматель отметил, что ему приходится давать взятки). Подобные ситуации наиболее часто возникают в налоговых и таможенных службах (46%), банковских учреждениях (40%) и правоохранительных органах (39% опрошенных). Складывается общее тенденциозное мнение, что предприниматель - "дойная корова", с которой можно получать "левые доходы". Поэтому, в свою очередь, бизнесмен вынужден скрывать свои доходы от контроля, чтобы затем расплачиваться "по мелочам" с контролерами.

Имеющаяся тенденция развития теневой сферы предопределена в правовой незащищенности предпринимателя: официальная, открытая хозяйственная деятельность фактически не дает ему надежной защиты, он несет такие же риски, как и нелегальный бизнесмен. Ошибки руководителей предпринимательских структур наказываются одинаково с преступлениями тех, кто сознательно ведет незарегистрированную хозяйственную деятельность.

Муниципальная администрация управляет рынком не только рыночными методами. Наиболее привычными для патриархально-кланового общества является прямое директивное указание, которое нельзя не исполнить. Предприниматель не сможет сдать балансовый отчет в региональную налоговую инспекцию, пока не перечислить энную сумму в какой-нибудь фонд, сформированный хокимиятом якобы для оказания помощи бедным, пострадавшим от стихийных бедствий и прочего. На самом деле этот фонд используется в большей части для других целей.

Борьба с коррупцией в силовых структурах

Милиция - одна из силовых структур, которая, по мнению многих экспертов, повержена влиянию коррупции. Чтобы получить должность или офицерское звание, нужно заплатить по неофициальным каналам, причем немалые суммы. Конечно, и должность, и ранг в последующем позволяет милиционеру получать неофициальные доходы, таким образом, восстановить затраты. Наиболее популярными в узбекском МВД являются службы дорожной полиции (ГАИ - государственная автомобильная инспекция) и борьбы с рэкетом и коррупцией.

Быть милиционером ГАИ, значит, иметь хорошие доходы. Волшебная палочка, какой является полицейский, светящийся в темноте жезл, приносит в день столько денег, сколько милиционер официально зарабатывает за один-два месяца. И ему платят практически все водители, так как лучше отдать мзду, чем иметь неприятностей. А ведь, как говорит пословица, милиционер может докопаться даже до столба. Гаишнику, даже неопытному и молодому, достаточно найти несколько причин для задержания: нет огнетушителя, не привязаны у пассажиров ремни безопасности, отсутствует медицинская аптечка, "лысые" протекторы, и вообще, корпус грязный. Борцу за правду дорожный инспектор нагло заявит, что тот превысил скорость и создал аварийную обстановку. И покажет радар с фантастической цифрой, даже, если захочет, приведет свидетелей. Конечно, у водителя, мало знающему свои права, возникнет желание поскорее разрешить эту проблему. И единственным путем для этого станет взятка. "Высокие договаривающие стороны" быстро найдут размер, который удовлетворит обоих. Кстати, социологические опросы показали, что 2/3 водителей постоянно держат для подобных "контактов" определенную сумму денег. Впрочем, дорожный полисмен возьмет взятку и натурой, то есть продуктами питания, одеждой, всем, что вызовет у него интерес или принесет пользу семье. Бывали случаи, когда провинившийся водитель занимался физическим трудом на даче милиционера или стройке его дома.

Но если человек не пожелает расстаться с водительским удостоверением - а такое тоже бывает, - то ему долго придется разбираться в различных инстанциях, доказывать свою правоту. В большинстве случаев он ничего не добьется, кроме собственной головной боли. Честь мундира в правоохранительных органах превыше всего, и там не любят выносить сор из избы. Нужно заметить, что сотрудник дорожной полиции - чин, уважаемый в обществе, поскольку связан с получением больших неофициальных доходов. Отец-гаишник может накормить детей, выдать замуж дочь, купить автомашину, построить дом - и это все за счет незадачливых водителей. Поэтому и должность стоит соответствующим образом.

Не мене доходная служба в управлении МВД по борьбе с коррупцией и рэкетом. Все, кто хоть раз сталкивался с этой структурой, говорят, там одни бандиты, только в фуражке. Коррупцией занимаются, как это не странно, сами коррупционеры и действуют они уголовными методами. Мой товарищ, который побывал там, рассказал, какому моральному и физическому давлению и унижению он подвергался, как из него выбивали показания против себя и товарищей. "Я подписал все бумаги, затем продал квартиру и автомашину, лишь бы отделаться от них, и теперь никогда не займусь бизнесом", - боязливым голосом добавил он. Я не узнал друга, прежде жизнерадостного и веселого человека, которого мучили в милиции за то, что в фирме-партнере кто-то допустил финансовую оплошность. А отвечать заставили всех, кто прямо или косвенно был связан с этой компанией. Это называется круговая проверка, когда допросу и аресту подвергаются все предприниматели, которые в течение какого-то времени были партнерами или участвовали в одной хозяйственной операции. Поводом для проверки может стать даже нечеткая роспись, бледная печать и др.

Стоит добавить, что нелегальные доходы можно заработать и в других подразделениях милиции. Патрульно-постовая служба, служба охраны общественного порядка - тоже источник дохода. Я не раз беседовал с людьми, которых задерживали за то, что они не понравились милиционеру. Используя предлог - предъявить удостоверение личности, милиционер останавливает прохожего, незаметно (иногда и открыто) закидывает в карман ничего не подозревающей жертве пакетик с наркотиками или два-три патрона, а затем объявляет, что он преступник. Естественно, на беднягу сразу накидывается свора милиционеров, его обыскивают, и при свидетелях извлекают "вещественные доказательства". А если возмущенный человек начнет сопротивляться и требовать справедливости, то ему его "права" зачитают с помощью резиновых дубинок в отделении милиции, куда его доставят как опасного рецидивиста. А провести ночь среди уголовной братии, или злых "ментов" пожелает только мазохист. Причем, там же произойдет торг: или сидишь за наркотики, или несешь энную сумму денег. Последнее предложение принимается жертвой чуть ли не с восторгом и радостью. Получив баксы, жертва отпускается на свободу.

Как заявляют обыватели, в милиции найти честного сотрудника также трудно, как среди мусульман Ирана или Пакистана любителя свинины. Такое же положение и в таможне, прокуратуре. Проблема коррупции в органах достигла таких масштабов, что Президент Каримов вынужден летом 1998 года был заявить: "Глубоко заблуждается тот, кто думает, что работа в правоохранительных органах позволяет ему преступить закон и при этом остаться безнаказанным. Любое преступление, совершенное работниками органов, призванными стоять на страже законности и порядка, - это удар по престижу самих органов, удар по структуре власти… и меры наказания по отношению к ним будут самые суровые".

Между тем, следует признать тот факт, что суть негативных явлений в системе власти, сложностях экономической ситуации в стране.

Узбекская модель теневой экономики

Власти долгое время официально не признавали наличия в стране теневой экономики. Об этом запрещалось писать в печати, сообщать в других средствах массовой информации, даже проводить каких-либо серьезных научных исследований. Считалось, что это явление присуще только России и другим странам. Однако узбекская теневая экономика продолжала существовать и набирать обороты, не зависимо от мнения правительства. Любой человек, желающий купить или продать иностранную валюту, шел не в официальные обменные пункты, а на рынок, только валютный. И там, иногда на глазах милиции, обменивал по черному курсу, который в три-четыре раза выше официального . Между тем еще в 1995 году тогдашний министр финансов Б.Хамидов с пеной у рта доказывал журналистам, что черного валютного рынка нет, и от этого становилось смешно. Ведь позиция министра была понятной: стоит ему официально признать теневую экономику (то есть то, чего на свете нет), как он может иметь серьезные неприятности. Но об этом знало все население, само правительство и международные организации. Только существующее положение всех устраивало.

Только люди иногда смотрели на огромные здания, построенные на скромную зарплату каким-нибудь заместителем районного прокурора или начальником налоговой службы, или хокимом, то понимали, такое можно добыть только неправедным путем. Была выявлена закономерность: чем короче время службы ответственного лица на посту, тем быстрее и побольше он желает "захапать". Стали обыденными взятки в дошкольных учреждениях, техникумах и высших учебных заведениях. Без неофициальных доходов от пациентов не обслуживали врачи в больницах, не проводились операции. Нельзя было добиться планового ремонта квартиры, крыши, трубопровода или электросчетчика у жилищно-эксплуатационной конторы, если не сунуть работнику нужную сумму (это при обязательных ежемесячных выплатах за услуги ЖЭКу). Это было, в тоже время понятно, ведь высококвалифицированный врач получает официальную зарплату в размере 3000 сумов (или 7 долларов США) в месяц, а проводимая им операция негласно им оценивается, например, аппендицита в 100 долларов, а перитонита - 500 долларов. А что говорить о педагогах, чей труд оценивается в 10 долларов даже при наличии ученой степени?

При низком социальном положении теневые отношения играют не последнюю роль в человеческом сознании, а кое-где даже становятся ведущими в мотивации поведения. Так, к слову, врач ждет пациента не для того, чтобы оказать медицинскую услугу, а чтобы выбить деньги, а преподаватель с трепетом ожидает экзамена, на котором он соберет со студентов "дань".

Но когда теневая экономика стала столь заметной и большой, что скрывать факт ее функционирования в узбекской экономике уже не было смысла, только тогда и то в дозированном смысле народу стали сообщать об отдельных негативных фактах. Более того, президент И.Каримов даже в своей книге "Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса", вышедшей в свет в 1997 году, признал, что коррупция и теневая экономика существует в стране и оказывает реальное воздействие на общество. "Наличие в обществе криминальной "теневой экономики" порождает организованную преступность, в разлагающую сферу влияния которой попадают и представители властных государственных структур различных звеньев и различного уровня. Возникает коррупция, которая сопряжена, прежде всего, с использованием возможностей государственной службы для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам. А это уже прямая угроза безопасности и стабильности в обществе в силу тех негативных последствий, которые несут обществу преступность и коррупция", - таково было мнение главы узбекского государства .

Стоит привести точку зрения зарубежных исследователей относительно развития теневой экономики в Узбекистане. По данным международной организации Transparency International, специализирующейся на борьбе с коррупцией, в 1999 году Узбекистан вошел в пятерку самых коррумпированных стран мира, пропустив вперед только Камерун, Нигерию, Индонезию и Азербайджан . Более того, в опубликованном докладе международной консультативной группы "Контрол рискс групп" отмечается, что "западный бизнес теряется перед вспышкой коррупции, отмечаемой в республиках бывшего СССР". Список, составленный на основе опроса мнений руководителей крупнейших компаний Великобритании, США, Германии и Скандинавских стран, возглавила Россия. Вслед за ней идут Нигерия, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Гана и Казахстан. Замыкают десятку Болгария, Иран и Югославия. Согласно "Контрол рискс групп", каждые два из трех зарубежных проектов не реализуется в этих странах из-за того, что западные фирмы отказываются давать взятки.

Тень в зеркале официоза

Министерство макроэкономики и статистики Узбекистана в начале 1998 года стала проводить активные исследования по определению размеров теневой экономики и влиянию на официальный сектор. Итоги докладывались Совету безопасности при Президенте Республики Узбекистан. К сожалению, цифры остались засекреченными и обнародованы не были. Чиновники, видимо, посчитали, мол, нечего пугать население. Между тем, там давались расчеты доходов теневой экономики от проституции, доля нелегальных расходов предпринимателя на проведение операции через биржу и многое другое. С другой стороны, рядом частных экспертов были проведены собственные исследования, которые показали, что объем сегодняшней теневой экономики достигает 37,1%, тогда как в 1996 году она равнялась 39,9%. Однако есть версии, что ее реальный объем достигает 50% и выше, то есть в этом смысле Узбекистан не далеко ушел от криминальной России, хотя условия и причины их зарождения и развития несколько отличаются друг от друга.

По другим данным можно было определить долю серой экономики - так называемого неформального сектора, в котором действуют лица, не зарегистрированные в налоговых службах, не имеющих необходимых прав и лицензий, но оперативно работающие на рынке. Министерство макроэкономики и статистики республики подсчитало, что объем услуг, оказанный этим сектором в 1997 году, составил 15 млрд. сумов (или 1,51% ВВП), который возрос, по оценкам экспертов, в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

Объем услуг, оказанных предпринимателями, которые, в свою очередь, не зарегистрированы в налоговых органах, оценивается в пределах 9,5% всех услуг, оказанных индивидуальными продавцами только в декабре 1997 года, и составляет около 61 млн. сумов, а всего за прошлый год эта цифра достигла 3,9 млрд. сумов или 0,39% ВВП страны. Как считают узбекские эксперты, наиболее высока доля незарегистрированных в общей численности физических лиц, предоставляющих платные услуги населению в воспитании детей дошкольного возраста (53,8%), строительстве индивидуальных жилых домов (43,7%), обучения населения - репетиторство (43,1%), сдаче жилья за проживание (43,1%), ремонте жилищ (36%).

По экспертным оценкам, потенциальный размер недопоступивших в бюджет страны налогов от физических лиц, занимающихся оказанием услуг населению без официального разрешения, составил около 220 млн. сумов (или 1,2 млн. долларов США по курсу черного валютного рынка), а от торговли - 1 млрд. сумов (5,5 млн. долларов).

Конечно, это мизер, ведь в реальности теневые услуги не поддаются реальному учету. А как можно учесть доход рабочей силы на нелегальных биржах труда, куда стекаются значительное невостребованное число специалистов и незанятых в труде людей. Там расчеты за отработанный день, например, при строительстве дома, возделывании огорода, воспитании детей оплачивается "налом" (то есть наличными деньгами) и без всяких подоходных отчислений.

Теневой экономике быть или не быть?

Гамлетовский вопрос для Узбекистана является открытым. Сказать, что государство активно борется с этим негативным явлением, значит пустить пыль в глаза. Ведется чистка аппарата от тех лиц, которые перестали устраивать руководителей, которые чрезмерно стали "хапать" народное добро и при этом не делиться. Ведется борьба со старушками, которые выносят на улицу продавать самсу , не имея на это лицензии. Продолжают ловить граждан, подозрительных для милиции. Иногда задерживают опасных преступников (об этом тогда показывают по телевидению). Но коррупция была и, как считают некоторые эксперты, будет существовать, поскольку благодатная почва позволяет ей расти и набирать силу. И даже президенту справиться с ней не по силам.

По мнению отдельных специалистов, расцвет теневой экономики определяется чрезмерным вмешательством государства в экономику, что создает благоприятную среду для преступных элементов, они наживаются за счет народа. Здесь получается, что государство выступает в роли нанимателя, потребителя, регулятора и производителя, а в этом случае коррупция неизбежна. Чиновники высокого ранга используют госказну в личных целях, а непосредственные подчиненные ищут побочный доход, вымогая взятки за любые мелочи, входящие в их служебные обязанности.

Метлой по коррупции

Начиная чистку в правоохранительных органах, президент Каримов, прежде всего, уделил внимание работе дорожной полиции. 14 ноября 1998 года узбекское правительство издало постановление, которое называлось "О мерах по повышению ответственности работников Государственной автомобильной инспекции МВД" , которое в преамбуле гласило, что "в последнее время со стороны работников Государственной инспекции при исполнении ими служебных обязанностей допускаются случаи грубости в отношении участников дорожного движения, нарушения их прав, превышение полномочий". Вопрос стоял не только об усилении ответственности милиции перед гражданами и государством, но и комлектовании ее кадров, а также осуществления "постоянных неофициальных проверок за служебной деятельностью работников ГАИ оперативными службами МВД совместно с работниками Службы национальной безопасности".

Другим путем стало разделение функций административно-территориальных организаций и правоохранительных органов в осуществлении контроля над экономическим процессом в стране. 19 ноября Президент Ислам Каримов издал Указ "Об упорядочивании организации проверок хозяйствующих субъектов". Согласно этому документу, упорядочивались проверки, сокращалось их количество, устранялись факты параллелизма и дублирования проверок, осуществляемых различными контролирующими органами, не допускалось их необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, наносящего экономический ущерб. В интересах защиты законных прав предпринимателей устанавливалось, что ревизия финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских структур осуществляется в плановом порядке не чаще одного раза в год только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.

Дополнительные проверки возможны только при расследовании уголовных дел.

Самое главное, не допускается проведение горизонтальных проверок и ревизий,а проведение встречных проверок в других хозяйствующих субъектах допускается только в их части взаимоотношений с объектом проверки. То есть, говоря нормальным языком, если проверяют предпринимателя "А", то его партнера по бизнесу - "Б" -могут проверить только в части его контактов с "А", но не саму организацию, что бывало раньше. Кроме того, прокуратура, МВД и СНБ могут осуществлять ревизии только в порядке следствия по возбужденному уголовному делу. То есть "силовик" не может прийти по жалобе или по собственному желанию к бизнесмену и начать активный поиск компраматов .

Большую помощь Президент, как он не раз заявлял, ожидает от четвертой власти - прессы. Его мнение, что "средства массовой информации, призванные создавать общественное мнение по поводу таких важных дел, анализировать разные стороны жизни, к сожалению, не полностью используют предоставленные им права", с одной стороны не лишены смысла. Стоит вспомнить, как российская газета "Совершенно секретно" смогла свалить с поста такого зубра, как член Совета безопасности России, министр юстиции Ковалев, уличив в криминальных связях, а телевидение - Генерального прокурора Ю.Скуратова.

Если Президент ищет поддержки у прессы как открытое оружие против коррупции, то он выбрал правильное направление. Однако не существующая согласно Конституции Узбекистана, но реально функционирующая цензура, не дающая простору творчества и развития средств массовой информации, запрещающая освещать многие сложные и важные аспекты жизни страны, говорят либо о лицемерии главы государства, либо о проведении очередной кампанейщины с целью показать, кто есть хозяин.

Как говорит пословица, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ