Политком Ру, 14 мая 2003 Узбекистан между США и EвропойТатьяна Становая
5 мая в Ташкенте прошло XII ежегодное
собрание совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с
участием президентов государств Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии
и Грузии. Решение о проведении собрания именно в Ташкенте вызвало протесты со
стороны правозащитных организаций, обвиняющих Каримова в нарушении
демократических норм. По итогам работы совета принято решение о выделении
Ташкенту кредитов в общей сложности на сумму 320 млн. долл.
Президент Узбекистана Ислам Каримов основной акцент в
диалоге с европейскими странами и США делает акцент на своей "принципиальной"
поддержке военной операции в Ираке. Причем эта поддержка во многом
обусловливается претензиями Узбекистана на лидирующие позиции в регионе, что
может быть подкреплено стратегическими отношениями с Соединенными Штатами. Те, в
свою очередь, имеют серьезные геополитические интересы в Центральной Азии и
"американизация" внешней политики Ташкента в этом смысле - ключевой момент.
Однако после военной операции в Ираке, ставшей причиной разногласий между
европейскими странами и США, И.Каримов пытается использовать свой "союз" с
администрацией Джорджа Буша для оптимизации отношений с институтами Европы.
В СМИ, комментировавших итоги собрания ЕББР, выделение
кредита четко связывалось с поддержкой Узбекистаном военной операции в Ираке.
Однако стоит подчеркнуть, что реально в европейском банке лидирующие позиции
занимают Франция и Германия, которые выступали против военных действий в Ираке.
Иными словами, позиция И.Каримова сводится к тому, что европейские страны не
должны отказывать в сотрудничестве стране, которая является проводником
интересов США в Центральной Азии, несмотря на проблемы с правами человека. В
противном случае, Узбекистан - одна из ключевых стран Центральной Азии - может
оказаться полностью вне сферы интересов европейских государств.
Таким образом, заявление И.Каримова о союзничестве с США
стало не условием предоставления кредита, а попыткой ассоциировать режим с
американскими интересами в условиях напряженности отношений Франции и Германии с
США. Более того, Ташкент претендует на то, что проблема с правами человека
должна вообще игнорироваться ЕБРР при рассмотрении вопросов экономического
сотрудничества. Об этом свидетельствует инцидент, который был расценен многими
СМИ как "едва ли не дипломатический скандал": на итоговой пресс-конференции
после собрания совета управляющих ЕББР, И.Каримов не произнес ни одного слова о
намерении принимать меры по защите прав человека, на что глава банка Жан Люмьер
выразил свое недоумение и в этот момент И.Каримов демонстративно снял наушники,
используемые для перевода.
Тема прав человека на экономическом форуме возникла не
случайно: в соответствии с Уставом ЕБРР предоставление кредитов обусловлено
проведением демократических реформ. А по данным международной организации Human
Rights Watch, только в Узбекистане насчитывается до 6,5 тыс. политзаключенных,
причем восемь из них в прошлом году умерли под пытками. По некоторым данным,
руководство ЕБРР очень рассчитывало на то, что Каримов на форуме признает
проблемы с правами человека в своей стране, однако узбекский президент обошел
эту тему - отсюда и описанный выше конфликт.
Можно наблюдать тенденцию публичного отказа лидеров
Центральноазиатских стран от демократической риторики, отход от "игры в
демократию". Так, присутствовавший на собрании Президент Казахстана Н.Назарбаев,
прямо заявил о том, что демократия не является целью его страны. Аналогично
И.Каримов игнорирует замечания по проблемам прав человека в Узбекистане.
Основным их аргументом является необходимость сильной власти для противодействия
экспансии исламского радикализма - для США (как и для России) он сейчас весьма
актуален. Лидеры стран Центральной Европы понимают, что регион интересен и
Западной Европе, и США, что позволяет им абстрагироваться от "рекомендаций" по
демократизации страны, более того, играть на конкуренции Западной Европы и США в
сфере получения влияния на тех или иных участках политико-экономической жизни
региона.
Руководство банка было поставлено перед выбором - или
"потерять" Узбекистан, или все же не дать США монополизировать диалог Запада с
каримовским режимом. Ведь Каримов понимает, что даже в случае отказа ЕБРР от
кредитования Узбекистана, он сможет частично получить финансирование от США: в
2002 г. американской администрацией Ташкенту было выделено $192 млн.
Администрация ЕБРР выбрала второй вариант и была вынуждена делать акцент не
столько на демократизации политического режима, сколько на "ускорении рыночных
реформ".
Показательно, что администрация Дж.Буша ведет себя очень
сдержано даже на фоне критического настроя в отношении режима Каримова части
общественности в самой Америке, в частности, некоторых конгрессменов. На
недавней конференции по проблемам региона в конгрессе США законодатель Крис Смит
заявил: "Лидеры Центральной Азии надеются, что США готовы им все простить за их
участие в антитеррористической коалиции. Но они не понимают, что Америка видит в
их режимах угрозу для собственной стабильности и для всего мира". Такого рода
заявления могут звучать неоднократно в СМИ и в Конгрессе, но не из официальных
источников Белого Дома. Это стало особенно заметно в ходе последнего визита
президента Узбекистана в Вашингтон в марте 2002 г., по итогам которого были
подписаны соглашения о стратегическом партнерстве: в ходе визита Дж.Бушем не
было выдвинуто ни одного обвинения в нарушении прав человека в адрес своего
визави (прозвучала лишь стандартная фраза о необходимости дальнейшего прогресса
в этой сфере). В целом можно подчеркнуть, что в западных странах наблюдается
диссонанс между позициями исполнительных властей и позициями представителей
законодательных органов и части общественности в определении политики в
отношении стран ЦА: первые куда более прагматичны в выстраивании отношений с
авторитарными режимами.
Для США Узбекистан является важнейшей страной региона,
которая позволяет занять выгодные геополитические позиции: режим носит
стабильный характер, не приобретает одиозных форм, как, например, в
Туркменистане, территориально "подпирает" Афганистан и является базой для
военного присутствия в Центральной Азии. А значительная часть репрессий
направлена против исламского фундаментализма - истинной угрозы для Соединенных
Штатов. И в этих условиях Каримов может действительно позволить себе снимать
наушники в момент наставлений со стороны представителей Западной Европы. Для
американской администрации более приемлемым вариантом является авторитарный и
лояльный, чем более демократический и шаткий режим в Ташкенте. Сам Каримов
использует все возможности для демонстрации проамериканского характера своей
политики: это выражено как в поддержке военной операции в Ираке, так и в тесном
сотрудничестве с Североатлантическим альянсом: 28-30 апреля прошли совместные
учения ВС блока и МЧС Узбекистана на территории страны в рамках программы
"Партнерство во имя мира". После учений И.Каримову удалось договориться о
предоставлении Узбекистану статуса основной базы НАТО в регионе: для Ташкента
это не только фактор оптимальных отношений с доминирующей страной мира, но и
шанс занять лидирующие позиции в самом регионе.
Примечательно, что на прошедшем недавно заседании совета
министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества отсутствовал
министр иностранных дел Узбекистана: известно, что по итогам встречи принята
резолюция о необходимости передачи ООН центральной роли в обустройстве Ирака.
Узбекистан дистанцировался от подобных позиций, обусловленных интересами, прежде
всего, России и Китая. Каримов также не участвовал в подписании Договора о
коллективной безопасности, его страна не состоит и в ЕврАзЭС.
Несмотря на то, что Россия все еще остается главной
политической доминантой в центрально-азиатском регионе, она не является там
монополистом. И если, например, Таджикистан, Казахстан и Туркменистан приоритет
во внешней политике отдают России, то Узбекистан ведет однозначную
проамериканскую политику. И на ближайшее время Узбекистан будет оставаться
главным стратегическим партнером Штатов в Центральной Азии: публичная критика со
стороны представителей, прежде всего, законодательных органов власти США и части
общественности вряд ли будет поддержана на официальном уровне в Белом Доме. А
жесткость Европы в вопросах демократизации здесь носит идеологический характер,
не обусловленный претензиями на определяющее политическое влияние. В то же время
шансом для сохранения влияния России в регионе является ее куда меньший интерес
к теме прав человека: как на уровне исполнительной и законодательной властей,
так и общественного мнения. Поэтому лидеры авторитарных центральноазиатских
режимов могут быть уверены в том, что позиция России в этом вопросе в
исторической перспективе не изменится - чего нельзя с полной уверенностью
сказать о точке зрения США.
|