БЕЛОРУССИЯ
Хроника
Во второй половине марта первую партию
двигателей, сертифицированных по экологическому стандарту "Евро-2", отправил
Минский моторный завод на МАЗ. Они будут установлены на серийно выпускаемые
грузовые автомобили.
Генеральный директор завода Николай Лобач,
предприятие полностью готово выпускать автомобильные дизели по нормативам
"Евро-2" в тесном взаимодействии с Пражским институтом по исследованию
автотранспортных средств — ведущим европейским центром по сертификации
автотракторной техники. Пока все белорусские автомобильные двигатели прошли
аттестационные испытания на соответствие требованиям "Евро-2". Сейчас эту
продукцию покупают у Минского моторного завода и автомобильные предприятия
России. Завод выпускает ее по мере поступления заказов.
15 марта завершилась штабная тренировка
органов военного управления РБ, которая проводилась под руководством первого
заместителя министра обороны, начальника Генерального штаба ВС
генерал-лейтенанта С.Гурулева. Особенностью данного мероприятия являлась
проверка способности военной структуры обеспечить национальную безопасность
республики в условиях чрезвычайной обстановки. В штабном учении приняли участие
и представители Генерального штаба ВС России.
15 марта в Республике Беларусь был отмечен
очередной День Конституции. Этот государственный праздник не пользуется
популярностью в республике, а сам текст основного закона малоизвестен ее
гражданам. Большинство белорусских управленцев считает этот закон малоприменимым
на практике и игнорирует принцип прямого действия, заложенный в его статьях,
предпочитая “подзаконные” нормативные акты и “телефонное право”. Об этом, в
частности, красноречиво свидетельствуют и результаты нормотворчества
парламентариев и чиновников – с 1994 г. в республике принято 719 законов, более
5000 указов, свыше 12000 правительственных постановлений, а только декретов
президент РБ подписал 152.
15 марта базовая ставка рефинансирования и
учетная ставка Национального банка Беларуси снижены до 60% годовых (ранее они
фиксировались на отметке 66%).
19 марта Минский горисполком выдал
свидетельство о регистрации Второму национальному каналу (БТ-2). Вещание канала
на частотах ОРТ начнется с 1 мая, но пока только в вечернее время. Вытеснение
ОРТ из белорусского эфира не выглядит как случайное действо белорусских властей,
– российский канал ОРТ является самым популярным в республике и по числу
зрителей оставил далеко позади все другие каналы, вещающие на Белоруссию.
Одновременно идет активное создание полноценного Столичного телевидения (СТВ),
которое будет представлять собой холдинг, включающий, в том числе, и
радиостанцию “Минск”. Работа нового СТВ, что не исключено, в будущем может
вестись и на частотах, на которых сегодня транслируют свои передачи российские
каналы. 28 марта, выступая перед руководящим составом национального телевидения
и радиовещания, президент А.Лукашенко выразил озабоченность их слабой
идеологической работой: “Я не вижу, чтобы государственная идеология на
белорусском телевидении и радио проводилась последовательно, целенаправленно и
грамотно”. Идеологическая составляющая, по словам главы белорусского
государства, будет находиться под контролем администрации президента.
19 марта в г. Жлобине было с помпой
отмечен двадцатилетний юбилей подписания контракта между Белорусским
металлургическим заводом (ныне республиканским “унитарным” предприятием) и
австрийским концерном “Фест-Альпине”. Представители белорусской стороны надеются
на подписание нового долговременного и масштабного контракта с этой фирмой из
Австрии.
19 марта президент РБ Александр Лукашенко
принял заместителя премьер-министра, министра финансов Ирака Хикмата Аль-Азави.
Обсуждались, в частности, вопросы развития экономического взаимодействия.
Белоруссия, как отметил Лукашенко, заинтересована в политическом и
торгово-экономическом сотрудничестве с такой богатейшей страной как Ирак. Глава
РБ также решительно высказался против военного давления на Ирак и нанесения
потенциальных ракетных ударов по территории этого государства.
23 марта в Праге часть белорусской
диаспоры в Чехии отметила в Национальной библиотеке день провозглашения т.н.
Белорусской народной республики. Чехия, наряду с Польшей и Прибалтийскими
республиками, сегодня является определенным центром сосредоточения белорусских
беженцев, покинувших РБ по политическим или иным мотивам.
23 марта Председатель Центризбиркома
России Александр Вешняков, выступая перед депутатами Архангельского областного
собрания, заявил, что вероятность выборов в Палату представителей Союзного
парламента в этом году ничтожно мала. Это связано, по его мнению, с отсутствием
политического решения по вопросу о проведении в Белоруссии и России
объединительного референдума. Кроме того, необходимо уточнить полномочия
российско-белорусского представительного органа с тем, чтобы избежать “войны
законов”.
27 марта был объявлен конкурс на слова и
музыку гимна Союзного государства России и Белоруссии. Победителя определит
комиссия, в которую войдут члены Совета по информационной политике Союзного
государства, которая и представит проект нового гимна Владимиру Путину и
Александру Лукашенко в конце этого года.
Оппозиция не знает что отмечаетА.Фадеев
24
марта оппозиция попыталась провести у резиденции Президента РБ
несанкционированный митинг, посвященный годовщине, провозглашенной в 1918 году
по указанию германских оккупационных властей, но никогда не существовавшей
реально, т.н. Белорусской народной республики (БНР). Собралось, несмотря на
активную и масштабную пропагандистскую кампанию оппозиции, всего несколько сот
человек. Все это говорит о том, что, с одной стороны, антироссийские лозунги
оппозиции не находят среди населения какого-либо серьезного отклика, а, с
другой, о том, что в белорусском обществе протестный потенциал существует, но не
тяготеет к проявлению в той форме, в которую его стремится облечь радикальная
оппозиция. Явно неадекватными в сложившихся обстоятельствах выглядели действия
правоохранительных органов, минского ОМОНа, до зубов вооруженные представители
которых безо всяких причин стали силой разгонять немногочисленных, мирных
манифестантов, хватать часть из них и запихивать в “автозаки”. Пострадали и
представители средств массовой информации – корреспонденты ИТАР-ТАСС и агентства
“Рёйтер”, которые выполняли свой профессиональный долг. Отсутствие гибкости в
действиях белорусского МВД возможно объясняются отсутствием специальной
подготовки у ряда его высших руководителей, которые являются выходцами из
танковых войск, смолоду усвоивших, что главное в действиях – подавление
противника огнем и массой, таранный удар и шок-эффект. На прямолинейные и
жесткие действия правоохранительных органов вынужден был обратить внимание и
подвергнуть их критике президент РБ.
В тоже время, накануне этого мероприятия
произошло событие, которое продемонстрировало определенный провал политики
откровенного заигрывания с идеологическим активом оппозиции, которую последнее
время проводил помощник Президента РБ, начальник Главного идеологического
управления Администрации Президента РБ Иван Карендо.
21 марта в оппозиционных СМИ было
обнародовано "Обращение к гражданам Беларуси", которое было выдержано в
антисоюзных тонах и содержало антиконституционные положения. Оно было подписано,
помимо таких радикальных оппозиционных деятелей как Валентин Вечерко
(председатель БНФ) и Станислав Богданкевич (почетный председатель ОГП), еще и
председателем Союза белорусских писателей Ольгой Ипатовой, которую Карендо в
патронирует и защищает перед главой государства. Кроме них подписантами
Обращения стали председатель Федерации профсоюзов Белорусских Франц Витко, чем
еще раз подтвердил зависимость верхушки ФПБ от радикальной политической
оппозиции, а также председатель Союза татар Белоруссии Ибрагим Конопацкий.
Напомним, что белорусские татары являются отдаленными потомками крымских татар,
но в настоящее время поддерживают самые тесные отношения как со своими
соплеменниками в Крыму, так и с Турцией. Не остался в стороне и один из самых
активных католических деятелей в республике, настоятель костела Святых Симона и
Елены Владимир (Завальнюк), который, как известно, является особо доверенным
лицом римской курии.
Между тем достаточно странным выглядит
выбор оппозицией самой даты – 25 марта, как даты, якобы, создания БНР. Дело в
том, что БНР была, с благословения германских оккупационных властей,
провозглашена “в пределах этнических границ” 9 марта 1918 г. Но, главное, о чем
старательно умалчивает оппозиция, состоит в другом, - в конце апреля 1918 г.
т.н. исполком Рады Всебелорусского съезда составил в тайне верноподданническое
послание императору Германии. Этим Рада определила конец свой и БНР: из ее
состава немедленно вышли социалисты-революционеры, еврейские социалисты и
меньшевики, а сама республика осталась существовать только на бумаге, да и ту
выкинула на свалку истории в ноябре того же года Красная Армия, начавшая
освобождение белорусской территории.
Польская традиция на белорусской почвеА.Фадеев
Масштаб “мягкой” польской идеологической и
культурной экспансии на территорию соседней Белоруссии, очевидно, нуждается в
особой оценке: как по степени влияния, так и в плане потенциальных последствий.
По форме такое проникновение вполне укладывается в рамки активной восточной
политики, которую с 1989 г. осуществляет властная элита Республики Польша в
отношении своих ближайших соседей – Украины, Белоруссии и Литвы. Но по сути она
является логическим продолжением и воплощением на практике пресловутой польской
идеи федерализма.
Никто не станет отрицать сегодня, что
решение исторического вопроса о польской государственности лежало, и, в
известном смысле, продолжает лежать, в международной плоскости. По сей день в
международно-правовом плане проблема польских границ на Западе и Востоке
остается неурегулированной. Действительно, Потсдамская конференция 1945 г.
оставила вопрос о польских границах открытым, а мирная конференция по Германии,
на которой должна была поставлена окончательная точка по польско-немецким,
польско-чехословацким и польско-белорусским границам так и не была, как
известно, созвана.
Острота этой проблемы усугубляется тем,
что по всем трем направлениям Польша имела территориальные споры и претензии со
стороны сопредельных государств, а по ряду позиций пограничные дела так и
остались предметом потенциального международного или двустороннего
разбирательства. Речь прежде всего идет о территориях нынешней Польши, до 1939
г. принадлежавших Германии: Опольская и Нижняя Силезии, Западное Поморье, часть
Восточной Пруссии, Любушская земля, а также Данциг(статус, которого, впрочем,
спорен). Кроме того, значительное число представителей политической элиты
Республики Беларусь твердо убеждено в необходимости воссоединения земель вокруг
Белостока со своей исторической(белорусской) родиной, а граница в Тешинской
Силезии (Заользье), в 1958 г. проведенная по воле руководства СССР(по карте 1938
г.), вообще так и остается предметом спора между польскими и чешскими
политическими и государственными функционерами.
В любом случае, твердых гарантий
нерушимости своих границ на Западе Республика Польша на историческую перспективу
не имеет. Нельзя же в самом деле относить к таковым договор о границе с
исчезнувшей с лица Европы ГДР 1953 г., равно как и договор 1958 г. о Тешине с
канувшей в лета Чехословакией (не говоря уже о соглашениях с СССР). Вот эти
обстоятельства объективно и вынуждают Польшу пристально вглядываться на Восток,
все время возвращаясь к “федеративному плану” Юзефа Пилсудского,
предусматривавшему вхождение в польское государство на основе унии украинских,
белорусских и литовских земель.
Значительное воздействие на польскую
политику оказали и “федералисты-модернисты” послевоенного периода – К.Моравский,
Ф.Гросс, Ю.Реттингер, Э.Рачинский и др., которые отстаивали создание некой
федерации в Центральной и Восточной Европе в противовес растущему влиянию
Германии на Западе и России на Востоке. Ранее уже предпринималась попытка
создания такого протогосударства, когда в 1943 г. был подписан договор о
конфедерации между Польшей и Чехословакией. Но тогда советское политическое
руководство с помощью своих дипломатических представителей смогло своевременно
разглядеть опасность такого развития событий и сорвать реализацию
польско-чехословацкого проекта на Московской конференции министров иностранных
дел в октябре 1943 г.
Объединение Германии, распад СССР и ОВД придал
польским федералистам новой энергии в поиске путей обеспечения могущества и
безопасности Польши. Польское руководство в 90-х гг. принялось лихорадочно
создавать новые субрегиональные структуры, – сначала оно носилось с идеей
“пентакона”, куда предполагалось включить Австрию, Чехословакию, Югославию и
Венгрию, а затем активно включилось в организацию Вышеградской группы (Чехия,
Польша, Словакия и Венгрия), а также Совета государств Балтийского моря и
Центральноевропейской зоны свободной торговли.
Не была забыта и Белоруссия: Польша,
используя максимально открытое информационное поле республики, ничем не
ограниченное ТВ- и радиовещание на территорию РБ, прозрачность
польско-белорусской границы, стремится постоянно присутствовать на
идеологическом, политическом и культурном пространстве своей восточной соседки.
В самой Польше, после избрания Александра Лукашенко президентом РБ в 1994 г.,
были созданы особо комфортные условия для представителей белорусской
политической оппозиции, включая их обучение, создание политических центров,
предоставление возможностей для тиражирования работ и пропаганды идей
посредством польских СМИ на территорию Белоруссии. Польские журналы, книги,
брошюры, а главное телевизионные и радиопередачи (на русском, белорусском и
польском языках) являются общедоступными и стали повседневным явлением
общественно-культурной жизни РБ.
Польская традиция, польский взгляд на
историю и современное мироустройство, роль парламента и государства в управлении
подспудно проникли и укоренились в умах многих представителей белорусской
творческой интеллигенции и нашли определенное отражение (зачастую, безотчетно) в
политике властной элиты РБ. Например, недавно, выступая на семинаре руководящих
работников государственных органов в Минске, президент республики Александр
Лукашенко всячески отстаивал и превозносил национальную модель
социально-экономического развития, одной из главных черт которой является
“наличие сильной эффективной государственной власти”. Если при этом
проанализировать высказывания и выступления Лукашенко, посвященные этой
проблеме, то со всей очевидностью выяснится, что нынешний глава РБ по сути
является активным сторонником и проводником идеи Ю.Пилсудского о доминировании
государства над всеми остальными социальными структурами.
Этатизм Пилсудского, который был основным
принципом его политической доктрины, его стремление к установлению практически
неограниченной личной власти, утверждению независимого и суверенного
национального государства, словом, его идейное наследие, странным образом, часто
до деталей, совпадает с идейной и политической программой Лукашенко. С самых
первых шагов нынешнего президента РБ в высшей политике вполне просматривались и
идеи польской санации (оздоровления) периода Второй Речи Посполитой (1926 – 1939
гг.) – политика “беспощадной” борьбы с коррупцией и злоупотреблениями
должностных лиц, оздоровления морального климата в стране и нравственного
воспитания новой генерации. Стоит вспомнить и о так и неразгаданной тайне
начальника польского государства, которая состояла в причудливом сочетании
автократического правления с атрибутами такого типа государства, как
парламентская республика. Да и сам термин – начальник государства – с легкой
руки первого президента РБ вполне и органично утвердился в современной
Белоруссии.
Много заимствований из конституционного
устройства Второй Речи Посполитой невольно бросается в глаза при ознакомлении с
конституцией РБ 1994/1996 гг. Так, вслед за польской Апрельской конституцией
1935 г. основной закон РБ последовательно отводит центральное место в управлении
государством президенту (в польской редакции держащему в руках “единую и
неделимую государственную власть”), фактически наделяет его статусом
руководителя правительства, вооруженных сил, судов и государственного
контроля(!), а также обеих палат парламента. Так же как и в польской
конституции, в РБ президент назначает часть верхней палаты Национального
собрания, кстати, в президентском проекте 1996 г. названной сенатом (в Речи
Посполитой – 1/3 сената), а права Совета Республики и Палаты представителей
ограничены в пользу исполнительной власти (главой которой является президент).
Буквально в каждой статье белорусской конституции приоритет отдан государству,
что характерно и для конституции Второй РП. В межвоенной Польше во время
правления Пилсудского политические партии были лишены права выдвигать своих
кандидатов в депутаты парламента (это право закреплялось за комиссиями,
состоящими из представителей государственной администрации, хозяйственных и
профсоюзных организаций), - и в РБ аналогичные избирательные нормы…
Пилсудский не считался с мнением
парламентариев и самостоятельно назначал правительство. В центре внимания его
внутренней политики стояла пропаганда спорта, забота о крестьянстве и сельской
молодежи, массовое строительство дешевого жилья для населения. Лукашенко
буквально повторяет эту государственную программу, лично назначая и сменяя
министров своего кабинета. Пилсудский запрещал деятельность непольских
политических партий (Белорусской крестьянско-рабочей громады, например), и
белорусские верхи прикрыли русские политические партии в 1997 г.
Еще больше сказываются польские веяния в
культурной жизни современной Белоруссии – в кинематографе, литературе, театре.
Даже на бытовом уровне прослеживается много польских заимствований, начиная от
номеров автомашин, элементов формы сотрудников правоохранительных служб и подачи
рекламы, до одежды молодежи, убранства кафе и ресторанов. В современном Минске
обязательно поймаешь себя на мысли, что твой собеседник, говоря по-русски,
строит фразы и предложения, исходя из канонов и правил польской устной речи.
Белорусским детям во множестве рассказывают польские сказки, которые почему-то
считаются плодом отечественного народного творчества. Кстати, самую популярную
из них – “Как крестьянин зайцев у пана пас” - хорошо бы в обязательном порядке
изучить российским дипломатам, работающим с РБ, с тем, чтобы хоть немного понять
политику нынешнего белорусского президента, явно воспринявшему заложенные в ней
элементы народной мудрости (или крестьянской хитрости?) поляков.
Белорусские граждане польского
происхождения, которых в Польше предпочитают называть “поляками за рубежом”,
представляют собой весьма многочисленный социальный слой (порядка 400 тыс.) и
хорошо самоорганизованы в местах компактного проживания, преимущественно вокруг
костелов. Католическая церковь постоянно и довольно гибко ведет воспитательную и
организационную работу с детьми и молодежью, для образования которых из Польши
завозится огромное число специальной литературы.
Удивительно и другое: абсолютное
большинство нынешней белорусской “горки” получило образование в советской школе
и высших учебных заведениях СССР, однако в разработке государственных программ,
законопроектов и других бюрократических актов оно предпочитает активно
заимствовать опыт государственного строительства вовсе не России, а польского
государства. Это касается и новой военной доктрины (о чем бюллетень уже писал в
февральском номере 2002 г.), и внешнеполитической доктрины РБ. В последней,
например, явно заметно отражение, по крайней мере, двух основополагающих
внешнеполитических концепций Польши – межвоенного принципа балансирования и
“равного удаления” от других держав (пресловутая “многовекторность”) и “плана
Рапацкого” 1957 г.(безъядерная зона). Чем сегодня озабочено внешнеполитическое
ведомство Республики Беларусь? может быть ускорением создания Союзного
государства с Россией? Ничуть не бывало: все силы брошены на подготовку к XIII
саммиту Движения неприсоединения в Иордании,
полноправным членом которого состоит республика.
В самой же Польше политическая элита
открыто заявляет о приверженности к формированию новых отношений с ближайшими
соседями на Востоке, “которые ныне занимают территории, некогда бывшими
восточными рубежами шляхетской Речи Посполитой, где
поляки всегда господствовали политически”. Раздаются голоса за
восстановление исторического курса “укоренившегося патернализма” по отношению к
белорусам, литовцам и украинцам. По мнению большинства польских политических
деятелей настало время “разумно распорядиться нелегким наследием”, выражающимся,
по их мнению, в всеобщей и устойчивой привязанности
польского народа к восточным кресам былой Речи Посполитой. Их явно
раздражает, что “столь важный для поляков” город Вильно стал Вильнюсом,
“овеянный польской легендой” Львов – Львивом, а Менск – Минском…
Специально обратим внимание и на тот факт,
что ряд современных польских историков, публицистов, а вслед за ними и политиков
РП, с удовольствием цитируют тезис Чаадаева о том, что между Польшей и Россией нет места
никакому иному народу. Зато с традиционным негодованием польской
интеллектуальной элитой осуждаются “На взятие Варшавы” Александра Пушкина и,
особенно, стихотворение коренного варшавянина Осипа Мандельштама “Polacy!”
Последний, как представляется, подвергается гонениям вовсе не за то, что не
видел смысла в “безумных” действиях польских стрелков в рядах австро-венгерской
армии, воевавшей, как известно, в Первую мировую войну с Россией, а за то, что
задал роковой для поляков вопрос – Зачем славянской комете блуждать в чужих пространствах,
гореть чужим огнем и светом?
Почему России так трудно, а на наш взгляд
просто невозможно, найти общий язык и договориться, например, с Соединенными
Штатами? Главная причина здесь очевидна и кроется в том, что мы мыслим совершенно не так, как американцы. Почему
необходимо как можно быстрее создавать Союзное государство, крепить делом союз с
Белоруссией? Потому, что если этого не делать, то через
несколько лет возникнет непреодолимое препятствие: россияне и белорусы
перестанут понимать друг-друга, они будут думать по-разному, вторые, что не
исключено, по-польски…
Хозяйственные итоги 2001 – I квартала 2002 г.Н.Максимовский(Минск)
Во второй половине марта правительством
были обнародованы официальные результаты экономического развития республики в
прошлом году. По данным министерства статистики и анализа РБ, объем валового
внутреннего продукта за 2001 г. составил в текущих ценах 16 912,6 млрд. руб.
Реальный объем производства ВВП был на 4,1% выше, чем за 2000 г. В определяющей
мере рост объемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен за счет
увеличения выпуска продукции промышленности. В 2001 году промышленной продукции
(работ, услуг) произведено на сумму 14 649,9 млрд. руб., что на 5,4% больше, чем
в 2000 году. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости в 2001 году
промышленность занимала 27,7%, в 2000 году – 25,8%.
Выпуск потребительских товаров составил 6
524 млрд. руб., что на 5,7% выше уровня 2000 года. При этом производство
продовольственных товаров увеличилось на 6%, непродовольственных – на 6,1%.
Объем продукции сельского хозяйства,по
оценке, в 2001 году составил 4 364,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2000
годом. в сопоставимых ценах на 1,8%.
Инвестициив экономику и социальную сферу
республики в 2001 году составили 2 949,4 млрд. руб., что на 6,1% меньше, чем в
2000 году (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах роста 103,5-104,5%).
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП сократилась с 19,8% в 2000 году до
17,4% в прошедшем году.
На объекты производственного назначения в
2001 году использовано 1 785,1 млрд. руб. капитальных вложений, что на 0,8%
меньше, чем в предыдущем году. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме
составил 60,5%.
Объемы капитальных вложений в объекты
непроизводственного назначения уменьшились на 13,4%. На строительство жилых
домов использовано 710,4 млрд. руб., что на 5,6% меньше, чем в 2000 году.
На долю бюджетного финансирования (включая
целевые бюджетные фонды) приходилось 20,6%.
Грузооборот предприятий транспорта за 2001
год составил 29 473,5 млн.ткм и сократился по сравнению с 2000 годом на
5,6%.
Рост платежеспособного спроса населения
(денежные доходы на душу населения возросли за январь-ноябрь 2001 года на 25%)
позволил увеличить объемы платных услуг, оказываемых населению, на 8,6%. Объем
розничного товарооборота увеличился на 21,1%.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за
одиннадцать месяцев 2001 г. составила 1 719,5 млрд. руб., или 11,3% от
произведенного в январе-ноябре валового внутреннего продукта (в январе-ноябре
2000 г. – 17,2%).
Для прошедшего года было характерно снижение величины прибыли и сокращение числа рентабельных
предприятий в реальном секторе экономики. Удельный вес убыточных предприятий
в общем их числе в январе-ноябре 2001 г. возрос почти в 1,7 раза по сравнению с
тем же периодом 2000 г. На 1 декабря 2001 г. 4160 предприятий, или 35,5% от
общего числа предприятий вместо 21,8% на 1 декабря 2000 г., в результате своей
хозяйственной деятельности имели убытки.
В то же время в прошедшем году темпы
накопления кредиторской задолженности субъектами хозяйствования республики были
ниже, чем в 2000 году. Суммарная задолженность по обязательствам на 1 декабря
2001 г. составила 7 976,2 млрд. руб. Прирост кредиторской задолженности за
одиннадцать месяцев прошедшего года составил 19,2% по отношению к ВВП этого
периода. В январе-ноябре 2000 г. аналогичный показатель был на уровне 40,3%. На
внутриреспубликанские расчеты приходилось 79,7% общей кредиторской
задолженности, 20,3% составила задолженность
предприятиям других стран.
Основную часть задолженности занимают
суммы по оплате поставщикам за товары, работы, услуги – 75,2% общей кредиторской
задолженности. Из нее 46,2%, или 2 772,4 млрд. руб.,
приходилось на задолженность за энергоресурсы.
Дебиторская задолженность в целом по
республике на 1 декабря 2001 г. сложилась в размере 5 786 млрд. руб. Прирост
дебиторской задолженности по отношению к ВВП за январь-ноябрь 2001 г. составил
13,9% против 30,1% в январе-ноябре 2000 г.
Кредиторская задолженность по народному
хозяйству на 1 декабря 2001 г. на 37,9% превышала дебиторскую, в том числе в
сельском хозяйстве – в 8 раз, в промышленности – в 1,4 раза. Превышение
кредиторской задолженности над дебиторской в целом по республике на 2,2 трлн.
руб. свидетельствует об отсутствии у предприятий источников покрытия долговых
обязательств на эту сумму.
В январе-ноябре 2001 г. снизилась платежеспособность предприятий по сравнению с
тем же периодом 2000 г. На 1 декабря 2001 г. денежные средства на счетах
предприятий составили 12,3% от суммы просроченной кредиторской задолженности. На
1 декабря 2000 г. показатель платежеспособности составлял 17,3%.
Внешняя кредиторская задолженность за
товары, работы и услуги на 1 декабря 2001 г. сложилась в размере 1 349 млрд.
руб. За одиннадцать месяцев прирост ее составил 2,6% по отношению к ВВП за
январь-ноябрь. На ту же дату 2000 г. прирост составлял 9,1%. Внешняя дебиторская
задолженность белорусским предприятиям на 1 декабря прошлого года была в 2,5
раза меньше.
К числу наиболее негативных факторов,
оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует
отнести инфляцию. Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2001
года по сравнению с ноябрем составил 105,5%, в том числе на продовольственные
товары 106,5%, на непродовольственные 101,9%. Платные услуги подорожали на 6,3%.
За 2001 год потребительские цены возросли на 46,1%.
Прирост индекса потребительских цен за 2000 год составлял 107,5%.
Индекс цен производителей промышленной
продукции за декабрь 2001 г. составил 104,6%, строительно-монтажные работы
подорожали на 4,7%.
Таким образом, за 2001 год ценовые индексы
на потребительские товары и услуги, промышленную продукцию и в строительстве
составили соответственно 146,1; 139,4 и 130,6%.
В 2001 году розничный товарооборот,
включая общественное питание, через все каналы реализации составил 7 797,3 млрд.
рублей, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом на 21,2%. За
декабрь по сравнению с ноябрем 2001 года его рост в сопоставимых ценах составил
11,1%. При этом за 2001 год продажа продовольственных товаров выросла по
сравнению с 2000 годом на 20,7%, а непродовольственных - на 22,1%. В прошлом
году розничный товарооборот на 69% формировался торговыми предприятиями, доля
рынков составила 31%, причем в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом
товарооборот торговых предприятий вырос на 15,8%, а рынков - на 34,3%. Доля
государственной собственности в торговле и общественном питании сократилась с
24,9% в 2000 году до 22,9% в 2001 году.
Объем платных услуг, оказанных населению
официально учтенными предприятиями, в 2001 году составил 1285 млрд. рублей, или
108,4% к уровню 2000 года. Доля платных услуг, оказанных населению
индивидуальными предпринимателями, составила в прошлом году 6%.
В январе-ноябре 2001 года денежные доходы
населения составили 10 678,2 млрд. рублей и возросли по сравнению с
соответствующим периодом позапрошлого года в 2 раза. Реально их рост за
указанный период составил 25%.
Основным
источником дохода для большей части населения по-прежнему является заработная
плата по основному месту работы. За январь-ноябрь 2001 года начисленная
среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства республики
составила 121,2 тыс. рублей, что в реальном выражении на 30,6% больше, чем в
январе-ноябре 2000 года.
При этом продолжают сохраняться
значительные различия по отраслям экономики: наиболее низкий уровень заработной
платы наблюдается в социальном обеспечении – 66,9 тысяч рублей (в 1,8 раза ниже,
чем в среднем по республике), а самый высокий – в банковской сфере – 222,6 тысяч
рублей (в 1,8 раза выше, чем в среднем по республике). Таким образом, разрыв
между нижней и верхней границами в оплате труда составляет 3,3 раза
За одиннадцать месяцев 2001 года объем
внешней торговли товарами и услугами сложился в размере 15 448,4 млн. долл. США,
в том числе экспорт – 7 758 млн. долл. США, импорт – 7 690,4 млн. долл. США. В
результате положительное сальдо внешнеторговых операций составило 67,6 млн.
долл. США. При этом в торговле услугами получено положительное сальдо (408,2
млн. долл.), а товарами – отрицательное (335,3 млн. долл.). В январе-ноябре 2000
г. результатом внешнеторговой деятельности был дефицит в размере 623 млн. долл.
США (в торговле услугами положительное сальдо – 430 млн. долл., в торговле
товарами – дефицит – 1053 млн. долл.).
Основную часть внешней торговли составляет
торговля товарами – 90,5% общей суммы торговли товарами и услугами. По итогам
одиннадцати месяцев 2001 г. товарооборот внешней торговли составил 13 985,3 млн.
долл. США, в том числе экспорт – 6 825 млн. долл. (46,8% товарооборота страны),
импорт – 7 160,3 млн. долл. Стоимость внешнеторгового
оборота была ниже уровня января-ноября 2000 г. на 2,9%.
Снижение стоимостных объемов внешней
торговли в целом по республике в январе-ноябре прошлого года по сравнению с тем
же периодом 2000 года обусловлено сокращением объемов импорта в долларовом
эквиваленте на 7,3% и ростом экспорта белорусских товаров на 2,3%. Стоимость
экспорта увеличилась в результате роста физических объемов экспортируемых
товаров на 9,7% и снижения средних цен экспорта на 6,7%. При этом стоимость
экспорта товаров в долларах США в страны СНГ возросла на 3,1%, в страны дальнего
зарубежья - на 1,2%.
Стоимостные объемы импорта товаров в
долларовом исчислении в январе-ноябре 2001 г. сократились по сравнению с тем же
периодом 2000 г. на 7,3% за счет уменьшения импортных поставок как из стран
дальнего зарубежья (на 9,2%), так и из стран Содружества (на 6,5%). При этом
физический объем импорта увеличился на 4,9%, средние цены снизились на
11,6%.
По итогам одиннадцати месяцев 2001 г. отрицательное сальдо торгового
баланса сократилось по сравнению с тем же периодом 2000 г. в 2,9 раза и составило 335,3 млн. долл. США. При этом в торговле со
странами СНГ дефицит торговых операций сложился в размере 991,7 млн. долл. США,
что на 28,5% меньше, чем в январе-ноябре 2000 г. В торговле со странами дальнего
зарубежья положительное сальдо экспортно-импортных операций возросло в 1,6 раза
и составило 656,4 млн. долл. США.
Стоимостные объемы
взаимной торговли с Россией составили 8 369,9 млн. долл. США, что на 0,1%
больше, чем в январе-ноябре 2000 г. Стоимость экспорта в Российскую
Федерацию за одиннадцать месяцев 2001 г. сложилась в размере 3 599,8 млн. долл.
США и увеличилась по сравнению с январем-ноябрем 2000 г. на 7,9%. На долю России приходилось 52,8% покупок белорусских
товаров. Физический объем экспорта возрос на 12,4%, средние цены на
экспортируемые товары снизились на 4%.
Импортировано из
России товаров на сумму 4 770,1 млн. долл. США, что на 5% ниже уровня
января-ноября 2000 г. (в долларовом эквиваленте). При этом физические объемы
импорта увеличились на 9,3%, средние цены снизились на 13,1%. Импорт товаров из России занимает 66,6% общего импорта
республики.
Рост стоимости экспортных потоков товаров
в Россию с одновременным сокращением импорта из этой страны обусловили
уменьшение отрицательного торгового сальдо с 1 607 млн. долл. США в
январе-ноябре 2000 г. до 1 170,3 млн. долл. США в январе-ноябре прошлого года,
или почти в 1,4 раза.
В январе-ноябре 2001 г. сохранилась
тенденция предыдущего года сокращения доли бартерных поставок во внешней
торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте
составила 15,9% вместо 23,9% в январе-ноябре 2000 г. Удельный вес бартерных
сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На бартерные
операции приходилось 18,2% общего объема белорусского экспорта вместо 26,2% в
январе-ноябре 2000 г. и 13,7% вместо 21,9% - импорта товаров. Поставки товаров
по договорам купли-продажи составили 67,2% стоимости белорусского экспорта,
поставки продукции из давальческого сырья после переработки занимали 10,9%.
В январе-ноябре прошлого года активнее по
сравнению с торговлей товарами развивалась торговля услугами. По данным
Нацбанка, стоимостные объемы предоставленных и полученных услуг составили 1 463
млн. долл. США и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2000 г. на 11,4%.
При этом экспорт услуг увеличился на 7%, импорт - на 19,9%.
В январе-декабре 2001 года в
консолидированный бюджет поступило, по предварительным данным, 5 731,9 млрд.
рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного
налога приходится 56,1%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет
обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,3%. Расходы
консолидированного бюджета составили 5 953,4 млрд. рублей, дефицит – 221,5 млрд. рублей (1,3 % к ВВП).
Если рассматривать динамический ряд
ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов консолидированного
бюджета за период 2000 –2001 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов и
расходов в декабре 2001 года гораздо ниже, чем в декабре 2000 года, - на 129,6 и
161,0 процентных пункта соответственно. В целом темпы
роста ежемесячных номинальных доходов и расходов в 2001 г. значительно ниже, чем
в 2000 г., что объясняется как более низкой инфляцией, так и более жесткой
бюджетной политикой.
Следует отметить, что напряженное
исполнение бюджета в 2001 году в определенной степени связано с инфляционными
ожиданиями. В течение последних лет постоянно имело место превышение фактических
уровней инфляции над прогнозными значениями. А так как бюджет на следующий
финансовый год формируется в номинальном выражении, его фактическое исполнение
автоматически включало сверхплановые инфляционные доходы, что способствовало
перевыполнению плана по доходам и зачастую требовало уточнения бюджета в течение
года. В 2001 г. при запланированной Минэкономики инфляции 135-151% (декабрь к
декабрю) индекс потребительских цен составил 146,1%, то есть в соответствии с
планом.
Данные анализа налоговых поступлений
свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к
ВВП (с учетом недоимки) за 2001 год по сравнению с 2000 годом почти не
изменилась: 35,3 и 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов
консолидированного бюджета в ВВП снизился с 34,8 до 33,9% при увеличении
удельного веса недоимки с 0,5 до 0,8%. Удельный вес
недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы
государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов)
вырос с 1,3% на 1.01.2001 г. до 2,3% на 1.01.2002 г.
Если сравнить общую совокупную налоговую
нагрузку прошлых лет с 2002 годом без учета недоимки, то видно, что удельный вес
доходов консолидированного бюджета в ВВП по прогнозу в 2002 году сохраняется на
уровне 2001 года, но учитывая переходящий остаток по недоимке, общая совокупная налоговая нагрузка в 2002 году может
возрасти.
Расходы консолидированного бюджета за 2001
год (без заключительных оборотов) профинансированы в сумме 5953,4 млрд. рублей,
что составило 93,1% от годового плана. В то же время в реальном выражении
Правительство израсходовало бюджетных средств на 3,3 п.п. больше, чем за 2000
год при реальном росте доходов бюджета на 1,2 п.п.
Хотя рост расходов бюджета в целом
корреспондируется с динамикой реального ВВП, по отдельным расходным статьям
имеются колебания. Наиболее значительно за последние четыре года увеличились
расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - в 2001 году их величина составила
162,6 п.п. по сравнению с 1998 годом. По статье “Обслуживание государственного
долга” пик платежей в рассматриваемом периоде пришелся на 2000 год – 138 п.п. от
уровня 1998 года. Кроме того, выше среднего уровня реальный прирост
финансирования наблюдался по расходам на правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности – 20,2 п.п., образование - 19,5 п.п. и здравоохранение
– 18,2 п.п.
Сложившаяся за последние четыре года
тенденция свидетельствует о постепенном, но стабильном росте расходов бюджета на
две ключевые отрасли социальной сферы – здравоохранение и образование (к уровню
1998 года 119,5 и 118,2 п.п. соответственно). В целом на
социально-культурную сферу расходуется около половины консолидированного
бюджета.
Наиболее значительная динамика была
характерна для прямого финансирования отраслей реального сектора экономики и
расходов на капитальные вложения. Оба раздела значительно сократились - с 3,3% к
ВВП в 1998 году до 1,8% к ВВП в 2002 году (по плану) и с 3,0% к ВВП до 1,5% к
ВВП соответственно. Расходы республиканского бюджета (по предварительным данным
и без учета заключительных оборотов) за 2001 г. профинансированы в сумме 3179,4
млрд. руб., что реально составляет 103,7% от уровня аналогичного периода
прошлого года (скорректировано по дефлятору ВВП). По отношению к 1998 году в
2001 году реальные расходы республиканского бюджета составили 103%.
По функциональной классификации за
последние четыре года наиболее значительный рост был достигнут в области
финансирования жилищно-коммунального хозяйства – 25,9 п.п., здравоохранения -
24,3 п.п. и правоохранительной деятельности – 21,3 п.п., табл. 3. Следует
отметить, что при сохранении в течение всего периода (включая план на 2002 год)
тенденции к понижению, расходы на финансирование капитальных вложений в 2001
году были выше, чем в 1998 году на 13,7 п.п.
При исполнении годового плана за 2001 г. в
целом по республиканскому бюджету на 88,8%, по отдельным позициям функциональной
структуры наблюдаются значительные отклонения. Выше среднереспубликанского
уровня наблюдалось выполнение плана по оказанию финансовой помощи бюджетам
других уровней (97,7% годового плана), обслуживанию государственного долга
(97,1%) и финансированию капитальных вложений (96,7% от уточненного плана). Наиболее значительный уровень недофинансирования продолжал
сохраняться по разделам “Развитие рыночной
инфраструктуры” (52,7% годового плана), “Международная деятельность” (57,1%)
и “Пополнение государственных запасов и резервов” (61,0% годового
плана).
По итогам 2001 года наблюдалось суммарное
превышение расходов консолидированного бюджета над доходами – дефицит составил 221,48 млрд.
рублей, или 1,3% ВВП. При этом республиканский бюджет сведен с дефицитом в
219,39 млрд. рублей при плане на 2001 г. 282,7 млрд. рублей (1,3% к ВВП при
плане 1,7% к ВВП). Местные бюджеты сведены за с дефицитом в 2,09 млрд.
рублей.
Внешний
государственный долг Республики Беларусь за декабрь месяц сократился на 6,63
млн. долл. США и составил на 1 января 2002 года около 8%
ВВП. Долг формируют обязательства по кредитам Правительства Республики
Беларусь, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий,
привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных
средств. На кредиты Правительства приходится 343,17 млн. долл. США, или 45%, а
под гарантии Правительства Республики Беларусь – 419,84 млн. долл. США, или 55%.
Главными кредиторами Республики Беларусь являются
Германия, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный
Валютный Фонд (МВФ), США.
По состоянию на 01.01.2002 г. величина государственного внутреннего долга составила 762,2 млрд. руб., увеличившись за месяц на
6,2% (44,6 млрд. руб.) в номинальном выражении и на 0,7% - в реальном выражении
(скорректированная на индекс потребительских цен). Прирост с начала года
составил 84,3%, или 304 млрд. руб. (в реальном выражении – 26,2%). Прирост
государственного внутреннего долга по отношению к ВВП сократился с 2,6% в 2000
году до 1,8% в 2001 году. Большую часть государственного
внутреннего долга составляют государственные ценные бумаги – 49,1%.
Величина
правительственного долга в 2001 году относительно валового внутреннего продукта
составила около 13%, в том числе: внутреннего – 4,5% и внешнего – около
8%.
В первомквартале этого года
социально-экономическая ситуация в республике резко осложнилась. Так, в феврале
значительно выросли запасы готовой, но не реализованной
продукции на складах белорусских предприятий. И это при том, что в январе
они уже увеличивались в денежном исчислении на 58,8 млн. долларов. Одновременно
неуклонно снижается платежеспособность субъектов хозяйствования. Заметно ухудшилось положение в аграрном секторе белорусской
экономики. Задолженность предприятий Минсельхозпрода только по зарплате
достигла 31,2 млрд. бел. руб. – 52% от общей задолженности государства перед
тружениками, которая выражается цифрой в 35,5 млн. долларов США. Производство
говядины за январь уменьшилось на 14,6%, свинины – на 5,6%, вареных колбас – на
5%, полукопченых колбас – на 19,6%.
Правительство судорожно пытается покрыть
бюджетный дефицит путем наращивания производства и сбыта алкогольной продукции,
начисто позабыв о “спортивности и оздоровительной направленности”
государственной политики. По сравнению с прошлым годом только в январе 2002 г.
производство алкогольных напитков возросло на 26,2% (в том числе, коньяка – на
250%, виноградных вин – на 255%, плодово-ягодных вин – на 173%).
Треть всего объема торговли в Белоруссии
сегодня осуществляется на неорганизованном рынке.
В этом году снизились финансовые ресурсы
Фонда социальной защиты населения: на 1 марта денежные запасы Фонда составили
лишь 14,9% от суммы, необходимой для выплаты пенсионных пособий в марте т.г.
Фонд не располагает сегодня активом в 121,2 млн. долларов для выплаты пенсий
гражданам республики, что ставит под вопрос продолжение правительственной
политики социальной поддержки населения в прежних масштабах. Кроме этого
возросла и задолженность в отраслях экономики, преимущественно финансируемых из
госбюджета. В сфере образования задолженность достигла 2 млн. долл., в
строительстве – 10,5 млн. долл., в здравоохранении – 0,6 млн. долл.
На 13,3 процента снизилась с начала года
реальная зарплата рабочих и служащих Беларуси, в то время как потребительские
цены возросли на 3,6 процента. По сравнению с декабрем 2001 года начисленная
зарплата уменьшилась на 3 процента (со 174.422 рублей), а потребительские цены
за этот период возросли на 9,9 процента.
|