Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №49(01.04.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

АРМЕНИЯ



“Аравот”, Ереван,
21 марта 2002

Безответная любовь

Наконец-то и наши народные избранники обеспокоились ситуацией, складывающейся ввиду ввода американских войск на Южный Кавказ. На этой неделе председатель парламентской комиссии Виктор Даллакян призвал руководство и политические силы страны обсудить ситуацию и организовать с этой целью парламентские слушания. По прогнозам Даллакяна, присутствие американских военных подразделений в Грузии приведет к тому, что на территории Южного Кавказа будут одновременно находиться войска как России, так и НАТО и подобное развитие событий может отрицательно сказаться на Армении и Нагорном Карабахе - в том смысле, что американцы могут принудить нас к принятию неблагоприятного решения карабахского конфликта. Оставим сей прогноз на совести самого Даллакяна, однако то, что что вопрос о том, стоит или нет корректировать наш внешнеполитический курс, действительно назрел и приобрел чрезвычайную актуальность.

А и впрямь, не пора ли Армении переориентироваться в своей внешней и переметнуться от теряющей свои позиции на международной арене России в сторону более сильного союзника в лице США? В конце концов, стоит ли нам продолжать стратегическое партнерство с государством, об очевидном ослаблении которого говорят даже сами российские политики? Пожалуй, это именно те вопросы, над которым действительно стоило бы сегодня подумать и политическим силам, и руководству республики. Впрочем, пока что, судя по всему, большинство отечественных политических сил, представленных в парламенте, выступают категорически против каких-либо отходов от взятого внешнего курса на вечную дружбу с Россией. При этом большинство - по той простой причине, что не верят в ослабление России и считают ее потенциал достаточным для того, чтоб решать проблемы своей собственной национальной безопасности и защищать интересы своих союзников, к коему числу принадлежит и наша Армения. Другие, как например, председатель парламентской комиссии по обороне , нацбезопасности и внутренним делам Ваан Ованнисян, все-таки признают ослабление позиций России на международной арене, однако все равно считают, что нам следует держаться ее курса, хотя бы для того, чтоб некоторые российские политики и военные деятели наконец бы поняли, кто у России в надежных друзьях и с кем она может связывать свои южные интересы. Типа: все переметнулись, а Армения - осталась. Она не предала, когда все остальные устремились в тесные объятия НАТО.

Что ж, остается только надеяться на то, что Россия оценит столь завидную в политике преданность и ответит нам наконец исключительной взаимностью в смысле отстаивания интересов Армении в регионе. Чего прежде , между прочим, раньше не делала. А брала и вдруг включала в число своих стратегических партнеров тот же Азербайджан, который, напротив, в России в вечной дружбе клясться не собирается и вообще больше любит американцев.




Как трудно любить слабого, когда есть сильный

Феликс Станевский

(По поводу статьи “Безответная любовь” в газете “Аравот”)

Хочется надеяться, что сотрудники газеты “Аравот” внимательны к сообщениям информационных агентств. Ниже следует одно из тех, которые обязательны к учёту для любого автора статьи по Южному Кавказу:

“15.03.2002 , Медиамакс , Турция играет основную роль в установлении мира на Кавказе и в Центральной Азии, заявил заместитель министра обороны США.

Заместитель министра обороны США Пол Волфовиц /Paul Wolfowitz/ заявил, что Турция играет "основную роль в установлении мира в регионе от Юго-Восточной Европы до Ближнего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии". Как сообщили сегодня Медиамакс в пресс-службе Государственного департамента США, выступая в Вашингтонском институте по ближневосточной политике, Волфовиц отметил, что Турция играет ключевую роль в сближении Запада и мусульманского мира”.

Почему-то некоторым закавказским обозревателям кажется, что Соединённые Штаты сами, так сказать, лично будут заниматься южнокавказским регионом. Нет слов, регион для них существенен, например, для транспортировки каспийской нефти, природных ресурсов Центральной Азии. Но разве им так уж обязательно вникать самим в здешнии перипетии? Нет США давно и определённо определили Турцию как своего приказчика в регионе. Или, точнее, наместника. Высказывание Вульфовица не оставляет на сей счёт сомнений. Да и не первое это высказывание такого рода.

Впрочем, стоит задумываться не столько над высказываниями, сколько над делами. Над тем, например, что в Манеули под Тбилиси на турецкие деньги построен военный аэродром. Понятно, что бы ни говорили в Ереване заезжие грузинские политики и военачальники, Э.Шеварднадзе завязан на Турцию. Разумеется, далеко не только этим аэродромом, в коем он, разумеется, не сможет теперь уже отказать турецким друзьям. Но нескончаемыми делегациями турецких военных в Грузию, турецкой военной помощью, турецкими советниками, совместными военными мероприятиями, сотрудничеством в пограничной области. Стоит только просмотреть любую ленту новостей, как откроются потоки информации о крепнущей грузино-турецкой дружбе. “САКИНФОРМИ, 21 03 02. Грузино-турецкие учения пограничников ведутся в турецкой губернии Ардаган. Как сообщили в пограничном департаменте Грузии, в учениях принимают участие подразделения Ахалцихской и Ардаганской застав”. “Сакинформи. 21 03 02. На состоявшейся в Тбилиси пресс-конференции лидер политобъединения "Эртоба" /"Единство"/ Джумбер Патиашвили высказался против усиления влияния Турции в Грузии. Он. В частности, отметил:"Вызывает тревогу то обстоятельство, что в последнее время возрастает военно-политическая активность Турции по отношению к нашему государству… "Мы считаем, что чрезмерная заинтересованность Турции регионом Самцхе-Джавахети /юг Грузии/, населенном преимущественно этническими армянами, может привести к дестабилизации обстановки в регионе",- заявил Патиашвили”. О турецком интересе к Джавахетии много писали в последнее время. Отвечая газете “Аравот”, выделю другое. Опытный политик, бывший руководитель Грузии Дж.Патиашвили прав: "ошибаются те, кто полагает, что отдаление Тбилиси от Москвы и уменьшение влияния России в Грузии приведет к усилению влияния в Грузии непосредственно США…США считают Турцию своей опорой в регионе Кавказа и поэтому Вашингтон предоставит Анкаре возможность усилить свое влияние в Грузии".

Так что, как в свете этого глядится гипотеза армянской газеты: “А и впрямь, не пора ли Армении переориентироваться в своей внешней и переметнуться от теряющей свои позиции на международной арене России в сторону более сильного союзника в лице США? В конце концов, стоит ли нам продолжать стратегическое партнерство с государством, об очевидном ослаблении которого говорят даже сами российские политики? Пожалуй, это именно те вопросы, над которым действительно стоило бы сегодня подумать и политическим силам, и руководству республики”.

Что и говорить, слабых не любят. Но авторы этих вопросов хорошо знают, что Россия ослабла не сегодня. Ей был нанесён такой удар распадом СССР, что диву даёшься, как она ещё устояла на ногах. Так что вопросы запоздали на десять лет. Риск новых поражений России пока велик, ибо она не оправилась вполне. Но уже приходит в себя, уже заставляет с собой считаться своим людским потенциалом, своей территорией, своим ядерным потенциалом, своими богатствами, своей, похоже, выстоявшей наукой и культурой. И есть ли вопрос, как строить отношения с Россией для тех граждан Армении, которые в последние годы переселились в Россию, для тех, кто выезжает туда на заработки или для тех, кто, проживая в Джавахетии, настаивает на сохранении в Ахалкалаки российской военной базы? Есть ли такой вопрос для армян Абхазии? Неверна сама основа статьи “Безответная любовь”, сформулированная заголовком. Конечно, не всё обязательно будет гладко в политических отношениях между двумя странами, как не всегда всё гладко в отношениях между людьми, тем более принадлежащим к разным народам. И всё-таки давно уже не было столько искренней дружбы между россиянами и армянами, столько взаимной подлинной симпатии, сколько в последние годы. Этим стоит дорожить.




Агентство CNA,
20 марта 2002

Интервью главы МИД НагороногоКарабаха Гаяне Мовсесян

- По предложению сопредседателей Минской группы ОБСЕ в дополнение к прямому диалогу президентов Армении и Азербайджана будут организовываться встречи личных представителей глав двух государств для ведения переговоров по карабахскому урегулированию – соответственно замминистра ИД РА Татула Маргаряна и замминистра ИД АР Араза Азимова. Ереван приветствовал это предложение посредников и считает, что подобные встречи могут содействовать достижению прогресса в мирном процессе.

Каково отношение властей НКР к этому предложению? Ограничиваются ли этим новые предложения посредников? Насколько, на Ваш взгляд, эффективными могут оказаться эти встречи, если даже переговоры на уровне президентов Армении и Азербайджана не дали желаемых результатов?

- Сопредседатели приехали в регион с целью возобновления переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, но поскольку в Азербайджане это вызвало болезненную реакцию, посредники решили на этом этапе отложить восстановление переговорного процесса в полноценном формате с тем, чтобы вернуться к этому позднее. В результате этого и возникла идея продолжения диалога президентов Армении и Азербайджана на уровне экспертов. Но данное предложение – и это я хочу особо подчеркнуть,- безусловно, не подменяет или не заменяет необходимости возобновления полноценного переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ. Такова позиция и Сопредседателей, таково и наше понимание данного формата. Ситуация в переговорном процессе продолжает оставаться неопределенной, и можно только надеяться на оживление мирного процесса. В настоящее время посредники изыскивают возможности для привлечения Азербайджана к конструктивному диалогу, но последние заявления министра иностранных дел В.Гулиева, в частности, о том, что Азербайджан никогда не принимал и не намерен принимать возможность участия представителей Нагорного Карабаха в качестве стороны на переговорах, не оставляют впечатления каких-то кардинальных перемен и готовности азербайджанской стороны добиваться конкретных результатов по урегулированию конфликта, а не иллюзорных пропагандистских результатов, причем в основном для внутриполитического потребления.

- Говорилось ли на встрече с Сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ходе их недавнего визита в регион о возможности участия карабахской стороны в переговорах на этом уровне?

- Как на переговорах с президентом НКР А.Гукасяном, так и в заявлениях для прессы Сопредседатели отмечали необходимость полноценного восстановления в переговорах трехсторонней конфигурации конфликта. Попытки Азербайджана избежать переговоров непосредственно с Нагорным Карабахом мы расцениваем как свидетельство слабости его переговорной позиции как в политическом, так и в правовом поле. Признаться, мне трудно поверить в искренность азербайджанской стороны, заявляющей о готовности добиваться урегулирования конфликта, если она при этом отказывается видеть в Нагорном Карабахе народ, реализовавший свое право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Могу только подтвердить неизменность нашей позиции –решение конфликта возможно только с учетом позиции Нагорного Карабаха и при его не формальном, а реальном участии в достижении и заключении мирного соглашения.

- Что, с точки зрения Степанакерта, можно было бы считать прогрессом в карабахском урегулировании, если, по всеобщему признанию, до окончательного разрешения конфликта еще далеко?

- Прежде всего хочу сказать очевидную истину – любой вооруженный конфликт имеет три стадии разрешения: достижение прекращения огня, установление мер доверия и переговоры по заключению мирного соглашения. Политическая напряженность в регионе, несмотря на восьмилетнее перемирие, – результат отсутствия реализации мер доверия, чему препятствует Азербайджан. Известна позиция официального Баку относительно невозможности в каких-либо формах экономического и гуманитарного сотрудничества между сторонами. И с этой точки зрения совершенно очевидно, что значительным прогрессом на пути к достижению мира стали бы встречные шаги сторон по разрешению насущных задач, которые могли бы продемонстрировать народам решимость властей добиваться восстановления добрососедских отношений.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ