Агентство CNA, 20 марта 2002 Интервью главы МИД НагороногоКарабаха Гаяне Мовсесян
- По предложению сопредседателей Минской
группы ОБСЕ в дополнение к прямому диалогу президентов Армении и Азербайджана
будут организовываться встречи личных представителей глав двух государств для
ведения переговоров по карабахскому урегулированию – соответственно замминистра
ИД РА Татула Маргаряна и замминистра ИД АР Араза Азимова. Ереван приветствовал
это предложение посредников и считает, что подобные встречи могут содействовать
достижению прогресса в мирном процессе.
Каково отношение властей НКР к этому
предложению? Ограничиваются ли этим новые предложения посредников? Насколько, на
Ваш взгляд, эффективными могут оказаться эти встречи, если даже переговоры на
уровне президентов Армении и Азербайджана не дали желаемых результатов?
- Сопредседатели приехали в регион с целью
возобновления переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, но поскольку в
Азербайджане это вызвало болезненную реакцию, посредники решили на этом этапе
отложить восстановление переговорного процесса в полноценном формате с тем,
чтобы вернуться к этому позднее. В результате этого и возникла идея продолжения
диалога президентов Армении и Азербайджана на уровне экспертов. Но данное
предложение – и это я хочу особо подчеркнуть,- безусловно, не подменяет или не
заменяет необходимости возобновления полноценного переговорного процесса в
рамках МГ ОБСЕ. Такова позиция и Сопредседателей, таково и наше понимание
данного формата. Ситуация в переговорном процессе продолжает оставаться
неопределенной, и можно только надеяться на оживление мирного процесса. В
настоящее время посредники изыскивают возможности для привлечения Азербайджана к
конструктивному диалогу, но последние заявления министра иностранных дел
В.Гулиева, в частности, о том, что Азербайджан никогда не принимал и не намерен
принимать возможность участия представителей Нагорного Карабаха в качестве
стороны на переговорах, не оставляют впечатления каких-то кардинальных перемен и
готовности азербайджанской стороны добиваться конкретных результатов по
урегулированию конфликта, а не иллюзорных пропагандистских результатов, причем в
основном для внутриполитического потребления.
- Говорилось ли на встрече с
Сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ходе их недавнего визита в регион о
возможности участия карабахской стороны в переговорах на этом уровне?
- Как на переговорах с президентом НКР
А.Гукасяном, так и в заявлениях для прессы Сопредседатели отмечали необходимость
полноценного восстановления в переговорах трехсторонней конфигурации конфликта.
Попытки Азербайджана избежать переговоров непосредственно с Нагорным Карабахом
мы расцениваем как свидетельство слабости его переговорной позиции как в
политическом, так и в правовом поле. Признаться, мне трудно поверить в
искренность азербайджанской стороны, заявляющей о готовности добиваться
урегулирования конфликта, если она при этом отказывается видеть в Нагорном
Карабахе народ, реализовавший свое право самостоятельно распоряжаться
собственной судьбой. Могу только подтвердить неизменность нашей позиции –решение
конфликта возможно только с учетом позиции Нагорного Карабаха и при его не
формальном, а реальном участии в достижении и заключении мирного соглашения.
- Что, с точки зрения Степанакерта, можно
было бы считать прогрессом в карабахском урегулировании, если, по всеобщему
признанию, до окончательного разрешения конфликта еще далеко?
- Прежде всего хочу сказать очевидную
истину – любой вооруженный конфликт имеет три стадии разрешения: достижение
прекращения огня, установление мер доверия и переговоры по заключению мирного
соглашения. Политическая напряженность в регионе, несмотря на восьмилетнее
перемирие, – результат отсутствия реализации мер доверия, чему препятствует
Азербайджан. Известна позиция официального Баку относительно невозможности в
каких-либо формах экономического и гуманитарного сотрудничества между сторонами.
И с этой точки зрения совершенно очевидно, что значительным прогрессом на пути к
достижению мира стали бы встречные шаги сторон по разрешению насущных задач,
которые могли бы продемонстрировать народам решимость властей добиваться
восстановления добрососедских отношений.
|