Формирование информационного пространства Содружества Независимых Государств: аспекты правового обеспеченияГ.Андреева, Т.Титова
Низкие результаты интеграционных процессов
в СНГ, недостаточная эффективность деятельности его структур во многом
обусловлены слабой информационной поддержкой процесса сближения государств
Содружества. За время существования Содружества Независимых Государств было
принято в общей сложности свыше 20 документов (соглашений, решений и др.) по
вопросам информации и информатизации СНГ. Однако целый ряд принципиальных
положений, касающихся обмена информацией, формирования единого информационного
пространства на основе современных технологий, которые закреплены в
основополагающих документах Содружества и специальных актах, остаются
невыполненными.
Так, в Соглашении о создании СНГ от 8
декабря 1991 г. Стороны гарантировали, что будут "развивать равноправное и
взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики,
экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды,
науки, ... в других областях и содействовать широкому
информационному обмену (курсив наш),
добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства".
Низкий уровень информационного обеспечения
интеграционных процессов в странах СНГ отмечался и на проведенных 14 декабря
2000 г. Комитетом Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками совместно с
комитетом по информационной политике парламентских слушаниях, посвященных
данному вопросу. Участники рекомендовали правительству РФ создать необходимые
условия для передачи соотечественникам из ближнего зарубежья информации из
Российской Федерации, в том числе и о реализации государственной политики РФ в
отношении соотечественников за рубежом, посредством государственного
телевизионного и радиовещания, периодической печати, принять меры обеспечивающие
нормальные условия работы корреспондентов российских СМИ в странах СНГ и
корреспондентов этих государств в РФ, рассмотреть вопросы увеличения объема
передач радио и телевидения, отведенных в российских СМИ для пропаганды
культуры, художественного творчества народов стран СНГ.
Здесь мы рассматриваем лишь основные
правовые акты, регулирующие вопросы информации и информатизации СНГ.
Первым из них стал Протокол о создании Статистического комитета,
координирующего деятельность статистических служб стран СНГ. Соответствующее
решение было принято в Минске 30 декабря 1991 г. и одобрено на Совещании глав
правительств Содружества Независимых Государств.
Основными функциями Статкомитета СНГ
признаются:
формирование сводных статистических
данных, необходимых для взаимодействия государств-членов СНГ в политической,
социально-экономической, внешнеэкономической деятельности;
разработка и осуществление на основе
взаимных консультаций единой статистической методологии;
обеспечение сопоставимости и
преемственности статистических разработок;
осуществление взаимодействия с
координирующими службами Содружества, обеспечение их необходимой
экономико-статистической информацией;
анализ хода реализации программ,
предусмотренных Соглашениями СНГ, и взаимных обязательств;
статистическое изучение развития
общеевропейского и евразийского рынков, интеграции государств -членов СНГ в
мировую экономику;
статистическое исследование процессов
экономических реформ, приватизации и демонополизации, становления рыночных
отношений;
обеспечение взаимодействия в
статистическом изучении и анализе экологических проблем;
методологическое и программное обеспечение
проведения переписей населения, единовременных учетов и обследований в области
промышленности, в том числе в топливно-энергетическом комплексе, других базовых
отраслях, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, а также в области
процессов, происходящих в социальной сфере.
В соответствии с документом, Статкомитет
СНГ имеет право получать от национальных статистических служб государств-членов
Содружества соответствующие статистические данные бесплатно по согласованной
программе, а также нормативные акты по важнейшим социально-экономическим и
политическим проблемам.
Финансирование Статкомитета СНГ
осуществляется государствами-членами Содружества пропорционально их доле в общем
объеме национального дохода этих государств.
При Статкомитете СНГ действует
Информационно-техническая служба - Ассоциация "Статинформ". Предусмотрен выпуск
статистических сборников, бюллетеней и других изданий по обмену информацией, а
также формирование банков данных.
Соглашение о научно-техническом
сотрудничестве в рамках государств-участников СНГ
Данное Соглашение было подписано в Москве
13 марта 1992 г. главами правительств Независимых Государств. В нем
зафиксированы взятые на себя Сторонами обязательства:
проводить консультации и обмен информацией
между органами управления государств, ответственных за формирование и реализацию
научно-технической политики;
обеспечивать гармонизацию систем охраны
промышленной собственности, научно-технической информации, стандартизации,
метрологии и сертификации;
обеспечивать сопоставимость статистических
показателей в сфере научно-технической деятельности.
Межгосударственное сотрудничество в
решении комплексных научно-технических проблем реализуется в виде:
межгосударственных программ
фундаментальных исследований;
межгосударственных научно-технических
программ;
межгосударственных программ и проектов по
развитию и освоению новых технологий;
других межгосударственных программ и
проектов.
В Соглашении дается определение
научно-технического объекта совместного использования: научно-технический объект
(научно-техническая организация, научно-исследовательский и экспериментальный
полигоны, информационные ресурсы и сети, библиотеки и др.), результаты
деятельности которого используются несколькими государствами, приобретает статус
объекта совместного использования исключительно с согласия его собственника.
Для обеспечения сотрудничества в рамках
Соглашения формируется межгосударственная система обмена научно-технической
информацией на основе существующих информационных структур.
Соглашение о межгосударственном обмене
научно-технической информацией
Соглашение было подписано на Совещании
глав правительств СНГ в Минске 26 июня 1992 г. Отмечая огромное значение
научно-технической информации (научной, технологической, экономической,
социальной) в жизни государств, Соглашение фиксирует положение о том, что ее
сбор, обработка и использование требуют специальных инфраструктур.
При этом каждое из
государств-участников:
обеспечивает развитие информационных
ресурсов, условия их совместного использования, а также доступ к совместно
созданным ранее информационным ресурсам;
оказывает поддержку совместным
научно-техническим программам, проектам, научным исследованиям и разработкам в
области информационной деятельности, способствует созданию и применению
правовых, технических и технологических элементов информационной инфраструктуры,
совместимых с соответствующими элементами национальных информационных
систем.
Для формирования и реализации
согласованной информационной политики, определения порядка и условий
межгосударственного обмена НТИ в рамках этого Соглашения предусмотрено создание
Межгосударственного координационного совета по НТИ (МКСНТИ).
В целях реализации планов
координированного развития информационных ресурсов, совместных программ и
проектов, государства-участники учреждают специальный фонд.
Основными направлениями
межгосударственного обмена НТИ признаются следующие:
формирование информационных ресурсов
совместного пользования, содержащих сведения о научно-исследовательской,
проектно-конструкторской, производственной деятельности предприятий, учреждений,
организаций, отдельных ученых и специалистов СНГ в части, которую каждая страна
Содружества считает целесообразной;
совместное формирование и использование
информационного ресурса, отражающего мировой поток НТИ;
осуществление совместных
научно-технических программ, проектов межгосударственного сотрудничества в
области научно-технической информации, включая подготовку и переподготовку
кадров;
информационная поддержка
межгосударственного научно-технического сотрудничества.
Данный обмен производится информационными
структурами государств-участников на совместно вырабатываемых концептуальных и
методологических основах, обеспечивающих их правовую, техническую и
технологическую совместимость, включая стандартизацию научно-информационной
деятельности, гармонизированную с международной.
В качестве рабочих языков
межгосударственного обмена НТИ принимаются языки ООН.
Совокупность информационных ресурсов
научно-технических библиотек и органов НТИ, находящихся под юрисдикцией и в
собственности государств-участников и определенных ими в качестве элементов
структур, обеспечивающих межгосударственный обмен НТИ, образует информационные
ресурсы совместного пользования. Государства-участники гарантируют открытый и
равноправный доступ к информационным ресурсам совместного пользования,
предоставляя информационные продукты и услуги как на бесплатной и (или)
бесприбыльной основе, так и путем их коммерческой реализации в рамках
информационного рынка.
Соглашение об обмене экономической
информацией
Этот документ был подписан главами
правительств СНГ на том же Совещании в Минске 26 июня 1992 г. Правительства
стран СНГ через свои экономические, финансовые и иные органы, научные учреждения
и информационные агентства обязуются осуществлять согласованные меры по
всестороннему развитию обмена информацией, характеризующей
социально-экономическое положение соответствующих государств, ход экономических
преобразований, состояние межгосударственных хозяйственных связей и издают
необходимые нормативные акты.
Договаривающиеся Стороны обеспечивают в
соответствии с действующим в государствах законодательством на двусторонней или
многосторонней основе обмен экономической информацией и проводят
социально-экономические исследования. Министерства (ведомства, организации)
формируют на взаимной основе обменный пакет информации, который охватывает:
показатели, предусмотренные в ежегодных
соглашениях по экономическому сотрудничеству государств;
данные, отсутствующие в материалах,
разрабатываемых по линии Статкомитета СНГ;
другие материалы, представляющие взаимный
интерес. Экономическая информация предоставляется по взаимной договоренности,
как правило, бесплатно и используется получающими ее государственными органами в
служебном порядке и может быть опубликована в открытой печати только по
согласованию с Договаривающимися Сторонами.
Межпарламентская информационно-справочная
служба
В марте 1992 г. председатели парламентов
ряда государств СНГ подписали Соглашение о Межпарламентской Ассамблее
государств-участников СНГ. Этот консультативный институт обсуждает вопросы и
рассматривает проекты документов, представляющих общий интерес для
государств-участников СНГ.
В справке о рекомендательных
законодательных (модельных) актах стран СНГ отмечалось, что при их подготовке
необходимо учитывать нормы международного права, акты надгосударственных и
международных организаций. В примерный перечень таких актов включен закон об
информационном обеспечении отношений между государствами-участниками СНГ, их
органами, предприятиями и учреждениями.
В подписанном Протоколе Консультативного
совещания давалось поручение специалистам подготовить согласованный проект
Положения о Межпарламентской информационно-справочной службе.
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи,
проходившей в сентябре 1992 г. в Бишкеке, введено Временное положение о
Межпарламентской информационно-справочной службе СНГ и утвержден состав ее
Координационного Совета.
На заседании Межпарламентской Ассамблеи в
мае 1993 г. в Санкт-Петербурге были сформулированы рекомендации по организации
работы Межпарламентской информационно-справочной службы, а также принят акт
рекомендательного характера "О принципах регулирования информационных отношений
в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи".
Положением о порядке получения и
использования информации от государств-участников СНГ утвержден следующий
порядок получения и использования информации о выполнении многосторонних
соглашений от государств -участников Содружества.
Государства-участники Содружества
представляют по согласованной форме Исполнительному Секретариату СНГ информацию
о ходе выполнения соглашений (решений), принятых Советом глав государств,
Советом глав правительств или Координационно-консультативным Комитетом в сроки,
определенные содержащимися в них поручениями, а при отсутствии конкретных сроков
- один раз в квартал.
Исполнительный Секретариат СНГ в
десятидневный срок определяет перечень ранее принятых Советом глав государств и
Советом глав правительств Содружества соглашений, о ходе выполнения которых
государства-участники Содружества должны в течение месяца представить
соответствующую информацию в Исполнительный Секретариат.
Экономико-статистическая информация
направляется национальными статистическими службами в Статкомитет СНГ для
обобщения и представления Исполнительному Секретариату Содружества по
взаимосогласованной программе.
Исполнительному Секретариату Содружества
предоставляется право запрашивать необходимые сведения о ходе выполнения
многосторонних соглашений у государств-участников Содружества.
Исполнительный Секретариат СНГ на основе
полученной информации осуществляет анализ хода выполнения многосторонних
соглашений и представляет его результаты Совету глав государств, Совету глав
правительств и Координационно-консультативному Комитету Содружества.
В марте 1994 г. Межпарламентская Ассамблея
СНГ, подтвердив актуальность развития сотрудничества в области правовой
информации и исходя из принятого 27 февраля 1992 г. главами парламентов
государств Содружества Соглашения о межпарламентском сотрудничестве в правовой
сфере, в частности, постановила рекомендовать парламентам государств -участников
Межпарламентской Ассамблеи, Совету глав государств, Совету глав правительств СНГ
подготовить многостороннее соглашение о формировании единого
информационно-правового пространства СНГ и в кратчайшие сроки скоординировать
работу на этих важных направлениях.
Концепция
автоматизированной системы информационного обмена между государствами
Содружества (АСИО СНГ) утверждена Координационно-консультативным Комитетом
СНГ 1 марта 1994 г. В ней излагаются основные принципы и задачи построения
системы, ее нормативно-правовое обеспечение, вопросы безопасности (защиты)
информации и разграничения доступа к ней, этапность разработки и создания.
Функции гензаказчика по разработке этой системы были возложены на Исполнительный
Секретариат СНГ, а генерального исполнителя - на ФАПСИ. Финансирование работ
предлагалось осуществлять из фонда государств Содружества.
Концепция формирования информационного
пространства Содружества
утверждена Решением Совета глав
правительств СНГ 18 октября 1996 г.
Концепция формирования информационного
пространства СНГ была подготовлена в соответствии с Решением Совета глав
правительств от 3 ноября 1995 года и во исполнение Протокольного решения Совета
глав правительств от 12 апреля 1996 года.
Документ базируется на принятых ранее
соглашениях государств участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах
деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией. Концепция носит
рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного
сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных
взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств - участников
СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов.
Основные положения Концепции отражают:
- приоритетные цели и интересы проведения
согласованной на межгосударственном уровне политики формирования
информационного пространства СНГ;
- принципы и организационные основы сотрудничества
государств участников СНГ в сфере развития информационных и
телекоммуникационных услуг;
- механизмы и условия реализации согласованных на
межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию
межгосударственных информационных обменов.
Концепция составлена с учетом основных
положений национальных программ информатизации и развития систем связи,
подготовленных в государствах Содружества. При этом информационное пространство
СНГ определяется как совокупность национальных информационных пространств
государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих
межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.
Концепция предполагает определение
необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию
межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и
взаимовыгодности, использования международных стандартов при создании и развитии
информационных систем, широкого применения техники и технологий государств -
участников СНГ.
Концепция ориентирована на решение
следующих важнейших задач:
- определение приоритетных направлений сотрудничества
государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных
обменов;
- предложение механизма реализации согласованной
деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного
сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их
национальных интересов и приоритетов.
Исходя из вышеизложенного, Концепция
предусматривает:
- этапы формирования и развития информационного
пространства СНГ;
- развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в
информационной сфере;
- повышение эффективности информационного
взаимодействия в согласованных сферах;
- развитие социальных и культурных связей;
- защиту национальных интересов в сфере информации и
информатизации.
Концепция рассматривается в качестве
основы сотрудничества государств участников СНГ в сфере информации и
информатизации, которая будет осуществляться через национальные программы
информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества в
согласованных сферах деятельности.
Главной целью работ по формированию
информационного пространства государств - участников СНГ признается обеспечение
взаимодействия национальных информационных пространств государств Содружества на
взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития
сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
В составе общих интересов государств
Содружества могут быть названы:
- сохранение и развитие контактов граждан;
- беспрепятственное и нецензурируемое распространение
открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и
органов Содружества;
- развитие образования, науки, техники и культуры;
- обеспечение доступа граждан, предприятий и
организаций, органов государственного управления к национальным и
международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной
деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;
- обеспечение информационной безопасности;
- координация действий в борьбе с терроризмом,
организованной преступностью и наркобизнесом;
- взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций,
стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим
вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации;
- создание условий взаимовыгодного использования
информационных ресурсов государств - участников СНГ.
Выделяется ряд важных конкретных задач,
эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств
Содружества.
1. Разработка и принятие
межгосударственных документов о трансграничном распространении информационной
продукции.
2. Разработка и утверждение механизма
доступа к национальным информационным ресурсам.
3. Принятие согласованных мер по оказанию
информационно-телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию национального
промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах
Содружества на основе кооперации и международного разделения труда.
4. Осуществление совместных мероприятий по
использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной
инфраструктуры в государствах Содружества.
Формирование информационного пространства
государств участников СНГ осуществляется с учетом следующих основных
принципов:
- соблюдения прав суверенных государств на
независимое формирование своего информационного пространства;
- соблюдения основных принципов всеобщей Декларации
прав человека, других международных документов и заключенных договоров
Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена
информацией;
- взаимовыгодности межгосударственных информационных
обменов;
- обеспечения достаточного уровня информационной
безопасности каждым из государств - участников СНГ;
- экономической целесообразности участия каждого
государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию
информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг;
- сохранения, развития и эффективного использования
существующей информационной инфраструктуры государств - участников СНГ;
- соблюдения норм международного права и учета
национальных интересов при разработке и согласовании подходов к
сотрудничеству государств - участников СНГ в области информации;
- проведения согласованной научно-технической
политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем
государств Содружества;
- использования наравне с государственными
источниками финансирования различных привлеченных средств;
- выработки согласованных подходов в отношении
регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов
на информационные услуги и продукцию;
- признания равенства сторон в праве на получение и
распространение информации о событиях, происходящих в государствах -
участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества;
- взаимной заинтересованности в расширении
возможностей налаживания постоянных и оперативных каналов
межгосударственного общения, обмена и распространения информации в
Содружестве Независимых Государств.
Указанные принципы определяют деятельность
по формированию информационного пространства как одну из приоритетных задач
межгосударственного уровня, которая должна находиться под постоянным контролем
Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
В Концепции определены следующие
первоочередные направления деятельности каждого из государств Содружества по
развитию национальной нормативно-правовой базы в этой области:
- регулирование отношений собственности на
информацию, информационные ресурсы, информационные структуры и технологии;
- регулирование доступа к информации;
- обеспечение безопасности функционирования
информационных и телекоммуникационных систем;
- защита авторских прав субъектов на основе
международного права.
Важнейшими направлениями в области
совершенствования законодательства в сфере информации для государств -
участников СНГ является участие их представителей в работе международных
организаций, а также организация обмена правовой информацией между ними.
Совместное использование национальных
информационных ресурсов осуществляется в соответствии с межгосударственными
договорами. Для реализации этой цели следует признано необходимым создать
взаимовыгодные условия для местных и зарубежных пользователей на доступ к
национальным ресурсам.
При организации доступа к информационным
ресурсам органов государственного управления, базам данных по законодательству,
а также другим направлениям сотрудничества в социальной сфере будут
осуществляться подходы, основанные на взаимовыгодном обмене информацией.
На государственном уровне решаются
вопросы:
- законодательного регламентирования процедур доступа
к информационным ресурсам;
- прав и обязательств собственников, владельцев и
пользователей информационных ресурсов;
- обеспечения устойчивости и надежности
информационного обслуживания.
Государства - участники СНГ осуществляют
мероприятия по развитию сектора информационно- телекоммуникационных услуг и
обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления информационных процессов
в тех случаях, когда это имеет важное значение с точки зрения их интересов и
создает новые возможности информационных обменов для развития сотрудничества в
соответствии с межгосударственными договорами и нормами международного
права.
Для повышения оперативности
межгосударственного документооборота в государствах Содружества создаются
условия, позволяющие решать проблему электронной передачи документов.
Государства - участники СНГ создают
экономические, институциональные и правовые условия для формирования механизмов
межгосударственного сотрудничества предприятий и организаций, оказывающих
информационно-телекоммуникационные услуги, включая способность предприятий и
организаций приобретать, осваивать и приспосабливать к своим нуждам новые и
новейшие технологии в целях развития общего рынка
информационно-телекоммуникационных услуг.
Одной из важнейших проблем формирования
информационного пространства государств - участников СНГ является обеспечение
каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего
информационного суверенитета. Для своевременного решения этих вопросов Концепция
признает необходимым осуществление своевременного мониторинга "противоречий" в
информационной политике и угроз своему информационному суверенитету каждым
государством - участником СНГ.
АСИО СНГ является составной частью
информационного пространства государств Содружества и предназначена
преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной
власти и управления государств Содружества между собой и органами
Содружества.
Реализация решений о формировании
информационного пространства государств Содружества в соответствии с положениями
Концепции предполагалось осуществлять на основе пакета существующих и
разрабатываемых межгосударственных договоров, которые обеспечивают организацию и
правовое регулирование отношений в сфере информации и информатизации.
Организационное обеспечение взаимодействия
организаций, ответственных за формирование информационного пространства в
государствах Содружества должен осуществлять Исполнительный Секретариат СНГ
совместно с другими органами Содружества.
Формирование и развитие информационного
пространства СНГ признается масштабной и сложной задачей, требующей от
государств участников СНГ координации усилий в процессе решения широкого круга
нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и
межгосударственном уровнях. При этом в укрупненном виде стратегия деятельности
по формированию информационного пространства должна была включать два основных
этапа: первый этап - 1996 - 1997 годы; второй этап - 1998 - 2000 годы.
Для достижения целей формирования
информационного пространства необходимы значительные объемы финансирования. В
качестве возможных источников финансирования в Концепции рассматриваются:
- средства бюджетов межгосударственных органов,
предназначенных на развитие их информационных систем;
- средства, получаемые в рамках программы
технического содействия по международным программам;
- средства негосударственных организаций,
коммерческих структур, общественных фондов и т.д.
Концепция формирования информационного
пространства СНГ должна была явиться основой формирования рамочной программы
сотрудничества государств Содружества в сфере информации и информатизации,
которая будет осуществляться через национальные программы информатизации и
целевые программы международного сотрудничества в сфере информации и
информатизации.
Решение было подписано представителями
Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской
Федерации, Республики Таджикистан.
Концепция формирования информационного
пространства СНГ могла бы стать вехой в информационном сближении стран СНГ. В
ней были определены приоритетные направления сотрудничества государств СНГ в
развитии межгосударственных информационных обменов; предложены механизмы
реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и
взаимовыгодного сотрудничества государств и с учетом их национальных интересов.
Однако определенные в Концепции сроки реализации прошли, а информационное
пространство Содружества так и не сформировано.
|