Вокруг Спаса на БерестовеКирилл Фролов
Российско-украинская конференция «Мономаховичи и
восточнославянская государственность. Роль Юрия Долгорукого в историческом
процессе», состоявшаяся 9-10 июня в Киево-Печерской Лавре, стала важным событиям
по следующим причинам.
Первое. Внимание общественных и научных кругов было
привлечено к неоспоримому факту национально-культурного единства русского
государства. Мы живем в такое время, когда этот очевидный исторический факт
необходимо отстаивать перед лицом официальной украинской «государствообразующей
мифологии», пропагандисты которой не брезгуют прямыми фальсификациями истории.
Конференция показала, что отнюдь не все киевские ученые
поступаются наукой во имя политической конъюнктуры, что многие из них
готовы отстаивать научную историческую правду, в том числе в вопросах
общерусской истории.
Второе. Конференция показала, что научное сообщество
констатирует тот факт, что киевский князь-основатель Москвы Юрий Долгорукий
похоронен в храме Спаса на Берестове. Можно продолжать дискуссию о найденных
останках, но не о месте захоронения основателя Москвы. Таким образом, Москва и
ее власти не могут быть безучастными к судьбе храма Спаса на Берестове.
Собственно, конференция обратилась к Мэрам Москвы и Киева с просьбой о
солидарной ответственности за судьбу святыни.
Третье. Конференция стала и актом поддержки
канонического Православия на Украине. Дело в том, что государство в лице главы
Госкомитета по делам религий В. Бондаренко активизировало свою деятельность по
разрушению канонического Православия на Украине- В. Бондаренко вновь предпринял
визит в Константинопольский Патриархат с целью склонить его к антиканоническому
вмешательству на Украину, к поддержке маргинальных раскольнических
группировок. На приеме у Блаженнейшего митрополита Киевского и всея
Украины Владимира научное сообщество продемонстрировало поддержку
Украинской Православной Церкви- неотделимой половины Русской Православной
Церкви. Участники конференции особенно подчеркнули, что храм Спаса на Берестове
должен принадлежать Церкви, что необходимо упредить такую ситуацию, когда под
видом заботы о сохранности фресок храм не будет доступен для богослужения и это
вопрос будет затянут на неопределенное время. Только ясные сроки, честные
договоренности и контроль над их реализацией позволят консолидировать усилия
Церкви и науки в деле сохранения и возрождения общерусской культуры. Было
констатировано, что Киево-Печерская Лавра - в первую очередь - духовный центр и
он должен принадлежать законному владельцу- Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата. Участники обратили внимание на российский опыт- где
проблема взаимодействия Церкви и музея была решена в Троице-Сергиевой Лавре
следующим образом- наместник Лавры епископ Феогност (Гузиков) является и
Директором Музея-Заповедника. Монастырь и музей стали единым комплексом.
Вспомним о великом значении Киево-Печерской Лавры для всей Руси-до революции ее
посещало 144 тыс. паломников в год.
|