О визите в Молдавию Председателя Совета Федерального Собрания России С.МироноваГеннадий Коненко
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
России С.Миронов во главе делегации верхней палаты российского парламента
находился в Республике Молдова с официальным визитом с 9 по 10 июня с.г.
В повестку дня переговоров с молдавской стороной были
включены вопросы состояния и развития отношений между Российской Федерацией и
Республикой Молдова, проблема приднестровского урегулирования, положение в
Молдавии наших соотечественников, что стало уже традиционным. Стороны
рассмотрели также ситуацию, складывающуюся в стране после прошедших выборов в
местные органы власти и самоуправления, и, естественно, вопросы межпарламентских
связей и сотрудничества в международных парламентских организациях.
В своем заявлении для прессы по прибытии в аэропорт
Кишинева С.Миронов сразу же охарактеризовал российско-молдавские отношения как
дружественные и взаимовыгодные, подчеркнув при этом, что в настоящее время
в их развитии наблюдается весьма позитивная динамика.
В ходе встреч делегации с президентом РМ В.Ворониным,
спикером молдавского парламента Е.Остапчук и премьер-министром В.Тарлевым
стороны одинаково высоко оценивали нынешнее состояние сотрудничества между
нашими странами и говорили об имеющихся резервах для его дальнейшего
расширения.
Особо было отмечено, что мощный импульс оно получило
после вступления в силу Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.
Председатель Совета Федерации С.Миронов подчеркнул, что
одобрение договора подавляющим большинством депутатов обеих палат Федерального
Собрания России служит ярким доказательством поддержки курса на укрепление
стратегического партнерства с Молдавией практически всеми политическими силами
нашей страны.
В беседе со спикером парламента Молдовы Е.Остапчук, на
которой присутствовали председатель парламентской Комиссии по внешней политике
А.Негуца и депутаты всех трех парламентских фракций - Компартии, партии
христианских демократов и Социал-демократического альянса, обсуждались, прежде
всего, вопросы создания рабочих групп в рамках обоих парламентов и формирования
Межпарламентской комиссии. Было принято решение о том, что в ее состав войдут по
14 депутатов с каждой стороны. Эти группы и комиссия должны будут заниматься
подготовкой вопросов, связанных с ратификацией российско-молдавских соглашений и
других документов, вопросами взаимодействия в международных парламентских
организациях, включая ПАСЕ, а также с гармонизацией внутреннего законодательства
в плане устранения правовых и иных препятствий для развития сотрудничества на
пространстве СНГ и ЕвАзЭс.
Обсуждая с президентом В.Ворониным ситуацию в Молдавии,
делегация Совета Федерации приветствовала предпринимаемые молдавским
руководством меры по стабилизации обстановки в стране. Российская сторона
поздравила президента с победой возглавляемой им партии на местных выборах,
отметив при этом, что они прошли в соответствии с общеевропейскими стандартами в
области прав человека и гражданских свобод.
Хотелось бы сказать в этой связи, что с таким
утверждением вряд ли согласилась бы оппозиция, которая усматривает в ходе
подготовки и проведения выборов много нарушений со стороны официальных властей,
особенно в плане использования средств массовой информации для оказания давления
и шельмования кандидатов от оппозиции и пропаганды в пользу представителей
правящей партии, что, кстати, было зафиксировано в ряде случаев международными
наблюдателями.
Ради справедливости заметим, что в проведении грязных
пиаровских акций отличилась и сама оппозиция, которая к тому же, как это ни
странно, получала информационную поддержку такого рода из-за левого берега
Днестра.
Относительно положения соотечественников в Молдавии
делегация высказала в целом свое удовлетворение состоянием дел в этой сфере и
теми шагами, которые предпринимает молдавское руководство с целью достижения
межэтнического согласия в республике. С.Миронов еще раз поднял вопрос об
открытии Генерального консульства России в Тирасполе, поскольку в Приднестровье
проживает большое количество российских граждан - около 100 тысяч человек.
Ответ молдован стал уже стереотипным - вопрос будет
решен в рамках приднестровского урегулирования.
По этой проблеме разговор в Кишиневе был фактически
односторонним. В очередной раз российская сторона заявила о поддержке инициативы
президента В.Воронина по разработке новой Конституции молдавского государства.
основанного на принципах федерализма, хотя здесь не все так однозначно, и
наблюдаются попытки Кишинева свести статус Приднестровья как субъекта будущей
федерации к обычной автономии. С.Миронов заявил также, что Россия совместно с
Украиной и ОБСЕ будет активно содействовать процессу урегулирования
приднестровского конфликта в соответствии с нормами международного права о
соблюдении принципов суверенитета и территориальной целостности государств. Но,
несмотря на то, что переговоры по сути дела вновь приостановились, в чем есть
немалая доля вины молдавской стороны, каких-либо новых идей в плане поисков
возможных компромиссов с приднестровцами, чтобы сдвинуть с места застопорившиеся
переговоры, российские парламентарии от молдаван не услышали. Правда, и
обвинений в адрес приднестровского руководства на этот раз было немного.
Что касается вопроса о военном присутствии России в
регионе, которое должно способствовать претворению в жизнь будущих окончательных
договоренностей по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем и
обеспечению военных гарантий этого процесса в постурегулировочный период,
делегация Совета Федерации не получила внятных ответов. Впрочем, как нам стало
известно, сам вопрос ставился в довольно общей форме. Возможно, это связано с
известным казусом, случившимся с С.Мироновым при экскурсе в ближневосточную
проблематику.
На наш взгляд, на всех переговорах с молдавскими
руководителями по данному вопросу российским представителям такого ранга, как С
.Миронов, да и другим высокопоставленным российским чиновникам, надо твердо и
настойчиво озвучивать нашу позицию, добиваясь не только ее понимания, но и
четкого ответа, намерена ли Молдавия содействовать сохранению военного
присутствия России в регионе. Следует принять во внимание, что, во-первых, наши
предложения по проведению военно-гарантийной операции после подписания
окончательных документов по приднестровскому урегулированию пока встречаются
Кишиневом весьма прохладно и фактически отвергаются ОБСЕ (заявление главы миссии
ОБСЕ в РМ У.Хилла 5 июня с.г.) и США. Во вторых, последние наработки на этот
счет Евросоюэа и США, нацеленные на ликвидацию нашего военного присутствия в
Молдавии уже не оставляют России времени на раздумье. И пусть нас не убаюкивает
то , что американцы якобы согласны на равноправное с другими членами ОБСЕ
участие России в упомянутой выше операции.
К концу текущего года техника, вооружения и боеприпасы,
хранящиеся на складах Оперативной группы российских войск в Приднестровье,
видимо, все же будут вывезены в Россию. Охранять уже будет нечего, и наши
военные в этом случае, по мысли западников, будут не нужны. А присутствие
российского воинского контингента миротворцев уже ставится под вопрос, хотя до
приднестровского урегулирования еще совсем не близко.
Несмотря на явный перекос наших отношений в регионе в
пользу Молдавии, сохранение ныне действующей миротворческой операции в большой
степени будет зависеть от Приднестровья, если, конечно, операция по поддержанию
мира не перерастет с согласия России в операцию по принуждению к миру.
Если говорить о значении визита делегации Совета
Федерации во главе с его председателем для российско-молдавских отношений, то,
на первый взгляд, ничего сколько-нибудь значительного не произошло. Да, в плане
достижения конкретных результатов это действительно так. Но, с нашей точки
зрения, визит следует рассматривать и как продолжение курса на оказание
всесторонней поддержки нынешнего руководства Республики Молдова, которое
использует ее для укрепления позиций в борьбе со своими политическими
противниками и своего имиджа среди населения. Однако, получая от России весьма
существенную политическую и экономическую помощь, оно почему-то не спешит при
этом учитывать российские интересы в регионе в полной мере.
А ведь наша поддержка, если говорить напрямую, помогла
В.Воронину и правящей партии коммунистов одержать победу на недавних местных
выборах.
Достаточно назвать только несколько примеров нашей
помощи Молдавии - с апреля 2002 года в РМ поставляется электроэнергия по ценам,
которые позволили снизить ее стоимость в стране на 13%, была произведена
реструктуризация "газового" долга Молдавии перед Россией, а это вместе с долгом
Приднестровья более одного млрд. долларов США. Москва поддержала Кишинев при
рассмотрении вопроса о молдавских долгах в Парижском клубе и т.д.
Вопросы торгово-экономического характера рассматривались
с молдавским руководством и в ходе визита делегации Совета Федерации,
рассматривались в плане поиска новых возможностей для реализации проектов
двустороннего экономического сотрудничества. Речь идет о проведении
экономического форума с участием глав регионов России с целью расширения
контактов и связей с Молдавией в сфере торговли и экономики.
Как представляется, во время посещений Республики
Молдова высокопоставленными российскими представителями никто еще не сказал
прямо молдавским руководителям о значении оказываемой им Россией политического и
экономического содействия, как и о том, что пора бы Молдавии отвечать России
взаимностью.
|