Ольвия-пресс, 11 июня 2003 В Кишиневе появилась «третья сила»Е.Савельев
Итак, позади выборы в местные органы власти в Молдове,
уже известен главный результат – в Кишиневе победил Серафим Урекян с перевесом
почти в 8% голосов. Беспрецедентная по объему выброшенного компромата, истинного
и ложного, эта предвыборная кампания запомнится надолго. Серьезные нарушения,
допущенные в ходе выборов, еще в первом туре обратили на себя внимание
наблюдателей ОБСЕ и Совета Европы. Известна установка, которую открыто дал
Президент Владимир Воронин всем государственным структурам и СМИ: «завалить
Урекяна любой ценой». Тем не менее, Урекян победил. Уже это обстоятельство
говорит о том, что Президент не контролирует ситуацию даже в своем
окружении.
«Возможно, столичная власть и, в частности, примар
Кишинева будут избраны уже сегодня», заявлял Владимир Воронин утром 25 мая.
По-видимому, в этот момент президент не сомневался, что его ставленник победит
еще в первом туре голосования. Эта уверенность исходила в первую очередь из тех
докладов, аналитических записок и сообщений, которые клали на стол Президента
его ближайшие помощники. И действительно, все избирательные участки в Кишиневе
контролировались представителями власти. Коммунисты как никто лучше знают и
умеют «правильно считать» голоса избирателей.
Как стало известно информационному агентству
"Ольвия-пресс" из достоверных источников С. Урекян победил еще в первом туре. На
окраинах Кишинева, где контроль был менее жестким, за него отдали голоса 90%
избирателей, за Згардана – 8%. Нет сомнения, что такая же картина была и в
центре. Но усилиями коммунистов результаты Урекяна были сведены к 44%. В итоге
понадобился второй тур.
Во втором туре борьба шла не на жизнь, а на смерть. Из
тех же источников известно, что до 25 – 30% голосов, поданных за Урекяна, были
записаны в пользу кандидата от ПКРМ, реально за нынешнего мэра было подано
порядка 80% голосов. Если традиционно поддерживающие коммунистов пенсионеры,
самая дисциплинированная часть электората, русскоязычные, составляющие половину
населения молдавской столицы, голосуют за Урекяна, а точнее против кандидатуры
Партии коммунистов, пришедшей к власти под пророссийскими лозунгами, значит,
Воронин и его карманная партия полностью потеряли доверие населения. Это главный
итог прошедших выборов.
Но почему Урекяну оставили 5 – 6% голосов, необходимых
для победы? Если украли 30% голосов, то могли украсть и 35%. Факт массовых
фальсификаций не вызывает сомнений, но необходимые голоса Урекяну оставили
целенаправленно. Ясно, что случилось это отнюдь не по воле молдавского
президента, исключена и возможность вмешательства команды Урекяна. Такое могло
произойти только по воле доверенных лиц президента Воронина. Факт срыва
масштабной фальсификации означает, что в ближайшем окружении молдавского
президента появилась скрытая оппозиция, так называемая «третья сила».
Политические амбиции Владимира Воронина, его личные качества в купе с состоянием
его здоровья, видимо дают основания некоторым влиятельным лицам из его окружения
быть уверенными в недолговечности существующего режима. Таким образом, сегодня
можно со всей ответственностью утверждать, что в ближайшем окружении президента
Молдовы появилась влиятельная оппозиция, которая манипулирует ситуацией в стране
и это другой важнейший результат выборов.
После провала партии Воронина на выборах в Кишиневе
Молдова вступает в очередной политический кризис. До сих пор создавалась
иллюзия, что президент контролирует власть в стране. Прошедшие выборы, массовые
подтасовки и при всем при этом победа Урекяна показали, что Воронин не только
растерял доверие населения, но и лишился поддержки своего собственного
ближайшего окружения. Причем это ближайшее окружение способно серьезно повлиять
на расклад политических сил в стране. Теперь Воронин мало что решает, ПКРМ –
живой труп. Коммунисты продержаться у власти в лучшем случае до следующих
парламентских выборов. В худшем случае – раскол в Партии коммунистов, который
может повлечь за собой парламентский кризис и досрочные выборы в высший
законодательный орган страны, а за этим, соответственно, и выборы нового
Президента. Для такой страны как Молдова такой вариант развития событий вполне
ожидаем, напомним, что ПКРМ пришла к власти именно в результате парламентского
кризиса.
Политический кризис, который переживает сегодня Молдова,
обусловлен отнюдь не наличием приднестровского вопроса, как пытается убедить
молдавская сторона все мировое сообщество на протяжении многих лет.
Приднестровский вопрос – это следствие, которое будет оставаться неразрешенным
до тех пор, пока в Кишиневе не установится адекватный существующим реалиям
политический режим. А реалии таковы: более половины городского населения Молдовы
не принадлежит к «титульной нации»; количество русскоязычных гораздо больше, чем
принято считать, значительная часть молдаван, особенно среди городского
населения, тоже предпочитает общаться на русском; молдаване не являются румынами
по определению, у них есть своя самобытная культура, свой язык и своя история. К
этим объективным факторам добавился еще один – на левом берегу Днестра де-факто
существует стабильное русскоязычное государство, ориентированное на Россию, и с
этим обстоятельством теперь тоже придется считаться. Прорумынские элементы,
которые с конца 80-х гг. прошлого века играют решающую роль в политике Молдовы,
неизбежно сталкиваются с этими обстоятельствами, и эти обстоятельства всегда
были и будут сильнее их. Пока в государстве власть находится в руках элементов
чуждых основной массе населения, это государство обречено на перманентную
политическую и, как следствие последней, экономическую нестабильность.
Сегодня представители Приднестровья вынуждены под
давлением посредников вести переговоры с постоянно сотрясаемым политическими
кризисами Кишиневом. Причем переговоры эти приходится вести в условиях
ожесточающегося экономического давления. Кишиневу удалось заставить
приднестровских экономических агентов проходить таможенную регистрацию в
Молдове. Сотни тысяч долларов, которые должны были идти в приднестровский
бюджет, будут поступать в бюджет Молдовы, из которого Приднестровье никогда не
получит ни копейки. Но Кишиневу этого мало, молдавские власти уже ставят условие
регистрации приднестровских предприятий в Кишиневе, то есть требуют от
Приднестровья отдать свою налогооблагаемую базу. Это давление только усугубляет
противоречия и отодвигает разрешение вопроса.
В свете прошедших выборов возникает закономерный вопрос,
с кем сегодня в Молдове можно вести переговоры приднестровской стороне, кто
представляет реальную силу и что-то решает? С националистами разговаривать
бесполезно, многолетняя политическая нестабильность, в том числе и пресловутый
приднестровский вопрос – их рук дело, ПКРМ, как становится теперь очевидно, –
политическая однодневка. Значит, приднестровскому МИДу и Госбезопасности следует
выяснить, кто сегодня реально манипулирует политическими процессами в Молдове и
уже с этими силами вести переговоры об урегулировании приднестровского вопроса.
Не исключено, что эти приднестровские структуры уже знают с кем надо
договариваться, но мы – журналисты, не знаем, пока…
Позиция стран-гарантов и посредников приднестровского
урегулирования тоже должна измениться. Абсолютное игнорирование демократических
принципов не осталось незамеченным ОБСЕ и другими европейскими наблюдателями,
которые пекутся о безопасности расширяющегося Евросоюза. Надо полагать,
результаты выборов в Кишиневе откроют глаза Кремлю на положение дел в Молдове.
Есть надежда, что Российская Федерация перестанет смотреть на Молдову только
через очки Петровского, ведь главный аргумент о том, что «народ любит Воронина»,
теперь разбит. Кремлю надо смотреть глубже и делать ставку на более влиятельные
силы, искать в регионе предсказуемых, вменяемых, надежных партнеров.
|