APR (Казахстан), 6 июня 2003 Две стороны Каспийской медалиЗауре Кистауова
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев наконец-то
подписал программу освоения казахстанского сектора Каспийского моря,
характеризующую основные направления развития нефтегазовой промышленности вплоть
до 2015 года. Долгое время эта программа являлась предметом ожидания и надежд
для многих иностранных инвесторов и крупных бизнесменов, и президентская подпись
явилась определенным стартом для активного освоения Каспийского шельфа Казахстана.
Зачем нужна эта
программа
По мнению некоторых экспертов, большинство казахстанских
месторождений на суше практически прошли свой пик добычи. Небольшое увеличение
добычи нефти можно ожидать за счет разработки месторождений Тенгиз, Карачаганак,
Жанажол и Кумколь. Однако медленный рост добычи нефти на суше не будут
способствовать амбициозным планам правительства Казахстана стать более активным
игроком на нефтяном рынке, и соответственно будет снижаться инвестиционная
привлекательность нефтегазовых проектов в Казахстане.
По данным российского журнала "Нефтегазовая вертикаль",
ежегодно мировая добыча углеводородов увеличивается на 320 миллионов тонн нефти
и на 580 млрд. кубометров газа. Также быстрыми темпами открываются новые
месторождения нефти и газа и, соответственно, растут и мировые запасы
энергоресурсов. По данным журнала, мировые запасы углеводородов ежегодно
увеличиваются на 220 миллионов тон нефти и 350 млрд. кубометров газа. Учитывая
скорость роста мировых резервов, в течение ближайших десяти лет темпы увеличения
добычи нефти, могут возрасти до 400 миллионов тонн нефти и 650 млрд. кубометров
газа ежегодно.
Рост добычи нефти связан, прежде всего, с ростом
мирового потребления нефти. За последние 30 лет мировой спрос на нефть ежегодно
возрастал на 1%, и этот параметр может быть увеличен до 2.2%, если верить
прогнозам экспертов. Министерство энергетики США прогнозирует увеличение объема
потребления углеводородов на 50% к 2025 году.
Предполагается, что основной рост будет происходить за
счет роста добычи нефти и газа на континентальных шельфах, как наиболее
перспективных источников углеводородов. Уже в 2001 году доля морской добычи в
общем объеме нефтепроизводства достигла 35% (1095 млн. тонн) и газа - 31,6% (750
млрд.м3). Активно происходит освоение новых месторождений на континентальных
шельфах Бразилии, Нигерии, Вьетнама, Китая, Анголы, в Мексиканском заливе,
Баренцевом море.
В этом году Норвегия объявила о проведении тендеров на
месторождениях расположенных морских шельфах Северного и Норвежского морей. По
данным средств массовой информации, в этом будут выставлены 143 перспективных
блока и победители тендеров станут известны уже в конце этого года.
Россия также активно участвует в разработке шельфов
Баренцева моря и Сахалинского шельфа, также рассматриваются потенциальные
возможности разработки шельфов Печорского и Карского морей.
Казахстанский сектор Каспийский шельф, по данным
Oil&Gas Journal, может содержать резервы нефти в 1.5 раза превышающие запасы
на суше. По официальным данным, запасы Казахстанского сектора Каспийского шельфа
могут достигать 25 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, из них 8 миллиардов
тонн считаются извлекаемыми (RusEnergy).
Владимир Школьник, глава Министерства энергетики и
минеральных ресурсов, которое будет курировать исполнение программы освоения
Каспийского шельфа Казахстана, сообщил, что предусматривается три этапа развития
Каспийского шельфа.
Первый этап предусматривает - с 2003 по 2005 года, когда
будет идти подготовка тендерной документации, экономических, геологических,
налоговых моделей тех или иных структур. В течение этого этапа предполагается
объем добычи на Каспии около 0.5 миллионов тонн. На втором этапе – 2005-2010
годы начнутся тендерные процедуры, ускоренное освоение каспийских блоков. Добыча
может возрасти до 40 миллионов тонн нефтяного эквивалента. На третьем этапе – с
2010 по 2015 годы – предполагается достижение добычи на уровне 100 миллионов
тонн нефти только на Каспии, в то время на суше добыча не превысит 50 миллионов
тонн.
Оборотная сторона медали
Не будем конкретизировать какие плюсы может принести
активное освоение шельфа, они и так очевидны. Активный рост добычи нефти, по
замыслу разработчиков программы, несомненно может дать толчок экономическому
росту страны и создаст основу гарантированного обеспечения страны в
стратегических видах минерального сырья и обеспечит ее национальную безопасность
и основы суверенитета.
Однако любая медаль, какой бы она блестящей и сверкающей
ни казалась, имеет оборотную сторону, которую никакая власть не будет
афишировать.
Для осуществления своей программы Казахстан намерен
привлечь иностранные инвестиции, и ожидает их рост от 6 млрд. долларов на первом
этапе до 15-16 млрд. долларов на третьем этапе реализации программы.
Однако уровень инвестиций зависит от окупаемости
предлагаемых проектов.
По мнению экспертов, резкому удорожанию Каспийских
проектов будет способствовать большая длительность морских нефтяных проектов по
сравнению с разработками, ведущимися на суше. Другими сдерживающим факторами
является удаленность от мировых рынков нефти, ограниченность транспортных
маршрутов в экспортном направлении, а также сложные горно-геологические,
климатические условия. Большое содержание ядовитого сероводорода в нефтяных
резервах Каспия и проблема утилизации серы также является определенным тормозом
для иностранных инвестиций.
Более того, сложившаяся ситуация на ближневосточном
регионе, играет не в пользу Каспийского шельфа.
Другим фактором, способствующим сдерживать инвестиции
является недоизученность недавно открытого месторождения Кашаган,
разрабатываемый международным консорциумом Аджип ККО.
Азербайджанская пресса на днях опубликовала мнения
экспертов Госнефтекомпании Азербайджана, которые прогнозируют возникновению
споров при разработке месторождений, примыкающих к Кашагану. По их мнению,
появляется опасность того, что разработчики этих блоков могут добывать
Кашаганскую нефть сами того не подозревая, так как сегодня пока еще очень трудно
с необходимой точностью определить характер и возможные последствия перетекания
нефтяных резервуаров, происходящего на значительных глубинах
Помимо технических недостатков морской добычи,
существует и экологический аспект, который, по мнению многих экспертов, остался
не до конца решенным при разработке программы.
В свое время недоизученность природоохранного аспекта
привела к грандиозной экологической катастрофе при разработке месторождений на
Аляске. В марте 1989 года нефтеналивной супертанкер Exxon Valdez, принадлежащий
компании Эксон, потерпел аварию у берегов Аляски. В результате, более 40,000
тонн нефти было вылито в море и нефтяное пятно покрыло боле 10,000 квадратных
километров. Последствия аварии таковы, что они ощущаются даже сегодня, спустя 14
лет. Только два из почти 20 видов животных и птиц, живущих на побережье Аляски,
смогли восстановить свою популяцию до уровня тех лет, предшествующих
катастрофе.
Активный рост добычи нефти на Каспийском море и ее
транспортировка резко осложнят экологическую ситуацию в регионе. Повышается
вероятность выброса сероводорода в море и разливов нефти, промышленных аварий и
других чрезвычайных ситуаций.
В это же время, в Казахстане недостаточно развита
нормативная база, регулирующая правовые отношения в вопросах чрезвычайных
ситуациях при ведении нефтяных операций на море, отсутствует
аварийно-спасательная служба для ликвидации чрезвычайных ситуаций на море.
Обладание огромными запасами углеводородов открывает
заманчивые перспективы стать действительно развитой страной. Однако, также
появляются множество угроз и опасностей, и практически любая из них может
оставить Казахстан у разбитого корыта, тем более, что в истории существуют
примеры, когда нефть не приносит желанного благоденствия
|