Экспресс-К (Казахстан), 10 июня 2003 Вирус группы "Х"Ирина Галушко
В Казахстане активизируется деятельность исламской
радикальной партии "Хизб-ут-тахрир". Число желающих встать под знамена
организации, одурманивающей ложными, прикрываемыми исламом идеями, постоянно
растет. Это подтверждают не только казахстанские спецслужбы, но и те, кто на
Коране давал клятву верности партии.
В корпункт "ЭК" в Шымкенте обратились двое бывших членов
"Хизб-ут-тахрир". Эти люди не только нашли в себе силы выйти из организации, но
и решили рассказать во всеуслышание о том, сколь опасны могут быть контакты с
теми, кто ведет сегодня борьбу за завоевание умов.
ЖАЖДА ВЕРЫ
Мои собеседники - Кайрат и Ержан - люди молодые, но
достаточно образованные. Первый имеет высшее медицинское образование и уже год в
качестве хирурга практикует в одной из клиник города. Второй, будучи круглым
отличником на факультете "Нефть и газ", заканчивает третий курс университета. На
социальном статусе парней останавливаюсь не случайно. Именно на таких, как
Кайрат и Ержан, представителей интеллигенции, людей науки, студенчество,
идеологи "Хизб-ут-тахрир" возлагают сегодня большие надежды, так как
образованные люди, как правило, и способны составить костяк организации.
В "Хизб-ут-тахрир" Кайрат и Ержан попали в разное время,
но истории, связанные с их вступлением в эту организацию, похожи, как
братья-близнецы. Собственно, типичны они и для большинства других "хизбов".
- В какой-то момент в жизни, наверное, каждого человека
появляется потребность во что-то верить, - начинает Кайрат, - так было и со
мной. У меня это желание родилось три года назад. Я вырос в обычной советской
атеистической семье, а потому к своим 23 годам о религии, конкретно об исламе,
знал крайне мало. Желание познания оказалось на удивление огромным. Я стал
ходить в мечеть. Читал намаз, держал уразу, в общем, делал все то, что должен
делать верующий человек. В ноябре прошлого года в центральной мечети Шымкента,
во время очередного намаза я и познакомился с людьми из "Хизб-ут-тахрир".
Правда, об их принадлежности к этой организации узнал не сразу. Какое-то время
они не раскрывали себя. Мы часами говорили об исламе, о том, что все мусульмане
должны жить по шариату, о неизбежности судного дня и о том, что каждому когда-то
придется ответить за все свои поступки. Их проповеди были настолько
проникновенными и доходчивыми, что хотелось слушать еще и еще. По сути, особой
разницы между тем, что говорили имамы, и тем, о чем вели речь они, я не замечал,
но видел их огромное желание дать мне как можно больше. Это сейчас я понимаю,
зачем и для чего все это делалось.
И теперь я точно знаю, что разница между традиционным
исламом и идеями "Хизб-ут-тахрир" огромная. Знаю, что основной упор партия
делает на идеологическую обработку своих членов, внушая им идею необходимости
воссоздания халифата. Тогда же, делая первые шаги на пути познания ислама, я,
как, наверное, и любой другой человек, был попросту не способен дифференцировать
какие-то детали (на начальном этапе на них умышленно не акцентируют внимания. -
Авт.). Мне было просто интересно.
Практически при тех же обстоятельствах познакомился с
"хизбами" и Ержан. К религии же вообще парень обратился будучи под тяжелейшим
впечатлением от смерти дорогого и любимого для него человека - дедушки.
СПРАВКА "ЭК"
Религиозная партия "Хизб-ут-тахрир-аль-Ислами"
(дословный перевод - "Исламская партия освобождения") основана шейхом
Такиитдином Набхоний в 1953 году в сирийском городе Байтул-Макдис, на базе
палестинского отделения организации "Братья мусульмане". Немного позднее в Сирии
была создана первая ячейка, ставящая перед собой цель воссоздания халифата
(мусульманского государства VII века, образованного в период становления
феодального общества в Западной Аравии). Халифат предусматривает сосредоточение
светской и духовной власти над мусульманской общиной и обществом вообще, в руках
теократического правителя - халифа. В состав халифата, по мнению основателя
партии "Хизб-ут-тахрир", в статусе регионов (вилаятов) должны войти все страны
мира, большинство населения которых исповедует ислам.
МОЗГОВАЯ АТАКА
Уже через месяц после первого знакомства с "хизбами"
Кайрат дал клятву верности "Хизб-ут-тахрир", став тем самым полноценным ее
членом. Еженедельные полуторачасовые занятия, проводимые на квартирах мушрифов
(учителей), становились более насыщенны. От вопросов религии проповедники все
чаще переходили к политике, стремясь убедить учеников в неверности нынешней
системы государственного управления. На начальном этапе обучение велось по
книгам "Система ислама" и "Партийное сплочение". Молодой хирург оказался
способным учеником и уже через месяц после вступления в организацию сам
возглавил небольшую группу.
- Работая с людьми, я еженедельно готовил идари (сводку.
- Авт.) о проделанной мною работе. Отчет должен был содержать информацию о
количестве проведенных занятий, численности слушателей, количестве вновь
вовлеченных людей, а также данные о том, какие сложности у меня как у мушрифа
возникали при работе. Кроме того, мушрифов и амиров ежемесячно собирали на шахри
(занятия для руководящего состава. - Авт.). На первом шахри говорили о структуре
халифата и методах призыва к нему. Тема второго - "Правители сегодня и во
времена халифата".
По прошествии месяца работы Кайрата ждало повышение. Его
назначили амиром - старшим над несколькими мушрифами, одним из которых, кстати,
оказался Ержан. Фронт работы у Кайрата расширился. Кроме индивидуальных занятий
с новыми членами, на нем лежал контроль за процессом обучения нескольких групп.
Время от времени каждая из них должна была заниматься распространением
листовок.
- За полгода моего членства в "Хизб-ут-тахрир"
прокламации распространялись трижды, - продолжает своей рассказ Кайрат, - но я
участвовал в этом лишь один раз. В апреле человек, курировавший мою работу,
принес пачку листовок (более тысячи штук) и сказал, что их нужно раздать
горожанам. Районом распространения был обозначен Центральный рынок Шымкента.
Разделив листовки на равное количество, я отдал их для распространения Ержану,
Талапу и Ерболату. Еще часть оставил себе. Кем составлялся текст и как они
попали в область, я не знаю. Это тайна за семью печатями, в которую не посвящали
даже амиров. Не известны мне и пути проникновения в регион религиозной
литературы исламистского толка. Знаю лишь, что поставляется она регулярно, и
недостатка в ней нет.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Решение выйти из "Хизб-ут-тахрир" Кайрат и Ержан приняли
почти одновременно. Приняли сами, без чьего-либо давления. Хотя немаловажную
роль здесь сыграли родители ребят, которые изначально были против их членства в
"Хизб-ут-тахрир".
Предшествовало же этому задержание Ержана
южноказахстанскими чекистами. Случилось это около двух месяцев назад, в момент
очередного распространения листовок.
- Задержали меня на улице Туркестанской, - вступает в
разговор Ержан. - К тому времени я уже успел распространить 200 листовок
(раздавал прохожим, оставлял в почтовых ящиках. - Авт.). Но при мне была еще
целая сотня. В КНБ я написал объяснительную, после чего меня отпустили
домой.
Сегодня казахстанское законодательство бессильно
противостоять идеям радикального ислама, пропагандируемым "Хизб-ут-тахрир".
Бороться с ними наши чекисты могут только путем убеждения. Способ
малоэффективный, но иногда он все же срабатывает. Так было с Ержаном и
Кайратом.
- У меня в жизни не было неприятностей с
правоохранительными органами, - делится Кайрат. - Я понял, что делаю что-то не
то. Вдруг ясно осознал, что на карту ставится благополучие и спокойствие моей
семьи, под угрозой дальнейшая карьера. Да, я знаю, что к уголовной
ответственности за членство в "Хизб-ут-тахрир" в нашей стране не привлекают. Но,
наверное, это лишь дело времени. Это ведь есть в Узбекистане и Киргизии,
возможно, к этому придем и мы.
- Получается, что остановила вас только боязнь
ответственности, идеи же "Хизб-ут-тахрир" вы по-прежнему считаете полезными и
правильными?
- На самом деле и боязнь ответственности, и нежелание
ввязываться в политику, с которой "Хизб-ут-тахрир" связана очень глубоко. Я
понял, что с этими людьми мне не по пути. Вначале нас учили тому, что все в
исламе должно быть гуманно. Но цели "Хизб-ут-тахрир" и пути, которыми она
собирается их достигать, противоречат этой идее. Партия призывает к созданию
халифата, но ведь смена власти означает революцию, насилие, кровопролитие. Я
против этого.
- Те немалые усилия, которые были затрачены нами для
того, чтобы стать хорошими специалистами, могли оказаться напрасными, -
добавляет Ержан. - Мы это вовремя поняли. Хотя было непросто. Их проповеди
настолько убедительны и проникновенны, что осознать ошибочность выбранного тобою
пути практически невозможно. Слушаешь этих людей и думаешь: вот она, истина, вот
верный путь, по которому должны идти все. И, конечно же, делаешь все возможное,
чтобы так оно и было. Теперь я понял, что сильно в них ошибался.
ОНИ "ПЛОДЯТСЯ", КАК КЛЕТКИ
Суть стратегии "Хизб-ут-тахрир" в нашей стране, впрочем,
как и в любой другой, заключается в достижении такого баланса политических сил,
при котором сторонники организации в каждом из государств будут составлять
большинство. Тогда-то, путем легального или нелегального государственного
переворота они отменят действующий конституционный строй, провозгласив вилаят.
Со временем вилаяты будут объединены в халифат, который соберет под единым
флагом мусульман всего мира.
- Насколько велико влияние идеологов "Хизб-ут-тахрир" на
умы населения Южно-Казахстанской области и как быстро оно распространяется?
- Партия действует в условиях жесткой конспирации, а
потому ее члены в большинстве своем не имеют информации о численности ячейки не
только в области, но и в отдельно взятом городе или районе, - говорит Кайрат. -
Не знают они и своих руководителей в разрезе региона и страны. Любопытство здесь
не поощряется. В поле же зрения каждого из нас может попасть не больше 20-30
человек. Могу лишь сказать, что каждому из действующих членов вполне по силам в
месяц привлечь одного новичка. Вот и считайте. Правда, "хизбы" промеж себя
говорят, что на каждый миллион населения достаточно всего ста членов
"Хизб-ут-тахрир", чтобы в течение одного года привлечь этот миллион на свою
сторону. Еще известно, что сегодня идеологи "Хизб-ут-тахрир" работают
преимущественно в крупных административных центрах. В нашей области это Шымкент,
Туркестан и приграничный с Узбекистаном Жетысай.
- Они "плодятся", как клетки, - добавляет Ержан, -
влияние "Хизб-ут-тахрир" распространяется, как вирус. Сейчас эти люди пытаются
проникнуть во все сферы. Они, как зомби, и с пути своего не свернут.
- Каков эффект от распространения листовок? Где
гарантия, что человек проникнется идеями "Хизб-ут-тахрир", когда он вообще от
этого далек. И кстати, на какие средства они издаются?
- Нам не нужно думать об эффективности, - говорит
Кайрат, - наша задача раздать листовки. "Хизбы" говорят, что если один из десяти
человек задумается о прочитанном - это уже результат. Что касается источников
финансирования, то листовки, как и прочая литература "Хизб-ут-тахрир",
издавалась за счет средств членов организации. Ежемесячно каждый "хизб" платит
таббарот - добровольный денежный взнос в кассу партии. Сумма может быть самой
разной - от 100 тенге до тысячи долларов. Считается, что чем солидней будет твой
взнос, тем большую "компенсацию" ты получишь от Всевышнего.
- Кайрат, как по-вашему, почему люди уходят от
традиционного ислама и вовлекаются в различные течения и партии?
- По своему опыту могу сказать так: когда человек
впервые в своей жизни сталкивается с религией, ему трудно сориентироваться и
сразу понять, что правильно, а что нет. И разного рода идеологам, в том числе и
идеологам "Хизб-ут-тахрир", это оказывается на руку.
- Каков средний возраст членов "Хизб-ут-тахрир" в нашей
области?
- Основная ставка делается на молодежь, людей 23-25 лет.
Склонять на свою сторону людей зрелых, духовно образованных, "хизбы" почти не
пытаются. В отличие от молодежи, люди в возрасте сразу видят разницу между
традиционным исламом и идеями, проповедуемыми идеологами "Хизб-ут-тахрир", и
отказываются от каких-либо контактов с ними. В том, что молодежь оказывается
вовлечена в деятельность опасных религиозных течений, по моему мнению, отчасти
виновато и официальное духовенство. Сегодня оно пассивно и не готово вступать в
открытую дискуссию с новыми течениями в исламе. Нет нужной, написанной доступным
языком, литературы. В "Хизб-ут-тахрир" все это есть. И книги, и люди, готовые
часами объяснять короткие абзацы до тех пор, пока их слова не дойдут до самого
сердца. Следует ли после этого чему-то удивляться?
ПОСЛЕСЛОВИЕ
По мнению сотрудников КНБ, противостоять экспансии
экстремистских идей в нашей стране можно, лишь скоординировав усилия целого ряда
министерств, а также совета по связям с религиозными объединениями при
правительстве страны и Духовного управления мусульман Казахстана. Сегодня
казахстанские законодатели активно работают над созданием "Перечня
террористических, религиозно-экстремистских организаций и нетрадиционных
радикальных сект, деятельность которых представляет угрозу национальной и
общественной безопасности Республики Казахстан". Кроме прочих, в него будет
включена и партия "Хизб-ут-тахрир". С утверждением перечня деятельность
руководителей и активистов "Хизб-ут-тахрир" в нашей стране станет уголовно
наказуемой.
P.S.
Тем временем в Шымкенте вновь регистрируются случаи
распространения листовок "Хизб-ут-тахрир". Причем люди, раздающие их, уже не
таятся. Средь бела дня молодые парни разносят их по городским многоэтажкам,
вручают их пассажирам общественного транспорта и просто раздают на улицах.
Только за один день - 2 июня - в областном центре было обнаружено порядка 300
таких листовок. Прокламации вновь призывают мусульман всего мира объединиться в
единый халифат. За последний месяц в Шымкенте это уже третий случай массового
появления листовок.
В эти же дни в Алматы на рынке "Алтын Орда" села Каменка
сотрудниками полиции задержан распространитель листовок организации
"Хизб-ут-тахрир". Об этом Kz-today сообщили в пресс-службе ГУВД Алматинской
области. У задержанного изъято 250 листовок с воззваниями этой террористической
организации на казахском языке и одна листовка на русском. В настоящее время он
водворен в ИВС. Решается вопрос о возбуждении против него уголовного дела за
распространение материалов, призывающих к религиозной розни.
|