Молдова-Ази, 2 июня 2003 По нашим правиламБ.Шудин
Подписание в середине мая руководством таможенных
органов Молдовы и Украины протокола о взаимном признании товаротранспорных,
коммерческих и таможенных документов, а также таможенного обеспечения, призвано
положить конец неконтролируемым Молдовой экспортно-импортным операциям
экономических агентов левобережья Днестра. Начиная с 25 мая 2003 г. Украина
обязалась пропускать через свою территорию лишь те приднестровские грузы,
которые оформлены в Молдове.
Власти Молдовы неоднократно пытались отслеживать
внешнеэкономическую деятельность Приднестровья, однако первый реальный шаг в
этом направлении предприняло нынешнее руководство республики, отменив старые
таможенные печати в 2001 г. после вступления Молдовы во Всемирную торговую
организацию. До этого экономические агенты никем не признанного государственного
образования беспрепятственно экспортировали свою продукцию, пользуясь
таможенными печатями Молдовы, властям которой не подчинялись и в бюджет которой
ничего не платили.
Вполне естественно, что такая ситуация не могла долго
продолжаться. С введением в сентябре 2001 г. новых печатей, старые были
объявлены недействительными и для вывоза товаров экспортерам пришлось обращаться
за таможенным оформлением в Молдову. Товаропроизводителям, в принципе, без
разницы, где это делать. Другое дело, что после этого им пришлось платить и
Приднестровью, и Молдове - нести двойные затраты. В итоге внешнеэкономическая
деятельность региона приостановилась и тираспольская администрация заговорила об
экономической блокаде со стороны Молдовы.
Этой удобной отговоркой она пользуется уже полтора года,
объясняя именно кознями Молдовы сокращение ВВП Приднестровья в 2002 г. на 7%,
потери от экспортных операций $135 млн., снижение промышленного производства и
уровня жизни.
Однако эти "крокодиловы слезы" напрасны и
безосновательны. Молдова имеет полное право знать, куда и какие товары вывозятся
из страны. И она максимум упростила получение приднестровцами необходимых
документов для экспортно-импортной деятельности, даже установив для них плату за
таможенное оформление грузов в 0,18% от задекларированной стоимости, а не как в
Молдове 0,2%.
И многие товаропроизводители, несмотря на противодействие
тираспольских властей, пошли на это, чтобы иметь возможность вывозить свои
товары в страны Евросоюза и дальнее зарубежье в предусмотренном для Молдовы
льготном режиме.
Но большинство, конечно, искало другие пути выхода на
международные рынки. Соседняя Украина предпочла поверить жалобам Тирасполя "об
экономической блокаде и постоянных попытках удушения Молдовой свободного
Приднестровья". И вплоть до последнего времени беспрепятственно пропускала через
свою территорию приднестровские грузы, оформленные недействительными молдавскими
печатями. Около двух лет под всяческими предлогами тормозится создание
совместных молдо-украинских таможенных постов по периметру границы Молдовы,
особенно на приднестровском участке, призванные установить действенный контроль.
Только подписание протоколов о взаимном признании
дорожных, торговых и таможенных документов, а также таможенного оформления и о
совместной борьбе с незаконными перевозками оружия, взрывоопасных предметов,
отравляющих, психотропных и наркотических веществ появился реальный шанс
сдвинуть дело с мертвой точки.
За прошлую, первую неделю со времени подписания
документов, в таможенных органах Молдовы зарегистрировано около 200
внешнеэкономических сделок юридическими лицами Приднестровья. Контроль на
молдо-украинской границе со стороны соседней страны существенно усилился,
особенно на приднестровском участке. Это позволяет надеяться, что на границе
будет наведен порядок, выгодный и для Молдовы, и для Украины, и для
Приднестровья. Потому что в таких условиях разговоры о "черной приднестровской
дыре", через которую проходит контрабанда оружием, наркотиками и трафик людей,
станут безосновательными.
|