Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №83(01.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Вечерняя Москва,
17 сентября 2003

Встреча Путина и Лукашенко не продвинула сближение России и Белоруссии

Встреча Путина и Лукашенко не продвинула сближение России и Белоруссии

Что, на ваш взгляд, мешает российско-белорусской интеграции?

Леонид ЛАТЫНИН, писатель: Условия, на которых эта интеграция базируется, разные - как для Белоруссии, так и для России. Здесь возможны только два варианта: либо прийти к компромиссу, либо остаться в перманентно-заморженном виде, учитывая упрямство обоих президентов.

Всеволод БОГДАНОВ, председатель Союза журналистов России: Конфликт интересов различных бизнес-элит.

Александр КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы: Неопределенность позиции белорусского президента. Видимо, он ждет своего места в объединенном государстве. У нас же прекрасный работоспособный президент, поэтому на его место Лукашенко претендовать не стоит.

Леонид МЛЕЧИН, обозреватель ТВЦ: Очевидно, нежелание президента Лукашенко. Я так понимаю, что он не допустит объединения наших стран - России и Белоруссии, чтобы не лишиться должности, которая ему так нравится и которую он намерен занимать до конца жизни.

Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Мосгордумы: Мешает то, что Россия и Белоруссия далеко отошли друг от друга в развитии политических систем, экономики, соответственно неизбежно поглощение Белоруссии российской экономикой, и, стало быть, изменение политической системы в Белоруссии. Лукашенко очень хочет и очень боится. Надо его успокоить, поддержать и создать правовое поле, чтобы Белоруссия не опасалась за свою автономию и самостийность.

Александр О'ШЕННОН, бард: Откровенно говоря, обоим президентам, по-моему, не очень хочется интегрироваться. Если бы спросили белорусов и россиян, думаю, что большинство не пришло бы в восторг от этой затеи.

Андрей БАРАНИЧ, директор филиала инвестиционной компании: Белорусские политики боятся проиграть. Напрасно! Для российского обывателя ничего не изменится, для белорусов будет лучше, поскольку появится больше возможностей торговать.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: Несовпадение эпох, которые переживают Россия и Белоруссия. В 1994 году Россия и Ельцин не были готовы к объединению, а переваривали доставшуюся им собственность. Теперь в России этот процесс закончен. Однако Белоруссия волнуется сегодня из-за того, что придет сильный российский капитал, все у них отберет и будет влиять на политику.

Елена ХАРИТОНОВА, художник: Все дело в персоналиях. Александр Лукашенко всячески тормозит процесс объединения с Россией. По крайней мере, он всегда пытается публично ущемить интересы кого-то из российских политических деятелей или журналистов.

Николай ГОНЧАР, депутат Госдумы: Мешает то, что государственные деятели - я имею в виду Лукашенко - на первое место ставят интересы личной власти и клана, а не интересы народа. С точки зрения белорусского народа объединение с Россией необыкновенно выгодно, но плата - ущемление личной власти Лукашенко, а через это он переступить не может.

Вадим ПРОХОРОВ, адвокат: Мешает прежде всего то, как решается этот вопрос. Российско-белорусская интеграция должна пройти по принципу Евросоюза, с последующим обоюдным вступлением в Евросоюз. Конечно, не при таком лидере Белоруссии.

Юлий НИСНЕВИЧ, директор Института проблем либерального развития: Не что мешает, а кто. Александр Григорьевич Лукашенко.




Вечерняя Москва,
19 сентября 2003

Константин Затулин: Москва вправе принимать жесткие меры по ограничению миграции

Беседу вел Сергей Никитин

На днях в Государственной думе обсуждались проблемы миграции. Это одна из наиболее острых проблем для Москвы, которая сталкивается с непрекращающимся потоком гостей, особенно из ближнего зарубежья. Об этом мы беседуем с директором Института стран СНГ, советником мэра Москвы Константином Затулиным.

- Как вообще возникла эта проблема, почему она приобрела столь острый характер?

- По сути, это одно из негативных последствий распада Советского Союза. Резкое ухудшение экономического положения в бывших братских республиках, этнические конфликты привели к тому, что на нашу территорию хлынул огромный по своим масштабам поток мигрантов - более 10 миллионов человек. Из некоторых государств, например, Азербайджана или Грузии, уехало до трети населения! К сожалению, в первые годы становления Российской Федерации наша власть особо не задумывалась над этой проблемой, увлеченно занимаясь дележом союзного наследства. Не было никаких регулирующих миграцию законов, не принимались меры по ужесточению пограничного контроля. До сих пор на участках в тысячи километров граница России отсутствует.

- У государства, столкнувшегося с такими проблемами, должна быть четкая миграционная политика. Похоже, у нас ее нет?

- Вот именно, что должна быть. Россия переживает демографический спад, и ей нужны трудовые ресурсы. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное - где они нужны. Ведь у нас целые регионы сегодня просто опустошены, люди оттуда уезжают. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так пресыщен, - в Москву, крупные города, на юг России. Необходимо иметь программу, ориентирующую переселенцев из других стран на районы, где в них есть потребность. В отношении незаконных, нежелательных мигрантов следует принимать жесткие меры для их возвращения на родину. А в отношении тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. А ее, увы, до сих пор нет.

- Вы сказали о Москве. Здесь все эти проблемы ощущаются особо.

- Помните чеховское - "в Москву, в Москву!"? С тех пор в этом отношении мало что изменилось. Только теперь вместо "трех сестер" в Москву рвутся совершенно другие персонажи. Сегодня в столице, по разным оценкам, от 600 тысяч до миллиона незаконных мигрантов. Это люди, которые живут на нелегальном положении - не регистрируются, не платят налоги и готовы на все ради добывания денег. С 1993 года количество преступлений, совершенных иностранцами, возросло более чем в 3 раза.

- Почта "Вечерней Москвы" свидетельствует о том, что недовольство москвичей такой ситуацией ощущается все более остро...

- Естественно, москвичи встревожены. Пока озабоченность проявляется в основном в закрытых соцопросах. Это характерно, потому что русские люди стеснительны. Им неудобно открыто говорить о межнациональных проблемах. Но все исследования показывают подспудный рост напряженности, отторжение, связанное с наплывом мигрантов. Есть опасения, что через какое-то время многие стесняться перестанут. А кое-кто перейдет и от слов к делу. Первые симптомы нарастания агрессивности в молодежной среде (вроде тех же скинхедов) мы уже наблюдаем. Если эта серьезная проблема останется запущенной, в перспективе мы можем получить серьезнейший кризис в Москве. Необходимо, как говорится, принимать меры.

- Что за меры?

- Москва, думая о своем покое, имеет право взять под контроль приезд мигрантов в наш город. И в этом федеральный центр должен пойти ей навстречу. Необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время Москвой принимались, которые реализовывались мэром Москвы, хотя и вызывали жесткое неприятие со стороны правозащитников или отдельных представителей правительства. Я имею в виду наличие в Москве специальных норм регистрации.

- А как к этому отнесутся руководители национальных диаспор?

- Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь очень часто бывает так, что хамят и ведут себя вызывающе, замешаны в каких-то правонарушениях одни "гости столицы", а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди. Зачастую вполне законопослушные, даже коренные москвичи. В этом одна из несправедливостей, порождаемых сложными межнациональными взаимоотношениями.

Решению этой проблемы должна способствовать и целевая работа московского правительства с национальными общинами, существующими в Москве. Москва - интернациональный город, она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса.




ИМА-пресс,
19 сентября 2003

Президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали соглашение о формировании единого экономического пространства. Очередная утопия?

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований: - И не утопия, и не реальность. Это инкубатор, в котором формируются другие модели сотрудничества. Дело в том, что под абстрактным понятием "единое экономическое пространство" каждая страна подразумевает что-то свое. Первый вариант - зона свободной торговли, причем в двух видах: один предполагает свободное передвижение товаров, услуг и капиталов без выплаты НДС и каких-то специфических для каждого товара налогов; второй - то же самое, но с НДС. Украина - активный сторонник зоны свободной торговли без налога на добавленную стоимость. Такая схема позволит Киеву получать нефть, газ и электричество по внутрироссийским ценам (в 2-3 раза дешевле, чем сейчас). А для Москвы это ежегодные убытки до 10 миллиардов долларов. Второй вариант - таможенный союз, когда на всей его территории будут действовать единые таможенные правила. Третий - общий рынок с общими механизмами по тому типу, который был в Евросоюзе 30 лет назад. Четвертый - продвинутая форма общего рынка с надгосударственными органами - то, что было в ЕС в 80-е годы. Вот за эти основные варианты, по сути, и выступают члены "четверки". А чтобы не поссориться, они это называют единым экономическим пространством. Что получится - покажет время. Сегодня ясно одно - внутренние противоречия нужно как-то устранять, потому что нельзя вечно оставаться в этом инкубаторе.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, вице-спикер Госдумы: - Напротив, абсолютная реальность! Более того, это единственно верный путь. Назарбаев - молодец. Всерьез мешает созданию единого экономического пространства только слабость Кучмы. Ну ничего, если Украина не захочет, будем делать на троих - Россия, Белоруссия и Казахстан. Потом подтянутся и Киргизия, и Молдавия, и все остальные. За 10 лет мы объединим всю территорию бывшего СССР, и это здорово. Евросоюз и Америка, конечно, боятся. Ведь когда этот союз состоится, будет три мировых центра - Вашингтон, Брюссель и Москва. Будет баланс. Вот это их и не устраивает.

Николай КОЛОМЕЙЦЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по регламенту и организации работы ГД: - При нынешней структуре исполнительной власти яркий пример утопии - это российско-белорусская встреча в Сочи. Ну что это такое?! Прежде всего крепкому союзу мешает политическая составляющая правящих элит - и России, и Украины, и Казахстана. Верхушка исполнительной власти слишком зависима от своих счетов в зарубежных банках, и эта ангажированность, а также некомпетентность наших политиков дают возможность Западу оказывать на них давление.

Владимир ЛУКИН, вице-спикер Госдумы: - И не утопия, и не реальность. Этот союз предопределен географическими, экономическими и культурными особенностями названных государств. Однако существует немало тормозящих факторов, прежде всего - противодействие правящих элит в соседних с нами странах и явная настороженность США и Евросоюза, которые оказывают на них давление. Так что возможность реализации этого соглашения сомнительна, как и жизнеспособность прочих альянсов, заключенных на постсоветской территории. На мой взгляд, создание настоящего единого экономического пространства - задача, которая может быть решена только тогда, когда на смену первому поколению лидеров придут более прагматичные люди - не раньше.

Валерий ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, директор санкт-петербургского отделения фонда "Российский общественно-политический центр": - Это то, с чего начинался Евросоюз. Такое объединение отвечает интересам государств, наиболее продвинувшихся в экономических реформах, - в первую очередь России и Казахстана. Назарбаев вместе с Явлинским выступал за эту идею еще в 90-х годах. Тогда лояльно настроенные западные политики советовали нам не спешить с выходом на мировой рынок, где нас никто не ждет, а сначала вступить в союз. Но если Россия, Казахстан и Белоруссия примут условие Украины, согласно которому создание ЕЭП не должно противоречить ее курсу на европейскую и евроатлантическую интеграцию, никакого позитивного шага сделано не будет. На мой взгляд, амбиции Киева абсолютно нелепые: мне трудно представить себе Украину равноправным партнером в ЕС. Скорее всего, на Западе опасаются не столько удаления Украины от Евросоюза, сколько зависимости ее от России.

Вячеслав ИГРУНОВ, лидер партии СЛОН, заместитель председателя Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками: - Ну почему? Реализуются же подобные проекты в Европе. То есть это вполне разумная программа, однако я не уверен, что в отношении наших четырех стран она выполнима в ближайшем будущем. Чтобы заниматься подобного рода проектами, необходимо иметь политическую волю и общие политические цели. Те, кто инициировал процесс интеграции в Европе, прекрасно знали, что им нужно: они хотели получить защищенную демократическую Европу с определенным стандартом жизни. Мы же имеем лебедя, рака и щуку. На Украине многие политики воспринимают шаги по направлению к единому пространству как нежелательное движение прочь от Европы. Лукашенко двигаться в Европу не с руки, но для него и Россия - слишком европейская страна. Отношения же Казахстана и России в сфере экономического сотрудничества если не идеальны, то достаточно хороши. В целом же общеэкономическое пространство можно будет строить только тогда, когда у нас появятся общие ценности и единые представления о будущем. До тех пор эта идея и впрямь утопична.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: - Соглашение о едином экономическом пространстве - мертворожденный ребенок. Все, что написано в этих документах, уже существует в Евразийском экономическом сообществе. Новизна ЕЭП только в том, что к нему присоединилась Украина. Причем именно благодаря Киеву подписанное в Ялте соглашение стало всего лишь очередной декларацией о намерениях, которая никого ни к чему не обязывает. В соответствии с этим соглашением каждая из четырех стран может участвовать в едином экономическом пространстве когда захочет и в том объеме, в котором пожелает. Мне кажется, Украина продолжает действовать так, как действовала прежде: ради каких-то своих конъюнктурных политических или экономических целей она идет нам навстречу, а на следующий день, достигая более глубокого стратегического содержания, дезавуирует свою подпись. Сегодня Кучма готовится убедить американцев в том, что сможет изменить Конституцию и продлить срок своих полномочий или хотя бы сдать Украину ставленнику Запада Ющенко под гарантии своей неприкосновенности. Ему не до интеграции с Россией. Кучма разыграл российский козырь в отношениях с США, показав, что если те не будут внимательны к нему лично, то он найдет себя в объятиях России. Вашингтон усвоил урок, и Леонид Данилович, после того как наконец оказался приглашен в Америку, сегодня поворачивается к нам спиной. А мы пытаемся замедлить этот процесс подписанием каких-то документов, встречами, напоминанием о прошлых обязательствах, обещаниях. Я думаю, Кучма уже замучился нам объяснять, что его главные друзья - не в России. Он даже книгу написал по этому поводу - "Украина - не Россия". Так чего еще нам надо, чтобы понять, кто такой Кучма и в чем он заинтересован?!




Коммерсант,
26 сентября 2003

Бывший СССР заставят говорить по-русски

Екатерина Фоменко

Вчера замминистра иностранных дел России Элеонора Митрофанова выступила в московском Международном университете с докладом "Проблемы соотечественников за рубежом". Она рассказала о планах МИДа придать русскому языку статус официального на всем постсоветском пространстве. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 252 млн руб.

В мае 2002 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому забота о зарубежных соотечественниках была возложена на МИД. С тех пор представители МИДа время от времени выступают с предложениями о том, как помочь российской диаспоре, которая сегодня насчитывает более 25 млн человек. Одни предлагают упростить процедуру получения соотечественниками российского гражданства, другие -- предоставить бизнесменам диаспоры льготы для участия в российской экономике. Однако конкретных шагов предпринимается мало. "Все дело в распределении бюджетных средств, которые МИД не может толком освоить,-- рассказал Ъ советник мэра Москвы и член правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Константин Затулин.-- МИД не предлагает своей программы. Он просто суммирует запросы русских культурных центров в странах СНГ. В итоге получается, что 210 млн руб., ежегодно выделяемых на нужды русской диаспоры, идут на проведение субботников, ремонт оград вокруг памятников и встречи у этих памятников. Такая поддержка к укреплению русской диаспоры не приведет".

На этот раз МИДом в лице госпожи Митрофановой была затронута самая острая проблема диаспоры -- русский язык. На постсоветском пространстве в качестве второго государственного он остался только в Белоруссии и Приднестровье. В странах СНГ сокращается число русских школ и печатных изданий. На Украине русский объявлен "языком национального меньшинства". В Киеве, например, сегодня чуть больше десяти русскоязычных школ, а в Киевской области их не осталось ни одной. "Мы намерены добиваться придания русскому статуса официального языка в большинстве стран СНГ, а также в местах компактного проживания русскоязычного населения на всем постсоветском пространстве",-- заявила госпожа Митрофанова, выступая перед студентами Международного университета.

Господин Затулин стремление МИДа одобряет, хотя считает задачу придания русскому языку статуса второго официального во всех бывших республиках СССР невыполнимой. "В течение 13 лет мы не работали серьезно в этом направлении со своими соседями из СНГ, и они привыкли к тому, что для нас этот вопрос является третьестепенным,-- сказал он корреспонденту Ъ.-- Наиболее реально добиться признания русского языка вторым официальным в Казахстане и Молдове. И нужно продолжать работать в этом направлении". В будущем году из бюджета для продвижения русского языка в страны СНГ будет выделено уже 252 млн руб., и их МИД предлагает потратить на обеспечение русскоязычных школ учебниками и преподавателями. Господин Затулин же считает, что эти средства нужно распределить иначе: создать представительства за рубежом, наладить общение русских по интернету и издание русскоязычных журналов и газет.




Вечерняя Москва,
26 сентября 2003

Опасная инициатива Народной партии. Депутаты Госдумы хотят лишить Москву статуса столицы

Записал Сергей Никитин

На днях группа депутатов Государственной думы от Народной партии внесла на рассмотрение палаты пакет законопроектов, по которому в Москве останется лишь президент и дипломатические представительства иностранных государств.

По замыслу авторов правительство России должно переехать в Екатеринбург, Конституционный суд - во Владивосток, Верховный суд - в Омск, Центробанк - в Красноярск, Арбитражный суд - в Иркутск. Госдуме предложено заседать в Нижнем Новгороде, а Совету Федерации - в Новосибирске. "Мы предложили эти города во многом случайно, главное - идея рассредоточения центральных органов госвласти по территории России", - завил один из инициаторов законопроекта. Мы попросили прокомментировать эту инициативу директора Института стран СНГ, советника мэра Москвы Константина Затулина. Вот что он сказал:

- Призывы перенести столицу Москвы в какой-нибудь другой город (Санкт-Петербург, Екатеринбург - вариантов множество) раздаются постоянно. Однако такого бредового, извините за грубое слово, предложения, как последняя инициатива "народных депутатов", еще, пожалуй, не было. Можно было бы попытаться представить, как все это будет функционировать - например, как люди с жалобами поедут в Конституционный суд, который будет во Владивостоке, как и за чей счет чиновники будут проводить свои совещания. Можно попробовать посчитать, сколько на это потребуется денег (суммы, надо думать, астрономические). А можно раскрепостить сознание и развить смелую идею: действительно, в правительстве России несколько десятков министерств и ведомств, зачем же их всех держать в Екатеринбурге? Надо рассредоточить министров по городам и весям, чтобы никому не обидно было.

Если же говорить серьезно, то я не вижу смысла обсуждать само это предложение. К тому же оно противоречит Конституции, где черным по белому написано, что столицей России является Москва. Мне кажется, сами авторы прекрасно понимают, что их законопроект - утопия. Но вот мотивы, которые ими движут, достойны внимания.

- Что это за мотивы?

- У нас многие политики, избранные в Думу от регионов, сделали себе карьеру, выбросив лозунг "раскулачивания Москвы", которая, дескать, жирует за счет всей России. Что касается Народной партии, то они сделали этот тезис лейтмотивом своей кипучей деятельности. У них в программе записан пункт о "выравнивании" субъектов Федерации. Новый законопроект - просто апофеоз всей этой антимосковской истерии. Они, как им кажется, сделали очень мощный и удачный пиар-ход. Действительно, в депрессивных регионах, где уровень жизни людей значительно ниже, чем в Москве, такие идеи могут быть очень популярны, и народная партия, таким образом, наберет дополнительные очки.

Однако я хочу заметить, что подобная игра на социальной зависти, на натравливании одних регионов на другие не только недостойна политика, если он считает себя порядочным человеком. Она просто опасна. Ведь эти призывы, которые, как правило, сопровождаются рассказами о роскошной жизни москвичей, порождают рост сепаратизма - уже не национального, а регионального - и могут привести к развалу страны.

Мы в правительстве Москвы убеждены, что если где-то люди живут хуже, чем в столице, то надо не опускать москвичей до их уровня, а поднимать их уровень до московского.

- Почему же лидеры Народной партии, которые на каждом углу кричат о своем патриотизме, об этом не думают?

- Людям, которые вносят подобные законопроекты, наплевать и на страну, и на народ. У них на носу выборы, и надо во что бы то ни стало сохранить свои теплые места в Госдуме, свои хорошие квартиры (в Москве, прошу заметить, не где-нибудь). Проводить агитацию, в том числе такими нестандартными способами, - их право. Только для начала надо перестать называть свою партию "народной".




Кавказский узел,
30 сентября 2003

30 сентября во всех городах и районах Абхазии проходят праздничные мероприятия

В столице Абхазии - Сухуме в честь Дня Независимости состоялся военный парад с участием всех родов войск. Вечером в ознаменование десятой годовщины освобождения Абхазии будет произведен праздничный салют.

Для участия в праздновании Дня Независимости в Абхазию прибыли делегации Государственной Думы Российской Федерации, Краснодарского края, Республик Северного Кавказа, Республики Южная Осетия, Нагорного Карабаха, Приднестровской Молдавской Республики. В праздновании принимают участие представители абхазской диаспоры из Турции, Германии, США и Голландии.

Среди почетных гостей на параде присутствовали: министр обороны Абхазии в 1992-1993 годах Султан Сосналиев, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, председатель комиссии Госдумы по геополитике Александр Шабанов, экс-губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, советник мэра Москвы Константин Затулин, Сергей Бабурин, представители донского казачества.

В понедельник, 29 сентября, в поселке Апианда Гагрского района на Алее Героев был заложен мемориальный камень в память о бойцах Юго-осетинского батальона, погибших во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. В боях за освобождение Гагры погибли Ацамаз Маргиев, Джемал Сиукаев и Роберт Петров-Кокоев. На митинге выступили глава местной администрации Роман Кетия, министр культуры Южной Осетии Константин Пухае и зам. министра образования Абхазии Алексей Касландзия.

Говорят гости Абхазии:

Генерал Сергей Коробко - бывший командующий Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта:

"Хочу пожелать народу Абхазии, чтобы ему никогда не пришлось применять военную технику, чтобы под небом Абхазии всегда царил мир. Желаю военнослужащим, которых мы сегодня увидели на военном параде, чтоб им никогда не пришлось участвовать в боевых действиях. Сегодня в Абхазии праздник, и мы все знаем, какой ценой он достался вашему народу."

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев:

"Мы знаем, что Республика Абхазия ожесточенно боролась за свою независимость. Погибли несколько тысяч абхазских воинов, и это безусловно трагедия, но это и цена за независимость, за мирную жизнь на территории Абхазии. Для нас, жителей Краснодарского края, для моих земляков, Абхазия занимает серьезное место, в том числе и в повседневной жизни. Когда у нас возникают трудности, проблемы, Абхазия всегда с нами. Два года назад, когда банда Гелаева зашла через Грузию на территорию Абхазии, цель ее была - выйти на территорию России, а значит и в Краснодарский край - на Кубань. Этот отряд остановили не грузины, которые воюют под руководством американцев, а именно абхазские военные. Это должны знать мы - кубанцы. Низкий поклон всем, кто защищал эту землю, и наш край, и Россию.

Мы с удовольствием приняли приглашение на этот грандиозный праздник. От имени всей пятимиллионной Кубани, от всей России хочу поздравить вас с Днем Победы и пожелать мира, добра и процветания."

Бывший губернатор Краснодарского края - Николай Кондратенко:

"Я всегда был рядом с жителями Абхазии и чувством большой симпатии отношусь к народу республики. Я сурово осуждал агрессию Грузии против Абхазии. Сурово осуждал хитрого лиса Шеварднадзе, который всегда говорил о высоких общечеловеческих ценностях, о демократии, а на деле, отдал приказ о вторжении в Абхазию.

Я горжусь Абхазией и очень рад тому, что мы видели сегодня здесь. У вас есть чем гордиться и есть чем защитить свою независимость, есть оружие. А самое главное - у вас есть мужество героев, которые защитили свою независимость."

Советник мэра Москвы Константин Затулин:

"У меня прекрасное впечатление от военного парада. Самое главное - что вся эта техника добыта в бою, т.е. это все оплачено солдатской кровью. Я уверен, что больше никто и никогда не посмеет пойти с оружием захватывать Абхазию."

Александр Трубицын, представитель КПРФ России:

"Геннадий Зюганов очень хотел побывать здесь, но из-за предвыборной компании не смог выехать. Я привез послание президенту Абхазии, возложил венок от имени Председателя КПРФ Зюганова на могилу павших героев. Хочется сказать самые теплые слова народу и руководству Абхазии.

14 апреля 2003 г. на Северном полюсе года был установлен флаг Республики Абхазия и сделал я это с огромным удовольствием."

Султан Сосналиев, министр обороны Абхазии во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 г.г.:

"В этот знаменательный день, день десятилетия Независимости Республики Абхазия, хочу пожелать счастья, здоровья, успехов народу Абхазии. Преклоняю голову перед памятью сыновей и дочерей Абхазии. Мы никогда не должны забывать их. Вместе с тем, хочу сказать, что это очень радостный день, потому что это - наша общая великая победа. Всего вам хорошего. Мира и счастья Вам."

P.S.

Константин Затулин, Советник Мэра Москвы

Не хотелось бы комментировать свои собственные комментарии, но должен заметить, что в этой редакции они не вполне соответствуют тому, что я говорил журналистам после парада на площади Свободы.

Парад, действительно, произвел впечатление. Он как раз и был задуман как подтверждение военных возможностей Абхазии в условиях, когда другая сторона конфликта – Грузия не оставляет полностью намерений реванша.

У меня не вызывает восторга то, что за всю эту технику заплачено солдатской кровью. И я, к сожалению, пока не уверен, что никто и никогда не посмеет пойти с оружием для захвата Абхазии. К сожалению, такие намерения могут иметь место. И в наших российских интересах, не допустить их осуществления.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ