ИМА-пресс, 19 сентября 2003 Президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали соглашение о формировании единого экономического пространства. Очередная утопия?
Сергей МАРКОВ, директор Института политических
исследований: - И не утопия, и не реальность. Это инкубатор, в котором
формируются другие модели сотрудничества. Дело в том, что под абстрактным
понятием "единое экономическое пространство" каждая страна подразумевает что-то
свое. Первый вариант - зона свободной торговли, причем в двух видах: один
предполагает свободное передвижение товаров, услуг и капиталов без выплаты НДС и
каких-то специфических для каждого товара налогов; второй - то же самое, но с
НДС. Украина - активный сторонник зоны свободной торговли без налога на
добавленную стоимость. Такая схема позволит Киеву получать нефть, газ и
электричество по внутрироссийским ценам (в 2-3 раза дешевле, чем сейчас). А для
Москвы это ежегодные убытки до 10 миллиардов долларов. Второй вариант -
таможенный союз, когда на всей его территории будут действовать единые
таможенные правила. Третий - общий рынок с общими механизмами по тому типу,
который был в Евросоюзе 30 лет назад. Четвертый - продвинутая форма общего рынка
с надгосударственными органами - то, что было в ЕС в 80-е годы. Вот за эти
основные варианты, по сути, и выступают члены "четверки". А чтобы не
поссориться, они это называют единым экономическим пространством. Что получится
- покажет время. Сегодня ясно одно - внутренние противоречия нужно как-то
устранять, потому что нельзя вечно оставаться в этом инкубаторе.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, вице-спикер Госдумы: - Напротив,
абсолютная реальность! Более того, это единственно верный путь. Назарбаев -
молодец. Всерьез мешает созданию единого экономического пространства только
слабость Кучмы. Ну ничего, если Украина не захочет, будем делать на троих -
Россия, Белоруссия и Казахстан. Потом подтянутся и Киргизия, и Молдавия, и все
остальные. За 10 лет мы объединим всю территорию бывшего СССР, и это здорово.
Евросоюз и Америка, конечно, боятся. Ведь когда этот союз состоится, будет три
мировых центра - Вашингтон, Брюссель и Москва. Будет баланс. Вот это их и не
устраивает.
Николай КОЛОМЕЙЦЕВ, заместитель председателя Комитета
Госдумы по регламенту и организации работы ГД: - При нынешней структуре
исполнительной власти яркий пример утопии - это российско-белорусская встреча в
Сочи. Ну что это такое?! Прежде всего крепкому союзу мешает политическая
составляющая правящих элит - и России, и Украины, и Казахстана. Верхушка
исполнительной власти слишком зависима от своих счетов в зарубежных банках, и
эта ангажированность, а также некомпетентность наших политиков дают возможность
Западу оказывать на них давление.
Владимир ЛУКИН, вице-спикер Госдумы: - И не утопия, и не
реальность. Этот союз предопределен географическими, экономическими и
культурными особенностями названных государств. Однако существует немало
тормозящих факторов, прежде всего - противодействие правящих элит в соседних с
нами странах и явная настороженность США и Евросоюза, которые оказывают на них
давление. Так что возможность реализации этого соглашения сомнительна, как и
жизнеспособность прочих альянсов, заключенных на постсоветской территории. На
мой взгляд, создание настоящего единого экономического пространства - задача,
которая может быть решена только тогда, когда на смену первому поколению лидеров
придут более прагматичные люди - не раньше.
Валерий ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, директор санкт-петербургского
отделения фонда "Российский общественно-политический центр": - Это то, с чего
начинался Евросоюз. Такое объединение отвечает интересам государств, наиболее
продвинувшихся в экономических реформах, - в первую очередь России и Казахстана.
Назарбаев вместе с Явлинским выступал за эту идею еще в 90-х годах. Тогда
лояльно настроенные западные политики советовали нам не спешить с выходом на
мировой рынок, где нас никто не ждет, а сначала вступить в союз. Но если Россия,
Казахстан и Белоруссия примут условие Украины, согласно которому создание ЕЭП не
должно противоречить ее курсу на европейскую и евроатлантическую интеграцию,
никакого позитивного шага сделано не будет. На мой взгляд, амбиции Киева
абсолютно нелепые: мне трудно представить себе Украину равноправным партнером в
ЕС. Скорее всего, на Западе опасаются не столько удаления Украины от Евросоюза,
сколько зависимости ее от России.
Вячеслав ИГРУНОВ, лидер партии СЛОН, заместитель
председателя Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками: - Ну почему?
Реализуются же подобные проекты в Европе. То есть это вполне разумная программа,
однако я не уверен, что в отношении наших четырех стран она выполнима в
ближайшем будущем. Чтобы заниматься подобного рода проектами, необходимо иметь
политическую волю и общие политические цели. Те, кто инициировал процесс
интеграции в Европе, прекрасно знали, что им нужно: они хотели получить
защищенную демократическую Европу с определенным стандартом жизни. Мы же имеем
лебедя, рака и щуку. На Украине многие политики воспринимают шаги по направлению
к единому пространству как нежелательное движение прочь от Европы. Лукашенко
двигаться в Европу не с руки, но для него и Россия - слишком европейская страна.
Отношения же Казахстана и России в сфере экономического сотрудничества если не
идеальны, то достаточно хороши. В целом же общеэкономическое пространство можно
будет строить только тогда, когда у нас появятся общие ценности и единые
представления о будущем. До тех пор эта идея и впрямь утопична.
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: -
Соглашение о едином экономическом пространстве - мертворожденный ребенок. Все,
что написано в этих документах, уже существует в Евразийском экономическом
сообществе. Новизна ЕЭП только в том, что к нему присоединилась Украина. Причем
именно благодаря Киеву подписанное в Ялте соглашение стало всего лишь очередной
декларацией о намерениях, которая никого ни к чему не обязывает. В соответствии
с этим соглашением каждая из четырех стран может участвовать в едином
экономическом пространстве когда захочет и в том объеме, в котором пожелает. Мне
кажется, Украина продолжает действовать так, как действовала прежде: ради
каких-то своих конъюнктурных политических или экономических целей она идет нам
навстречу, а на следующий день, достигая более глубокого стратегического
содержания, дезавуирует свою подпись. Сегодня Кучма готовится убедить
американцев в том, что сможет изменить Конституцию и продлить срок своих
полномочий или хотя бы сдать Украину ставленнику Запада Ющенко под гарантии
своей неприкосновенности. Ему не до интеграции с Россией. Кучма разыграл
российский козырь в отношениях с США, показав, что если те не будут внимательны
к нему лично, то он найдет себя в объятиях России. Вашингтон усвоил урок, и
Леонид Данилович, после того как наконец оказался приглашен в Америку, сегодня
поворачивается к нам спиной. А мы пытаемся замедлить этот процесс подписанием
каких-то документов, встречами, напоминанием о прошлых обязательствах,
обещаниях. Я думаю, Кучма уже замучился нам объяснять, что его главные друзья -
не в России. Он даже книгу написал по этому поводу - "Украина - не Россия". Так
чего еще нам надо, чтобы понять, кто такой Кучма и в чем он заинтересован?!
|